О развитии пассажирских железнодорожных перевозок
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад президента ОАО «Российские железные дороги» Олега Белозёрова
Из стенограммы:
Д.Медведев: У нас сегодня важное совещание в знаковом месте – в моторвагонном депо станции «Подмосковная» Московской железной дороги. Мы поговорим по теме, которая волнует огромное количество наших людей, – как сделать железнодорожные перевозки более удобными, тем более что этот год объявлен в «Российских железных дорогах» Годом пассажира. По-хорошему таким годом должен быть практически каждый год. Но смысл был в том, чтобы поднять планку обслуживания на более высокий уровень, сделать перевозки более современными, комфортными.
Люди в России в силу масштабов страны проводят в дороге очень много времени, и поездки по железной дороге должны быть более комфортными, безопасными, соответствовать тем требованиям, которые предъявляет XXI век. Сервис должен быть на хорошем, современном уровне. Не менее важно, чтобы цены на билеты были доступными. Правительство, министерство, акционерное общество «Российские железные дороги» стараются этого добиваться. Расширяется сеть межрегиональных пассажирских перевозок, закупаются новые вагоны и локомотивы, создаются такие поезда, как стоят за нами. Уже по территории страны ходят активно современные поезда, электрички, в том числе скоростные: «Сапсан» и «Ласточки», «Стрижи». Теперь за считанные часы и по приемлемым ценам можно доехать из Москвы не только до Санкт-Петербурга, но и в другие города.
В субботу было открыто движение по Московскому центральному кольцу, ещё раз поздравляю наших железнодорожников и всех москвичей, жителей Московской области с этим важным событием. Это действительно важный проект «Российских железных дорог» и региональных властей при активной поддержке федерального Правительства. Но, конечно, таких маршрутов должно быть больше при понимании значимости Московского центрального кольца, потому что здесь в общей сложности услугами этого транспортного узла пользуется в пригородном сообщении 662 млн человек в год – это очень серьёзная цифра. Для этого надо выпускать современные поезда. У нас есть предприятия, которые производят инновационный подвижной состав, в том числе локомотивы, двухэтажные вагоны. Мы должны обеспечивать их заказами по мере возможности, поддерживать транспортное машиностроение. Правительство довольно активно этим занимается. От этого зависит и качество пассажирских перевозок.
Назову несколько ключевых мер, которые необходимы. Во-первых, надо совершенствовать тарифное регулирование, делать его сбалансированным, оптимизировать налоговую нагрузку. Тарифы, с одной стороны, должны обеспечивать безубыточную работу железных дорог, компаний-перевозчиков, их дальнейшее развитие, учитывать интересы и отрасли, и регионов, и коллективов. С другой стороны, и это самое главное, они должны учитывать интересы всех наших людей. В прошлом году Правительство приняло решение снизить НДС на дальние перевозки с 18 до 10%.
Эта мера довольно энергично обсуждалась, но позволила сдержать рост тарифов для пассажиров в плацкартных и общих вагонах. Рост здесь не превысил 4%. В результате выросло количество пассажиров, которые воспользовались железной дорогой, а сэкономленные деньги перевозчик смог направить на закупку новых, современных вагонов и локомотивов. Нам надо обновлять парк – это ни у кого сомнений не вызывает, потому что мы достаточно долгое время, к сожалению, по финансовым причинам этими вопросами не занимались.
Есть предложение Минтранса обнулить ставку НДС на пассажирские перевозки дальнего следования, что, по мнению Минтранса, должно сбалансировать доходы и расходы компаний-перевозчиков, поддержать отрасль транспортного машиностроения. Этот вопрос требует внимательной проработки, тем не менее я считаю, что реализация этого предложения в принципе возможна с учётом лимитов бюджетных ассигнований, которые уже доведены до Минтранса России в рамках проекта закона о бюджете на ближайшие три года. Самое главное, что в результате обеспечивается стабильная работа пассажирского комплекса на долгосрочной основе, то есть это не разовое решение. Давайте обсудим все доводы за и против.
Ещё один вопрос, очень важный, касается огромного количества людей. Совсем недавно были проблемы с электричками. Они отменялись на востребованных маршрутах, приходилось реагировать на экстренные обращения регионов, давать жёсткие поручения. Эту задачу нужно было решать быстро. Для этого Правительство обнулило НДС на пригородные перевозки, ввело льготный коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по предоставлению инфраструктуры, то есть государство, по сути, взяло на себя бо́льшую часть затрат и компенсировало «РЖД» потери в доходах, снизив нагрузку на региональные бюджеты. Мера была экстренная, но это помогло в короткие сроки восстановить сообщение и, самое главное, фактически позволило сохранить такой вид транспорта, как электрички, по доступным ценам, в том числе для льготников.
Мы ежегодно продлевали действие льготного тарифа на инфраструктуру, в этом году решили сделать это до конца 2030 года. Кроме того, для того чтобы пассажирский пригородный комплекс и дальше работал стабильно, по решению Правительства мы изменили условия предоставления регионам федеральных трансфертов на развитие дорожного хозяйства – теперь это напрямую зависит от того, насколько эффективно организуют в регионах пригородное сообщение, насколько всё это там сделано качественно, как там утверждены комплексные планы. И до конца 2017 года была установлена нулевая ставка НДС.
Эти меры, вне всякого сомнения, принесли свою пользу. Пригородный комплекс в целом работает достаточно устойчиво, обновляется вагонный подвижной состав, закупаются новые, комфортные электропоезда. Поэтому есть предложение по продлению нулевой ставки НДС на долгосрочный период. Давайте обсудим и эту меру.
Понятно, что поездами, электричками пользуются и пенсионеры, и дети, и в целом люди с невысокими доходами. Не все они могут оплатить билеты по полной цене, особенно если едут из дальних регионов на юг. У нас установлена 50-процентная скидка на проезд детей старше 10 лет в учебный период. В этом году «РЖД» за счёт собственных денег предоставило детям от 10 до 17 лет такую же скидку на время летних каникул на проезд в плацкартных и общих вагонах. Это была очень важная мера, она поддержала многие семьи. В результате за лето на отдых поездом съездили более 2,5 млн детей, это на 15% больше, чем в 2015 году.
Есть предложение продлить эту скидку, сделать её круглогодичной, компенсируя при этом расходы «РЖД» из федерального бюджета. Это также требует внимательного анализа и оценки. В любом случае эта мера помогла в этом году, и надо за это поблагодарить наших коллег из акционерного общества «Российские железные дороги».
Некоторые категории льготников имеют право на бесплатный проезд в пригородных электричках. Здесь есть проблемы: деньги, которые мы выделяем из федерального бюджета, не покрывают расходы компаний, поэтому надо дополнительно проработать вопрос о том, как компенсировать перевозчикам убытки от перевозки льготников.
Все эти вопросы требуют комплексного решения. Нам нужна новая модель организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом во всех видах сообщения, как дальнего, так и пригородного. Именно эта идея заложена в проекте федерального закона, который сейчас дорабатывается Минтрансом. В рамках этой модели органы государственной власти, которые отвечают за организацию транспортного обслуживания граждан, и перевозчики должны взаимодействовать на долгосрочной основе. Договоры об организации регулярного пассажирского сообщения должны заключаться на основе конкурса по аналогии с процедурой заключения концессионных соглашений. Такой закон можно было бы принять уже в осеннюю сессию 2016 года. Обращаюсь к Минтрансу: прошу вместе с вновь избранным составом Государственной Думы этот вопрос проработать.
Во время посещения Читы мне был задан вопрос относительно ускоренного развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (это проект «Восточный полигон», на основных участках поток поездов уже сейчас растёт), и я обещал, что мы на совещании сегодня этот вопрос обсудим. Наша основная задача – увеличить пропускную способность Транссиба и БАМа, обновить их инфраструктуру, обеспечить подходы к портам. Сейчас эта задача в комплексе решается. Утверждён детальный план модернизации магистралей. При полном финансировании в ближайшие три года железнодорожная инфраструктура сможет обеспечить прирост провозной способности в размере 66 млн т в год – это если брать 2020 год по отношению к 2012-му. Мы будем активно применять инструмент технологической и ценовой оценки отдельных проектных решений. Это уже сегодня позволяет находить дополнительные резервы для того, чтобы снимать проблемные вопросы. Мы работаем по развитию Восточного полигона уже достаточно активно. Прошу сказать, есть ли какие-то проблемы, которые требуют нашего вмешательства.
О.Белозёров: За восемь месяцев текущего года рост производительности труда составил 5,6%, издержки сокращены более чем на 60 млрд рублей. Это позволяет в полном объёме выполнить обязательства коллективного договора. Вы давали поручение, и мною подписаны все распорядительные документы об индексации заработной платы работников компании с 1 октября на 3%, а с учётом мартовской индексации суммарное повышение в этом году составит 6,5% благодаря той экономической работе, которую мы провели.
2016 год для нас особенно важен, поскольку «Российские железные дороги» присоединились к отраслевому соглашению по организациям железнодорожного транспорта, и в этом году мы заключаем трёхгодовое дополнительное соглашение, в котором сохранены все гарантии, имевшиеся у работников и пенсионеров, и есть некоторые нововведения. Именно это соглашение является основой для подготовки коллективного договора, который мы планируем до 1 декабря заключить.
Мы прилагаем все усилия, чтобы соответствовать ожиданиям государства и потребителей. Как уже сегодня говорили, мы объявили 2016 год Годом пассажира. Буквально несколько цифр о состоянии инфраструктуры. Выполнено освещение более 2,5 тыс. платформ и остановочных пунктов – более 15%; полностью укрыто навесами более 5100 платформ и остановочных пунктов – более 30%; выполнены дополнительные и капитальные ремонты, реконструкция 140 остановочных пунктов.
Мы видим, что наши усилия дают результаты. По итогам летних перевозок «Российские железные дороги» перевезли в дальнем следовании более 35 млн пассажиров (почти 8% прирост), в том числе более 6 млн детей в возрасте до 17 лет. При этом для перевозки ребят в составе организованных групп назначено 248 рейсов детских специализированных поездов, в которых с июня до конца сентября перевезём около 500 тыс. юных пассажиров. При поездках на курорты Черноморского побережья нашими услугами воспользовались порядка 6,5 млн пассажиров, это плюс 16%. Это стало возможным в результате системной работы по увеличению количества предложенных мест в южном направлении. 50-процентная скидка в этом году дала возможность перевезти именно летом большее количество детей категории от 10 до 17 лет. С начала учебного года льгота предоставляется школьникам за счёт федерального бюджета и было принято решение о дополнительном выделении 200 млн рублей для перевозки детей.
Летняя положительная динамика стала возможна во многом благодаря тем решениям, которые Правительство приняло по обеспечению ценовой доступности. Это прежде всего снижение налога на добавленную стоимость на дальние перевозки, причём в вагонах купе и СВ индексация не проводилась. Мы в этом году практически на 75% поездов реализуем программу динамического ценообразования, которая позволяет нам маневрировать и серьёзно снижать стоимость билетов. Помимо этого снижение ставки НДС позволило выполнить поручение по итогам совещания в Твери под Вашим руководством. Из заказанных в текущем году 180 вагонов, в том числе 76 двухэтажных, по состоянию на 1 сентября уже поставлено 143 вагона, в том числе 53 – двухэтажных.
В настоящее время рассматривается возможность установления нулевой ставки НДС. Мы считаем, что могли бы дополнительно обновлять ежегодно порядка 100 вагонов (это почти 14 млрд рублей), создать новые рабочие места и предложить большему числу пассажиров комфортные условия, а также снизить нагрузку на бюджет и позволить оптимизировать цены на билеты для пассажиров.
Одно из важнейших направлений нашей работы – развитие скоростного и высокоскоростного движения новыми поездами. Наши современные поезда – «Ласточки», «Сапсаны», «Стрижи» – смогли завоевать благосклонность пассажиров и пользуются очень высоким спросом. Услугами дневных поездов с начала года воспользовались почти 7 млн пассажиров, это на 25% больше уровня прошлого года и составляет почти 11% от общего пассажиропотока. Расширяется и география дневного экспресса. В рамках этой программы курсирует 43 пары пассажирских поездов по 25 направлениям. В Москву из Воронежа или Белгорода можно добраться за 6 часов 45 минут, из Смоленска – за 4 часа 16 минут. 13 августа установили суточный рекорд по количеству отправленных пассажиров в поездах «Сапсан» – почти 17,5 тыс. пассажиров. Практика эксплуатации «Сапсанов» развеяла стереотип о том, что этот поезд исключительно для обеспеченных людей, поскольку на старте продаж нижняя стоимость билета составляет 999 рублей, а люди старше 60 лет могут заблаговременно приобрести билет за 500 рублей. Населённость поездов в среднем составляет 77%. В июне достигала 95%.
Ещё один амбициозный проект – это строительство высокоскоростной магистрали Москва – Казань со скоростью движения до 400 км/ч. Утверждён сетевой план-график, мы движемся в рамках него, проводим проектные работы, готовим модель строительства данной линии и проводим активные переговоры по вариантам участия в финансировании проекта международных партнёров. В следующем году мы уже подготовим итоговую модель, которую будем предлагать к рассмотрению.
В целом по стране удалось стабилизировать ситуацию с сохранением размера движения пригородных поездов. Уточню несколько цифр: федеральное Правительство берёт практически всё финансирование на себя – это 80% суммарного дефицита, а в отношении 20% ведётся работа, в том числе с пригородными компаниями, по покрытию этих расходов.
Правительство приняло решение о выделении средств в размере 4,7 млрд рублей, внесло средства в уставный капитал ОАО «РЖД». Это стало большим подспорьем на заключительном этапе перед запуском движения на Московском центральном кольце. Здесь используются современные электропоезда «Ласточка», которые произведены на заводе «Уральские локомотивы». Более 10 тыс. сотрудников выпускают эти современные поезда. Достойное место в ряду подвижного состава нового поколения заняли и пригородные поезда Демиховского завода. В целом хочу выразить огромную благодарность нашим транспортным машиностроителям, которые предлагают всю разнообразную продуктовую линейку для решения практически всех задач, которые у нас в стране существуют по перевозке пассажиров.
Вы обратили внимание, что, по сути, каждый год в компании должен быть Годом пассажира. Мы сейчас заканчиваем разработку программы развития пассажирского движения до 2020 года, куда входят и подготовка к Кубку конфедераций FIFA в 2017 году, и чемпионат мира по футболу. И основные направления, конечно, – это меры транспортной безопасности, удобство, стоимость. Все эти направления учтены в нашей программе.
По БАМу и Транссибу. Решения по увеличению пропускной способности в восточном направлении в рамках графика приняты, на совещаниях у Аркадия Владимировича (Дворковича) неоднократно были обсуждены. План-график гибкий. Если мы видим, что наши коллеги-грузоотправители имеют необходимость увеличить объём провозных мощностей, мы смотрим, как сдвинуть и ускорить программу реализации. При этом проводим технологический ценовой аудит. Уже в прошлом году сэкономлено 8 млрд рублей, и на данный момент мы видим, что будет ещё дополнительная экономия 5 млрд рублей. Будем выходить с предложениями по возможностям использования этих средств. Есть и второй этап развития до 2025 года. Он чётко прописан и оцифрован поэлементно, точно так же: будет возникать необходимость, мы будем этот график двигать.
Длительный период времени недостаточное внимание уделялось состоянию путевого хозяйства. В этом году были проблемы у Забайкальской дороги, и мы вышли с предложением добавить 15 млрд рублей на приведение в нормативное состояние пути. Львиная доля этих денег идёт как раз на Забайкальскую железную дорогу. Мы туда направили дополнительное количество кадров, вкладываем деньги в улучшение состояния пути, а также утвердили дополнительный пятилетний план, который включает улучшение бытовых условий. Помимо этого идёт обустройство модульных пунктов обогрева, мобильных жилых комплексов, предусмотрены мероприятия по реализации жилищной политики и развитию социальной сферы. Всё это вместе должно нам дать возможность стабилизировать ситуацию.
Мы постоянно взаимодействуем с федеральными органами – с Министерством транспорта, с Минэком, с Минфином, с ФАС, подготовили ряд предложений по внесению изменений в нормативные акты, внесли их в протокольное решение, просим наши предложения рассмотреть.
Источник: http://government.ru/news/24520/