О развитии научно-производственной кооперации

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 13 мая 2019 года.

Д.Медведев: Я утвердил меры государственной поддержки научно-образовательных центров, которые мы создаём, центров мирового уровня. Эти центры создаются в рамках национального проекта «Наука». К 2021 году будет сформировано не менее 15 центров, которые должны объединить ведущие университеты, научные организации с компаниями, действующими в реальном секторе экономики. Они должны готовить квалифицированных специалистов для решения крупных научно-технологических задач в нашей экономике. Задача Правительства – такие центры поддержать. Мы, соответственно, будем распределять гранты в форме субсидий. Эта работа уже началась. Хотя в принципе там есть общий конкурсный порядок, приняты решения о том, чтобы вне конкурса определить в этом году уже несколько центров, для того чтобы быстрее начать работу.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите, что предполагается сделать, как будут реализовываться меры государственной поддержки этих центров?

Т.Голикова: Как я уже предварительно Вам докладывала, с учётом имеющегося в рамках послания Президента поручения и Вашего решения в пилотном режиме на 2019 год отобрано пять пилотных научно-образовательных центров – в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях. Инициаторами создания научно-образовательных центров выступают сами регионы. Программы пяти пилотных научно-образовательных центров будут рассмотрены нами на специально созданном в соответствии с постановлением, которое Вы подписали, координационном совете при Правительстве.

Что должны содержать программы, которые будут готовить соответствующие научно-образовательные центры? Весь спектр мероприятий – от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализации образовательных программ до получения новых конкурентоспособных технологий и коммерциализации соответствующих результатов. Также целевые индикаторы, перечень организаций – участников НОЦ, сроки и финансовое обеспечение и источники этого обеспечения по конкретным мероприятиям. Как Вы уже отметили, начиная с 2020 года оставшиеся 10 научно-образовательных центров будут отбираться по конкурсу. В первый год, то есть 2019 год, мы не планируем передачу грантов, мы предполагаем передачу грантов только по результатам исполнения программы за соответствующий финансовый год. То есть центры, которые в пилотном режиме отобраны на 2019 год, получат финансовую поддержку в 2020 году по итогам реализации программы.

Что важно? Эти научно-образовательные центры могут использовать на своё развитие и мероприятия, которые они спланировали в рамках программ, не только средства, которые мы даём в рамках нацпроекта, но и финансовые ресурсы, которые предусмотрены по другим направлениям. Что же касается непосредственно национального проекта, то это одно из мероприятий, которое как раз предполагает в меньшей степени выделение средств из федерального бюджета – 8,6 млрд рублей, в большей степени выделение средств внебюджетных – 35 млрд рублей. То есть в большей степени здесь расчёт на то, что реальный бизнес будет заинтересован в этом проекте и тоже будет вкладывать финансовые ресурсы.

Какой ещё особенностью отличаются эти научно-образовательные центры? Они образуются без создания юридического лица. Туда входят вузы, научные организации, предприятия, действующие в реальном секторе экономики. И важно, что это может быть инициировано не только одним регионом. Например, в Тюменской области в состав НОЦ входят также предприятия и организации, которые располагаются на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Направления деятельности НОЦ должны строго соответствовать приоритетам Стратегии научно-технологического развития, которая утверждена и действует в Российской Федерации. На 2019 год пять научно-образовательных центров, которые отобраны, охватывают сельское хозяйство, энергетику, машиностроение, химические и ядерные, включая медицинские, технологии, биологическую безопасность животных, растений и человека. И в этом смысле мы практически охватываем весь спектр приоритетов научно-технологического развития.

Какие цели мы намерены решать посредством создания и деятельности этих научно-образовательных центров? 

Первое – это обеспечение возможности трудоустройства по окончании вуза для выпускников и создание условий для профессионального развития молодых учёных, возможность удержать молодых людей на территории, где они родились, где они получили или получат образование.

Второе. Научные организации и вузы получат возможность коммерциализации результатов научных исследований, в том числе  создания новых малых инновационных предприятий, а также возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов в науку.

Наконец, предприятия реального сектора экономики на основе результатов научных исследований получат новые конкурентоспособные технологии и, соответственно, подготовленные кадры.

В заключение хочу обратить внимание на то, что регионы тоже должны активно участвовать не только в инициации создания научно-образовательных центров, но и в создании дополнительных преференций для предприятий и организаций, которые входят в состав научно-образовательного центра, и, конечно, обеспечении жилищных условий для тех, кто будет там учиться и работать.

Д.Медведев: Мы про жильё говорили. Если мы эти центры создаём, то, естественно, они должны соответствовать тому, о чём Вы сказали, и требованиям указа, – это действительно должны быть центры абсолютно мирового уровня. Это  не должна быть очередная игра во всякие корпоративные структуры, которые каким-то образом создаются, кто-то что-то на этом получает… Это должны быть центры мирового уровня. Поэтому я просил бы самым внимательным образом следить за тем, как эти процессы идут. Решения правильные, но главное, чтобы туда приехали настоящие учёные или же местные кадры использовались в полном объёме. А если местных кадров не хватает, то столичные кадры использовались, столичные специалисты приезжали. Только в таком случае это даст эффект, на который мы рассчитываем.

Т.Голикова: Да, Дмитрий Анатольевич. Я Вам предварительно докладывала, что этот координационный совет будет при Правительстве. У Правительства будет возможность оценивать результаты программ, которые они реализуют, и только по результатам этой оценки выделять финансовые ресурсы решением Правительства и, соответственно, выбирать новые центры – тоже решением Правительства. То есть статус мы поднимаем с уровня министерства, как изначально предполагалось, на уровень Правительства, чтобы это было более публичным и более осязаемым с точки зрения результатов и последующей оценки этой деятельности.

Д.Медведев: Так и надо сделать.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/36628/