О рассмотрении проектов финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Доклад генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы сегодня проведём совещание прямо в поезде – по развитию железных дорог, финансовому плану и инвестиционной программе. И едем мы не ради того, чтобы полюбоваться заснеженными сибирскими просторами, а чтобы обсудить, как будет развиваться акционерное общество «Российские железные дороги» в 2020 году и в плановый период 2021–2022 годов. Заодно посмотреть, как развивается инфраструктура самих железных дорог: вокзалы, станции, поезда.
Рассмотрим проекты финансового плана и инвестиционной программы. Традиционно мы всё это обсуждаем на заседании Правительства. Мы это сделаем – вернёмся к теме на одном из ближайших заседаний, чтобы юридически утвердить эти проекты так, как мы это делали последние годы. А сегодня обсудим чуть более подробно и предметно вопросы, которые входят в повестку дня.
Очевидно, что железная дорога с учётом расстояний и разнообразного климата страны имеет для нашего государства особое значение, обеспечивает перевозку практически половины грузов и более четверти пассажиров. В условиях Сибири это особенно важно.
Перед компанией сегодня стоят масштабные цели. Весной этого года мы утвердили долгосрочную программу развития «Российских железных дорог» на период до 2025 года. Компания участвует в выполнении Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. И конечно, нужно, чтобы и финансовый план, и инвестиционная программа были направлены на достижение стоящих перед компанией стратегических задач. «РЖД» остаётся одной из крупнейших наших государственных компаний, что само по себе предопределяет её место в экономике.
Планируемый объём инвестиционной программы на три года составляет 2,5 трлн рублей, сумма очень значительная, в том числе в 2020 году – более 820 млрд рублей. Правительству надо разобраться, как расходуются полученные деньги, и найти им наилучшее применение.
Бόльшая часть инвестиций должна быть направлена на развитие инфраструктуры, модернизацию железнодорожных путей, обновление локомотивного парка. На наиболее крупные проекты, которые увеличат пропускную способность железных дорог: речь идёт о модернизации Восточного полигона, включая БАМ и Транссиб, развитии Центрального транспортного узла, создании подходов к морским портам. Это даёт возможности для транзита через всю страну, снятия инфраструктурных ограничений, которые существуют, и ещё в большей степени помогает нам увеличить темпы роста товаропотока между Европой и Азией.
Инфраструктура для пассажиров также будет обновляться, чтобы отвечать самым современным требованиям, причём во всех сегментах перевозок – как дальних, так и пригородных. Тем более что число пассажиров растёт, это хорошая тенденция, по итогам этого года мы прогнозируем рекордные показатели – почти 1,2 миллиарда человек, если говорить о поездках. И понятно, что гражданам, которые у нас пользуются поездами, а это практически вся наша страна, должны быть гарантированы и комфорт, и безопасность. Это, конечно, новые вагоны и электрички, это внедрение «цифры», от чего зависит управление таким сложнейшим технологическим комплексом, как железные дороги, это вокзалы, которые должны приводиться в порядок, поскольку это всё-таки не самое наше сильное место всегда было, развитие скоростных и высокоскоростных магистралей, которые связывают города и обеспечивают сообщение внутри агломерации, и, безусловно, новые маршруты. Уже началась продажа билетов на первый поезд, который в конце декабря пройдёт про Крымскому мосту, что само по себе очень отрадное событие.
Такие компании, как «РЖД», должны работать стабильно. Для этого многое сделано в плане повышения качества услуг «Российских железных дорог», проведения гибкой тарифной политики и окупаемости перевозок. Правительство в целом сохраняет основные механизмы поддержки компании. Параметры индексации тарифов на перевозку грузов определены в соответствии с долгосрочной моделью тарифообразования по известной формуле: инфляция минус 0,1 процентного пункта. Это отражено, кстати, и в наших прогнозах социально-экономического развития. Тем не менее работа над эффективностью деятельности компании, структурой доходов и расходов, формированием дополнительных источников для инвестиций должна быть продолжена. В конечном счёте это позволит лучше выполнить компании задачи, которые на неё возложены.
Е.Дитрих: Дмитрий Анатольевич, коллеги, рад вас приветствовать на территории российских железных дорог, в точке сосредоточения традиций и инноваций. Хотел, Дмитрий Анатольевич, поблагодарить Вас за поддержку решений, которые направлены на опережающее поступательное развитие железнодорожного транспорта. Важнейшим из этих решений, Вы сказали, было принятие долгосрочной программы развития «Российских железных дорог». Оно позволило компании не только определить приоритеты в направлениях, в которых мы должны двигаться, но и дать определённые сигналы инвесторам, которые в компанию вкладывают средства; нашим грузоотправителям, чтобы они понимали объёмы и синхронизировали их по времени, по годам; дать определённую надежду нашим пассажирам на то, что качество предоставления услуг в дальнейшем будет развиваться.
Д.Медведев: Вы очень грустно говорите: дать надежду пассажирам.
Е.Дитрих: Надежду на лучшее.
Д.Медведев: Надежда, как известно… Не надежду надо дать, а сделать так, чтобы были нормальные, комфортные условия. Это не так сложно.
Е.Дитрих: Сегодня Россия занимает третье место по эксплуатационной длине железных дорог, второе – по грузообороту, четвёртое – по пассажирообороту. Об этих параметрах Вы сказали. Отечественные железные дороги осуществляют более 46% грузооборота страны, более 24% пассажирооборота. Инфраструктура «Российских железных дорог» связывает сегодня 77 из 85 субъектов Российской Федерации. Поддержка Правительства и работа компании конвертируется в повышение её инвестиционных международных рейтингов, рост финансовых результатов и увеличение объёмов перевозок пассажиров и грузов.
Д.Медведев: А что с рейтингами? Это довольно важный момент.
О.Белозёров: У нас рейтинг равен рейтингу суверенному, в одном агентстве на одну ступеньку выше. Поскольку у нас есть транзит, это даёт дополнительную уверенность нашей устойчивости. Но прежде всего опираются на Вашу поддержку, поддержку Правительства. Все отмечают абсолютно устойчивые рейтинги «Российских железных дорог».
Е.Дитрих: Эти показатели и в дальнейшем будут являться индикаторами для агентств и инвесторов. Поддержка Правительства, внимание к работе «Российских железных дорог» позволяют инвесторам строить прогнозы на основе взаимодействия «РЖД» с государством, позволяют привлекать и удерживать стоимость капитала на приемлемом уровне, повышать стоимость «Российских железных дорог» как компании, имеющей уставный капитал, реализовывать задачи по финансированию проектов развития.
Кратко об ожидаемых итогах деятельности «Российских железных дорог» в текущем году и задачах на предстоящий период.
В части грузовых перевозок в 2019 году на объём погрузки значительное влияние оказали внешние независящие от работы транспортного комплекса факторы, которые связаны в первую очередь с торговыми войнами, конъюнктурой мировых рынков угля и металла. В этих условиях предпринимаем значительные усилия для реализации экспортного потенциала российских предприятий. Принято около 50 решений по предоставлению скидок, которые позволили снизить затраты грузоотправителей и повысить их конкурентоспособность на мировых рынках. Это позволило привлечь на дорогу дополнительно 7 млн тонн грузов. В 2019 году планируется обеспечить перевозку 375 млн тонн угля, в том числе в направлении Дальнего Востока будет 87,5 млн тонн. При этом параметры долгосрочной программы развития «РЖД» на 2019 год были сформированы исходя из условия прироста перевозок в восточном направлении на 1,2%. Обеспечены в полном объёме потребности в перевозке 22 млн тонн зерна, 232 млн тонн нефтепродуктов и 139 млн тонн металлических руд.
«Российскими железными дорогами» была проведена работа по улучшению структуры перевозок за счёт отдельных видов грузов. Благодаря реализации комплексных мер обеспечен прирост контейнерных перевозок, в этом году он превысит 11%. Это создаёт синергетические эффекты для грузоотправителей, получающих комплексную услугу по всей интермодальной цепочке. Вообще и с точки зрения реализации комплексного плана, в котором перевозка контейнеров с Дальнего Востока к западной границе России поставлена как отдельная специальная задача, мы рассматриваем контейнеры как самый перспективный, оптимальный и универсальный вид груза. Он позволяет оперативно реализовывать все возможные логистические решения, управлять потоками и сегодня в наибольшей степени удобен для длинного транзита из Китая в Европу.
В результате всех изменений с учётом конъюнктуры грузооборот в 2019 году возрастёт на 0,7%, а в международном сообщении на 1,3%. Экспортные перевозки в восточном направлении вырастут на 4,2%.
Пассажирский комплекс. Здесь уже обеспечена стабильная высокая динамика во всех сегментах перевозок. И это с учётом высокой базы, которую нам дал чемпионат мира по футболу. Такое увеличение объёмов обеспечено благодаря формированию «Российскими железными дорогами» новых транспортных маршрутов и продуктов, приобретению современного подвижного состава, постоянному повышению качества обслуживания пассажиров как в пути следования, так и на вокзалах.
В целом по результатам 2019 года будет отправлен 1 миллиард 176 миллионов пассажиров с ростом на 1,6% к 2018 году. Этот результат будет достигнут за счёт перевозки 112 миллионов пассажиров в дальнем следовании и 1 миллиарда 64 миллионов в пригородном сообщении. Пассажирооборот прогнозируется с ростом на 2,4% к уровню долгосрочной программы (мы перевыполняем показатели программы) и будет самым высоким с 2014 года.
Текущий год для скоростного поезда «Сапсан» является юбилейным. Прошли 10 лет со дня ввода его в эксплуатацию. И этот вид сообщения сегодня показывает устойчивый рост. 94-процентная загрузка позволяет нам говорить о том, что этот вид перевозки очень востребован нашими пассажирами. Всего за 10 лет «Сапсанами» перевезено 37,5 миллиона пассажиров.
В целом по итогам работы за 2019 год «РЖД» выполнило и даже улучшило ключевые финансовые показатели по сравнению с долгосрочной программой развития. В основе этого лежит системная планомерная работа по повышению внутренней эффективности деятельности компании. Речь идёт о работе с себестоимостью, позволяющей предоставлять клиентам скидки, о работе с ценами в рамках долгосрочных контрактов, об эффективном взаимодействии с инвесторами на рынках капитала и об улучшении финансирования пассажирского комплекса.
По итогам 2019 года EBITDA сформирована в объёме 416 млрд рублей с ростом к прошлому году на 9,4%. Чистая прибыль ожидается на уровне 27 млрд рублей с ростом к уровню прошлого года на 8,6 млрд рублей.
Сформированы источники для реализации инвестиционной программы в размере 689 млрд рублей с ростом к ДПР на 7 млрд.
Ключевой задачей является своевременное выполнение параметров комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. На эти цели предусмотрено 169 млрд рублей.
Основные проекты Вы уже упомянули, Дмитрий Анатольевич, во вступительном слове: АЧБ, Северо-Запад, БАМ и Транссиб, Центральный транспортный узел.
Основная сумма будет направлена на проект обновления технологической инфраструктуры, снятие инфраструктурных ограничений и приобретение подвижного состава. По итогам года будет осуществлена реконструкция и модернизация 6,5 тыс. км железнодорожного пути. Это позволит снизить длину пути со сверхнормативным пропущенным тоннажом почти на 1 тыс. км, а с постоянным ограничением скорости – на 1 тыс. 300 км. Также это повысит скорости движения пассажирских и грузовых поездов на 1,1 тыс. км пути. Кроме того, возрастёт скорость доставки грузов до 394 км в сутки. Будут приобретены 357 единиц моторвагонного подвижного состава и 742 локомотива.
Перехожу к параметрам трёхлетнего финансового плана. В его основу заложен актуализированный целевой прогноз социально-экономического развития. Параметры индексации тарифов на перевозки грузов определены в соответствии с долгосрочной моделью тарифообразования. Уровень инфляции -0,1%. Считаю важным, чтобы все тарифные решения были приняты ответственными федеральными органами исполнительной власти до конца ноября текущего года. В 2019 год мы входили, когда тарифные решения были приняты в январе соответствующего года, и это создало определённые проблемы и трудности.
Д.Медведев: Это всегда хуже. Очевидно, чем позже принимаются такие решения, тем сложнее прогнозировать, планировать основной параметр хозяйственной деятельности. Здесь, надеюсь, у нас не будет таких ситуаций.
Е.Дитрих: Мы плотно работаем с органами, принимающими тарифные решения.
Д.Медведев: Если что, скажите мне, но я думаю, здесь нет никаких оснований, чтобы затягивать.
Е.Дитрих: В части объёмов перевозок на предстоящий период сохранится преобладание роста погрузки в экспортном сообщении. При росте погрузки в среднем за период 2020–2022 года на 2,5% на экспорт погрузка увеличится на 4,1% в среднем за период. Это приведёт к опережающему росту грузооборота с увеличением доли экспорта угля в основном в направлении Восточного полигона. Всё более востребованными сегодня становятся контейнерные перевозки, наиболее интенсивный рост ожидается в транзите контейнеров – более 20% ежегодно. Это полностью соответствует параметрам комплексного плана.
В трёхлетнем периоде предусматривается опережающее развитие пассажирских перевозок – прирост к параметрам долгосрочной программы на 3,2%. Главным образом это стало возможным в результате серьёзного обновления парка подвижного состава. За три года будут приобретены 401 вагон электропоездов «Ласточка», очень востребованный сегодня регионами и пассажирами подвижной состав, очень современный и комфортный; 237 вагонов будут приобретены для пригородных перевозок, наши стандартные поезда; и 1799 пассажирских вагонов для Федеральной пассажирской компании. Подчеркну: соблюдение принятых Правительством решений о полной компенсации потерь в доходах, возникающих в результате госрегулирования тарифов на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении, позволит дополнительно приобрести около 500 вагонов. Такие решения мы принимали, а в прошлом году фиксировали их, соответственно, на долгосрочный период. Это существенным образом скажется на качестве оказываемых услуг и связанности регионов, а также повысит активность и мобильность населения.
Но дефицит средств федерального бюджета на субсидии, на инфраструктуру в пригородном сообщении за три года составит порядка 24,8 млрд рублей. Также не предусмотрено погашение 23 млрд рублей подтверждённой задолженности прошлых лет, в том числе только по 2019 году сложилась такая задолженность в объёме 2,4 млрд рублей. Сегодня в бюджетных назначениях у нас плоская полка, по 2020–2022 годам предусмотрено 36,7 млрд рублей каждый год, а с учётом роста пассажиропотока объём тех средств, которые необходимы для компенсации этого инфраструктурного назначения, растёт по годам, достигая 47 млрд рублей в 2022 году.
Просил бы поддержать решение данного вопроса по компенсации соответствующей разницы.
О параметрах инвестиционной программы с точки зрения привлечения средств. «РДЖ» вступает в мощный инвестиционный цикл, объём инвестпрограммы с 2020 по 2022 год составил 2,5 трлн рублей. В том числе в 2020 году это 821 млрд рублей с небольшим. «РЖД» принимает все необходимые меры по созданию инфраструктуры для выполнения задач, поставленных в майском указе и комплексном плане. На развитие инфраструктуры в 2020–2022 годах планируется направить свыше 1 трлн рублей, а на проект обновления – почти 900 млрд. На закупку подвижного состава в 2020–2022 годах предусмотрено 488 млрд рублей. Это позволит приобрести более 1800 локомотивов. Компания запланировала опережающую закупку современных электровозов и новых грузовых тепловозов для вождения тяжеловесных поездов весом 7100 т на Восточном полигоне. Это необходимое условие для удовлетворения спроса и опережающих заявок на вывоз грузов в этом направлении. Закупка таких электровозов и тепловозов позволит дополнительно перевезти по Восточному полигону 18 млн т в год. Финансирование существенной части инвестпрограммы будет осуществлено практически без привлечения бюджетных средств, за счёт собственных и заёмных источников, которые привлекает «РЖД».
Просили бы, Дмитрий Анатольевич, в соответствии с ранее принятыми решениями (мы, по-моему, в 2014 году о них договаривались) предусмотреть возможность финансирования увеличенной программы по закупке тягового подвижного состава из средств ФНБ за счёт остатков на счетах Банка ВТБ. Они первоначально предполагались на приобретение именно этих локомотивов. В определённый момент времени «РЖД» заместило эти средства заёмными. Сейчас есть ощущение, что у нас чёткая потребность в возврате к этим решениям, к возможности использовать эти деньги.
Для обеспечения связанности агломераций предусмотрены беспрецедентные инвестиции в развитие пассажирского комплекса. В 2020–2022 годах это 500 млрд рублей. Для развития пассажирской инфраструктуры предусмотрено создание специализированного пассажирского хода на направлении Центр – Юг. Совместно с правительством Самарской области планируется реализовать проект по ускоренному пассажирскому сообщению на направлении Самара – Тольятти. Запланировано масштабное развитие инфраструктуры Центрального, Саратовского и Пермского транспортных узлов.
Учитывая положительный опыт развития пассажирских перевозок в Центральном транспортном узле, «Российские железные дороги» приступили к созданию нового продукта – пригородно-городских перевозок в Санкт-Петербургской агломерации.
В пассажирском сообщении одним из важных направлений для нас является развитие высокоскоростного сообщения. Сформирован комплексный проект создания высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород. Совместно с аналитическим центром при Правительстве мы ведём работу по включению проекта в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры именно в такой конфигурации. Реализация этого проекта станет драйвером для научно- технического прогресса, будет способствовать локализации передовых технологий и производств, развитию агломераций и сближению регионов.
На текущий момент проектная документация по высокоскоростным магистралям для строительства пути между Железнодорожным и Гороховцом (часть ВСМ Москва – Нижний Новгород) разработана и прошла государственную экспертизу.
Главным приоритетом инвестпрограммы «РЖД» в целях развития инфраструктуры является выполнение целевых показателей комплексного плана.
В 2020–2021 годах «Российские железные дороги» планируют завершить первый этап модернизации БАМа и Транссиба и приступить к началу реализации второго этапа. С учётом этого Минэнерго и Минэкономразвития крайне важно завершить работу по программе развития угольной промышленности до 2035 года, включающей в себя топологию развития угольных месторождений и корреспонденции перевозок угольных грузов железнодорожным транспортом.
Завершая, хотел бы сказать, что на протяжении всего среднесрочного периода сохранится опережающий рост темпов доходов «РЖД» над расходами. Прибыль от продаж, EBITDA, чистая прибыль инвестиций увеличены по отношению к долгосрочной программе. Эти результаты будут достигнуты при реализации и сохранении принятых Правительством решений в части тарифной и бюджетной политики. Просил бы поддержать основные инициативы, которые изложены в проекте протокола.
О.Белозёров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы задали вопрос по поводу наших рейтингов. Сразу же могу сказать: принятие программы до 2025 года, уникальной для «Российских железных дорог» – такой детальной программы не было никогда, – сразу же позволило нам повысить рейтинг и привлекать средства на более выгодных условиях за счёт понимания инвесторами действий Правительства и «Российских железных дорог». Я бы обратил особое внимание на то, как мы действуем в рамках программы. Вы ставили задачу по постоянному вниманию в отношении оптимизации издержек. На ближайшие три года у нас цель – сэкономить 120 млрд рублей, и мы эту цель выполним. Хотел бы обратить внимание ещё на один ключевой показатель, на который Вы нам указываете, – это рост производительности труда. За последние четыре года рост производительности труда в «Российских железных дорогах» – 27%. В программу заложен постоянный рост на 5%, мы обязательно с этой цифрой справимся.
В отношении вопросов, которые просил бы решить. У нас на сегодняшний момент проблема с вывозом в восточном направлении. Наши коллеги-грузоотправители хотели бы вывозить больше, ссылаются на программы реализации БАМ-1 и БАМ-2. В этом году мы выполним объём перевозок по БАМ-1 по тем запланированным объёмам, которые должны перевезти. Вместе с тем проблема в том, что проект был комплексный и включал не только железнодорожное развитие, но и в том числе развитие угольных месторождений на Восточном полигоне. Мы свои задачи выполнили, а угольщики на Восточном полигоне не настолько развили свои месторождения. На что это влияет? Там плечо доставки гораздо короче, у нас должен был быть другой оборот вагонов, что должно было бы дать иной результат.
Мы обращаемся с предложением и просим его поддержать: чётко написать топологию – это места расположения угольных предприятий и их объёмы, чётко зафиксировать в программе, они должны быть синхронизированы. Чтобы не было рассинхронизации.
Второй вопрос – по пригородному движению. Вы, Дмитрий Анатольевич, постоянно уделяете внимание качеству пассажирских перевозок. Мы стараемся, мы становимся лучше, но понимаем, что должны быть намного лучше. Цифры отражены в программе, вместе с тем по пригородным перевозкам я просил бы поддержать нашу позицию. По пригородным перевозкам нам необходима компенсация. Поскольку в постановлении, подписанном Вами, этот вопрос отражён, нам нужны полные цифры компенсации. Поскольку люди пользуются больше пригородным движением, получается, что объём пассажиро-километровой работы больше, необходима бóльшая компенсация из федерального бюджета. Здесь просили бы нас поддержать.
Ещё один вопрос ключевой. У нас очень амбициозная инвестиционная программа в рамках магистрального плана, и это прежде всего развитие и строительство инфраструктуры. Был подготовлен пакет законодательных изменений в строительные документы, и эти изменения были обсуждены. Мы бы просили их поддержать, там вопросы в сокращении сроков по схемам территориального планирования, по возможности выхода на стройку. Мы такие предложения подготовили, просили бы тоже нас в этом поддержать.
И ещё один вопрос, по которому просили бы дать нам поручения. Он долгосрочный. На сегодняшний момент у нас все вопросы сбалансированы в рамках программы до 2025 года, в том числе тарифный план, мы неукоснительно будем соблюдать правило «инфляция минус 0,1». Вместе с тем сама система тарифообразования, с нашей точки зрения, устарела, и я неоднократно докладывал о том, что у нас существует перекрёстное субсидирование. Мы просили бы дать нам поручение в течение двух лет подготовить новую систему расчёта стоимости услуг на железнодорожные перевозки, согласовать их со всеми участниками рынка, доложить в Правительство и ввести с 2026 года. Поскольку традиционно существует вопрос, то решения принимаются быстро. Они непонятны грузоотправителям. Здесь мы хотели бы пройти эту ситуацию заблаговременно, чтобы принять все решения своевременно.
Хотел бы сказать ещё раз огромное спасибо. Мы развиваемся вне зависимости от внешних факторов. Вся программа «Российских железных дорог» будет выполнена.
Источник: http://government.ru/news/38319/