О плане реализации Основ государственной политики регионального развития до 2025 года
Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 5 июня 2017 года.
Д.Медведев: Теперь по другому подписанному документу. Я утвердил план реализации Основ государственной политики регионального развития страны на период до 2025 года. Мы не раз говорили с вами, что успех нашей страны складывается из успехов регионов, отдельных территорий нашей страны. По сути, это как раз план практического исполнения этой идеи. Документ содержит мероприятия, которые должны обеспечить пространственное развитие экономики и социальной сферы с точки зрения инфраструктуры, создать дополнительные стимулы для привлечения частных инвестиций в регионы, в муниципалитеты. При выполнении плана будут учтены и географическое положение, и научно-технический, и ресурсный потенциал тех или иных регионов. Должен проводиться в жизнь и дифференцированный по регионам подход к их реализации.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), Вы эту тему ведёте в Правительстве. Что ещё нужно будет сделать Правительству, регионам, муниципалитетам в рамках утверждённого плана?
Д.Козак: Что касается плана. Указом Президента в январе были утверждены Основы государственной политики регионального развития. Во исполнение этого указа и утверждён этот план. Он содержит более 30 конкретных взаимоувязанных мероприятий, которые призваны обеспечить сбалансированность социально-экономического развития территорий, сокращение уровня дифференциации экономического развития территорий и материального благосостояния людей, прежде всего за счёт наращивания собственного экономического потенциала, за счёт опережающего развития малообеспеченных регионов.
Сегодня этот уровень дифференциации огромен. Если говорить о доходах в региональный бюджет, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, то до выравнивания из средств федерального бюджета эта дифференциация составляет 43 раза. Доходы населения, среднедушевые доходы отличаются между регионами в 5,5 раза. Объём внебюджетных инвестиций в расчёте на душу населения отличается в 133 раза.
Для того чтобы сократить это различие, план содержит по-крупному три блока мероприятий. Первый предусматривает разработку Стратегии пространственного развития страны до 2025 года, которая предполагает анализ современного размещения производительных сил и определение перспективного места каждого субъекта Российской Федерации в межрегиональном разделении труда. И на основе этого анализа – определение направлений развития, прежде всего федеральной инфраструктуры, для снятия инфраструктурных ограничений, для развития бизнеса, развития экономики в соответствии с теми специализациями, которые будут определены стратегией.
Далее предстоит скорректировать законодательство о порядке формирования и реализации государственных программ, федеральных целевых программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий, для того чтобы при их формировании, при их реализации определить критерии, чтобы мониторить их, так сказать, с точки зрения прежде всего соответствия этой стратегии. Очень важно, чтобы стратегия не стала документом, которых у нас и так достаточно много – лежат на полках, – а таким организующим документом, и все действия государства и субъектов естественных монополий соответствовали бы направлению этого развития.
Ещё важный момент в этом плане – увеличение субъектов естественных монополий, потому что прежде всего железнодорожный транспорт, «Транснефть», «Газпром», вся энергетическая инфраструктура оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие каждой конкретной территории.
Второй блок вопросов – это стимулирование региональных и муниципальных властей к наращиванию собственного экономического потенциала. Уже приступили частично к реализации этой задачи.
Три механизма создают такие стимулы. Это предоставление малообеспеченным субъектам Российской Федерации дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности под обязательства субъектов Российской Федерации по наращиванию собственного налогового потенциала, по созданию рабочих мест, по привлечению инвестиций.
Второе – это совершенствование механизмов оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и на этом основании распределение грантов, которые мы увеличили. В текущем режиме рассматривается проект закона о поправках в бюджет на 2017 год – с 5 млрд до 20 млрд рублей увеличены гранты для субъектов Российской Федерации, которые наиболее динамично развиваются. Эти критерии оценки эффективности корреспондируют с обязательствами, которые установлены соглашением о предоставлении дотаций. Таким образом, субъекты, которые наиболее динамично выполняют обязательства, имеют возможность получать в достаточно большом объёме гранты, для того чтобы компенсировать частично выпадающие доходы в результате дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
И третий инструмент стимулирования. Начиная с 2018 года все доходы в федеральный бюджет от налога на прибыль (напомню, что с этого года он исчисляется в размере 3%) – весь прирост налога на прибыль будет оставаться в распоряжении той территории, которая обеспечила такой прирост поступлений в федеральный бюджет.
И третий блок вопросов – это механизмы более справедливого распределения всех видов финансовой помощи из федерального бюджета (это и дотации на выравнивание, и субсидии, и бюджетные кредиты). Прежде всего это распределение будет осуществляться (то, чего раньше не было) с учётом результатов постоянно действующего мониторинга расходов субъектов Российской Федерации и их сопоставления со среднероссийскими расходами. Эта дельта – между налоговым потенциалом и недостающими до среднероссийского уровня доходами – будет компенсироваться за счёт федерального бюджета. Это будет значительно более справедливое распределение дотаций. Финансовая помощь за счёт субсидий будет предоставляться на основании единого уровня софинансирования с 2018 года. И предоставление бюджетных кредитов также будет осуществляться с учётом результатов мониторинга.
Всё это в совокупности позволит нам, с одной стороны, значительно повысить эффективность расходов федерального бюджета на оказание помощи регионам, на инфраструктурное обустройство страны, а с другой стороны, что не менее важно, обеспечить долгосрочную предсказуемость федерального центра для регионов, муниципалитетов и, самое главное, бизнеса.
Д.Медведев: То, что Вы сейчас рассказали, может быть, на первый взгляд, кажется малопонятным для людей. Но на самом деле от того, как работают все звенья государственного механизма, зависит эффективность власти. И когда говорят, что в одном регионе лучше живётся, в другом регионе хуже живётся, это не в последнюю очередь связано с тем, как работают органы государственной власти субъектов Федерации. А их работа измеряется показателями, о которых только что сказал Дмитрий Николаевич. И реализация этого плана должна быть продолжена.
Источник: http://government.ru/news/27971/