O ходе выполнения мероприятий, направленных на развитие сельских территорий и улучшение качества жизни жителей села, в рамках реализации национальных проектов
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Выступление губернатора Алтайского края Виктора Томенко
Доклад первого заместителя Министра здравоохранения Татьяны Яковлевой
Выступление губернатора Новосибирской области Андрея Травникова
Выступление главы Республики Алтай Олега Хорохордина
Доклад заместителя Министра сельского хозяйства Оксаны Лут
Заключительное слово Дмитрия Медведева
Из стенограммы:
Д.Медведев: Сегодня мы собрались здесь, в Алтайском крае, чтобы обсудить, как реализуются национальные проекты, связанные с развитием села. Алтайский край сам по себе сельский, здесь чуть меньше половины населения проживает в сельской местности, поэтому ситуация показательна. Хотя мы будем говорить не только про Алтайский край, но и про развитие в целом сельских территорий. В конце года состоится Государственный совет по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий. Так что наше совещание является одним из элементов подготовки Государственного совета, включая проработку новых решений, которые могут последовать.
Сегодня российская деревня – это 37 миллионов 300 тысяч человек, то есть практически четверть населения страны живёт в деревне (в Алтайском крае, как и в некоторых других территориях, живёт больше). Наша задача заключается в том, чтобы создать нормальные условия жизни. Мы сейчас гуляли по селу, смотрели, как здесь всё устроено. Понятно, что хватает проблем, есть и изменения, связанные с обустройством сельской территории, появлением спортивных сооружений, мест для отдыха детей. Но проблем всё равно хватает. Мы действуем в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий, она рассчитана до 2030 года, и, конечно, в рамках национальных проектов.
Д.Медведев: «Сегодня российская деревня – это 37 миллионов 300 тысяч человек, то есть практически четверть населения страны».
Наша задача заключается в том, чтобы создать нормальные условия жизни. Важно, чтобы работа по сельским территориям шла в комплексе».
Важно, чтобы работа по сельским территориям шла в комплексе. Со следующего года у нас будет действовать новая государственная программа комплексного развития сельских территорий. На 2020 год на государственную программу в федеральном бюджете мы заложили около 36 млрд рублей. Деньги прежде всего пойдут на создание условий для обеспечения сельских жителей доступным и комфортным жильём, на развитие рынка труда, создание инфраструктуры на селе. Посмотрим, как будет идти работа по этой программе, я эту тему и с коллегами по Правительству обсуждал, и с депутатами Государственной Думы, и с руководителями регионов. В случае если всё будет развиваться успешно, в следующем году на реализацию программы добавим дополнительные средства. Хотя цифра, которая в настоящий момент зафиксирована в проекте закона о государственном бюджете, в два раза, даже чуть больше, выше, чем изначально планировалось. Но думаю, что всё равно придётся добавлять.
Государственная программа должна быть увязана с результатами и мероприятиями национальных проектов. Всё это надо прорабатывать вместе ведомствам, которые отвечают за развитие сельскохозяйственного производства, – Минсельхозу, Минфину, Минэкономразвития.
Реализация программы принесёт пользу только в том случае, если будут конкретные результаты. Они тоже нам всем понятны – это новые фельдшерско-акушерские пункты, врачебные лаборатории, мобильные медицинские комплексы, школы, детские сады, отремонтированные дома культуры. Мы находимся в одном из таких домов культуры. Понятно, что он достаточно старый, был создан в 1960-е годы, тем не менее его приводят в порядок. Такая работа должна вестись практически повсеместно.
Просил бы всех присутствующих обратить внимание в этой работе на ряд моментов. Начну по сферам. По поводу образования. Очевидно, что школы и детские сады на селе – это первостепенная задача, но строятся они недостаточно быстро. Есть регионы, где стройка только началась, хотя год уже подходит к концу. Это в целом недопустимо по любым направлениям, в том числе по образованию.
По поводу медицины. ФАПы. Задача тоже важнейшая. Они вводятся в строй, но далеко не везде это происходит на системной основе, не везде закупаются мобильные медицинские комплексы – там, естественно, где на это деньги выделены, речь идёт о ситуации, когда деньги уже есть, а решения не принимаются. Мы говорили об этом в середине октября на президиуме совета (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам), все необходимые поручения мною были даны, в ближайшее время жду доклад о том, как эта проблема решается.
Не у всех медицинских организаций есть качественное подключение к интернету. Но здесь работа только разворачивается. Дам по итогам нашего совещания поручение Министерству цифрового развития предусмотреть мероприятия в национальной программе «Цифровая экономика» по подключению социальных объектов к сети и, конечно, регулярно проводить анализ качества доступа этих объектов к интернету.
Есть ещё одна тема, связанная с развитием сельских территорий, – санитарная авиация. Она весьма актуальна в таких регионах, как Сибирь, Дальний Восток, где расстояния огромные и зачастую просто нет дорог. Поэтому с начала года уже выполнено 6,5 тыс. вылетов, доставлены в медицинские учреждения около 9 тысяч человек. Это в целом показатель неплохой – хотя бы потому, что эти цифры существенно выше, чем были совсем недавно. Но понятно, что цифры могли бы быть лучше. Не везде есть взлётно-посадочные площадки, которые были бы рядом с больницами. Тем не менее действовать здесь нужно.
Если говорить о местной ситуации, то в Барнауле в течение последних десяти лет расширяется медицинский кластер, есть ресурсы, чтобы оказывать помощь людям по различным профилям. Но взлётно-посадочной площадки, насколько я знаю, на территории этого медицинского кластера нет. Этим, конечно, нужно заняться, потому что здесь действительно без вертолётов не обойтись. Надо ситуацию проанализировать, посмотреть, где можно ускорить строительство этих площадок, привязать их к медицинским учреждениям и, естественно, посмотреть источники финансирования. Поручение такое я дам.
И кадровый вопрос. На селе всегда он стоял остро. Сегодня мы строим поликлиники, больницы, школы, открываем спортивные клубы, дома культуры. И это хорошо. Но работать там зачастую некому.
Есть современное оборудование, а специалистов, которые могли бы на нём работать, не хватает. Поэтому системная работа по привлечению кадров на село остаётся ключевой задачей. Эта задача комплексная, её призывами не решить – даже в советские времена это не всегда помогало, а тем более сейчас. Она должна решаться применительно к каждому конкретному региону, потому что везде есть специфика. Даже присутствующие здесь коллеги рассказывают: в Новосибирске ситуация одна, в Алтайском крае – другая, в Республике Алтай – третья. Хотя это близкие территории, на машине можно проехать достаточно быстро. И всё равно есть специфика. Она есть и в масштабах страны. Поэтому нужно готовить предложения, как мы сможем привлекать квалифицированных специалистов, но именно в разрезе конкретных регионов. И такие рекомендации, а также предложения по стимулированию – оно может быть финансовым стимулированием и решением социальных вопросов – тоже готовить в таком ключе.
Д.Медведев: «Со следующего года у нас будет действовать новая государственная программа комплексного развития сельских территорий. На 2020 год в федеральном бюджете мы заложили около 36 млрд рублей. Деньги прежде всего пойдут на создание условий для обеспечения сельских жителей доступным и комфортным жильём, на развитие рынка труда, создание инфраструктуры на селе».
И последнее, что хочу сказать. Мы выделяем деньги регионам из федерального бюджета на базе софинансирования. В некоторых регионах в процессе работы стоимость объектов увеличивается. И это, к сожалению, распространённая история. Это требует дополнительных средств из местных бюджетов. Такая нагрузка не всегда по силам регионам. Нужно эту ситуацию тоже в комплексе проанализировать, почему такое удорожание происходит. Наверное, где-то это и оправданно, но всё равно надо разобраться, почему такое удорожание в целом ряде регионов. Понятно, что оно сразу же осложняет работу.
Для экономии региональных средств предлагается проводить государственные закупки в рамках национальных проектов централизованно. Мы такую возможность на следующий год предусмотрим и для развития сельских территорий. И проанализируем, что можно сделать, чтобы закупочные процедуры на региональном и муниципальном уровнях были более эффективными.
Давайте послушаем теперь коллег, которые отвечают за отдельные отрасли и за отдельные направления улучшения качества жизни на селе. И потом обменяемся мнениями.
Начнём с образования, со сферы просвещения.
О.Васильева: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги, мы исходим из того, что в национальном проекте «Образование» есть великие цели и задачи, самое главное, что дети, живущие на селе, должны получать такое же качественное образование, как и дети, проживающие в городах. Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, что Алтайский край – это край преимущественно сельский и здесь, конечно, преобладают сельские школы, и это тоже накладывает особый отпечаток на программу национального проекта в этом регионе. Но я всё-таки постараюсь осветить проблемы, которые существуют не только в Алтайском крае – наше совещание посвящено всем сельским территориям.
В национальном проекте «Образование» выделены отдельные мероприятия по развитию инфраструктуры сельских школ, созданию новых возможностей для развития детей на селе с помощью дополнительного образования и специальных условий для занятий физкультурой и спортом. Но любая инфраструктура невозможна без подготовки кадров. Поэтому за каждой инфраструктурой стоят педагоги, и только в 2019 году мы обучили 10996 учителей сельской местности, которым повышали квалификацию, причём повышали её в два этапа. Первый этап был дистанционный, потом очный. Если говорить об алтайских учителях, то на сегодняшний день 12045 школьных учителей так же проходят это дистанционное и очное обучение.
Мы много говорили о создании новых мест для общего образования детей. В рамках национального проекта «Образование» есть большой федеральный проект «Современная школа», который также предполагает создание мест именно в сельских школах. Объём субсидий для создания сельских школ велик – на сегодняшний день это свыше 3 млрд рублей ежегодно. И к концу 2024 года мы планируем создать 7 тыс. новых мест в 41 объекте. В конце декабря 2019 года мы завершаем ввод в эксплуатацию 9 тысяч новых школьных мест, но это места, которые охватывают все программы в сельской местности. Как Вы уже отмечали, Дмитрий Анатольевич, разные регионы по-разному обеспечивают надлежащие темпы выполнения работ, и я бы хотела отметить, что на 6 ноября из планируемых к эксплуатации в 2019 году готовность меньше 50% только в двух регионах – это Бурятия и Ставропольский край. Но создание школ в сельской местности невозможно без обновления материально-технической базы уже действующих школ.
Уважаемые коллеги, у нас из 42 тыс. школ, имеющихся в России, 26 тыс. находятся на территории сельской местности. Поэтому, конечно, нам необходимо комплектование нового оборудования для реализации как основных, так и дополнительных образовательных программ. И у нас в рамках национального проекта «Образование» есть очень хорошее направление, а именно создание новых технологических пространств, которые мы назвали «точки роста». Это только в сельской местности. На сегодняшний день в 49 субъектах Российской Федерации уже создано две тысячи таких точек роста, которые охватили 100 тысяч детей. Что это такое? Это субсидия, которая предполагала создание на базе сельской школы специального помещения с оснащением. Всё это есть уже и в Алтайском крае, и в Республике Алтай, и в Новосибирской области. И в этих оснащённых помещениях школ создаются центры, которые способствуют обновлению преподавания таких предметов, как информатика, математика, технология, основы безопасности жизнедеятельности. Очень важно и другое: что эти новые центры – точки роста – становятся притяжением для взрослых, потому что там во внеурочное время активно обучаются и жители села.
Я уже говорила о том, что повышение квалификации сельских учителей для нас одна из важнейших проблем. Создана специальная платформа онлайн, в 2019 году она охватила в онлайн-режиме 10 тысяч педагогов, потом они уже практиковались на базе наших кванториумов в режиме реального времени. И здесь мы не только использовали технологию, информатику, ОБЖ, но и гуманитарный цикл. Причём онлайн-система разработана с ведущими педагогами вузов и университетов страны.
Хочу отметить, что в Алтайском крае своя особая система профессиональной подготовки учителей, которая, на наш взгляд, очень интересна. Она так и называется «Сетевой край. Образование». И очень многие вещи, которые здесь делают наши коллеги, можно использовать на федеральном уровне.
Одним из направлений развития новых форм допобразования являются мобильные парки кванториумы. Это большая субсидия, превышающая 3 млрд рублей ежегодно, и мы к 2024 году создадим 215 мобильных кванториумов. На сегодняшний день уже 15 мобильных кванториумов работают с ребятами в сельской местности, потому что они направлены исключительно на сельские территории. То есть, мы учитываем специфику дополнительных образовательных программ на селе.
И ещё один очень важный проект, о котором я тоже хотела сказать, Дмитрий Анатольевич, это проект совместный с Академией наук.
В девяти регионах нашей страны мы открыли в 2019 году вместе с РАН лаборатории по генетике и физиологии растений, агробиотехнологиям, точному земледелию, селекции растений, робототехнике для агропроизводства, и эти девять лабораторий на сегодняшний день имеют очень хорошее оснащение. И это не только в регионах Черноземья, но и в Республике Саха, и в Архангельской области.
Вы уже отмечали в выступлении, что с 2014 года шаг за шагом реализуется проект по созданию условий для занятий физкультурой и спортом в сельской местности. Практически мы завершаем данный проект в этом году и добавляем к нему малые города, начиная с 2020 года. Здесь не только строительство и капитальный ремонт спортивных залов, но и оснащение инвентарём. В Алтайском крае в этом году построено 10 новых залов и оснащено 9 залов по тем параметрам, которые необходимы на сегодняшний день.
Мы планируем, что за счёт этих мероприятий к 2024 году 935 тысяч детей будут заниматься спортом именно в этих новых обновлённых залах. Общее количество школ, которое затронет это обновление, на сегодняшний день составит 7 тыс.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я хочу обозначить проблему, о которой Вы тоже упоминали, – это исполнительская дисциплина по отдельным регионам именно по этому направлению проекта. Хочу напомнить, что мы свой год считаем с 1 сентября, когда начинается учебный год. Бо́льшая часть регионов справляется с подготовкой спортивных залов, чтобы дать старт занятиям, но есть случаи, когда по ряду причин эти сроки отодвигаются. На сегодняшний день только 21 регион обеспечил 100-процентную готовность к 1 сентября. Все остальные – я назову Чукотский автономный округ, Дагестан, Ингушетия, Иркутская область, Хабаровский край, город Севастополь, Приморский край, Тульская область – с этими задачами к 1 сентября не справились.
Мы понимаем, что отсутствие оплаты – это причина низкого уровня готовности объекта и завершения ремонтных работ, но, конечно, верим и надеемся вместе с регионами, что гарантии, которые нам даны об окончании этих работ 31 декабря, будут полностью выполнены.
Что бы мы хотели предложить. Мы провели большой анализ и сделали следующий вывод. Низкий уровень реализации мероприятий по ряду субъектов связан в первую очередь с условиями реализации закупок и, соответственно, с процедурой прохождения приёмочных работ, актов. У нас есть несколько регионов очень успешных в этом плане, когда главы регионов пришли к следующим позитивным практикам. Допустим, у нас разные муниципальные образования, есть большие, есть малые. Я говорю про небольшие, сельские, когда главы регионов объединяют, сводят отдельные направления закупок в централизованное русло, потому что провести конкурс, закупить необходимое в каждом маленьком муниципальном образовании очень сложно. Эти практики, они у нас есть в семи регионах, показывают, что если бы это движение ширилось по стране, то сроки значительно сокращались бы. Мы просим, если есть такая возможность, поддержать это на территории всей страны.
Второе. Если будет возможно… У нас было такое право, но сейчас мы его потеряли. Когда регион прекрасно справляется, есть возможность оптимизировать издержки. Допустим, у региона остаются сэкономленные средства. Мы бы просили эти деньги, которые остались в ходе экономии, использовать на те же самые нужды. Потому что нужно купить больше позиций по инвентарю, оборудованию. На сегодняшний день регионы, по сути, лишились такой возможности. Я бы просила пересмотреть указанное решение, оно было принято в связи с бюджетными нормативами. Может быть, Минфин сочтёт возможным вернуть эту практику, потому что она действительно удобна.
В заключение хочу сказать ещё о двух важных направлениях деятельности, которые затронули сельские территории. Это высокоскоростной интернет, который на сегодняшний день мы осуществляем вместе с Минкомсвязи в рамках программы «Цифровая экономика». На прошлой неделе Правительство приняло решение о перераспределении экономии почти 3 млрд именно на это направление, причём не только доведение до школы, но и оборудование точки внутри школы, что даст возможность в 2019 году подключить 4433 сельских школы. А общее количество подключений чуть превысило 7 тысяч школ, то есть бо́льшая часть школ будет подключена именно в сельской местности.
Второе, с 10 января 2020 года стартует очень большая важная программа «Земский учитель», предусматривающая единовременную выплату учителям. Я благодарю за то, что наши учителя будут освобождены от налогообложения, наряду с региональными, в частности, в Алтайском крае есть своя очень хорошая программа по поддержке сельских учителей. Мы сможем решить вместе с регионами проблему по кадровой политике в каждом регионе. Случай, который произошёл в селе Большая Тихая, был связан с тем, что там 78 жителей, пять детей в начальной школе, родители четырех детей были согласны на подвоз в интернат, один – нет. Это очень отдалённое село, куда учителя ежегодно приезжают, но через год покидают это село, потому что большая отдалённость. Сейчас у нас четыре человека откликнулись на призывы регионального министерства образования и науки (очень сильное, на мой взгляд, министерство в Алтайском крае), и дали своё согласие на работу в этом селе. Я надеюсь, что изменения, которые реально несёт национальный проект «Образование», дадут результаты именно в работе на сельской территории.
Д.Медведев: Ольга Юрьевна, я с коллегами разговаривал, здесь и в других местах.
По школам. Мы сейчас развернули большую программу строительства школ, вы об этом говорили, я об этом говорил, там есть, наверное, и свои проблемы в реализации в части самой стройки, но многие губернаторы мне говорят о том, что для ряда населённых пунктов, где школы достаточно приличные ещё, было бы правильнее не построить новую школу, а пристроить какую-то часть к действующей. Понятно, что это индивидуальная история, бессмысленно восстанавливать школу, которая построена в 30-е годы, из деревяшки, где туалеты все на улице. Но есть вполне нормальные школы, где можно провести косметический ремонт и увеличить её учебные возможности за счёт пристройки. Как мне говорят, сейчас такая опция не предусмотрена в рамках существующих правил по нацпроекту. Я думаю, что нужно пересмотреть это.
Наша задача не в том, чтобы как можно больше новых школ построить, а сделать так, чтобы эти школы, которые новые и не совсем новые, были современными, подготовленными, тёплыми, комфортными, с возможностью готовить нормальную еду для детей. Не всегда всё под корень нужно срубить и заново построить. Это и дороже и зачастую хуже. Давайте мы предусмотрим такие возможности. Я просил бы коллег, которые ведут эти проекты, по разным направлениям, такие предложения внести. И давайте мы так договоримся, сейчас министр говорит о своих представлениях, коллеги что-то скажут, и мы это будем чередовать с выступлениями губернаторов. Давайте как раз сейчас послушаем губернатора Алтайского края, поскольку мы у вас собрались. Эту тему продолжим.
В.Томенко: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Назову несколько основных результатов, которые мы ожидаем по итогам 2019 года с точки зрения реализации национальных проектов в Алтайском крае.
В качестве главных итогов нашей работы в 2019 году, которые касаются жителей практически всего края, я бы выделил следующие. Будет отремонтировано 480 км автомобильных дорог по национальному проекту. Всего в крае отремонтировано и приведено в соответствие с нормативами 900 км дорог, из них 480 – по национальному проекту. Это наши агломерации, и это средства, полученные в этом году на системные меры. Строительство 10 детских садов на 2515 мест в течение этого года будет завершено, они запустятся в эксплуатацию после лицензирования в начале следующего года. Введена в эксплуатацию школа в Барнауле на 550 мест. Это всё сделано в рамках национального проекта «Образование». Приобретено современное медицинское оборудование для четырёх сосудистых центров, трёх онкодиспансеров и 41 детского отделения наших поликлиник. Построено шесть ФАПов: три – непосредственно по национальному проекту «Здравоохранение», три – по нашей программе устойчивого развития сельских территорий, которая сейчас завершается. Более 150 человек у нас до конца года, прогнозируемая цифра, –эвакуированы с помощью санавиации для спасения жизни. Это тоже в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Д.Медведев: «Школы и детские сады на селе – это первостепенная задача, но строятся они недостаточно быстро. Есть регионы, где стройка только началась, хотя год уже подходит к концу. Это в целом недопустимо по любым направлениям, в том числе по образованию».
Когда мы говорим о результатах реализации национальных проектов, очень часто останавливаемся на вещественной стороне дела: построили это, приобрели то. Но большая работа делается в отношении отдельных категорий граждан. Например, я бы это тоже отнёс к важным ожидаемым итогам нашей работы в 2019 году, около 30 тысяч семей, у которых родились первые или третьи и последующие дети, по национальному проекту «Демография» получили ежемесячные денежные выплаты. Они у нас составляют более 9800 рублей на одного ребёнка. До 34% возрос охват жителей старшего возраста, а их в крае более 750 тысяч человек, профосмотрами. До нацпроекта мы выходили на 25% – по факту прошлого года. То есть это направление тоже усилилось. 11,5 тысячи онкобольных пролечено на основе современных методик в круглосуточном стационаре и ещё 6,5 тысячи – в дневном стационаре. Капитально отремонтировано 9 спортзалов в сельских школах, 10 сельских школ получили современное спортивное оборудование и инвентарь. Приобретено оборудование – мы сейчас на спортивной площадке побывали, Дмитрий Анатольевич, я докладывал, – 25 комплексов для сельских спортивных площадок. Это наиболее значимые результаты наших социальных проектов.
Сейчас опускаю национальные проекты в области инфраструктуры и экономического развития, которые реализованы в крае, и хотел бы исходя из того, что так результативно работают наши национальные проекты, остановиться на некоторых предложениях, которые, на наш взгляд, могли бы повысить эффективность, усилить отдачу принимаемых нами мер как раз в привязке к улучшению жизни, повышению уровня жизни в наших сельских территориях. У меня несколько предложений, некоторые уже прозвучали, тем не менее их коснусь. Что касается ФАПов. В следующем году в соответствии с нашими планами реализации национального проекта «Здравоохранение» завершается процесс, когда мы их строим по нацпроекту. При этом в Алтайском крае эта задача ещё не завершена. 855 ФАПов всего в Алтайском крае, из них примерно 200 нуждаются либо в серьёзном капитальном ремонте, либо, может быть, нужно взамен их построить новые. И это было бы правильнее. Поэтому пролонгация мероприятий по созданию и замене ФАПов на период до 2024 года, то есть на период действия национального проекта, на наш взгляд, позволила бы повысить доступность первичной медико-санитарной помощи для сельчан. Это одно предложение.
В рамках федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» как элемента национального проекта «Здравоохранение» в Алтайском крае в четыре сосудистых центра поступило новое оборудование – хорошее, дорогое, современное. Но, к сожалению, сети сосудистых центров, которая у нас сегодня есть, недостаточно, чтобы оптимально выстроить работу. Нам надо создавать новые. А под создание новых сосудистых центров по нацпроекту сегодня приобрести оборудование невозможно, – только в действующие. Если бы была возможность рассмотреть включение и вновь создаваемых сосудистых центров – естественно, по согласованной методике, плану, – то это тоже бы нам позволило решать целый ряд вопросов для жителей сельских территорий.
Ещё один очень важный вопрос, связанный с доступностью медицинской помощи, мы сегодня тоже его коснулись, – обеспечение больниц необходимым транспортом. У нас хорошо работает скорая помощь, 335 автомобилей скорой помощи в Алтайском крае работает. Но есть ещё около 100 автомобилей неотложной помощи. В связи с тем, что она выезжает непосредственно к больным на дом, не занимается их транспортировкой в лечебные учреждения, неотложка, по сути, обходится в три с половиной раза дешевле, чем выезд скорой помощи. Это направление пока нацпроектом «Здравоохранение» никак не поддерживается. Если рассмотреть данный вопрос как элемент укрепления этого направления, то тоже можно было бы повысить эффективность реализации принимаемых нами мер.
Схожая ситуация со школами. В Алтайском крае мы эксплуатируем 504 автобуса, подвозим ребят по 700 маршрутам, это 13 тысяч человек из 275 тысяч, которые ходят в школу. Обновление проводим, однако скорость этой работы ограничена нашими ресурсами. Если это мероприятие тоже включить в национальный проект «Образование», например, в рамках федерального проекта «Современная школа», это позволило бы нам решать вопросы повышения уровня жизни на селе, которыми мы с вами занимаемся.
О пристройках и других возможностях увеличения мест в школах хотелось бы тоже поговорить. У любой медали есть две стороны. Тем не менее в каких-то ситуациях мы, руководители регионов, готовы взять на себя дополнительную ответственность за эффективность использования таких средств и за правильность принимаемых решений. Также было отмечено, что школы у нас на селе – одна из точек притяжения. Мероприятия по обновлению школьных спортзалов и клубов проводим в рамках проекта «Успех каждого ребёнка». Это очень хорошо работает, мы сделали около 10 таких школ. Распространение аналогичной практики, например, на актовые залы сельских школ позволит создать современные условия для проведения массовых, торжественных мероприятий, и школа продолжит укреплять свой имидж и роль, как своего рода культурный центр села там, где нет специализированных для этого учреждений.
В рамках мероприятий по информатизации ещё одно предложение. Предусмотрено подключение к интернету более 2,5 тыс. социально значимых объектов у нас – это ФАПы, школы, профучилища, органы местного самоуправления, пожарные части, территориальные избирательные комиссии, целый ряд. К сожалению, пока не попали в этот перечень типы социально значимых объектов, которые тоже для села очень важны. Филиалы школ. У нас филиалов много, школ в крае 1100 примерно, а юридических лиц 700, то есть 400 – это филиалы. Как раз они, к сожалению, выпали из перечня. В юридическое лицо, то есть в базовую школу, мы подводим интернет, а в филиалы – нет. Библиотеки, детские сады, дома культуры, дома престарелых и детские дома – посмотреть заново этот перечень было бы перспективно для решения наших проблем и включения в федеральный проект по цифровой экономике.
Последнее, может быть, уже за рамками национальных проектов, на что тоже хотел бы обратить внимание. Программа комплексного развития сельских территорий принята, со следующего года она начнёт работать. Мы жили по программе устойчивого развития сельских территорий. Хорошо работала составляющая, которая касается транспортного обеспечения и строительства автомобильных дорог на селе. Там существовали определённые требования, что дорога должна вести до производственного пункта или первого значимого социального объекта. Предлагается в рамках программы дать возможность привести в нормативное состояние дорожное полотно всей улицы, на которой расположены такие объекты, а также благоустроить пешеходные зоны.
Д.Медведев: Я сразу отреагирую по поводу филиалов. Не знаю, по каким причинам филиалы отсекли. Людям какая разница, как это называется, – филиал, школа? Этот филиал может быть по размеру как нормальная школа или малокомплектная школа. Это, безусловно, надо изменить, потому что никакой разницы здесь с точки зрения задач, которые стоят перед таким учебным заведением, нет. Там должно быть всё по полной программе. Другое дело, что в некоторых случаях надо заниматься оптимизацией школьной сети, но и то очень аккуратно. Мы с вами занимаемся сегодня развитием села: до тех пор, пока на селе есть школы, село имеет перспективы развития, как только школа исчезает – село, по сути, обречено на деградацию.
Я просил бы Вас (обращаясь к В.Томенко) вопросы, которые поднимали люди на улице, решить, в частности, связанные с водоснабжением села Санниково. Надо понять, что необходимо сделать в ближайшее время, чтобы его там восстановить. Поработайте вместе с муниципальным образованием, главами района и самого муниципального образования. Сходите посмотрите, как это выглядит.
И ещё. Есть проблемы, связанные со сбором мусора в Бийске. Там, я знаю, коллеги этим занимаются, выходили даже на министерство. Но надо эту задачу решать последовательно. Понятно, это не единственная проблема в этой сфере, но поскольку мы у вас находимся, я посмотрел, обращения на эту тему идут. Здесь Алексей Васильевич Гордеев присутствует, который отвечает за соответствующую проблематику в Правительстве наряду с Минприроды. Прошу подготовить предложения по разрешению проблем, которые там накопились.
Теперь перейдём к вопросам здравоохранения. Что надо ещё дополнительно сделать. Татьяна Владимировна Яковлева, первый заместитель Министра здравоохранения.
Т.Яковлева (первый заместитель Министра здравоохранения): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Показатели ожидаемой продолжительности жизни сельского населения пока отстают от аналогичных показателей городского, однако рост продолжительности жизни на селе в период с 2014 по 2018 год составил 2,2, в тот же самый период продолжительность жизни городского населения выросла на 1,9 года. Поэтому темпы роста ожидаемой продолжительности жизни сельского населения свидетельствуют о высоком потенциале дальнейшего роста этого показателя.
Практически все субъекты Российской Федерации включили в свои программы развития регионального здравоохранения мероприятия для улучшения медицинской помощи на селе. Безусловно, эта задача начала решаться не только сейчас, так, в период с 2014 по 2016 год Минздравом России было пересмотрено требование к размещению инфраструктуры первичного звена, результатом стало создание автоматизированной геоинформационной системы, где есть вся информация о всех субъектов медицинской инфраструктуры.
Мы сегодня смотрим на геоинформационную карту и сразу видим те сельские районы, в которых, допустим, недоступна первичная медико-санитарная помощь. Поэтому в 2019 году благодаря федеральному финансированию и совместной работе регионов, Минздрава, Минсельхоза в России появятся более 440 новых ФАПов и 516 мобильных медицинских комплексов.
Необходимо отметить, что в регионах закупочный процесс идёт не везде гладко. В настоящее время существует высокий риск несвоевременного ввода в эксплуатацию фельдшерско-акушерских пунктов в Архангельской, Владимирской, Сахалинской, Рязанской и Челябинской областях. По мобильным медицинским комплексам имеется высокий риск в Иркутской и Московской областях. До сих пор не заключены государственные контракты в отношении трёх передвижных медицинских комплексов. Требует особого внимания ситуация с поставкой 37 передвижных медицинских комплексов в двух субъектах Российской Федерации – в Омской области и Красноярском крае. Планируемый срок поставки передвижных медицинских комплексов в соответствии с заключёнными контрактами – третья декада декабря 2019 года, здесь надо строго отслеживать. Несмотря на эти отклонения, Дмитрий Анатольевич, все губернаторы, главы регионов гарантировали выполнение своих обязательств до конца этого года.
Д.Медведев: Давайте посмотрим, что будет в конце текущего года, потом доложите.
Т.Яковлева: Хорошо.
По данным ФОМСа, за девять месяцев 2019 года 41,2 млн человек прошли профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию. Дмитрий Анатольевич, я от всей души благодарна Вам за то, что Вы взяли под контроль диспансеризацию по всей стране. Регионы, во-первых, стали более серьёзно к этому относиться, и нам, медикам, стало легче работать. У нас на сегодняшний день выполнение плана уже 67%, при этом качество не пострадало, а наоборот улучшилось.
Приведу один только пример по выявлению злокачественных новообразований первой и второй стадий. В 2016 году было 52%, а за девять месяцев 2019 года – уже 65,6. Если раньше прошёл диспансеризацию человек, выявили у него заболевание, надо на диспансерный осмотр, и если раньше таких случаев было 40–50%, сегодня у нас впервые выявленная онкология – 97%, сердечно-сосудистые заболевания – 88. Есть куда ещё стремиться, но цифры уже совсем другие.
Большое значение, как Вы правильно отметили, Дмитрий Анатольевич, имеет развитие санитарной авиации, в первую очередь это касается сельских территорий. В этом году уже 49 субъектов, в следующем году – 70 субъектов. Уже сегодня кассовое исполнение по санавиации самое высокое, почти 85%.
В рамках развития детского здравоохранения проводятся мероприятия по увеличению охвата профилактическим медицинским осмотром детей, в том числе в сельской местности, особенно в возрасте 15–17 лет, девочек – врачами акушерами-гинекологами, мальчиков – детскими урологами-андрологами. У нас плановые показатели охватывают до 60 процентов. Рисков невыполнения плана на сегодняшний день нет, по оперативным данным, за девять месяцев текущего года охват составил уже 60%.
В субъектах Российской Федерации внедрена система дистанционного мониторинга за состоянием здоровья беременных женщин, проживающих в сельской местности, позволяющая оценить течение беременности, своевременно выявить угрожающие состояния, оказать круглосуточную консультативную помощь.
В структуре перинатальных центров, как в Алтайском крае, созданы акушерские дистанционные реанимационно-консультативные центры, в которых только в 2018 году проконсультированы более 180 тысяч беременных женщин, из них около 80% составили женщины, проживающие именно в сельской местности и малых городах. Мобильными акушерскими бригадами и санитарной авиацией из сельской местности в перинатальные центры эвакуированы более 10 тысяч женщин с тяжёлыми осложнениями беременности, родов и послеродового периода. Результатом проводимой работы является снижение числа случаев материнской смертности среди сельских женщин почти в два раза.
Также особого внимания заслуживает показатель младенческой смертности. У нас в 2018 году на селе младенческая смертность снизилась на 27,1%, то есть с 8,5 до 6,2. Конечно, это пока выше, чем городская, но мы уверены, что в этом году показатель будет ещё ниже.
Д.Медведев: «Кадровый вопрос на селе всегда стоял остро. Сегодня мы строим поликлиники, больницы, школы, открываем спортивные клубы, дома культуры. И это хорошо. Но работать там зачастую некому. Есть современное оборудование, а специалистов, которые могли бы на нём работать, не хватает. Поэтому системная работа по привлечению кадров на село остаётся ключевой задачей».
Важнейший вопрос – это, конечно, медицинские кадры на селе. Сколько бы мы с вами ни строили врачебных амбулаторий, ФАПов, если нет фельдшера, нет врача, то это практически ничего не даст. Поэтому, конечно, большое внимание уделим именно кадрам. И вот «Земский доктор» и «Земский фельдшер» – благодаря Вашей поддержке, Дмитрий Анатольевич, у нас уже сняты все возрастные ограничения для участников этой программы. Целевое направление уже на 20% увеличило количество врачей и среднего медицинского персонала на селе. За 2019 год мы получим 6334 медика, из них 4650 врачей и 1684 фельдшера.
Эта программа продолжена до 2024 года. Финансирование увеличилось: уже в 2020 году будет не 3,2, как в 2019 году, а 6,6, для чего предусмотрели как раз увеличение в два раза единовременных выплат для регионов Дальнего Востока, Крайнего Севера, Арктической зоны, а также в 1,5 раза для труднодоступных территорий.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, пользуясь тем, что у нас здесь и губернаторы, очень важно сказать: не решим вопрос, если не будет решена жилищная проблема. Хотя практически все губернаторы говорят, мы даём жилье, но мы посчитали, 0,1% всего – для среднего и 0,4 – для врачей, это по всей стране, поэтому на это тоже нужно обратить внимание. Я совершенно с Вами согласна, Дмитрий Анатольевич, что нужно подходить к каждому региону индивидуально.
Но для того, чтобы земский врач или земский фельдшер не был оторван от большой медицины, до 2022 года мы планируем, что 100% медицинских подразделений, располагающихся на селе, будут включены в единый цифровой контур. Уже сейчас налаживается система многоуровневых телемедицинских консультаций, в перспективе дистанционная диагностика и мониторинг состояния сельских пациентов из группы риска. У нас такая работа уже ведётся в Калуге, Туле, Кирове, Ленинградской области, Самарской области и других.
При этом в целях формирования инфраструктуры передачи данных в медицинские организации все ФАПы будут обеспечены доступом к сети Интернет до конца 2021 года в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика» Российской Федерации».
Д.Медведев: «Не у всех медицинских организаций есть качественное подключение к интернету. Дам по итогам нашего совещания поручение Министерству цифрового развития предусмотреть мероприятия в национальной программе «Цифровая экономика» по подключению социальных объектов к сети и, конечно, регулярно проводить анализ качества доступа этих объектов к интернету».
В настоящее время Минздравом России и регионами проводится большая работа: начался первый подготовительный этап модернизации первичного звена. Здесь я хочу ответить на вопрос Виктора Петровича (В.Томенко): до 15 ноября текущего года все регионы России сформируют подробный паспорт и оптимальные схемы размещения медицинских организаций, и с начала 2020 года во всех субъектах Российской Федерации будут разработаны региональные программы модернизации первичного звена, до 1 июля 2020 года все губернаторы должны их утвердить. Там как раз тоже будет строительство ФАПов, будут автомобили при каждом ФАПе, автомобили неотложной помощи. В понедельник лично проводила селектор и об этом рассказывала вашим министрам и главным врачам.
Мы поддерживаем то, что Ольга Юрьевна сказала по централизации закупок.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Минздрав России считает важным обратить внимание регионов России на необходимость заключения соглашений на три года. Это существенно, на наш взгляд, снизит риски реализации мероприятий национального проекта, связанные с циклическим финансированием.
Д.Медведев: Спасибо.
Из того, что Татьяна Владимировна сейчас сказала, я тоже хочу обратить внимание всех руководителей регионов на нашу программу по первичной сети. Она выстраданная, сложная, мы её ещё только дорабатываем. Вы прекрасно понимаете, насколько это важно. Наиболее остро это как раз ощущается здесь, в деревне, на селе, потому что, когда в город приезжаешь, везде плюс-минус всё-таки приемлемый уровень в поликлиниках, в больницах многое сделано за последнее время, а вот на селе ситуация другая. И ФАПы, и ЦРБ – это предметом первейшего внимания должно быть.
Мы сейчас проведём мониторинг, подготовим, как сказала заместитель министра, эти предложения. И я прошу все регионы, присутствующих здесь коллег в эту программу по максимуму включиться.
Давайте послушаем теперь, как дела с развитием села и улучшением качества жизни, прежде всего на сельских территориях в Новосибирской области, хотя она гораздо более городская, но село есть и у вас.
Пожалуйста, Андрей Александрович Травников.
А.Травников: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Действительно, Новосибирская область – высокоурбанизированный регион, а также это сильный аграрный регион, поэтому мы развитию сельских территорий уделяем большое внимание.
Наверное, требуется ещё большее внимание, потому что нужно признать, что всё-таки уровень и комфортность жизни на селе до сих пор отстаёт от уровня жизни в городе, это объективно. С другой стороны, на восприятие ситуации влияет и такой субъективный факт: у нас развитие сельских территорий ведётся по самым разным программам – региональным, федеральным.
Я приведу несколько цифр и примеров, для того чтобы продемонстрировать разнообразие и масштаб этих направлений.
В частности, в рамках госпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Новосибирской области в последние годы в сёлах региона построено почти 125 км газопроводов, почти 100 км водопроводов, более 65 км автодорог, около 58 тыс. кв. м жилья. Только по этой госпрограмме на создание комфортных условий для жизни в сельской местности было потрачено 2,5 млрд рублей. Здесь я бы хотел отметить (это очень важно), что федеральный центр, за что Правительству спасибо, поддерживает не только развитие сельхозпроизводства, но и развитие инфраструктуры – социальной, инженерной, автотранспортной на сельской территории.
Кроме этого в рамках других уже региональных программ ещё до старта национальных проектов, нацпроекта «Здоровье» в Новосибирской области мы развернули программу по строительству новых ФАПов на селе. Ежегодно по 20–25 ФАПов в последние годы мы строили. Также в рамках своей программы, ещё до того, как программа БКД 2.0 перешагнула границы агломерации, распространила своё действие на сельские автодороги, в прошлом году мы выделили дополнительно 1,5 млрд рублей, что нам позволило отремонтировать дополнительно 117 км дорог во всех сельских районах области.
Также в рамках нашей региональной программы, понимая, что жильё – вопрос номер один для специалистов на селе, мы запустили программу строительства служебного муниципального жилья, в первую очередь для работников бюджетной сферы, исключительно на территории сельских муниципальных районов. Эта программа, как я уже сказал, стартует в этом году, и в ближайшие четыре года мы планируем построить не менее 650 квартир для специалистов на селе.
В общей сложности каждый год по всем этим направлениям на территории Новосибирской области для повышения качества жизни селян выделялось около 10 млрд рублей, а в прошлом году эта сумма превысила 13 млрд рублей.
Сегодня нам дополнительно существенно помогают национальные проекты. В общей сложности до 2024 года мы планируем построить в регионе около 570 социальных объектов – это школы, детские сады, поликлиники.
Приведу цифры конкретно по селу. По ФАПам нацпроект нам позволяет увеличить темпы, мы будем строить уже не менее 30 ФАПов, в этом году введем 31 объект, и по нацпроекту всего будет построено 180 ФАПов. Девять школ на селе будет построено на 6 тыс. мест, 13 детских садов – на 1770. Не буду продолжать. Действительно, на селе делается очень много.
Что хотелось бы особенно отметить, очень важно, что нацпроекты при всей их стратегической значимости – это инструменты достаточно гибкие.
Ольга Юрьевна уже упомянула о проблеме, что в нацпроекте «Образование» большие средства выделяются на строительство новых объектов, но на ремонт существующих зданий, на реконструкцию зданий такие мероприятия в нацпроекте не были предусмотрены.
Я хочу поблагодарить Правительство Российской Федерации, что (мы поднимали этот вопрос в начале 2019 года) регионы услышали, появилось мероприятие по ремонту школ, а мы понимаем, что это особенно важно для сельских территорий, именно здесь эти объекты самые изношенные. На сегодняшний день первая сумма уже определена – это 14 млрд рублей. Мы понимаем, что это только первый шаг и в дальнейшем это мероприятие будет в рамках нацпроекта реализовываться.
По реконструкции полностью поддерживаю предложения. Если Министерство просвещения с Минстроем такое решение реализует, это упростит реализацию проектов. Нам не придётся, по сути дела, искусственно признавать проекты реконструкции в принципе старых нетиповых зданий типовыми, для того чтобы попасть в ту или иную программу.
Как я уже сказал, направлений очень много. На территории Новосибирской области выделяются достаточно серьёзные ресурсы. Но, как мне кажется, остро напрашивается механизм, для того чтобы «сшить» все эти направления работы.
Поэтому новая программа «Комплексное развитие сельских территорий» ожидаема, мы её всячески поддерживаем, потому что как раз инструмент для такой комплексной настройки требуется. Потому что зачастую требуется не просто подвести или отремонтировать дорогу к какому-то населённому пункту, а сделать нормальное транспортное сообщение с местом, где предполагается к реализации крупный сельхозпроект, не просто газифицировать какой-то населённый пункт, а создать условия для приоритетного строительства, развития, например, перерабатывающего предприятия. Потому что мы понимаем, что работа на селе – сегодня вопрос номер один, даже не жильё, а именно достойные, комфортные, высокооплачиваемые современные рабочие места, – это то, что задержит население на сельских территориях.
Причём требуется поддержка не только крупным производителям. Названные инвестиционные проекты могут себе позволить в основном крупные успешные хозяйства, у которых инвестиционные и финансовые возможности больше. Но требуется, конечно же, поддержка и развитие других форм – средних, малых форм хозяйствования, просто населённых пунктов. Но здесь мы понимаем, что ускоренно развивать эти направления можно опять же в кооперации, в партнёрстве, иногда в шефстве с крупными производителями.
Кстати, в формате пилотных проектов мы вместе с Минсельхозом как раз пытаемся усилить вот эту «сцепку» между разномасштабными производителями. Зачастую это требует дополнительных мер поддержки не только инфраструктуры, о которой я сказал, но, например, какие-то налоговые преференции. Мои коллеги по правительству Новосибирской области обсуждают, например, такую идею вместе с Минсельхозом, вместе с Минфином России, почему бы не распространить инструмент ТОСЭР не только на отдельные населённые пункты по аналогии с моногородами, а, например, на муниципальные районы и даже межрегиональные какие-то территории, где есть перспективы для такого комплексного развития. То есть зачастую требуется не просто работа по отдельным направлениям, а такая серьёзная «сшивка» и тонкая настройка различных инструментов.
Нам кажется, что вот эта новая федеральная программа, как мы её называем «13-й национальный проект», позволит такие задачи решать. Поэтому хочу поблагодарить за то, что решение по началу финансирования, по отбору региональных проектов в рамках этой большой федеральной программы стартовало.
Д.Медведев: Теперь по вопросам труда, социальной защиты, обеспечения, – Максим Анатольевич Топилин. Пожалуйста.
М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
По нацпроекту «Демография».
В последние годы мы наблюдаем в сельской местности снижение рождаемости, как и по другим регионам, но суммарный коэффициент рождаемости в сельской местности остается гораздо более высоким, нежели чем в среднем по стране. По итогам 2018 года суммарный коэффициент в сельской местности составил почти 1,9 в отличие от городского населения, где порядка 1,5. Это означает, что нам всё равно необходимо предпринимать дополнительные меры, и те мероприятия, которые предусмотрены нацпроектом «Демография» с точки зрения поддержки рождаемости, нам представляется, как раз более серьёзное влияние могут оказывать в сельской местности.
Мы в следующем году переходим на выплату пособий при рождении первого и второго ребёнка по планке доходов два прожиточных минимума. Безусловно, в сельской местности, к сожалению, объективно, доходы пониже, чем в городе, поэтому если в среднем по стране мы рассчитываем выйти на охват порядка 70%, то в сельской местности, по нашим оценкам, это будет практически полный охват, с учётом доходов. Мы рассчитываем на то, что всё-таки это повлияет позитивно, с учётом всех тех мер, которые предпринимаются по другим проектам, на ситуацию с рождаемостью.
Хотел бы обратить внимание на то, что есть ряд регионов, в которых, в отличие от всей страны, от большинства субъектов Российской Федерации, рождаемость в сельской местности даже ниже, чем в городе. Это такие регионы, как Владимирская область, Брянская область, Смоленская, Мурманская, Новгородская область и ряд других регионов. Наверное, это тоже означает необходимость уделять очень серьёзное внимание инфраструктуре. Все мероприятия, о которых говорили коллеги, этому будут способствовать.
Очень важный момент – это то, что связано с поддержкой ипотеки, – новый продукт, 6%, с учетом тех поручений, которые Вы давали, сейчас, как мы видим, набирает темпы, уже около 30 тыс. человек вошли в эту программу. Мы скорректировали её параметры с точки зрения длительности кредита –теперь не 8 лет, а вся длительность кредита. Понятно, что для сельской местности эта история не всегда является приемлемой. Дмитрий Анатольевич, Вы давали поручение посмотреть на возможности расширения этой программы на рынок вторичного жилья, потому что, конечно, для села это было бы наиболее оптимальным.
Также Минсельхоз и Минстрой работают сейчас над продуктом, связанным с поддержкой ипотечного кредитования индивидуального жилищного строительства. Тоже рассчитываем, что это будет влиять на поддержку рождаемости.
Детские сады, ясли – это серьёзная составляющая национального проекта «Демография». По нашим оценкам, в этом году должен быть сдан 251 детский садик в сельской местности. На настоящий момент построено уже 77 детских садов (более 7 тыс. мест). Есть риски недостижения показателей, но мы стараемся с регионами, как и все коллеги, работать, – это 75 детских садов в республиках Дагестан, Тыва, Северная Осетия, в Забайкальском крае, Удмуртии, в Волгоградской области, Ивановской области. Дмитрий Анатольевич, мы в ежедневном режиме работаем с регионами, чтобы эти риски минимизировать.
Если брать цифры той очереди, которую мы имеем, то количественное выражение потребности чуть больше 20 тыс. мест по детским садам с полутора до трёх лет, в этом году такой объём детских садов, мест в детских годах должен быть введён. Конечно же, это не означает, что всю проблему мы решим, но в течение последующих двух лет обеспечение местами в детских садах, коснётся всех сельских территорий.
Также со следующего года мы начинаем вместе с Министерством просвещения новую программу – «Поддержка негосударственных групп ухода», порядка 12 тыс. мест будет создано. Как раз этот продукт мы рассчитывали продвигать именно в сельской местности, там, где экономически нецелесообразно строить детские сады, это будут просто субсидии организациям, которые будут эту работу организовывать.
Но, к сожалению, в следующем году только 63 субъекта Российской Федерации в эту программу заявились, есть ряд регионов, которые по тем или иным причинам оказались не готовы. Мы исходим из того, проанализировав опыт работы, что в следующем году все регионы должны полностью включиться в эту работу.
В этом году очень важным мероприятием, как нам представляется, было приобретение транспорта для мобильных бригад, это совместный проект с Министерством здравоохранения, прежде всего для сельских жителей старше 65 лет, чтобы обеспечить возможность их доставки до учреждений здравоохранения в отдалённых районах. Все эти закупки осуществлены, мы даже немножко перевыполнили план, будет более 1,5 тыс. бригад до конца года создано, отрабатываются маршрутизация, графики. Со следующего года будет обеспечена работа по доставке пожилых людей старше 65 лет на диспансеризацию в учреждения здравоохранения, чтобы обеспечить необходимую выявляемость заболеваний и соответствующее лечение. В этом году более 2 млрд рублей направлено на финансирование этого проекта.
Также очень важным является развитие проекта долговременного ухода – всё, что связано с комфортным, понятным для граждан обслуживанием медицинскими и социальными работниками в домашних, привычных условиях. Этот проект получает своё развитие, в следующем году мы выделяем на него уже 2 млрд рублей (в этом году субсидия регионам составляла всего 200 млн рублей), шесть новых регионов будут участниками этого проекта, в том числе присутствующие здесь Новосибирская область, Алтайский край вписываются в эту программу. Пока мы здесь не видим каких-то проблем, программа достаточно серьёзным образом начинает оказывать влияние, в том числе, на продолжительность жизни. Действительно, разница в продолжительности жизни между городским и сельским населением с каждым годом сокращается, буквально недавно она составляла три года, сейчас это чуть больше 1,5 лет, это тоже обнадёживает.
Дмитрий Анатольевич, в нашем проекте есть проект «Спорт – норма жизни», здесь Павел Анатольевич (П.Колобков) присутствует. Мы вчера обсуждали это на специальном совещании в Алтайском крае. Конечно, большинство объектов, которые в этом проекте предусмотрены, – это относительно простые сооружения, недорогие. Для полного охвата сельских территорий было бы неплохо, если бы этот проект получил дальнейшее развитие, в том числе с точки зрения финансирования, если такая возможность будет.
Д.Медведев: Давайте продолжим обсуждение региональных проблем.
Олег Леонидович Хорохордин, глава Республики Алтай.
О.Хорохордин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
По состоянию на 1 января 2019 года в Республике Алтай доля населения, проживающего в сельской местности, составила 70,8% от общей численности, это самый большой показатель по Российской Федерации.
В 2019 году Республика Алтай участвует в реализации 10 национальных проектов, 45 федеральных проектов. Сельские территории включены в 9 национальных проектов, в 17 региональных проектов, в некоторых проектах участие сельских территорий предполагается чуть позже.
Всего в этом году будет израсходовано более 4 млрд рублей. Доля бюджетного финансирования, направленного на реализацию проектов именно в сельской местности, составила 2,29 млрд рублей, или 69,66% от общего объёма финансирования.
Национальные проекты для республики – это большая помощь. Два примера.
Столько денег, сколько по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» получила республика, никогда не видели. Или, к примеру, национальный проект «Цифровая экономика» по федеральному проекту «Информационная инфраструктура»: республика попала в список первых 14 регионов, где будет проведён интернет. То есть у нас в течение последующих двух лет даже в самых отдалённых сёлах будет интернет. И конечно же, жители уже чувствуют результаты реализации национальных проектов.
Не буду перечислять то, что сделано и будет сделано в этом году, – у нас все в сроки, все показатели нацпроекта будут выполнены. Скажу коротко о некоторых проблемах.
В рамках федеральных проектов не предусмотрено выделение субсидий на разработку проектно-сметной документации на строительство социально значимых объектов на селе – школы, детские сады, ФАПы, объекты культуры, системы водоснабжения, – что делает проблематичным участие именно сельских поселений в проектах ввиду высокой дотационности региона, в частности Республики Алтай, и отсутствия в местных бюджетах средств на разработку ПСД. Это не позволяет региону получать субсидии на строительство всех необходимых социально значимых объектов.
Для решения проблемы предлагается учитывать затраты на разработку ПСД при распределении субсидий в рамках национальных проектов.
Также существующая методика расчета объёма субсидии, предоставляемой субъекту на строительство социально значимых объектов на селе, предусматривает средства исключительно на строительство коробки. Средства на благоустройство и подключение объектов к инженерным коммуникациям методикой не учитываются, субъект эти затраты несёт самостоятельно.
Например, в Республике Алтай в следующем году и в 2021 году запланировано строительство 15 детских садов, объём затрат, не софинансируемых из федерального бюджета, составляет 427,5 млн рублей, или 25% от общей стоимости создания объекта, вследствие чего не соблюдается установленный распоряжением Правительства уровень софинансирования 99:1.
Для решения вопроса предлагается пересмотреть механизм предоставления субсидии, в частности включение финансирования на благоустройство и подключение к коммуникациям объекта капитального строительства именно на селе.
Также немаловажной проблемой при реализации проектов является дефицит кадров в сферах здравоохранения и образования. Недостаточность мер социальной поддержки медицинских работников и работников образования связана с высокой дотационностью бюджета нашего региона. Республика не может конкурировать с экономически более развитыми регионами в части предоставления дополнительных выплат врачам при их трудоустройстве на работу – просто уезжают на Сахалин, потому что зарплата там в три раза больше.
Для устранения проблемы требуется дополнительное выделение средств из федерального бюджета. С целью повышения эффективности программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» предлагается увеличение размера единовременных компенсационных выплат специалистам, прибывающим на работу в сельскую местность, как минимум в полтора раза – с учётом инфляции и реальных цен на жильё.
Ещё в рамках проекта «Комплексная система обращения с ТКО» существует проблема высокого тарифа на вывоз мусора в связи с низкой плотностью населения, в частности нашего региона, и удалённостью населённых пунктов друг от друга. Расстояние между населёнными пунктами порой составляет у нас более 100 км, а мусора везти немного, то есть плечо большое. Просьба тоже предусмотреть.
Федеральный проект «Чистая вода» ориентирован на улучшение качества питьевой воды путём внедрения передовых систем водоочистки. Для сельских же территорий более актуален вопрос строительства скважин и распределительных сетей водоснабжения. Предлагается также учесть данный факт при реализации национального проекта в сельской местности.
Немного коснусь санавиации. На сегодня, Дмитрий Анатольевич, средств, которые выделены на санавиацию, у нас осталось на один вылет – это с учётом того, что всё-таки это высокогорная местность.
И мы, конечно же, очень рассчитываем и возлагаем большие надежды на новую программу «Комплексное развитие сельских территорий», которая будет реализовываться.
Д.Медведев: Пожалуйста, Павел Анатольевич (обращаясь к П.Колобкову), несколько слов по развитию физкультуры и спорта на селе.
П.Колобков: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Исходя из того, что в сельских территориях живёт порядка 35 млн граждан, а спортом сейчас занимается более 12 млн, это 34,9% от численности сельского населения страны. По сравнению с 2017 годом мы наблюдаем увеличение на 1 миллион человек. Надо сказать, что наши плановые показатели, которые прописаны в Стратегии развития физической культуры и спорта и государственной программе, – 32,5%, поэтому мы видим превышение планового значения. Организация работы осуществляется на 114 объектах спорта, из них более половины – это открытые плоскостные сооружения.
Хочу напомнить, что по федеральному проекту «Спорт – норма жизни» мы должны добиться 55-процентного вовлечения граждан в занятия спортом. Чтобы достигнуть этот показатель, мы системно подходим к организации работы. В рамках федеральной целевой программы на 2019 год запланирована сдача 54 объектов в сельской местности, из них
28 – это плоскостные сооружения. В 2020 году мы предусматриваем 97 объектов спорта на общую сумму 1,5 млрд рублей, из них 86 – плоскостные сооружения.
Также в 2019–2020 годах мы предусматриваем отдельное мероприятие, которое связано с развитием сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности. Сумма сейчас небольшая – 111 млн рублей. Это 67 площадок, на 47 из них мы уже завершили строительство, по остальным работа находится в завершающей стадии.
Также в рамках проекта «Спорт – норма жизни» предусмотрено строительство 1760 площадок ГТО. Мы видим очень большую востребованность во всех регионах. В Алтайский край в этом году мы поставляем оборудование для 25 таких площадок, и одна из них будет находиться в сельской территории.
Федеральная целевая программа завершается в 2020 году. Мы готовили свои предложения по Вашему, Дмитрий Анатольевич, поручению о необходимости отдельной программы по сельским территориям. Сделали расчёты, предусмотрели строительство спортивных объектов как плоскостных сооружений, так и сельских стадионов, и для северных территорий – это ФОКи, это 700 объектов. Мы исходили из того, что предполагаем строить там, где количество населения превышает 7 тысяч человек, с учётом того, что это наиболее живые территории, где есть образовательные учреждения, где выстроена система управления.
Все эти объекты типовые. Требуется, конечно, дополнительное финансирование, но я согласен с Максимом Анатольевичем. Мы этот вопрос обсуждали, направляли свои предложения в комплексную программу развития сельских территорий. Считаю, что спортивные сооружения не только повышают качество жизни, они становятся, по сути, местом притяжения всего населения, проживающего в сельской местности.
Кроме того, в рамках программы «Спорт – норма жизни» предусмотрено строительство спортивных объектов. Это 250 млн рублей каждому, по сути, субъекту Федерации и 375 млн рублей приоритетным территориям. Сейчас мы со всеми территориями обсуждаем пообъектный перечень, часть из них, безусловно, будет предусмотрена для строительства в сельских территориях.
Месяц назад на Совете по спорту обсуждался вопрос реализации федерального проекта «Спорт – норма жизни» и вовлечение граждан в занятия спортом. Там мы обсуждали вопросы создания программы по типу образования и здравоохранения – «Земский тренер», потому что в рамках нашего проекта предусмотрена переподготовка тренеров, в основном это связано с тренерами детско-юношеских спортивных школ. Сейчас такая программа у нас разрабатывается, по итогам мы её представим.
Важным направлением является организация спортивных мероприятий для людей, живущих в сельской местности. Ежегодно мы с Минсельхозом проводим летние и зимние сельские игры. В 2021 году Алтайский край заявился на проведение летних сельских игр, и мы это поддерживаем.
Ежегодно мы наблюдаем увеличение количества участников этих соревнований как на региональном уровне, потому что все регионы проводят свои отборочные этапы, так и на федеральном уровне, и уже больше 65 регионов сейчас участвует в финальных стартах.
Кроме того, в рамках единого календарного плана мы продолжаем проводить комплексные соревнования для различных возрастных категорий: для детских сельских команд по футболу – «Колосок», для взрослых – «Золотой колос». Эти соревнования мы проводим вместе с Российским футбольным союзом. Также такие турниры для сельских команд, как «Золотая шайба», «Золотая бита». И, конечно, сельские территории также участвуют отдельно в таких соревнованиях, как «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры».
Все эти соревнования востребованы, они многоэтапные, мы их и дальше будем продолжать. Более того, расширяем возможности финансирования.
О.Лут (заместитель Министра сельского хозяйства): У нас есть два федеральных проекта в Министерстве сельского хозяйства – это развитие фермерства и кооперации и экспорт. Оба проекта нацелены на создание рабочих мест преимущественно на сельских территориях.
В рамках проекта по фермерству и кооперации мы должны до 2024 года обеспечить рабочими местами, вовлечь в бизнес преимущественно на сельских территориях 126 тысяч человек. Мы с 2019 года начали этот процесс. 5,3 млрд рублей было выделено в этом году для вовлечения людей в малый бизнес. По итогам планируется создание рабочих мест для порядка 3 тысяч человек. Регионы отобрали практически все свои проекты, 1775 проектов у нас заявлено по отбору фермеров и кооперативов для поддержки – это на 1,4 млрд рублей, все средства будут освоены по итогам года.
В связи с тем, что программа пользуется большой популярностью у регионов, очень много заявок приходит сверх того лимита, который у нас есть. В следующем году в рамках федерального проекта предусмотрено снижение суммы на треть по сравнению с текущим годом. При этом уже сейчас от регионов приходит гораздо больше заявок на создание новых фермерских хозяйств, чем в этом году. Мы бы просили, если это возможно, добавить в следующем году в рамках федерального проекта 2,5 млрд рублей к той сумме, которая есть, для того чтобы мы увеличили коэффициент создания рабочих мест.
С точки зрения проекта по экспорту. Основные предприятия, создаваемые для увеличения объёмов производства, также находятся в сельской местности, поэтому ситуация стандартная: новые предприятия, новые рабочие места. Здесь мы подключили в рамках экспортной программы развитие региональных брендов – то, что мы можем сейчас развивать, кооперировать наши предприятия и создавать региональные бренды и продвигать их на западные рынки.
В отношении основной нашей программы «Комплексное развитие сельских территорий». Сейчас это наш основной инструмент развития, на 2020 год в проекте бюджета выделено порядка 36 млрд рублей. У нас есть ряд основных мероприятий, которые мы должны запустить в 2020 году, – это мероприятия по обеспечению населения комфортным доступным жильём, по содействию занятости сельского населения, в том числе молодёжи, и созданию необходимой социальной, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Учитывая, что доведено в настоящий момент порядка 45%, не все показатели мы сможем достичь. Но тем не менее хочу сказать, что на основное мероприятие «Современный облик сельской территории» уже подали заявки 66 регионов. Это 545 проектов, это именно комплексный подход, то есть это не какой-то один объект, а несколько объектов в населённом пункте, для того чтобы удовлетворить все потребности жителей. Общая сумма – 49 млрд рублей на это мероприятие. К сожалению, пока у нас выделено только 12 млрд рублей, но мы надеемся провести быстро отбор.
Хочу сказать, что Алтайский край, Новосибирская область и Республика Алтай очень активно участвуют сейчас в этой программе. Каждый регион предоставил большое количество заявок, мы их тоже внимательно изучаем.
В любом случае по итогам 2020 года – то, что мы планируем получить от запуска программ по комплексному развитию, – порядка 6,5 тысячи человек должны улучшить свои жилищные условия за счёт сельской ипотеки и за счёт социальных выплат; 18 тысяч человек должны повысить уровень благоустройства своих домовладений; предприятия отрасли АПК направят 1236 человек на целевое обучение (у нас введён такой механизм поддержки занятости); 6700 студентов должны пройти практику с использованием господдержки; у нас заявлено 157 объектов инженерной инфраструктуры, особенно это объекты, связанные с водоснабжением как раз; 92 проекта уже заявлены, которые содержат объекты образования, в том числе с возможностью ремонта, это предусмотрено в рамках госпрограммы.
Д.Медведев: Спасибо.
Коллеги, которые другие ведомства представляют, есть какие-то комментарии? Нет ни у кого?
Алексей Васильевич (обращаясь к А.Гордееву).
А.Гордеев: Тема сегодняшнего совещания связана с тем, как национальные проекты развивают сельские территории. Дмитрий Анатольевич, ещё раз хотел бы подчеркнуть, насколько важным было принятое Вами решение о том, чтобы возникла новая государственная программа, обеспечивающая комплексное развитие сельских территорий, которая должна увязать все подходы государства по тем или иным направлениям и отраслям. Мы действительно видим, как правильно губернатор Новосибирской области сказал, что 13 национальных проектов переплетаются со многими федеральными проектами.
Обратил бы внимание на то, что возникает новая задача, решать которую придётся учиться, – на уровне регионов исполнительная власть должна обеспечить комплексный подход, чтобы конкретный населённый пункт получил сразу поддержку по многим направлениям. Тому же придётся учиться и Минсельхозу России – на федеральном уровне обеспечивать координацию других федеральных министерств и ведомств.
Также предстоит создать, по сути, с нуля нормативно-методологическую базу, которая бы позволяла провести паспортизацию населённых пунктов страны, учесть специфику регионов, о чём здесь уже не раз говорили, чтобы мы могли ответить на вопросы, что такое сельский населённый пункт XXI века и где в первую очередь сосредоточить все ресурсы (федеральные, региональные и муниципальные).
Постоянно идёт дискуссия между Минсельхозом и Минфином о том, чтобы посмотреть финансирование в рамках утверждённого паспорта. Есть уже наработанные предложения, и мы с Антоном Германовичем (А.Силуановым) их сейчас обсуждаем, – чтобы эти задачи в бюджете начиная с 2020 года тоже решили. Надеемся на Вашу поддержку.
Д.Медведев: Коллеги, мы с вами сейчас пробежались по основным позициям, связанным с улучшением жизни на селе. Каждое ведомство, а также губернаторы, которых я позвал на это совещание, – мы находимся в нескольких территориях с поездкой, поэтому понятно, почему здесь три конкретные территории представлены, притом что это ещё и сельскохозяйственные территории, это даже Новосибирской области касается, тем более – Республики Алтай и Алтайского края.
Здесь отдельные вещи уже отфиксированы. Это касается того, о чём уже говорилось: как школы строить, снабжать, подключать – любые школы, в том числе филиалы.
Это касается и подготовки целого ряда решений, которых у нас пока нет, например, ипотечный продукт для индивидуального жилищного строительства, развитие сети поликлиник, ремонт и строительство новых ЦРБ, мы только к этому подступаем, если говорить о первичной медицинской помощи.
Это касается распределения затрат между субъектами Федерации, муниципалитетами и Российской Федерацией. Например, тема, которая здесь была озвучена, по проектно-сметной документации на социальные объекты. Мы всегда исходили из того, что лучше, если такого рода проектно-сметную документацию делают в регионах, потому что это подчёркивает то, что этот объект нужен, а не просто сверху приняли решение: вот у вас будет какой-нибудь новый объект, мы вам проектно-сметную документацию оплатим. Потом смотришь – и работы-то нет, и ведётся она из рук вон плохо.
Но есть случаи, когда регион просто не способен на это зарезервировать деньги, и мы об этом говорили. Ровно поэтому мы создали систему координации, скажем, управления по регионам, где есть существенные финансовые проблемы (два региона здесь, кстати, присутствуют), и выделили им кураторов по линии Правительства. Для таких регионов не только по социальным объектам, но и по некоторым другим объектам проектно-сметная документация может быть профинансирована за счёт федеральных ресурсов.
Здесь были затронуты темы, которые и так в повестке дня, надо просто понять, как их дальше координировать, развивать и, конечно, финансировать. Это касается санитарной авиации, введения новых позиций, по которым мы берём на себя ответственность за укомплектование села кадрами, в частности, идея привлечения на село тренера, это реально тоже проблема. Это касалось изначально сельского врача и сельского учителя, но если мы хотим, чтобы жизнь на селе была нормальной, то, конечно, это касается физкультуры и спорта. Понятно, что тоже здесь и тренеры должны как-то закрепляться, поэтому это в принципе правильное направление.
Я уж не говорю про важнейшие темы, связанные с рабочими местами и некоторыми другими вопросами по организации предпринимательской деятельности на селе.
Но о чём хочу специально сказать. Мы действительно эту новую программу выстрадали, потому что изначально мнения были разные, что скрывать, говорили, что у нас нацпроекты большие деньги содержат, а в этих деньгах кроются и затраты на улучшение жизни на селе.
По каждому направлению (медицина – соответственно в рамках проекта по здравоохранению, образование – тоже понятно где, развитие городской среды – тоже есть отдельный проект), мы всё-таки решили эту программу сохранить, и не просто сохранить, но даже нарастить её финансирование.
Я вначале сказал о том, что мы к паспорту программы, к отдельным годам вернёмся в следующем году. По моему указанию и так было увеличено в два раза финансирование на следующий год, но это всё равно не те средства, которые способны коренным образом поменять ситуацию.
У нас есть деньги в рамках других национальных проектов, поэтому очень важно грамотно выстроить координацию работы по всем этим направлениям, чтобы не было дублирования, а с другой стороны, какие-то вещи не провисали. Об этом, кстати, и Минфин часто говорит, и Минэкономразвития.
Эта работа должна быть налажена и на региональном, и на федеральном уровне, чтобы мы понимали, что конкретный объект идёт, например, по проекту «Здравоохранение», а какой-то другой объект в том или ином регионе идёт по программе социального развития села. Чтобы они взаимно дополняли друг друга, чтобы мы деньги умели считать.
Я слушал коллег, они выступали: надо здесь добавить, здесь добавить… Конечно, очень большая ответственность лежит на самих регионах. Коллеги, мы с вами прекрасно понимаем: из Москвы мы до каждого села с очень большими трудностями можем дотянуться. Это точечные решения. Где-то и они необходимы, особенно когда речь идёт о больших сёлах. Мы сегодня в Санниково работаем, это большое село. Тут жителей, как я понял, официально зарегистрированных 4 тысячи, а тех, кто проживает постоянно, кто работает в Барнауле, – ещё тысячи три, то есть это реально большой населённый пункт. Но у нас есть и совсем маленькие сёла, ими тоже нужно заниматься. Поэтому здесь основная, конечно, ответственность на региональных властях.
Мы будем стараться в рамках федеральных инструментов вам помогать, но, безусловно, важно развивать собственную экономическую базу. Только её развитие может в конечном счёте изменить общую ситуацию, мы взрослые люди, это прекрасно понимаем. На этом тоже нужно обязательно концентрировать наше внимание.
Проект решения подготовлен, он достаточно подробный, но некоторые позиции, которые здесь были озвучены, особенно губернаторами и руководителями федеральных ведомств, нужно дополнительно туда включить и соответствующие формулировки сделать.
Это у нас первое, по сути, такое совещание по развитию сельских территорий в рамках новой программы. В конце года будет большой Государственный совет, он посвящён в целом развитию и аграрного производства, и развитию сельских территорий, но эта работа будет продолжена, конечно, и дальше. Мы с вами будем регулярно встречаться и сверять часы в различных регионах нашей страны.
Источник: http://government.ru/news/38321/