О готовности системы образования к началу учебного года

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Ольги Васильевой о готовности системы образования к началу учебного года

Сообщение губернатора Ростовской области Василия Голубева

Сообщение губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой

Сообщение губернатора Красноярского края Виктора Толоконского

Сообщение губернатора Самарской области Николая Меркушкина

Сообщение главы администрации Тамбовской области Александра Никитина

Сообщение Владимира Колокольцева

Сообщение руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой

Сообщение Владимира Пучкова

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы собрались в преддверии 1 сентября. И, естественно, обсудим готовность системы образования к новому учебному году. Во всех регионах проверочные комиссии завершили проверку школ. Сейчас идут последние приготовления.

Оценим ситуацию на местах. Заслушаем некоторых руководителей регионов, где есть проблемы и какие-то предложения, как их устранить.

В этом году учиться придёт огромное число детей и в целом молодёжи – около 30 млн. Только за школьные парты сядет 15,5 млн школьников, это почти на миллион больше, чем год назад. Из них 1,8 млн детей пойдут в первый класс. В этом году первоклассников тоже у нас будет больше, чем в прошлом, на 100 тыс. человек.

Число детей, которые ходят в детские сады, также увеличивается и составит почти 7,3 млн человек. И большее количество пойдёт учиться в колледжи и техникумы.

При всем этом мы должны обеспечить им качественное образование. Нужно, чтобы интересно было учиться, учиться было комфортно. От того, какие условия для обучения будут созданы для детей совсем маленьких, школьников, студентов, зависит, какие результаты в целом покажет система образования и конкретные учащиеся.

У нас в стране почти 94 тыс. образовательных учреждений, из них 42 тыс. школ. К 1 сентября мы открываем 76 новых школ, а до конца года ещё 94. В них сможет учиться почти 100 тыс. человек. Динамика очень неплохая. Столько школ, сколько мы построили за последние два года, мы не строили никогда. Причём эти школы – действительно школы нового поколения, в которых внедряются передовые методики и технологии обучения, включая цифровые. Такие уникальные школы появляются во многих регионах, я часть из них посещал и, естественно, эту практику продолжу.

То, что мы сейчас отдаём столько сил строительству новых школ, не значит, конечно, что мы должны забыть о старых, уже действующих, они требуют не меньшего внимания. Многим из них нужен не только текущий, но и капитальный ремонт. И такая работа ведётся. Поэтому наша программа по обновлению школьных зданий, вообще школьной инфраструктуры включает не только строительство новых школ, но и капитальный ремонт существующих. За последние годы у нас сократилось количество школ, которые находятся в аварийном состоянии. С 2009 года, если взять эту точку отсчёта, почти в четыре раза. Тем не менее такие школы есть, и их, к сожалению, немало. Есть целый ряд регионов с более острой ситуацией: это и Дагестан, и Якутия, и Красноярский край, и Ростовская область, и Чеченская Республика, и некоторые другие.

Этим летом некоторые школы пострадали в результате чрезвычайных ситуаций – пожаров, наводнений. Это произошло в Приморском, Красноярском и Ставропольском краях, в Якутии, Бурятии, Кабардино-Балкарии и Ростовской области. Нужно сделать всё, чтобы дети из пострадавших регионов 1 сентября пошли в школу. Хотелось бы услышать доклад об этом.

Состояние школ – это, безусловно, личная ответственность глав регионов. Вы должны внимательно следить за тем, чтобы в школах были созданы соответствующие условия – как с точки зрения удобства, так и с точки зрения безопасности, соблюдения санитарных норм, противопожарных норм. Школы, независимо от того, где они находятся, старые они или новые, не должны нуждаться в чём-либо – от мелочей и заканчивая более серьёзными вещами. Я имею в виду и средства обучения, и учебники, и компьютеры, и высокоскоростной интернет, и более фундаментальные, сложные вещи, такие как современные спортзалы, столовые, транспорт, включая школьные автобусы. Напомню, только в текущем году на эти цели Правительством выделено 3 млрд рублей. И в прошлом году мы эту программу активно продвигали.

Если говорить о других уровнях образования, то там тоже с 1 сентября связывается начало работы и учёбы. Что касается детских дошкольных учреждений, с 2013 года было создано более 1,25 млн мест. Сегодня у нас практически нет очередей для детей от трёх до семи лет.

Есть отдельные регионы, где сложности сохраняются. Эту работу нужно довести до конца, в том числе и по другому сегменту – по возрастной группе до трёх лет. Эта работа сейчас ведётся.

Также поговорим о готовности к учебному году университетов, организаций среднего профессионального образования. Мы прогнозируем увеличение потока поступающих в колледжи, техникумы. Нужно поддерживать региональные программы развития среднего профессионального образования, имея в виду нашу потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах. И, естественно, не оставлять без внимания высшее образование.

Есть ещё одна проблема, на которую я хотел обратить внимание, она касается заработной платы педагогов. В некоторых регионах с этим есть проблемы. Хотел бы услышать и от глав регионов, и от министра о том, что делается для того, чтобы погасить задолженность в кратчайшие сроки.

Слово – Министру образования. Пожалуйста, Ольга Юрьевна.

О.Васильева: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Дмитрий Анатольевич уже отметил основные показатели системы образования накануне учебного года. Главным из основных направлений всегда остаётся обеспечение доступности и безопасности образования на всех его уровнях.

Дополню, что регионы продолжают мероприятия, направленные на доступное дошкольное образование, и только в этом году запланировано ввести 80 тыс. дополнительных мест. У нас развиваются активно вариативные формы: это и консультативные центры для родителей, и дошкольные группы, функционируют группы при вузах (что даёт возможность нашим молодым мамам учиться) и иных образовательных организациях. Увеличилась доля частных организаций дошкольного образования на 47% с числом участников и воспитанников в них – до 60%.

В последние два года, выполняя приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», мы построили небывалое количество школ на небывалое количество мест. Могу сказать, что благодаря этим успехам мы полностью ликвидировали третью смену в Республике Ингушетия, Забайкальском крае и Тамбовской области.

Школы в рамках этого проекта (а это не только здания, это и современное оснащение, и Вы видели лаборатории, которые там есть) построены в республиках Ингушетия, Коми, Мордовия, в Чувашии, Чеченской Республике, Самарской, Саратовской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Новгородской, Оренбургской областях, а также Пермском крае.

Очень важно, что параллельно с этим идёт продолжение работы по доступной среде, которая направлена на развитие инклюзивного образования на всех этапах – в школьном, дошкольном, общем среднем образовании и высшем образовании.

Очень важны цифры, которые я озвучу: 11 тыс. организаций примут 467 ребят с особыми образовательными потребностями. Хочу выделить три региона, в которых работа в этом направлении идёт наиболее успешно: это Ленинградская, Тамбовская области и Хабаровский край.

Существенно улучшены в этом году условия для занятий физкультурой и спортом в сельских школах. Не только сделаны капитальные ремонты, но приобретено новое оборудование, развиваются школьные спортивные клубы. И 424 тыс. сельских учащихся придут в отремонтированные, хорошие спортивные залы. Это тоже большое достижение этого года.

Новый импульс развития получила система дополнительного образования. В рамках приоритетного национального проекта «Доступное дополнительное образование» были открыты новые направления – естественно-научные, технические. Открыто 40 «Кванториумов». Мы охватили дополнительно в этом году 15% детей, только в «Кванториумах» занимаются 28 тыс. детей. Результаты говорят сами за себя. В «Сириусе» и других центрах, где занимаются с талантливыми детьми, идёт подготовка талантливых людей для нашей страны. Итоговой оценкой могут являться международные олимпиады.

Все школы подключены к сети Интернет. Несмотря на сложные географически условия, он скоростной. У нас позитивная динамика по большинству показателей материально-технического обеспечения школ. Практически в каждой школе функционируют системы противопожарной и антитеррористической защиты, системы видеонаблюдения.

Улучшается обеспечение учебниками. В 79 субъектах Российской Федерации обеспечение бесплатными учебниками стопроцентное. В прошлом году таких субъектов было 75. Про шесть я скажу отдельно.

В рамках исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года среднемесячная заработная плата по всем уровням образования выросла по сравнению с первым полугодием 2016 года. Я приведу цифры по каждому уровню.

Дошкольное образование: уровень заработной платы вырос на 5% и составляет сейчас 29 300 рублей (в 2016 году – 27 900 рублей), это 88,1% от средней заработной платы в сфере общего образования.

Что касается общего образования. При целевом показателе 100% все регионы обеспечили выполнение установленных показателей. Калужская область – показатель 97,7%, но это с учётом допустимого пятипроцентного отклонения. И на сегодняшний день заработная плата наших учителей составляет 33 200 рублей (в прошлом году – 32 000 рублей).

Что касается учителей дополнительного образования. Зарплата также выросла – на 8,95% за аналогичный период, составляет на сегодняшний день 32 900 рублей, а по итогам первого полугодия – 85,9% от установленного показателя 95%. Мы движемся хорошо в этом направлении.

У нас очень хороший показатель среднемесячной заработной платы по регионам для преподавателей – мастеров производственного обучения среднего профессионального образования. Все субъекты достигли показателей, и зарплата в этом секторе образования составляет 35 400 рублей (в прошлом году было 33 000 рублей). Это очень важно, потому что в 59 регионах мы наблюдаем значительный приток молодых педагогов. В некоторых регионах эта цифра колеблется от 5 до 10%. Приёмная кампания 2017 года показала, что вырос конкурс в педагогические вузы – от шести до семи человек на место. Это идут лучшие выпускники наших российских школ.

Необходимо отметить также, что в течение последних лет российские школы не испытывают острого дефицита в кадрах. Он по-прежнему остаётся на уровне менее 1%.

Существенные качественные изменения произошли в системе среднего профессионального образования. И в этом году 59% выпускников 9-х классов выбрали продолжение обучения в средних профессиональных учебных заведениях и избрали рабочие специальности.

Прошедший период времени характеризуется качественным изменением содержания образования. Главная задача, которая перед нами поставлена, – это, конечно, единое образовательное пространство. Введены федеральные государственные стандарты дошкольного образования, завершается разработка дополнений и изменений в федеральные государственные стандарты общего образования. Созданы все предметные концепции, на основании которых и совершенствуются образовательные программы.

Постоянно идёт работа по воспитанию и социализации наших воспитанников. И такие показатели, которые можно связывать с деятельностью Российского движения школьников, Юнармии… То и другое направление включают в себя очень много векторов развития наших детей. Огромное внимание уделяется воспитанию наших детей в рамках внеурочного и дополнительного образования, и качественные показатели мы также имеем позитивные.

Вообще качественные показатели изменились, и в этом году расширится география регионов, которые участвуют в топах лучших российских школ. В топ-25 добавилось 10 регионов, в топ-500 – 71 регион, в топ-200 (он касается сельских школ) добавилось 43 региона.То есть развитие способностей наших детей по разным направлениям отмечается уже в 56 регионах, что очень важно.

Но, несмотря на то, что явно позитивные сдвиги есть и они большие, есть проблемы, над которыми работают как регионы, так и Министерство образования, и я позволю себе на них остановиться.

Мы знаем, что аккредитация и лицензирование образовательных организаций Крыма и Севастополя завершаются 1 сентября 2018 года. На сегодняшний день в Крыму из 1184 образовательных организаций лицензирована 891, из 597 организаций, подлежащих аккредитации, аккредитовано 267. Работа продолжается. Что касается Севастополя, то из 193 организаций лицензировано 164, из 82 организаций, подлежащих аккредитации, аккредитовано 50. Но так как работа ещё продолжается, я могу точно сказать, что все школы Крыма и Севастополя будут готовы к новому учебному году.

Следующий момент. На сегодняшний день не обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в соответствии с майскими указами Президента в пяти субъектах Российской Федерации: Северная Осетия – Алания (92% обеспеченности), Тыва (87,7%), Республика Крым (85%), Дагестан (84,1%), Ингушетия (55%).

Значительная доля продолжает учиться во вторую смену – 1,88 млн. Но, как Вы уже говорили, у нас ежегодно увеличивается численность учащихся практически до миллиона.

Вы уже отмечали, что школы нуждаются в капитальном ремонте. На сегодняшний день такая нужда увеличилась в регионах до 12% и составляет 4900 школ. На сегодняшний день 2700 школ не оборудовано необходимыми видами благоустройства, а именно тёплыми туалетами (отсутствуют в 260 школах), канализацией, центральным отоплением, но работа по этому направлению идёт.

Не выполнены требования, установленные статьёй 35 закона об образовании в части обеспечения бесплатными учебниками. Я уже говорила, что шесть регионов не выполнили стопроцентное обеспечение учебниками: Кировская область (98% обеспечения), Орловская область (98%), Челябинская область (82%), Удмуртия (96%), Бурятия (92%) и Дагестан (только 40,1%).

На сегодняшний день закуплено 30 млн новых учебников, количество учебников в фондах библиотек составляет 195 млн. И сразу хочу губернаторам подчеркнуть, что эти учебники соответствуют действующему перечню, потому что министерство только ещё работает над экспертизой для нового перечня учебников. Все учебники действуют и входят в состав федерального перечня учебников. Это очень важный момент.

Мне бы хотелось отдельно остановиться на ситуации, которая была затронута в средствах массовой информации, относительно Забайкальского края. Основной проблемой, которая препятствовала полноценной подготовке к предстоящему учебному году в регионе, являлось отсутствие ввиду жёстких бюджетных ограничений должного финансирования мероприятий по текущему, капитальному ремонту зданий и помещений, систем тепло- и водоснабжения, приобретению необходимого технологического оборудования.

На сегодняшний день вся задолженность по зарплатам выплачена. Есть текущая задолженность 6 млн, и она будет выплачена в течение нескольких последующих дней.

Уважаемые коллеги, вы знаете (и Дмитрий Анатольевич об этом сказал), что у нас многие регионы были в состоянии режима ЧС в связи со стихийными бедствиями. Я хочу поблагодарить все регионы (особенно в связи с последними событиями в Волгоградской области), потому что все наши учреждения готовы к новому учебному году, не пострадало фактически ни одно здание детских садов и школ.

Есть подтопление в Красноярске школы №86 (третий этаж и крыша), дети переведены в городскую школу №39. Ремонт закончится 1 октября, дети вернутся назад.

Что касается возгорания в Ростове, то там из 476 жителей школьников – 49, они идут в свои обычные школы.

Что касается других учреждений, то два детских сада Ростова готовы, но Роспотребнадзор пока приостановил присутствие там детей из-за задымлённости, они находятся в других детских дошкольных учреждениях.

Что касается вузов, вузы готовы. У нас сегодня несколько приоритетных проектов, в частности, сегодня у нас началось «Цифровое образование», разыграны конкурсы. Это огромный национальный проект – непрерывное образование через цифровое обучение. И на сегодняшний день вузы также готовы к новому учебному году, там глобальных проблем по капитальному ремонту нет: всё, что касается капитального ремонта, – они стоят в той очереди, в которой и стояли, и ремонтируются по мере поступления заявок.

У нас остаётся несколько дней до учебного года. 30 млн наших детей, студентов переступят пороги учебных заведений. Это наше будущее. Наши дети сядут за парты, и 1 сентября будет замечательный урок – «Россия, устремлённая в будущее».

Мне очень хочется завершить своё выступление как раз теми словами, что наше будущее в наших руках. Наши школы готовы.

Д.Медведев: Да, школы готовы.

Всё-таки я хотел бы, чтобы Вы назвали регионы, где есть проблемы с зарплатой педагогов. Я же сказал, специально на это обратить внимание. Какие регионы?

О.Васильева: Проблемы с зарплатой педагогов. Сейчас я скажу, в каких регионах у нас, где следует обратить внимание, кроме Забайкалья, о котором я сказала уже отдельно.

По оплате труда следует обратить внимание: в сфере общего образования – Еврейская автономная область, там показатель 76,3. Это касается общего образования. Что касается дополнительного образования…

Д.Медведев: У нас есть регионы, как я понимаю, в которых существует задолженность по текущей выплате зарплаты. Это какие регионы?

О.Васильева: По текущей выплате зарплаты на сегодняшний день, Дмитрий Анатольевич, у нас существует задолженность в Забайкалье.

Д.Медведев: Где ещё?

О.Васильева: На сегодняшний день задолженности по текущей зарплате у нас нет, она выплачена. Единственное, что мы не по всем регионам достигли показателей, которые ставились на первое полугодие.

Д.Медведев: Это другая задача. Я именно хотел обратить внимание на текущие платежи, потому что достижение показателей – на это ещё есть некоторое время, это можно сделать, это нужно контролировать.

О.Васильева: Текущие показатели у нас все нормальные.

Д.Медведев: Хорошо, проверьте ещё раз. Потом мне отдельно доложите, чтобы не было здесь никаких двусмысленностей.

О.Васильева: Проверим, Дмитрий Анатольевич, проверим.

Д.Медведев: Договорились. Теперь давайте послушаем наших коллег из регионов.

Василий Юрьевич, у вас стихия, действительно, внесла свои коррективы, и пришлось бороться с пожарами. Как идёт подготовка к 1 сентября?

В.Голубев: Мы сейчас продолжаем оценивать ущерб от масштабного пожара 21 августа. За помощью к нам обратилось около 700 пострадавших, включая 137 детей, из них до трёх лет – 27 детей, от трёх до семи – 32. 78 человек – школьники или студенты. Для них были развёрнуты четыре пункта временного размещения.

Для начала на базе школ Кировского района мы организовали там всё необходимое: питание, медико-санитарную помощь, дежурство психологов и так далее. Вчера, 27 августа, все эти ПВР были закрыты, и все  желающие были переселены в наши городские гостиницы. Все образовательные учреждения, которые находились рядом с зоной, пострадавшей от огня, ущерба не получили. Они приступят к работе с начала нового учебного года в установленном порядке, с 1 сентября.

Действительно, на пару дней в связи с задымлением была приостановлена работа двух дошкольных учреждений, которые находились недалеко от зоны возгорания. Сейчас детские сады работают в штатном режиме.

Минобрнауки, органы социальной защиты продолжают работать с каждым ребёнком, с каждым человеком индивидуально, оказывая им меры необходимой поддержки. За каждым ребёнком мы закрепили ответственного из числа сотрудников системы образования. Для всех детей учебный процесс будет организован по месту проживания. На сегодняшний день все родители посчитали возможным, необходимым обучать детей там, где они обучались до этого. Им обеспечена необходимая помощь, в том числе материальная, включая форму, учебники, школьно-письменные принадлежности. Совместно с родителями мы продолжаем решать вопросы первоочередных бытовых нужд, а также по дальнейшему обучению и проживанию семей.

Вопросы оказания материальной помощи и любой другой помощи находятся на постоянном контроле органов власти муниципального уровня и регионального до их полного разрешения.

Теперь о готовности всей системы к новому учебному году. У нас 2773 образовательные организации, из них 1155 – это школы. За парты сядут 411 тыс. человек, в том числе 44 тыс. первоклассников. Это больше, чем в предыдущем году, на 7 тыс. человек.

Несмотря на рост числа школьников, нам всё-таки удаётся сокращать школы с двухсменным режимом. Мы делаем это за счёт капитального ремонта, реконструкции и строительства новых школ. У нас отроется большая школа в Ростове на 1400 мест, в Батайске – на 300. Завершили ремонт трёх школ на 938 мест, к концу года планируем ещё три школы отремонтировать на 1472 места. Выделили из бюджета на подготовку к новому учебному году 2,5 млрд рублей. Проводим за счёт этого не только ремонт зданий, но и, конечно, решаем вопросы безопасности в образовательных учреждениях, приобретения новой школьной мебели, учебников.

Готовы все школы Ростовской области из действующих на 100%, но к 1 сентября дополнительно с учётом ситуации, которая, к сожалению, сложилась, мы решили провести ещё раз обследование всех школ на предмет антитеррористической защищённости.

Отдельная тема – это, конечно, места в детских садах. Сегодня у нас 1,5 тыс. образовательных учреждений посещают 200 тыс. ребятишек. По детям от трёх до семи лет у нас проблема решена. Для сохранения нулевой очерёдности мы продолжаем строить детские сады и до конца этого года дополнительно создадим ещё 2940 дошкольных мест.

Область к новому учебному году готова.

Вы абсолютно верно отметили, что у нас есть проблема с частью образовательных учреждений по аварийным школам или некоторым зданиям, находящимся на территории этих школ. Четыре школы выведены из эксплуатации, мы сейчас их реконструируем. По двум школам идёт процесс проектирования, затем капитального ремонта. И часть школ, – мы в разной степени занимаемся ими, чтобы либо вернуть их в систему образования, либо это будет новое строительство, создание новых учебных мест на территориях муниципальных образований. Вопрос находится на контроле, мы внимательно к этому относимся и найдём решение, чтобы эту проблему исправить.

Д.Медведев: Прошу контролировать тогда и общую ситуацию, и, естественно, подготовку школ, детских дошкольных учреждений, то, о чём Вы сказали.

Также хочу проинформировать, что подписал решение о выделении денежных средств по линии федерального бюджета для оказания помощи всем, кто пострадал в ходе стихийного бедствия, которое случилось на территории Ростовской области.

В.Голубев: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Д.Медведев: Теперь давайте Забайкальский край послушаем, там тоже было всё непросто.

Н.Жданова: Я сразу начну с освещения той проблемы, которая неоднократно озвучивалась по Забайкальскому краю, – по текущей задолженности за первую половину августа. Докладываю, что на сегодня эта задолженность сократилась и составляет не 6 млн, а 4,2 млн, что средства в полном объёме на сегодня перечислены и находятся на счетах образовательных учреждений, но ввиду хорошо известной Вам проблемы – проблемы заблокированных счетов – списываются с лицевых счетов на основании судебных решений. Дмитрий Анатольевич, в кратчайший срок, до конца недели, мы берём обязательство эту проблему решить уже в полном объёме.

Вообще по проблеме заблокированных счетов кратко ещё раз доложу, что эта проблема идёт с 2013 года и причина заключается в переходящем объёме просроченной кредиторской задолженности. Тем не менее мы на сегодня необходимые меры принимаем, чтобы эту проблему решать, а именно: муниципальным образованиям, где она особенно актуальна, мы выделяем дополнительную финансовую помощь, осуществляем контроль за составлением кассового плана и его исполнением. И недавно подписали трёхстороннее соглашение между правительством края, АО «Читаэнергосбыт» и МРСК Сибири по рассрочке просроченной кредиторской задолженности на период до 2020 года в сумме без малого 500 млн, в результате чего будет осуществлён отзыв исполнительных листов, которые предъявлены в Федеральное казначейство. Вот такие меры мы принимаем.

Теперь что касается начала нового учебного года. В Забайкальском крае обучение ведётся в 1138 образовательных организациях. Понятно, что бо́льшая часть этих организаций – общеобразовательные школы. За парты в этом году сядут 142 650 человек, из них 16 650 человек – первоклассники, которых на 100 человек больше, чем в прошлом году.

В течение лета, а именно с 17 июля, работали комиссии – краевая и муниципальные, которые осуществляли приёмку образовательных учреждений на предмет готовности. На 22 августа мы установили полную готовность всех образовательных учреждений, кроме готовности по направлению текущего ремонта.

Большая подготовка шла по обновлению содержания образования, и об этом мы говорили на августовских конференциях, которые прошли в крае в период с 23 по 25 августа.

Мы понимаем, что большое внимание надо уделять (и делаем это) вопросам комплексной безопасности по всем направлениям: это антитеррористическая безопасность, это безопасность здоровья и жизнедеятельности, безопасность на дорогах. Сегодня буквально провели антитеррористическую комиссию, где обсуждали в том числе эти вопросы. Особенно большое внимание непосредственно 1 сентября и вообще в течение ближайшего периода будем уделять безопасности на дорогах. Вблизи школ будут дежурить специальные инспекторы ГИБДД.

По задаче, которую поставила Ольга Юрьевна Голодец на видеоселекторе, – по созданию комфортных условий, в том числе оборудованию тёплых туалетов, – мы уже начали работу и разрабатываем план поэтапного перехода и осуществления этих мероприятий.

По дошкольному образованию: на сегодня процент охвата детей с трёх до семи лет составляет 96,4% (для сравнения – на 1 января прошлого года этот показатель составлял 93%). Несмотря на непростые финансово-экономические условия в крае, нам удалось за этот период дополнительно ввести в пределах 1500 мест: 1100 – в прошлом году и около 300 – за первое полугодие этого года. Мы эту работу продолжаем и эту задачу выполним. В пределах 1800 дополнительных мест до конца текущего периода тоже будет запущено.

Д.Медведев: Наталья Николаевна, хорошо, что школы готовы. Нужно продолжить всё, что делается.

Возвращаясь к теме задолженности. Ваши предшественники понаделали всяких-разных дел, но это уже давно было. Надо эту тему зачистить полностью. Рассчитываю, что в ближайшее время ничего от прежней задолженности, даже с учётом исполнительных листов и так далее, не останется. Пора это завершать.

Красноярский край, пожалуйста.

В.Толоконский: Все 1224 образовательные организации к учебному году готовы, в том числе 1105 школ полностью приняты.

У нас есть 12% обучающихся во вторую смену, но мы сейчас реализуем большую программу строительства новых школ, и я думаю, что уже через два года существенно эту цифру уменьшим. В этом году сдаём две школы, одну – по программе с федеральным Правительством, на 1280 мест. По плану она у нас на конец года, но сдадим, я думаю, в ноябре. Она в высокой степени готовности.

Вы помните, у нас в мае были большие пожары в целом ряде населённых пунктов, и мы 200 квартир должны до 1–15 сентября построить для всех пострадавших, чтобы были подготовлены к учебному году. Всем детям оказывается дополнительная (кроме общей материальной помощи) помощь в подготовке к школе. И жильё мы успеем построить. Здесь проблем не будет.

В одном посёлке у нас пострадали отдельно стоящие спортивный зал и пищеблок – к 1 числу мы тоже закончим строительство, и эти объекты будут полностью функционировать.

По подтоплению, которое произошло неделю назад в краевом центре, в Красноярске: пострадало 11 школ, в 10 школах все работы уже за неделю успели выполнить, всё восстановили. Сегодня я некоторые школы осмотрел – всё готово.

По одной школе Ольга Юрьевна (Васильева) сказала, что мы в другой школе будем учить детей месяц. Но нашли решение: так как в школе два здания, не будем переводить в другую школу. По одному этажу мы ещё продолжаем работать, до 1 октября всё закончим, и дети не почувствуют никакой стеснённости.

Пострадало 24 детских сада. В 23 все работы выполнены, всё восстановлено. Из одного небольшого детского сада (шесть групп) мы детей переводим на один месяц в другие детские садики. Это тоже не доставляет неудобств, всё это рядом находящиеся здания. До 1 октября все работы закончим.

Наиболее системная для нас проблема – это старые, ветхие малокомплектные школы в дальних маленьких посёлках. Здесь большую программу ремонта выполняем, разработали даже новый проект малокомплектной школы на 50 мест с новыми подходами и дешевле, чем это было всегда. Думаю, что в течение трёх-четырёх лет мы эту проблему тоже полностью снимем.

Д.Медведев: У нас в стране действительно много малокомплектных школ, и страна наша так устроена, что они будут у нас всегда. Невозможно себе представить, чтобы они исчезли, были соединены в какие-то крупные школы – просто ввиду масштабов страны. Поэтому программа по созданию более эффективной модели малокомплектных школ исключительно полезна. Надеюсь, что вместе с Министерством образования вы эту программу доведёте до конца.

Давайте послушаем Самару.

Н.Меркушкин: У нас в этом году пойдут в первые классы 320 тыс. школьников, что на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году.

Кадрами школы все на сто процентов обеспечены. Увеличилась доля молодых педагогов. Мы дополнительно стимулируем материально молодых педагогов – доплачиваем 5 тыс. ежемесячно к зарплате, до 3 лет работы, – поэтому их доля за последние три-четыре года выросла в полтора раза.

Мы полностью обеспечили учебниками – выделили на эти цели 228 млн рублей, что более чем в два раза больше прошлого года.

У нас 740 действующих школьных автобусных маршрутов. Были всегда проблемы, и в прошлом году у нас 38 из них были проблемными. В этом году провели большую работу, и практически проблемных маршрутов на сегодня не осталось.

Провели специальное заседание антитеррористической комиссии, где рассмотрели детально вопросы, связанные с безопасностью и движения, и в целом проведения мероприятий 1 сентября.

В целом выделено на подготовку школ к учебному году более 3 млрд рублей.

Сейчас мы создаём два «Кванториума» – и в Самаре, и в Тольятти. Более 100 образовательных учреждений получили комплекты для занятий техническим творчеством – с учётом того, что в области много предприятий, связанных с машиностроением, и космическим машиностроением, и автомобилестроением, для нас это исключительно важно.

Создали дополнительно 2,5 тыс. мест в детских садах, и нам придётся ежегодно примерно в таком количестве ещё в ближайшие два-три года как минимум детские сады строить, создавая новые места.

Построили четыре новые школы. Одна из них – на 1,5 тыс. мест, школа получилась уникальная, экспериментальная. Мы бы хотели пригласить Вас, Дмитрий Анатольевич, посетить эту школу. Там выполнены не только все федеральные стандарты, но и дополнительно за счёт внебюджетных источников выделено почти 200 млн рублей, чтобы сделать некой школой будущего, чтобы на этой основе учились и другие школы.

Всё практически на сегодня готово. Готовимся к проведению 1 сентября.

Д.Медведев: Спасибо, Николай Иванович. Тамбовская область, пожалуйста.

А.Никитин: В этом году наша Тамбовская область подходит к началу учебного года с неплохими результатами. Особенно хотелось бы отметить в части обеспечения противопожарной, антитеррористической и экологической безопасности. Это прежде всего отмечено в ходе работы приёмочных комиссий инспекторами Госпожнадзора и правоохранительными органами.

Также хочу сказать, что в этом году в Тамбовской области на 5,5 тыс., округлённо, будет больше воспитанников детских садов, учеников школ и студентов среднего профессионального образования в сравнении с предыдущим, 2016 годом. 806 образовательных учреждений откроют свои двери 1 сентября.

Благодаря участию в федеральной программе по созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях 1 сентября, самое главное, распахнет свои двери уникальный научно-образовательный, мы так его называем, инновационный комплекс «Школа “Сколково-Тамбов”» на 2425 мест. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами, отбор которых проводился на конкурсной основе. На базе школы открыты университетские лаборатории и, что очень важно, центры, ориентированные на реализацию программ не только общего, но и дополнительного образования.

Дмитрий Анатольевич, Вы были в этой школе, посещали, и мы в своё время выступили с предложением сделать эту школу стажировочной площадкой, которая могла бы работать в целом на всю отрасль образования, тем более что специализация этой школы – информационные технологии.

Есть ещё один преимущественный момент этой школы. Стоимость этой школы, несмотря на то, что она достаточно крупная, 2425 мест, достаточно низкая, одна из самых низких, чуть выше, чем 700 тыс. рублей получилось.

Д.Медведев: Имеете в виду, стоимость одного ученического места?

А.Никитин: Да, стоимость одного ученического места.

Кроме того, 1 сентября мы введём 300 новых ученических мест в рамках трёх капитально отремонтированных школ. Это мы делаем в инициативном порядке, и здесь мы хотим также поддержать то, что Вы в самом начале нашего селектора отметили, что, конечно, нам нужно думать не только о строительстве новых школ, но и о капитальном ремонте, потому что это большой вклад в решение проблемы третьей смены. Именно поэтому мы третью смену полностью ликвидируем благодаря этому капитальному ремонту. В свою очередь также уменьшаем долю обучающихся во вторую смену до трёх с небольшим процентов.

До конца декабря 2017 года будет завершено строительство ещё одной новой школы в Мичуринске на 1275 мест и будет завершена реконструкция здания школы на 600 мест в Мордовском районе. В этом году также начато строительство детского сада на 250 мест в самом Тамбове. В 2018 году сад будет введён. В 2017 году, в октябре, мы планируем открыть детский технопарк «Кванториум-Тамбов» на 800 мест благодаря поддержке Министерства образования и науки. Здесь сконцентрировано уникальное оборудование, созданы современные условия для занятия научно-техническим творчеством по следующим направлениям: робоквантум, IT-квантум, лазерквантум, космоквантум и промышленный дизайн.

Очень важно, что эта программа существует, поскольку задача, которая была поставлена Вами в своё время, – объединить науку и образование, – конечно, это нужно начинать делать именно с этого этапа. Сегодня аналогичное совещание я проводил со своими коллегами, поставил задачу активно участвовать в конкурсных программах и попытаться ещё получить поддержку, в том числе из федерального бюджета, чтобы такой «Кванториум» появился и в других городских округах Тамбовской области.

Очень удачным является проект, нам всем это хорошо уже известно, практика это показала, партийный проект, – реконструкция спортивных залов в сельских школах. В восьми школах в этом году, расположенных в сельской местности, мы провели капитальный ремонт спортзалов. В свою очередь это позволило повысить долю школ, имеющих современные условия для занятий спортом, до 80%.

Также приятно нам было услышать сейчас из уст Ольги Юрьевны о том, что Тамбовская область в этом смысле отмечена в позитивном плане. Мы участвовали в госпрограмме «Доступная среда», провели капремонты в шести образовательных организациях, приобрели специализированный транспорт и оборудование для детей-инвалидов. В конечном счёте это отразилось на количестве, доле детских садов и школ, имеющих условия для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья. У нас эта доля составляет 20%.

К началу года школьники обеспечены учебниками. Правда, мы здесь внедряем не только электронные средства обучения, но прежде всего электронные учебники по конкретным предметам. В текущем году на эти цели мы направили почти 120 млн рублей из областного бюджета.

Серьёзное внимание уделяем обеспечению безопасности перевозки детей. 444 автобуса у нас перевозят почти 10 тыс. детей по 456 маршрутам. Но у нас есть свой проект. Мы создали несколько лет назад областное учреждение, предприятие «Школьный автобус», которое осуществляет круглосуточный контроль за маршрутами, скоростью и временем передвижения школьных автобусов по системе ГЛОНАСС.

Особенная тема – это зарплатные показатели по указу Президента в текущем году. Могу утвердительно сказать, что деньги у нас в бюджете все предусмотрены, то есть показатели по повышению заработной платы работникам образовательных учреждений, дошкольных, дополнительного образования и общеобразовательных учреждений в соответствии с «дорожными картами» будут достигнуты.

Общий объём финансовых затрат за счет всех источников финансирования по подготовке и организации образования к началу нового учебного года составил 1,8 млрд рублей, это более чем на 100 млн выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и, конечно, здесь только доля одного областного бюджета составляет 1,125 млрд рублей.

Д.Медведев: Спасибо. Но прошу, естественно, контролировать ситуацию в целом, имея в виду не только позитивные моменты, которые есть (школа, которую построили, действительно хорошая, мне кажется, это хороший образец высокотехнологичной школы), обратить внимание и на более скромные школы, где есть проблемы, для того чтобы привести их в порядок.

Теперь хотел бы, чтобы коллеги из федеральных ведомств высказались.

Давайте начнём с Министерства внутренних дел. Владимир Александрович (обращаясь к В.Колокольцеву), как обстановка?

В.Колокольцев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Министерство внутренних дел осуществляет комплекс мер, направленных на повышение уровня безопасности объектов в образовательной сфере в преддверии нового учебного года.

Непосредственно 1 сентября к обеспечению правопорядка планируется привлечь почти 160 тыс. сотрудников полиции, Росгвардии, частных охранников и представителей общественных формирований правоохранительной направленности.

Определён алгоритм совместных действий в случае осложнения оперативной обстановки, проведены рабочие встречи с руководителями негосударственных структур безопасности, охраняющих учебные заведения, по вопросам организации пропускного режима и готовности к реагированию при возникновении нештатных ситуаций.

На период торжественных мероприятий к учебным заведениям будут максимально приближены маршруты патрульно-постовой службы, подразделений Госавтоинспекции и войск Национальной гвардии. Накануне Дня знаний все школы и прилегающие к ним территории будут обследованы с применением технических средств и служебных собак. При необходимости будет введён усиленный вариант несения службы с обеспечением круглосуточной охраны.

Дополнительные меры направлены на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Во всех регионах стартовала ежегодная операция «Внимание, дети!».

Продолжаются мероприятия по сопровождению организованных групп детей, которые возвращаются с отдыха к местам постоянного проживания. Одновременно сотрудниками Госавтоинспекции осмотрены подъездные пути и пешеходные переходы, расположенные в непосредственной близости к школам. Каждый третий пешеходный переход имеет эксплуатационные нарушения.

Проверено техническое состояние школьных автобусов. Более 7% из них не соответствуют требованиям правил дорожного движения.

В августе представители министерства приняли участие в комплексном обследовании учебных заведений. В их противокриминальной защищённости выявлено более 48 тыс. недостатков, устранён только каждый шестой.

По нашим данным, в настоящее время насчитывается почти 4 тыс. школ, в которых продолжаются ремонтные работы. Есть основания полагать, что не везде они будут завершены к 1 сентября.

По всем выявленным нарушениям направлены предписания и информационные письма в соответствующие структуры. В этой связи хочу обратить внимание руководителей региональных органов власти на необходимость принятия исчерпывающих мер по их устранению.

Проводимые нами мероприятия по подготовке к началу учебного процесса связаны не только с правоохранительной функцией, но и способствуют решению задач социальной направленности. Сотрудники полиции участвуют в выявлении детей, которые в силу трудной жизненной ситуации не могут вовремя приступить к занятиям, и оказании им адресной помощи. Речь идёт прежде всего о малообеспеченных и состоящих на учёте неблагополучных семьях. В рамках специальных благотворительных акций таким ребятам уже не первый год оказывается поддержка.

Органы внутренних дел сделают всё необходимое, чтобы общественный порядок и безопасность в период празднования Дня знаний были обеспечены в полном объёме.

Д.Медведев: Хорошо. Прошу не снижать внимание, естественно, и в День знаний, и впоследствии к школьным проблемам.

Пожалуйста, теперь Анна Юрьевна Попова. По линии Роспотребнадзора как дела у нас?

А.Попова: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Мы начали подготовку в конце прошлого учебного года. Было выдано 17,5 тыс. предписаний, порядка 50 тыс. мероприятий в них было. На сегодняшний день практически все они выполнены. Хочу отметить, что работа по подготовке, приёмке школ, которая начата в этом году с середины июля, дала, безусловно, результат. Но вместе с тем хотела бы обратить внимание на следующее.

Мы особое внимание уделяли состоянию эпидзначимых объектов, прежде всего пищеблоков. 79% пищеблоков школ в Российской Федерации работают на сырье, что предполагает наличие наибольшего числа площадей, производственного оборудования и персонала.

Д.Медведев: На сырье – имеется в виду, что они не получают готовую еду. Сами готовят.

А.Попова: Да, именно так.

13% – на полуфабрикатах, 8% имеют раздаточные буфеты. В 329 школах нет, к сожалению, условий для приготовления пищи, и здесь всё работает на привозной еде.

Я бы хотела обратить внимание на то, что значительная часть пищеблоков в этом году будет работать с перегрузкой – большее количество детей на тех же площадях. Следовательно, эпидемические риски возрастают в этой ситуации. И хотела бы обратить внимание руководителей субъектов, что здесь должно быть очень пристальное внимание к соблюдению всех санитарных требований.

Хочу обратить внимание ещё и на то, что у нас микробный возбудитель всех инфекционных болезней кишечной группы меняется на вирусный в течение последних нескольких лет, что более контагиозно: любое нарушение санитарных правил чревато возникновением групповой заболеваемости. Пока удаётся сдерживать эту ситуацию, но с учётом уже приведённых фактов и факторов действия здесь риски остаются достаточно высокими.

Хотела обратить внимание на рационы. Дети находятся в школе достаточно длительное время. В большом количестве субъектов хорошо организовано горячее питание, но вместе с тем полноценность этого питания и сбалансированность должны оставаться в поле зрения высших должностных лиц субъектов.

И ещё раз хочу обратить внимание: который год подряд импортная продукция в два раза чаще даёт нам неудовлетворительные показания, чем продукция отечественная. Поэтому закупки здесь, на мой взгляд, совершенно объективно должны быть контролируемыми, и очень важно, чтобы это было проверяемое сырьё и проверяемые продукты питания.

Хотела бы обратить внимание ещё и на спортивные залы. Их всё больше и больше. Но вместе с тем они тоже работают с перегрузкой. Требования к ним не меняются, они должны неукоснительно соблюдаться, так же как и расписания по физической подготовке и физической загрузке детей.

И ещё. Лето сложное и в значительной части школ, на базе школ организовывались пункты временного размещения для населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, и поэтому обработка школ перед началом учебного года – это тоже обязательная составляющая начала учебного года, благополучного его проведения.

Для того чтобы не болели ни дети, ни взрослые, хочу напомнить, что начинается период иммунизации против гриппа, прямо с первых чисел сентября. 30% вакцины уже находится в субъектах, и эту работу надо начинать буквально в первой декаде сентября.

Д.Медведев: Надеюсь, что руководители субъектов Федерации обратят внимание на проблемы, о которых говорит руководитель Роспотребнадзора.

Теперь по линии пожарной безопасности.

Пожалуйста, Владимир Андреевич Пучков.

В.Пучков: Традиционно подготовка объектов образования к новому учебному году является одним из главных приоритетов МЧС России.

Во-первых, в отношении образовательных учреждений заблаговременно был реализован комплекс профилактических мероприятий, направленных на обеспечение природно-техногенной и пожарной безопасности. С начала подготовки к новому учебному году было проведено свыше 80 тыс. инструктажей по мерам комплексной безопасности, а также практические занятия с педагогическими коллективами.

Осуществляется адресная, конкретная консультативная помощь. Особенно мы оказываем поддержку малокомплектным школам с учётом места их размещения и конкретных рисков в регионах.

Во-вторых, наши специалисты активно участвовали в комиссиях по приёму учебных заведений. Устранено более 45 тыс. выявленных недостатков и нарушений. Часть недостатков, особенно в зонах чрезвычайных ситуаций, находится на контроле. Мы планируем завершить к 31 августа.

В целях выполнения дополнительных мероприятий по защите жизни и здоровья людей с 15 августа МЧС России совместно с регионами проводит месячник безопасности. Это большой комплекс дополнительных мероприятий по защите детей.

В День знаний, 1 сентября, и следующую неделю планируется во всех общеобразовательных учебных заведениях провести уроки безопасности, практические тренировки с задействованием всех систем жизнеобеспечения (эвакуационных выходов, систем раннего обнаружения возгораний и других опасностей и угроз, систем оповещения) и конкретную подготовку педагогических коллективов.

На особом контроле у нас находятся школы, которые вводятся в эксплуатацию в этом году. С детьми и педагогами проводится целый комплекс дополнительных мероприятий.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, органы управления и силы РСЧС подготовлены к началу нового учебного года.

Д.Медведев: Хорошо.

Хочу, чтобы все ещё раз посмотрели, какова ситуация в регионах, в тех территориях, которые вверены вам для управления. Надо ещё раз посмотреть на ситуацию с точки зрения санитарно-эпидемиологических требований, пожарной безопасности, общих вопросов обеспечения безопасности и, конечно, общей подготовленности школ, потому что проблемы есть, вы сами их знаете. Надеюсь, что руководители регионов на этом сконцентрируют своё внимание.

Прошу всех это внимание не ослаблять.

С наступающим Днём знаний!

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/29000/