О государственном регулировании цен на услуги естественных монополий в аэропортах

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 14 ноября 2016 года.

Д.Медведев: Я подписал постановление, которое меняет принципы регулирования услуг естественных монополий в аэропортах. Сейчас такие сборы и тарифы устанавливаются антимонопольной службой в предварительном порядке, а затем могут меняться в зависимости от разных факторов. Это создаёт неопределённость, поэтому мы решили изменить порядок регулирования цен и устанавливать долгосрочные тарифы и сборы, минимум на три года.

Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), что это даст не только тем, кто работает непосредственно в аэропортах, но и рядовому потребителю?

А.Дворкович: Сегодня нормативная база позволяет регулировать деятельность субъектов естественных монополий в действующих аэропортах. Здесь очень больших проблем нет, хотя и в данном случае зачастую есть конфликт интересов между компаниями, которые оказывают аэропортовые услуги, и авиакомпаниями. Есть споры относительно того, какой уровень тарифа является разумным и можно ли это переложить на потребителей. А если говорить о потенциальных инвесторах в аэропорты – а у нас таких достаточно много, в частности, сейчас большой интерес к инвестициям в аэропорт Хабаровска со стороны японских инвесторов, уже идут инвестиции в ряды аэропортов, где будет проводиться чемпионат мира 2018 года, например ростовский аэропорт, – здесь вообще нет нормативной базы, которая позволяет заранее определить тарифы, применимые с момента ввода в эксплуатацию соответствующего аэропорта. Постановление, которое Вы подписали, позволяет это делать. 

То есть уже сегодня (или до начала осуществления инвестиций, или когда этот процесс только начался) Федеральная антимонопольная служба будет иметь возможность произвести необходимые расчёты с учётом обоснований, предоставленных инвестором, и установить тариф на период с момента ввода в эксплуатацию аэропорта как минимум на три последующих года или более, если это представляется целесообразным. 

При этом тарифное регулирование можно будет осуществлять и с помощью нового метода, который ранее не применялся. В данном случае это метод сравнения с аналогами, то есть с аналогичными аэропортами. Это позволит избежать экономически необоснованных затрат, а значит, излишней нагрузки на потребителя – уже непосредственно на пассажиров, которые в конечном счёте сталкиваются с ценами на билеты.

При этом долгосрочные инвестиционные проекты, о которых идёт речь, будут проходить через Правительственную комиссию по транспорту, чтобы совместить интересы авиакомпаний и аэропортов, чтобы здесь не было давления либо с той, либо с другой стороны и принималось сбалансированное решение. Как я уже упомянул, этот метод будет применён уже в ближайшие два месяца к двум крупнейшим инвестиционным проектам, общая стоимость которых составляет порядка 25 млрд рублей. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/25265/