О государственной программе развития Крыма

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами 4 февраля 2019 года.

Д.Медведев: Ещё один вопрос касается привлекательных с точки зрения туризма регионов – Республики Крым и Севастополя. Важно, чтобы они, во-первых, как можно быстрее нагоняли другие регионы России. Конечно, прежде всего речь идёт о жизни самих крымчан. И во-вторых, стабильно развивались дальше.

Оба субъекта подключились к реализации национальных проектов. Региональные власти утвердили ряд региональных проектов и программ.

Я утвердил государственную программу по развитию Республики Крым и Севастополя, подписал соответствующее постановление Правительства.

Этот документ охватывает весь комплекс задач, которые нужно решить для развития полуострова. В него вошла и федеральная целевая программа, которая на полуострове реализуется уже с 2015 года. То есть это не какая-то новая работа, это продолжение старой. Тем не менее здесь также расставлены акценты, и самое главное, что деньги в бюджете на эти цели заложены. На 2019-й и ближайшие три года – почти 310 млрд рублей в общей сложности. Причём практически половину этой суммы мы направляем уже в этом году.

Нужно добиться конкретных результатов. Речь идёт о создании инфраструктуры, автомобильных дорог, обеспечении региона водой, поскольку это реальная проблема, электроэнергией (здесь уже многое сделано) и создании социальной инфраструктуры.

Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Козаку), как будет реализовывать этот, по сути, новый этап программы, которую мы уже осуществляем, но в несколько иной форме, и какие результаты будут?

Д.Козак: Что касается государственной программы, которая была утверждена, в неё вошла обновлённая федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2022 года». Также госпрограмма вобрала в себя и другие мероприятия, связанные с социально-экономическим развитием Крыма и Севастополя, которые реализовывались во внепрограммном режиме. Это прежде всего развитие свободной экономической зоны, создание благоприятных условий для развития предпринимательства в целом, привлечение внебюджетных источников финансирования, развитие туристского потенциала Республики Крым и города Севастополя.

Если говорить об основных итогах и перспективах развития Крыма, то основным направлением и государственных программ, и федеральной целевой программы является преодоление инфраструктурного отставания этих регионов от всей России. Основными направлениями является развитие прежде всего транспортного комплекса, развитие энергетического комплекса, инженерной инфраструктуры и водообеспечение. На эти цели на транспорт направляется 55% от общего объёма финансирования (это самая, может быть, важная проблема с точки зрения развития туризма и обеспечения транспортной доступности для жителей Крыма), 12% – на развитие социальной инфраструктуры, 10% – энергетики и 9% – инженерной инфраструктуры.

Если говорить о промежуточных перспективах и задачах развития Крыма, то в 2014 году мы утвердили федеральную целевую программу, с 2015 года валовый региональный продукт Республики Крым увеличился на 55%, города Севастополя – на 66%. К 2022 году ставится задача удвоения валового регионального продукта по целевым показателям, предусмотренным программой. Объём инвестиций в основной капитал на душу населения уже увеличился в 3,3 раза в Республике Крым, в 4,3 раза – в Севастополе. К 2022 году он должен увеличиться в 4,4 раза в Республике Крым и в 7 раз – в Севастополе.

Что касается объёма инвестиций, ключевой объём является непосредственным следствием реализации федеральной целевой программы. Но уже сегодня в рамках свободной экономической зоны (режим СЭЗ был введён с 2015 года), несмотря на все внешние ограничения, санкции, которые вводятся в отношении инвесторов, на территории Республики Крым работает 1700 резидентов с обязательствами по инвестициям в объёме 75 млрд рублей и по созданию 45 тыс. рабочих мест. На сегодняшний день уже реализовано проектов на 45 млрд рублей и создано 30 тыс. рабочих мест в Республике Крым. Это важный показатель.

Наряду с реализацией федеральной целевой программы, которая нацелена на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса, нами утверждён график вовлечения в хозяйственный оборот земель и объектов государственной и муниципальной собственности. Мы строго следим за его соблюдением, с тем чтобы одновременно с планами по снятию инфраструктурных ограничений появлялись частные инвесторы, которые должны будут вкладывать в соответствующие земли, чтобы программа имела должную синергию.

За этот период вырос объём налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов Крыма и Севастополя на душу населения: в Республике Крым – на 28%, в Севастополе – на 32%.

Важна также задача по социальному обустройству. Количество мест в дошкольных образовательных учреждениях выросло почти вдвое. Построено 46 ФАПов и амбулаторий в сельской местности. Протяжённость автомобильных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям, существенно выросла, а к 2022 году – с учётом реализации национального проекта и комплексного плана развития магистральной инфраструктуры – количество таких дорог и в Крыму, и в Севастополе удвоится.

Что касается вопроса, как будет управляться программа. На сегодняшний день в рамках действующей программы уже завершено строительство или реконструкция 240 объектов. Ещё по 400 объектам завершено проектирование. Практика показывает, что наиболее длительный период в процессе реализации инвестиционного проекта требуется для решения вопросов земельно-имущественных отношений, для градостроительного проектирования. 600 объектов сегодня вышли из этой стадии. Практика показывает, что, когда начато строительство объекта, всё решается значительно быстрее и с меньшими сбоями. Здесь применяется тот же метод проектного управления. Мы с самого начала по каждому объекту утверждаем детальный график проектирования строительства, решения земельно-имущественных отношений. Этот график синхронизирован по каждому объекту с другими объектами, потому что они часто технологически взаимосвязаны. Жёсткий спрос за выполнение тех обязательств, которые взяты в соответствии с этим графиком, с конкретных должностных лиц даёт свои результаты. Если на начальном этапе реализации программы было достаточно много отставаний, то сегодня таких отставаний от графика всё меньше и меньше. Я думаю, что к 2022 году мы достигнем высоких результатов. Республика Крым и город Севастополь должны выровняться с точки зрения социально-экономического развития со среднероссийскими показателями, а также с соседними регионами, что для них важнее (рядом Краснодарский край, Ростовская область), чтобы люди жили не хуже, чем в этих соседних регионах.

Д.Медведев: Это задача, наверное, самая важная. В то же время нужно следить за тем, чтобы эти деньги, особенно с учётом того, что основной поток проектов по инфраструктуре приходится на этот год (поживём – увидим, может быть, придётся ещё что-то делать), вовремя осваивались. И здесь задача не только местных властей Республики Крым и Севастополя, но и тех федеральных органов исполнительной власти, которые отвечают за это, и тех компаний, которые там работают.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/35611/