О цифровой платформе государственного управления

Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил центральный офис ПАО «Сбербанк», где осмотрел выставку инновационных продуктов и Ситуационный центр кибербезопасности Сбербанка.

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Договаривались обсудить несколько вопросов, а также посмотреть решения, которые готовят наши коллеги из Сбербанка. Это действительно впечатляет. Многие платформы, которые здесь используются, – абсолютно современные и эффективные. Мы сегодня на площадке Сбербанка поговорим о цифровой платформе государственного управления.

Понятно, что в современном мире невозможно никакое лидерство без цифровых технологий. Рано или поздно это осознаёт и государство. Именно поэтому мы здесь и присутствуем.

В Сбербанке наши коллеги, которые занимаются банковским бизнесом, соединили новейшие технологии и инфраструктуру, для того чтобы обеспечить своим продуктам конкурентоспособность, чтобы быть востребованными, и создали для этого целый ряд платформ.

Этот платформенный подход – с мобильными приложениями, банкингом, различными сервисами – хорошо работает в коммерческом секторе. Каждый его использует по-своему. Понятно, что металлургическое производство отличается от банковского дела. Что нужно там, в меньшей степени нужно здесь. Но в целом платформенный подход стал ведущим, и сегодня практически все крупнейшие компании мира используют именно платформенные бизнес-модели, чтобы свой бизнес продвигать.

И нам этот опыт надо использовать, чтобы обеспечить новый уровень взаимодействия государства, бизнеса и граждан нашей страны. Для этого у нас есть программа по цифровой экономике.

И для этого необходимо сформировать цифровую платформу государственного управления. Причём сформировать её не «втупую», как иногда хочется многим сделать, то есть когда приходят и говорят: «Для того чтобы нам быть современными и перейти на цифровую платформу взаимоотношений, вот смета, нам нужно купить такое-то количество компьютеров в такой комплектации, посадить столько-то людей. И вы, будьте любезны, нам это обеспечьте, а если не обеспечите, то никакого перехода на “цифру” не будет». Этот подход неправильный. Этот подход тупой, поскольку он затратный и очень часто содержит в себе риски или будущего неэффективного управления, или коррупции даже, потому что закупается то, что абсолютно не нужно. А вот как сформировать действительно эффективную платформу государственного управления – я бы хотел вас послушать, поскольку речь идёт о развитии сервисов электронного правительства, расширении доступа к государственным услугам.

У нас есть отдельные, фрагментарные примеры таких прототипов цифровых платформ. И все их знают. Это сервисы, которые создала налоговая служба. В силу понятных причин – там основные деньги государственные, там крупнейшие налогоплательщики. Такая платформа создана и нашим Казначейством – тоже по понятным причинам. И некоторыми системами, которые занимаются исполнением регистрационных функций от имени государства, – типа Росреестра. Но и там ещё далеко не всё обходится без бумаги… Таможня ещё есть – там тоже много цифровых проектов и процессов идёт. И отдельные субъекты активно этим занимаются, Москва например.

Но всё это довольно разрозненно и далеко не всегда способно к общению друг с другом. А это как раз квинтэссенция современного цифрового мира, когда системы могут общаться друг с другом практически без помощи человека.

А человек не должен разбираться в хитросплетениях программ, обладать этими навыками, тем более что-то заполнять, постоянно делать. Иными словами, все эти задачи заключаются в том, чтобы обычному человеку просто за один клик, за минуту-другую можно было оформить и получить документы, которые ему нужны. Для этого разрабатываются различные сервисы и суперсервисы. Это разные комплексные услуги всех уровней, в том числе и негосударственные, которые собраны в единый комплекс, в единый сервис. И они действительно предполагают жизненные ситуации, с которыми сталкивается большое количество наших людей. Например, в режиме «одного окна» можно оформить услуги, которые необходимо получить при рождении ребёнка, при переезде в другой регион, при регистрации бизнеса.

До конца 2021 года мы должны создать 25 таких сервисов. Но это не решает задачу, которую мы с вами сегодня собрались здесь обсудить, а именно: создание цифровой платформы государственного управления.

В последние годы мы стремились делать шаги вперёд на этом направлении, для того чтобы и межведомственную координацию, и систему финансирования цифровизации наладить, и государственные закупки. Но предстоит сделать гораздо больше, чем пока сделано. Это с точки зрения задачи.

И еще один важный вопрос – безопасность цифровой платформы. Поскольку мы в банке находимся, здесь всегда эти мысли приходят в голову. Мы в этом зале с Германом Оскаровичем лет пять назад обсуждали вопросы кибербезопасности, банковской безопасности, которые тогда воспринимались отчасти как экзотика. Сейчас это жизнь. Мы только что смотрели, как выглядит этот центр. 24 часа, весь год люди сидят и мониторят эту среду. На наиболее серьёзные случаи реагируют вручную. По совсем тяжким случаям информируют правоохранительные органы. Это то, с чем мы сталкиваемся. Естественно, всё это относится не только к банковскому делу, банковскому бизнесу, но и к государственной среде не в меньшей степени. Тем более что там принимаются важнейшие решения.

О том, как всё это совместить, мы и должны сегодня поговорить. У нас нет цели сегодня принять какое-то фундаментальное решение. Нам надо понять, как мы будем действовать, какие поручения нужны и какие акты надо подготовить, чтобы эту работу развернуть. Потому что любая работа на государственном уровне начинается с поручений и подготовки нормативных актов. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38464/