Московский финансовый форум

Московский финансовый форум – специализированная площадка для профессиональной дискуссии в области финансовой политики для повышения конкурентоспособности экономики России.

Впервые Московский финансовый форум прошёл 23 сентября 2016 года и заложил традицию встреч финансистов в сентябре каждого года для обсуждения наиболее актуальных проблем и выработки эффективных решений, затрагивающих финансовый базис экономики России.

В этом году ключевая тема для дискуссии – механизмы достижения целевых показателей, обозначенных в майском указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Выступление Дмитрия Медведева на пленарном заседании форума

Из стенограммы:

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Сердечно всех приветствую на Московском финансовом форуме. Он проходит уже в третий раз и постепенно превращается в авторитетную площадку для обмена мнениями в сфере финансов и вообще в области экономики. Хорошей традицией стало и время проведения форума – незадолго до дня рождения Москвы. Такое соседство даёт возможность не только обсудить серьёзные финансовые темы, но и увидеть, почувствовать предпраздничную столицу.

Недавно мы принимали футбольных болельщиков. Уверен, что значительная часть присутствующих следила за чемпионатом, видела, как Москва принимает гостей. Мы, конечно, были бы очень рады, если бы такая атмосфера сложилась и на форуме, и в области финансов, хотя обычно с финансами гораздо сложнее, чем с футболом.

Форум финансовый, но тема пленарного заседания гораздо более широкая. И это оправданно, ведь современные вызовы связаны не только с проблемами движения денег, но и с экономикой в целом, на которую влияют перемены в глобальной политике, торговле, состояние рынков и международной конкуренции. Эти перемены, как известно, далеко не всегда позитивные. Именно в таких условиях нам предстоит вывести Россию в топ-5 крупнейших экономик мира – такая цель поставлена в майском указе Президента. В том числе финансовая, налоговая и бюджетная политика должна обеспечивать достижение этой цели. За предыдущие годы мы создали неплохую базу для дальнейшего развития. Вопреки экономическому давлению, санкциям, кризисам, которые сотрясают глобальную экономику с 2008 года, мы вернули экономику к росту. И хотя его темпы, скажем прямо, совсем не высоки, всё-таки развитие уже не сопровождается накоплением дисбалансов и внешней уязвимости – как прежде, в тех рамках, в которых это было.

Очередного минимума достиг государственный внешний долг. Укрепляется конкурентоспособность промышленности. В ряде сегментов идёт импортозамещение, уверенно увеличивается несырьевой экспорт. В том числе за счёт укрепления надёжности финансового сектора.

Сейчас российская юрисдикция уже гораздо больше отвечает потребностям бизнеса. Понимаю, что претензий всё равно хватает, тем не менее это уже гораздо более развитая юрисдикция. Финансовые рынки получили ключевую инфраструктуру – единого мегарегулятора на основе Банка России и центральный депозитарий. Усилена защита от манипулирования рынком за счёт доступа к инсайдерской информации – принят соответствующий закон. Развиваются механизмы защиты денежных накоплений, в том числе в части ипотечных сделок.

Снижены налоги для новых бизнесов – например, ставки по налогу на прибыль для территорий с особым статусом, особых проектов. Я имею в виду так называемые ТОСЭР – территории опережающего социально-экономического развития, режим СПИКов и другие. Мы перешли к принципу «одного окна» для бухгалтерской отчётности перед государственными органами. Поддерживается по мере возможности развитие малого и среднего бизнеса. Всё это сделало возможным укрепление наших позиций в рейтинге Doing Business до 35-го места. Этим не нужно увлекаться, но всё-таки это определённый индикатор, который показывает нам, в правильном ли направлении мы движемся, правильные ли решения мы принимаем.

Нужно идти дальше. Сейчас мы дорабатываем Основные направления деятельности Правительства до 2024 года. Эти направления содержат все тактические и стратегические шаги, в том числе по достижению национальных целей, которые определены в майском указе. Но суть документа шире. Это в целом стабильное развитие с низкой инфляцией и растущими доходами людей. Продолжение трансформации экономики в сторону несырьевого сектора через поддержку цифровых технологий, инновационного развития, высокотехнологичных инфраструктур и других позиций.

Коротко остановлюсь на некоторых моментах, которые мне кажутся достаточно принципиальными.

Первое. Мы, конечно, намерены добиться увеличения притока инвестиций. Недавно мы приняли профильный План действий по ускорению темпов роста инвестиций. Наша цель – выйти на уровень 25% ВВП в год (при нынешнем 21%).

В плане есть мероприятия по дальнейшему укреплению и улучшению инвестиционного климата, по снижению издержек для бизнеса, расширению копирования в регионах лучших практик, продолжению реформы контроля и надзора, декриминализации отдельных правонарушений со стороны бизнеса.

Также мы работаем над созданием дополнительных условий для возвращения капиталов из-за границы. Появятся специальные административные районы (вы знаете, приняты определённые решения – это остров Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области), где будет возможность перевести бизнес из-за рубежа в нашу юрисдикцию с сохранением статуса, корпоративной структуры и целого ряда преимуществ. Надо и дальше стимулировать формирование пула длинных денег в экономике, запускать проекты на базе синдицированного кредитования. Для этого мы создали такой инструмент, как фабрика проектного финансирования.

Второе, о чём хотел бы сказать: будем активнее вовлекать частных инвесторов в различные проекты, в том числе инфраструктурные. Недавно мы создали Фонд развития. Он будет формироваться за счёт бюджетных источников, его размер будет ежегодно определяться законом о бюджете. Он займётся наряду с другими задачами софинансированием отдельных мероприятий государственных программ. Это большой финансовый пул, благодаря которому мы сможем вовлечь в проекты гораздо больший круг частных компаний, предоставить необходимую поддержку не только крупным компаниям, но и относительно небольшим предприятиям. Также мы планируем расширить набор инструментов государственно-частного партнёрства и упростить работу концессий, активнее вовлекать в проекты действующие институты развития – в части организации финансирования, привлечения частных партнёров и проведения необходимой экспертизы.

Какие конкретно проекты будут запущены, наверное, говорить ещё рано. Завершается первый этап формирования комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который охватит проекты в области транспорта и энергетики. Один из основных критериев – это привлекательность проектов для частного капитала. К работе будем привлекать представителей бизнес-комьюнити и регионов.

Мы также планируем добиваться дальнейшего снижения стоимости кредитов (это действительно очень важно), чтобы создавать условия для более уверенного роста экономики в целом. Необходимо перейти от нейтрального к стимулирующему регулированию сферы кредитования. Ведь даже несмотря на успехи в сдерживании инфляции, которые мы имеем (а это действительно успехи), ставки всё равно остаются довольно высокими. Мы все рассчитываем на активную позицию Банка России в этом вопросе.

Третье, о чём хотел бы сказать, – это налоги. Мы продолжим курс на формирование стабильных и предсказуемых налоговых условий, при которых соблюдается паритет интересов граждан, компаний, то есть бизнеса, и государства. И именно в такой логике мы действовали, предпринимая шаги по трансформации налоговой системы. Мы понимали, что перед нами стоят большие цели. А значит, необходимы и большие расходы. Но при этом старались минимизировать влияние этого шага на доходы людей.

В итоге было принято решение повысить базовую ставку НДС с сохранением льгот по социально значимым товарам и некоторым услугам. При этом будет снижен порог применения упрощённой процедуры возмещения НДС. С трёх до двух месяцев уменьшен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки при возмещении НДС. То есть деньги, надеюсь, будут приходить быстрее. Также на более низком уровне зафиксирован совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (с 34 до 30%). И, как вы знаете, отменён налог на движимое имущество.

Кроме того, в ближайшие шесть лет мы завершим налоговый манёвр в нефтяной отрасли.

Важная тема – это неналоговые платежи, которые, по сути, являются теми же налогами. Мы планируем создать единые правила их введения, изменения, взимания. Я эту тему неоднократно обсуждал с представителями бизнеса. Специальная рабочая группа занимается разработкой подходов к этой реформе. Итоговый документ ждём уже в начале следующего года. А в ближайшее время будет подготовлен законопроект о включении части таких платежей в Налоговый кодекс. Мы долго обсуждали, включать или не включать, но всё-таки решили, что часть платежей нужно включать.

В целом нынешняя фискальная нагрузка в России соответствует тому уровню, который принят в странах ОЭСР. Хочу особо подчеркнуть, что этот уровень сохранится в предстоящие шесть лет – это действительно важно. Фактически мы сохраняем налоговый мораторий. И не планируем ничего изменять.

Уважаемые коллеги!

Перед всеми нами стоят большие задачи. Решить их невозможно без вашей чёткой работы, без чёткой работы финансовой системы, самих финансистов. Но я уверен, что мы найдём достойный ответ на те вызовы, которые существуют. В том числе благодаря успеху каждой конкретной компании, в которой присутствующие работают, тех структур, в которых вы трудитесь.

8 сентября – ваш профессиональный праздник, День финансиста. Я с огромным удовольствием хочу вас с этим поздравить. И всех, кто присутствует в этом зале, и, конечно, всех, кто работает сейчас на финансовых рынках.

Удачи вам. Спасибо за внимание.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/33893/