Михаил Мишустин встретился с представителями ведущих предприятий народных художественных промыслов

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые друзья! 

Мы встречаемся с вами в преддверии Дня России. Это наш общий праздник и возможность отдать должное нашей российской истории и нашим традициям. 

По инициативе Президента текущий год объявлен Годом культурного наследия народов России. Программа года очень насыщенная. По всей стране проходит множество мероприятий – выставок, форумов, в том числе связанных с народными художественными промыслами. Это позволяет нашим согражданам увидеть то удивительное наследие, которое сохраняется и передаётся через поколения. 

Уверен, что и вы принимаете участие в таких мероприятиях. Открываете людям традиционные народные промыслы. Ведь для вас это не просто работа, а дело и смысл жизни. Это хорошо видно в ваших изделиях, которые знают и ценят. Сегодня мы как раз вспоминали народные промыслы, которые знали ещё со времён Советского Союза. 

Они все на виду. И вы представляете эти замечательные, знаменитые бренды. Знамениты они не только в России, но за рубежом, как визитная карточка нашей страны.

Хотел бы обсудить, что необходимо сделать для дальнейшего развития художественных промыслов. Найти решения, которые смогли бы поддержать их и сохранить отрасль, чтобы наши сограждане и дальше могли приобретать ваши изделия. А вместе с тем – передавать из поколения в поколение культурные традиции народного искусства. Чтобы, как мы с директором говорили, молодёжь, ребята, которые приходят сюда, не уходили, а оставались и продолжали дело своих отцов и матерей. 

Одним из примеров продвижения вашей продукции стал портал «Промыслы.рф», который только что нам показали коллеги. Важно, чтобы ресурс был удобным, полезным для таких предприятий, как ваши. 

Это очень хорошая площадка для новых брендов и развития традиционных брендов, которые у нас есть. Я рассчитываю, что она будет только набирать популярность и поможет заинтересовать молодёжь, да и всех, кто заинтересован в приобретении предметов искусства, народного промысла. А в перспективе поможет решить кадровые вопросы, о которых все руководители говорят. Найти ребят, которые так же захотели бы заниматься народными промыслами, как вы и ваши коллеги, и увидели бы в этом своё призвание.

Конечно, мы понимаем, что вашим предприятиям нужна государственная поддержка. Поэтому в федеральном бюджете предусмотрены субсидии на производство и реализацию изделий народных художественных промыслов.

В частности, в текущем году на эти цели предусмотрено 600 млн рублей. Такие средства позволят компенсировать часть расходов, включая закупку сырья и материалов для художественных работ, а также целый ряд других необходимых трат.

Сегодня подписано постановление Правительства, которое совершенствует правила этой поддержки. Теперь она будет предоставляться авансом. Речь идёт о субсидии на оплату энергоресурсов и страховых взносов. Причём компенсацию можно будет получить сразу, не дожидаясь конца месяца, а после завершения текущего периода – возмещение в размере 40% указанных затрат.

Рассчитываем, что эта мера снизит нагрузку на ваши производства и повысит их финансовую устойчивость.

Хочу вас заверить, что предприятия народных промыслов не останутся без внимания и поддержки государства. Мы готовы создавать условия для развития такого предпринимательства именно с учётом его особенностей, в том числе высокой художественной ценности, самобытности, малых объёмов выпуска продукции.

Президент подчёркивал, что для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества – это не только бесценное наследие, но и преимущество. Его надо не просто беречь, а приумножать и передавать нашим будущим поколениям.

Перейдём к обсуждению. Готов ответить на ваши вопросы. 

А.Климачёв (генеральный директор ООО «Жостовская фабрика декоративной росписи», Московская область): Практически все предприятия сталкиваются с проблемой поиска и удержания своих рынков сбыта. Во многом это связано с тем, что на рынке сегодня очень много контрафакта. Некачественные товары, которые не всегда производятся в России, во-первых, выигрывают у нас по стоимости. Во-вторых, это практически копии наших оригинальных товаров. По оценкам экспертов, не менее одной трети оборота изделий по стилистике народных художественных промыслов – товар неоригинальный. Промыслам это никто не компенсирует. Не только материально мы страдаем, но и репутационно.

Что можно предпринять для решения этой проблемы, в частности, для создания механизмов защиты интеллектуальной собственности в отрасли НХП?

М.Мишустин: В первую очередь хочу, Андрей Алексеевич, Вас поблагодарить за этот вопрос. Мы обсуждали сегодня практически со всеми представителями народных художественных промыслов вопрос, связанный с авторским правом. Это, наверное, главное, что беспокоит людей, поскольку контрафакт, подделка сводит на нет все усилия, весь труд мастера, всю школу. И отличить подделку очень сложно, если это не делает мастер.

Наверное, ответ здесь есть. И он в том, чтобы объединиться мастерам и предприятиям, которые разбираются в народных художественных промыслах, в саморегулируемую организацию.

Знаю, что Министерство промышленности и торговли (мы говорили с Денисом Валентиновичем Мантуровым) готовит поправки в закон «О народных художественных промыслах», которые на сегодняшний день уже обсуждены в том числе с представителями народных художественных промыслов и практически готовы.

Просил бы вас посмотреть, насколько это будет удовлетворять, скажем так, вашим запросам в борьбе с контрафактом.

Коллективное представительство этих интересов будет решением. Саморегулятор может серьёзно работать. Но обязательно нужно, чтобы об этом знали. Мы сегодня говорили о портале «Промыслы.рф», который позволил бы выработать единую точку зрения для всех, кто захочет отделить контрафакт от того, что является признанным предметом искусства, народного промысла. Прошу Аппарат Правительства подготовить все поправки, чтобы в осеннюю сессию в Госдуме их рассмотрели. И обязательно попрошу вас подключиться, посмотреть, что ещё можно хорошего сделать. Это было бы достаточно разумным. Думаю, что мы сегодня всем, кто принимает участие в нашей встрече, дадим проект закона, для того чтобы вы также высказались и прислали нам свои отзывы. Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову), прошу это организовать.

С.Авдеев (учредитель ООО «Дятьковский хрустальный завод», Брянская область): Добрый день, Михаил Владимирович! Мы сегодня в Дятьково кроме того, что восстановили с нуля фабрику, начали создавать туристский кластер. Мы его делаем как для туристов, так и для жителей нашего города и посёлков вокруг.

И конечно, мы делаем так, чтобы люди могли прийти, посетить фабрику, посмотреть, как изготавливаются наши изделия, на работу выдувальщиков, алмазчиков.

У меня такой вопрос. Планируется ли какая-то помощь при создании туристских кластеров? И если есть, то какая?

М.Мишустин: Самый эффективный способ решать эти вопросы – это развивать сам туризм. Мы ездили по другим странам мира и знаем, как гордятся там люди, которые годами создают уникальные произведения народного промысла, искусства.

И здесь первый шаг – создавать новые маршруты для путешествующих – уже делается. Я знаю, что у нас есть уже два маршрута – в Вологодской области и в Свердловской области, которые заработали. Сегодня мы на портале «Промыслы.рф» видели систему, которая позволяет выбрать такие места. Я думаю, что Дятьково займёт там достойное место.

Есть ещё целый ряд мер поддержки, включая грантовую поддержку, продвижения внутреннего и въездного туризма. Вы говорите о спросе, который надо простимулировать. А туризм – это спрос.

Есть и другие возможности получения федеральной помощи, в том числе в рамках государственной программы Министерства сельского хозяйства и Минстроя. Там предусмотрены среди прочих мер ещё и меры по созданию в сельской местности центров народных художественных промыслов, а в малых городах и исторических поселениях – развитие целой индустрии сопутствующих услуг. И ряд других мероприятий.

Следует не ограничиваться разработкой только туристических маршрутов, а создавать целые кластеры в этой сфере, даже на удалённых территориях, то есть строить инфраструктуру. Это не только гостиницы, кафе, но и, что очень важно, современные, удобные, комфортные дороги. Потому что дорога должна вести человека, который путешествует, в том числе и к предприятиям народного промысла. И развитие инфраструктуры здесь – ответ на такие запросы.

Важно, чтобы эти места были обустроены, удобны для посещения, с инфраструктурой. Тогда и частный инвестор поможет и будет вкладываться. И мы, вы знаете, сейчас делаем всё для того, чтобы развитие нашего внутреннего туризма было активным, стимулируем различные программы, включая возврат средств за путёвки детям.

А.Усанов (генеральный директор акционерного общества «Хохломская роспись», Нижегородская область): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Я представляю Нижегородскую область – это ведущий регион России в части поддержки и продвижения народных художественных промыслов.

Различные программы и меры поддержки, разрабатываемые правительством Нижегородской области, зачастую находят поддержку и на федеральном уровне.

Совсем недавно наш губернатор Никитин Глеб Сергеевич предложил ввести праздник – День народных художественных промыслов на территории всей России. Такой праздник уже существует в Нижегородской области. Он широко отмечается. Проводятся различные конференции, форумы и фестивали. И благодаря ему люди больше узнают о наших промыслах, растёт статус художников и тех, кто работает в промыслах.

Поэтому просим Вас поддержать данный праздник и учредить его по всей стране.

М.Мишустин: Вы знаете Николая Фёдоровича Полякова?

А.Усанов: Да.

М.Мишустин: В налоговой службе работает Николай Фёдорович Поляков. И у него есть увлечение – это народные художественные промыслы. У него одна из самых больших, как я слышал, в мире коллекций утюгов. И одна из самых больших в мире коллекций самоваров. Городец (город мастеров, как вы его называете) в Нижегородской губернии славится далеко за её пределами. И те, кто там бывал, просто поражались. У этого человека настолько искренняя любовь к народным промыслам. Я решил о нём сказать (мы не договаривались), его знают все. Если спросить любого нижегородца, который занимается народными промыслами, Николая Фёдоровича (Полякова), коллекционера, все знают. Я просто уверен, что идея эта, о Дне народных художественных промыслов, оттуда вышла: из Городца, этих замечательных мест, где очень много мастеров традиционных народных художественных промыслов. И я абсолютно это поддерживаю.

Этот год по инициативе Президента стал Годом культурного наследия народов России. Мне кажется, День народного художественного промысла в России – инициатива очень интересная. Я бы её поддержал. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), давайте подумаем, как это всё правильно сделать. Мне кажется, это было бы здорово. А Николаю Фёдоровичу и таким людям, как он, большой привет.

А.Усанов: Он у нас недавно был в гостях. Привозил канадского туриста, который путешествовал по всей России.

М.Мишустин: Он занимается этим от всей души и делает это просто потому, что ему это нравится.

С.Гладкин (учредитель АО «Федоскинская фабрика миниатюрной живописи», Московская область): Михаил Владимирович, я очень хотел бы поблагодарить Вас за то внимание и те меры поддержки, которые на сегодняшний момент существуют. Хотел бы отметить, что размер субсидий рассчитывается, исходя из объёма фактически произведённых изделий. Средств на развитие и наращивание производства не хватает. Можно ли рассмотреть возможность увеличения бюджетных лимитов на поддержку  предприятий с учётом роста производства на этих предприятиях?

М.Мишустин: Сергей Сергеевич, хочу Вам сразу сказать, что в бюджете мы заложили 600 млн рублей. Но я вчера поздно вечером советовался с Президентом, в том числе и по сегодняшнему визиту. А он очень активно занимался вопросами народных художественных промыслов и серьёзно владеет этой темой. И вчера мы приняли решение добавить полмиллиарда рублей к этим субсидиям. Это серьёзная сумма для 86 предприятий, которые сегодня есть в реестре, и я уверен, она будет для них хорошей подмогой. Но здесь очень важно сделать прозрачные, чёткие критерии распределения. Это дело сложное. Мне кажется, что всё должно быть очень прозрачным. И идея саморегулируемой организации могла бы помочь вам определить профессиональные критерии, которые были бы поддержаны профессиональным сообществом, в распределении средств. Поэтому мы это решим. И, Денис Валентинович, по критериям надо отработать. Спасибо Вам за вопрос.

С.Гладкин: Спасибо большое. Это очень серьёзная поддержка.

С.Щирова (председатель производственного кооператива «Объединение художников Палеха», Ивановская область): Уважаемый Михаил Владимирович! Я хотела поговорить по поводу преемственности поколений, которая в Палехе практически прекращена. На других народных промыслах, наверное, что-то ещё существует. Но эта проблема назрела очень сильно. Приведу пример. Средний возраст художников в Палехе – 65 лет. Раньше в училищах, а я училась в семидесятые годы, обучение было пять лет. И там были бюджетные места – 12. Шесть вакантных. Поступали на эти 12 мест дети художников и шесть резервировалось. И не хватало. На сегодняшний день во всём училище если есть пять человек – детей художников, то это очень хорошо. Нам нужно возвратить преемственность поколений, нам нужно привязать производство к обучению. У нас оторвано обучение от производства. И студенты, которые оканчивают учебное заведение, к сожалению, уходят в другие сферы. Хотелось бы сохранить преемственность поколений.

Вы сказали, что очень много денег добавили. Может быть, нам часть на молодёжь потратить?

М.Мишустин: Светлана Георгиевна, мне кажется, часть, потраченная на молодёжь, не поможет, если у молодёжи сердце не лежит заниматься народными художественными промыслами.

Вы же рассказываете о том, как Вы пришли в училище, как детям художников, которые пошли по стопам родителей, потом предлагали учиться. Здесь надо, чтобы вы сами подумали, как это сделать.

С.Щирова: Мы много думали на эту тему. Эти решения есть. К сожалению, всё зависит от того, что производство оторвано от учёбы. Потому что они не впитывают ту прелесть народных промыслов, которая существенна. Они даже не понимают этого. Они приходят на производство, их мало, за последние десять лет десять человек пришли на три предприятия. А раньше было 400 художников. Это беда.

М.Мишустин: Как бы Вы ответили?

С.Щирова: Я вижу, что нужно слияние учебного процесса с производственным. Скоро передавать опыт некому будет. Средний возраст художников, как я сказала,  65 лет. Зрение в нашей сфере – это всё, а оно уже в этом возрасте…

М.Мишустин: Хотел бы сказать, что мы об этом постоянно думаем. И когда готовили программу профессионалитета, именно переориентировали наши предприятия, которые нуждаются в специалистах, на конкретные специальности, чтобы была связь между предприятием и мастерами, которых готовит училище, профессиональные образовательные учреждения. Я знаю, сейчас во многих отраслях это происходит.

То, что Вы предложили, очень важно. Просто одними финансами не поможешь. Стимулировать молодёжь надо, чтобы это было перспективно, интересно.

И я попрошу нашего министра и Татьяну Алексеевну (Голикову) посмотреть, как мы можем привязать практически все на сегодняшний день учебные заведения к действующим фабрикам.

С.Щирова: У нас есть мысли, есть расчёты…

М.Мишустин: А вот по финансам, о чём Вы сказали, это дело ваше внутреннее. Когда саморегулируемая организация соберётся и критерии будут, вы поймёте, как стимулировать.

Д.Кузнецов (директор ООО «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры», Ивановская область): Михаил Владимирович, коллеги! У меня вопрос от нашей интеллигенции, творцов высокохудожественных произведений, которые имеют высокую ценность и стоимость, которые изготавливаются не один день, не месяц, а бывает, и полгода, и год. И, написав такую работу, зачастую художник не может её достойно реализовать. Раньше были закупки музеями. Художник мог реализовать за хорошие деньги серьёзную работу и потом целый год на эти деньги жить спокойно, семью кормить и создавать новые шедевры.

И у меня возникает вопрос: не вспомнить ли опять закупки на правительственном уровне высокохудожественных произведений?

М.Мишустин: Дмитрий Евгеньевич, на правительственном уровне мы это рассмотрим. Я думаю, если позволят соответствующие средства, мы с удовольствием приобретём какие-то произведения.

Но чтобы в целом решить этот вопрос, конечно, нам нужно в том числе и с музеями работать. Ведь раньше музеи закупали лучшие изделия, хранили, передавали. И в фондах музейных, и в хранилищах лучшие произведения до сих пор сохранились только благодаря этим закупкам. Попрошу Татьяну Алексеевну рассмотреть возможности в том числе приобретения музеями.

А по поводу так называемого госзаказа – это немного сложнее вопрос. Всё-таки необходимо рыночно заинтересовать те предприятия, тех людей, которым будет нравиться ваша продукция. И те шаги, которые в том числе Минпромторг делает и Минкульт по популяризации ваших изделий, защите от контрафакта, а также создание системы саморегулируемых организаций и раскрутка портала «Промыслы Российской Федерации» – мне кажется, это может помочь серьёзно. Плюс субсидии, дополнительные средства, которые помогут вам в том числе и с тратами на сырьё, материалы и многие другие вещи, на оплату страховых взносов.

Д.Кузнецов: Ещё и на закупки таких работ, потому что, бывает, у предприятия просто на счету нет денег, чтобы выплатить аванс и оплатить работу.

М.Мишустин: Эти субсидии мы сможем предоставлять авансом, такие поправки уже есть, и всё это возможно.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/45696/