Михаил Мишустин провёл стратегическую сессию о борьбе с кибермошенничеством

Вступительное слово Михаила Мишустина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы подробно обсудим, что делается для борьбы с кибермошенничеством в нашей стране.

Распространение интернета, современных средств связи и цифровых решений, безусловно, даёт мощный импульс развитию многих отраслей экономики и социальной сферы, существенно упрощает повседневную жизнь. Но вместе с тем и ставит новые вызовы. Злоумышленники, используя информационные технологии и доверие людей, пытаются получить доступ к их личным кабинетам, к банковским счетам, завладеть имуществом, проще говоря – крадут деньги, собственность.

Чтобы минимизировать риски для граждан, Правительство по поручению Президента создаёт комплексную систему противодействия цифровым преступлениям.

Мы работаем по целому ряду направлений – совместно с коллегами, с Государственной Думой, Советом Федерации, правоохранительными органами, Банком России.

Прежде всего – формируем условия для повышения защиты от мошенников.

Введена маркировка входящих звонков от бизнеса. Теперь на экране смартфона должно высвечиваться, от какой компании они поступают.

Предусмотрено и то, что государственные органы, кредитные организации, сотовые операторы, цифровые платформы, такие как маркетплейсы, – не имеют права информировать граждан и общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры. Создаём условия, чтобы люди понимали, что, если с ними пытаются связаться через такой мессенджер, представляются сотрудником, например, банка, правоохранительных органов, либо поликлиники, – им верить нельзя. И тем более нельзя сообщать пришедший код или пароль для авторизации на сайтах.

С августа операторы связи передают сообщения с данными, нужными для входа на портал госуслуг, только после окончания телефонного разговора. С момента, когда начала действовать эта мера, заблокировано уже свыше 13 млн таких СМС.

Вызовы с подменённых номеров теперь пресекаются на уровне сети и не доходят до абонента.

Расширяем и набор инструментов, которые помогают гражданам самостоятельно защитить себя и свои средства. Практически 800 тысяч человек установили самозапрет на оформление новых сим-карт. Свыше 20 миллионов – на получение потребительских займов. При желании можно отказаться и от рекламных СМС-рассылок и обзвонов, которые часто применяются для навязывания сомнительных товаров и услуг, выманивания персональных данных.

На портале госуслуг есть отдельный сервис «Защита от мошенников в сети». Им воспользовалось уже более 3 миллионов человек, в том числе для подачи заявки на восстановление доступа к «Госуслугам», если кто‑то попытался завладеть учётной записью человека или уже это сделал. А также – чтобы узнать, что нужно предпринять в подобных ситуациях.

Активно участвует в борьбе с кибермошенничеством и бизнес. Банки внедрили системы анализа транзакций, которые в режиме реального времени предупреждают клиентов о подозрительных операциях и останавливают их. А с помощью автоматизированных систем защиты, так называемых антифрод-систем, в прошлом году было предотвращено свыше 27 млн операций, совершаемых без добровольного согласия клиентов. Почти в два раза больше, чем годом ранее.

Сотовые операторы применяют инструменты анализа трафика, позволяющие в реальном времени блокировать мошеннические вызовы.

Уважаемые коллеги!

В результате уже принятых мер впервые с июля текущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных цифровых преступлений. За 10 месяцев их общее число уменьшилось на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. А если сравнивать октябрь к октябрю, то падение составляет почти четверть.

Очень важно продолжить работу.

Защита граждан должна быть максимально эффективной. При этом надо создавать такие условия, при которых технологии используются для безопасности людей, а не против них.

Сейчас прорабатывается ещё один комплекс законодательных решений, о чём Президент говорил на прошлой неделе.

Планируемые мероприятия позволят усилить борьбу с цифровыми преступлениями и ускорить их расследование, а также помогут предотвратить сами случаи мошенничества.

По поручению главы государства идёт и формирование единой государственной информационной системы «Антифрод», которая обеспечит взаимодействие банков, операторов связи, цифровых платформ и правоохранительных органов.

И уже сейчас нужно приступить к подготовке следующих решений, чтобы создать широкую и действенную систему защиты граждан от обмана.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/57324/