Михаил Мишустин провёл совещание с руководителями рабочих групп Госсовета

Вступительное слово Михаила Мишустина

Выступление Мэра Москвы Сергея Собянина

Выступление   Станислава Воскресенского – губернатора Ивановской области, руководителя рабочей группы Госсовета по направлению «Здравоохранение»

Выступление Антона Алиханова – губернатора Калининградской области, руководителя рабочей группы Госсовета  по направлению «Малое и среднее предпринимательство»

Выступление Алексея Цыденова – Главы Республики Бурятия, руководителя рабочей группы  Госсовета по направлению «Транспорт»

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим проект единого плана по достижению национальных целей развития на ближайшие десять лет.

В среду на совещании у Президента мы доложили о завершении работы над этим документом. Он определяет стратегические приоритеты на десятилетнюю перспективу и показатели, которых мы должны достичь. Теперь наша общая задача – полностью и в срок реализовать всё запланированное, чтобы в каждом регионе, в каждом городе или селе люди увидели конкретные результаты нашей работы.

Мы уже обсуждали проект единого плана в рамках рабочих групп Государственного совета. Как руководители регионов вы хорошо знаете ситуацию на местах, оперативно реагируете на запросы людей. Это один из важных механизмов обратной связи. Хочу поблагодарить вас за активное участие в формировании единого плана, в том числе на этапе обсуждения целевых показателей для субъектов Российской Федерации. Мы постарались учесть все замечания и предложения. Особенно хочу отметить ваш вклад в проработку решений по таким значимым направлениям, как здравоохранение, малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие.

Национальные цели, которых мы стремимся достичь, – общие для всей страны. Но очень многое зависит от условий жизни в регионах. Поэтому в едином плане значительное внимание уделено вопросам территориального развития.

Прежде всего необходимо учитывать особенности социально-экономического развития в разных регионах. В том числе – в уровне и качестве жизни людей. Опираться на крупные города, которые способны на ускоренный экономический рост, и при этом обеспечить высокие стандарты жизни в малых городах и на селе.

В каждом из них нужно найти свои точки роста, возможности для повышения конкурентоспособности экономики.

Для достижения национальных целей ежегодно предусматривается свыше 12 трлн рублей. На этом будет акцентирована федеральная бюджетная политика. Необходимо совершенствовать региональные бюджеты и межбюджетные отношения.

В этом году бюджетная политика была существенно смягчена. За девять месяцев 2020 года расходы регионов профинансированы в объёме более 10 трлн рублей. Это примерно на 17% больше, чем в прошлом году. Было принято решение об оказании дополнительной финансовой поддержки регионам в размере 300 млрд рублей. Из них уже выделено 200 млрд рублей 75 регионам. Остальные средства будут распределены до конца текущего года.

В этом году субъекты Федерации смогли воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долгов. Также в ближайшее время отработаем решение, которое позволит регионам сохранять в своих бюджетах ресурсы, образовавшиеся от экономии по государственным контрактам. При условии, если те будут направлены на реализацию национальных проектов. Аналогичный механизм будет предусмотрен и по бюджетным кредитам.

Отдельные временные нормы, которые помогают улучшить финансовую ситуацию в регионах и облегчить нагрузку на их бюджеты, будут действовать и в следующем году. В том числе – возможность превышения предельных объёмов долга и дефицита, а также право предоставления горизонтальных бюджетных кредитов.

Кроме того, уже в два раза – с 90 до 180 дней увеличены сроки предоставления бюджетных кредитов регионам на пополнение остатка средств. Они очень важны. По поручению Президента этот срок будет продлён до 240 дней. И до конца года мы обеспечим внесение этих изменений.

Предусмотрен ряд мер и для стимулирования региональных инвестиций, в том числе для развития инфраструктуры.

Ещё одна тема – возникновение дополнительных расходов и выпадающих доходов. Давайте вместе проводить оценку проектов нормативных актов, которые приводят к их появлению. Это должна быть постоянная работа. Мы понимаем, что это необходимо для сохранения стабильности региональных бюджетов, решения текущих и перспективных задач. Мы должны предусмотреть механизм проведения такой оценки, включая рассмотрение соответствующих нормативных правовых актов Правительственной комиссией по региональному развитию.

Крайне важно для успеха нашей совместной работы отладить систему обратной связи. Для этого мы формируем современную цифровую среду. Она позволит вести постоянный мониторинг и контроль, в том числе общественный, выявлять отклонения от траектории достижения целей, анализировать причины и принимать меры для корректировки движения. Такая система будет открыта для регионов и позволит руководителям субъектов Российской Федерации оперативно управлять и контролировать процесс. И ориентироваться прежде всего на результат – улучшение жизни людей, достижение показателей национальных целей.

Нам важно вместе с вами, с рабочими группами Госсовета обсуждать все возможные изменения, которые влекут корректировку региональных проектов перед их внесением в паспорта национальных и федеральных проектов.

И мы должны не только отслеживать, но и оценивать все возможные риски. Нам предстоит вместе разработать подходы к такой оценке при достижении в регионах национальных целей развития. Это работа, которую мы должны сделать в самое ближайшее время.

При этом хочу особо подчеркнуть: все члены Правительства, руководители ведомств, регионов и органов местного самоуправления, руководители институтов развития должны в  полной мере нести ответственность за реализацию единого плана. Это вопросы управленческой дисциплины, личной ответственности и компетентности руководителей. Естественно, что для профессионалов высокого уровня, которыми все вы являетесь, такие вещи очевидны.

Уважаемые коллеги!

В заключение хотел бы ещё раз поблагодарить всех вас за продуктивную совместную работу над единым планом в ходе его формирования. Первый этап завершён. Нам предстоит ещё многое сделать. Уверен, что вместе мы сможем реализовать все намеченные планы.

Приступим к обсуждению. Слово – мэру Москвы, руководителю рабочей группы Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление» Сергею Семёновичу Собянину. 

С.Собянин: Добрый день, Михаил Владимирович! Добрый день, уважаемые коллеги! 

Действительно, за последние месяцы была проведена огромная работа по настройке всей системы для безусловной реализации указов Президента, которые определили национальные цели и главные показатели нашей работы.

Одно из ключевых направлений, которым мы занимались в этот период времени, – это формирование единой системы оценки выполнения указов и её синхронизация с показателями работы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. 

В связи с изменением указа, дополнением новыми целями, задачами и ключевыми показателями мы постарались синхронизировать эти два процесса таким образом, чтобы ни один целевой показатель, определённый указами Президента, не выпал из сферы деятельности руководителей регионов. Чтобы и Правительство, и региональные власти работали как единая команда. И любое решение, принимаемое на федеральном уровне, было синхронизировано с конкретными планами, задачами на региональном и местном уровне.

По предыдущему указу было определено 15 показателей деятельности высших органов государственной власти субъектов. После анализа задач, которые были поставлены 474-м указом, мы расширили количество показателей до 20. Многие из этих показателей стали ключевыми и собирают целый ряд других целевых значений, которые аккумулируются в единые показатели. Это сложная, трудная работа, но – я хотел бы поблагодарить и Администрацию Президента, и коллег из Правительства – мы её в целом провели. И считаю, что её можно принимать сегодня за основу. 

В частности, в рамках цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» был добавлен новый показатель «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом». На этот показатель обращал внимание Президент на одном из последних заседаний совета по физкультуре и спорту – как важнейший и ключевой показатель сохранения здоровья населения.

Новым показателем будет измеряться достижение цели «Возможности для самореализации и развития талантов». Таких показателей раньше на уровне регионов мы не фиксировали, не декомпозировали. Это эффективность поддержки развития талантов, популяризация волонтёрской деятельности, создание условий для воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности. Это сложные показатели, с которыми требуется дальнейшая работа. Но как ключевые они будут обозначены в деятельности регионов.

В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» добавлен новый показатель – объём жилищного строительства. Коллеги провели огромную работу по распределению этих объёмов по субъектам, проделали большую аналитическую работу. И он сегодня тоже в достаточно продвинутом виде, его можно принимать за основу.

В связи с важностью задач по цифровой трансформации отдельным блоком оценки деятельности высших должностных лиц регионов станет принципиально новый комплексный показатель – достижение цифровой зрелости отраслей экономики, увеличение электронных услуг, доступа к сети Интернет, развитие отечественных информационных технологий.

В рамках национальной цели «Достойный и эффективный труд» предлагается сохранить основные показатели действующей редакции и добавить ключевой показатель – темп роста реального среднедушевого дохода населения. При этом необходимо будет продолжить работу по корректировке методик расчёта отдельных комплексных показателей, потому что они на сегодня стали значительно сложнее, более комплексными, также с учётом региональной специфики отдельных субъектов и обеспечения прозрачности и объективности расчётов.

Добавлю, что с целью более глубокого понимания ситуации для оценки достижения ряда показателей предлагается использовать, помимо статистических данных, данные социологических опросов населения.

Теперь о показателях единого плана. Мы считаем, что действительно единый план сегодня свёрстан и его можно принимать за основу. Большинство предложений рабочих групп в этом плане учтено. Важно в дальнейшем смотреть, чтобы все эти показатели и мероприятия имели достаточно высокую гибкость исполнения, потому что исполнение целей и задач в каждом регионе имеет свою специфику. Чтобы мы не создавали мелочной опеки, с одной стороны. А с другой стороны – были все нацелены на конечный результат.

Требуется дальнейшая работа по оптимизации показателей, которые уже на техническом уровне дробятся и становятся множественными. Поэтому максимально то, что можно убрать и оставить на ответственность регионов, необходимо в дальнейшем убрать. Речь идёт о выполнении национальных проектов и контрольных точках прохождения тех или иных мероприятий.

И конечно, очень важна, о чём и Вы говорили, Михаил Владимирович, стабильность правил, неизменность задач – таким образом, чтобы мы корректировали их уже совместно на президиуме или с участием рабочих групп.

Михаил Владимирович, должен сказать, что за последний год Правительство Российской Федерации значительно изменило стиль работы. На фоне коронавируса мы стали работать действительно как единая команда, отвечая тем вызовам, которые есть в нашей стране. Я уверен, что реализация нацпроектов будет продолжаться в таком же стиле, который сегодня характерен для Правительства Российской Федерации и для регионов.

Спасибо большое.

М.Мишустин: Спасибо, Сергей Семёнович.

Коротко только скажу, что абсолютно согласен: главное – это целеполагание. Это указ Президента, национальные цели и основные точки, которые в этом указе (25 параметров) обозначены. Естественно, что тактически могут быть разные подходы. И по мере решения всех задач, которые в плане будут установлены и которые, надеюсь, поддержит потом совет при Президенте, мы будем также аккуратно смотреть, каким образом можно дать больше и возможностей, и одновременно ответственности регионам для манёвра. Но главное – это достижение национальных целей, о которых Вы, Сергей Семёнович, сказали.

Слово предоставляется Воскресенскому Станиславу Сергеевичу – губернатору Ивановской области, руководителю рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Здравоохранение».

С.Воскресенский: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Прежде всего позвольте, Михаил Владимирович, Вас поблагодарить, всю команду Правительства за абсолютно открытую, конструктивную работу с рабочей группой Госсовета по направлению «Здравоохранение».

28 сентября состоялось заседание президиума Госсовета под руководством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, где мы ряд замечаний и предложений к общенациональному плану высказали и свои предложения к подходам по установлению показателя «Ожидаемая продолжительность жизни». Могу сказать: все эти предложения учтены в итоговом документе. Конечно, это не может не радовать.

Сегодня хотел бы обратить внимание на три вещи.

Первое. В прошлом году, в октябре, состоялось заседание президиума Госсовета, посвящённое здравоохранению. На нём Президент принял беспрецедентное решение о направлении существенных средств – 0,5 трлн рублей – на модернизацию первичного звена здравоохранения. И мероприятия по преображению первичного звена медицины стали важной частью плана по достижению национальных целей. Большинство людей с системой здравоохранения сталкиваются именно в первичке – в поликлинике, фельдшерско-акушерском пункте, и результаты работы первичного звена наиболее ощутимы людьми на местах. Важно, чтобы эта серьёзная сумма средств, беспрецедентная, была потрачена с максимальной отдачей для людей.

Реализовывать программу модернизации первички уже в следующем году предстоит на местах, в регионах. Поэтому важно, чтобы при реализации таких программ управленческие механизмы между Правительством и регионами были максимально гибкими, как это, например, происходит по нацпроектам: минимум бюрократии, быстрое согласование решений и при необходимости – возможность оперативно эти решения корректировать. Об этом вас очень прошу.

Второе – цифровизация. План по достижению национальных целей включает мероприятия по цифровизации здравоохранения. И мы видим на местах, насколько это актуально, особенно в период пандемии. И телемедицина «врач – врач», и телемедицина «врач – пациент», и технологии искусственного интеллекта – всё это не абстракция, а реалии жизни. Приведу пример. Некоторые регионы реализовали проекты по искусственному интеллекту при диагностике вирусной пневмонии. Мы у себя в Ивановской области при компьютерной томографии ковидных пневмоний используем технологии искусственного интеллекта. Есть сразу результат: с 15 минут до 3 минут – в пять раз – сокращается время работы врача, а значит, увеличивается пропускная способность. И это совсем маленький пример.

Поэтому мы считаем, что эта часть плана должна быть реализована как можно быстрее. И очень важно на местах, в медицинских колледжах, вузах сразу учить цифровой культуре. Плюс к тому ускоренная цифровизация здравоохранения не только позволит выполнить задачу Президента по достижению так называемой цифровой зрелости ключевых отраслей, но и создаст рабочие места в регионах – высокооплачиваемые рабочие места разработчиков.

Теперь третье – можно сказать, техническая, но важная вещь. В следующем году состоится Всероссийская перепись населения. Её результаты, а также результаты борьбы с пандемией коронавируса могут оказать влияние на линейку показателей, причём как в ту, так и в другую сторону. Мы предлагаем в следующем году с учётом этих факторов обсудить, потребуется ли объективная корректировка линейки показателей для субъектов Российской Федерации.

М.Мишустин: Спасибо, Станислав Сергеевич.

Слово предоставляется Алиханову Антону Андреевичу – губернатору Калининградской области, руководителю рабочей группы Госсовета по направлению «Малое и среднее предпринимательство».

А.Алиханов: Уважаемый Михаил Владимирович! Коллеги!

На заседании президиума Госсовета 28 сентября мы озвучивали ключевые предложения нашей рабочей группы. Хотел бы их кратко осветить и поблагодарить за поддержку со стороны всей команды Правительства этих предложений.

Первое, наиболее значимое – это продление до 31 декабря 2021 года запрета на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, малого бизнеса, снижение процентной ставки для субъектов МСП путём предоставления субсидий из федерального бюджета банкам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, которые будут выданы и уже выданы с 2019-го по 2024 год для субъектов малого и среднего бизнеса. Это и запуск цифровой платформы поддержки субъектов МСП с обеспечением интеграции с действующими уже информационными системами федеральных органов исполнительной власти, различных корпораций (Корпорация МСП, Фонд развития промышленности и другие).

Обеспечение с 2022 года финансирования мероприятий по льготному доступу субъектов МСП к инфраструктуре промышленных парков и технопарков, а также разработка механизма возмещения затрат субъектов МСП на приобретение оборудования, предназначенного для обязательной маркировки отдельных групп товаров – большинство этих предложений уже перешли в статус поручений.

Хотел бы отдельно поблагодарить Вас, Михаил Владимирович, и коллег из Минэкономразвития. Мы на этапе подготовки работали над проектом единого плана, практически все предложения нашей рабочей группы уже нашли отражение в этом документе.

Показатель, который во многом характеризует достижение установленной национальной цели развития – достойный эффективный труд и успешное предпринимательство в части развития МСП, – это численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Этот показатель также входит в перечень показателей оценки губернаторов, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, который утверждён указом Президента.

Наша общая задача – к 2030 году увеличить численность занятых в сфере МСП до уровня 25 миллионов человек.

Учитывая это, Минэкономразвития был проведён расчёт по декомпозиции этого показателя на уровень регионов, и предлагаемая линейка плановых значений является более плавной, не предполагает каких-то резких скачков, за что хотелось бы тоже сказать коллегам из Минэкономразвития большое спасибо. Они учли вместе с нами все предложения регионов, и большинство спорных вопросов было урегулировано на этапе согласования.

Минэкономразвития также предложило изменить источник данных для расчёта этого показателя. Ранее мы рассчитывали его на основании единого реестра субъектов МСП по состоянию на 10 августа ежегодно. В настоящее время предлагается использовать более оперативную и точную информацию Федеральной налоговой службы о количестве застрахованных лиц – субъектов МСП, их выплат, вознаграждений, с которых платятся страховые взносы. В рамках рабочей группы мы обсуждали преимущества этой новой методики, и как глава региона присоединяюсь к тем субъектам, которые поддержали предложения Минэкономразвития и в части целевых значений показателей, и в части источника информации о нём.

Также, Михаил Владимирович, хотел бы попросить Вас дать поручение относительно возможности размещения оперативной информации о численности занятых в МСП, определённой в новой методике, в том числе, если возможно, в открытом доступе.

М.Мишустин: Антон Андреевич, поддерживаю то, что Вы сказали.

Буквально два штриха.

Очень важно, чтобы мы видели, как Вы правильно сказали, реальную занятость в МСП, поскольку она иногда бывает скрытой: фрилансеры и те, кто так или иначе не регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых, но всё равно существуют, работают, и нам нужно понимать, как и что с этим делать.

Что касается численности, абсолютно это поддерживаю, поскольку среднесписочная численность, которая в январе по специальной форме, к сожалению, многими субъектами малого и среднего предпринимательства не предоставлялась, и была той проблемой, о которой Вы сказали. В результате летом у нас совершенно не соответствовало отчётности то количество малых и средних предприятий, которые вели свою деятельность. Сейчас это изменили и в открытом доступе есть соответствующий реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. И если Вы, уважаемый Антон Андреевич, подскажете формы, которые были бы, скажем так, наиболее оптимальны, для того чтобы публично размещать такую информацию, я думаю, мы это учтём и сделаем.

Спасибо.

Слово предоставляется Цыденову Алексею Самбуевичу, руководителю Республики Бурятия и руководителю рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт».

М.Мишустин: Слово предоставляется Цыденову Алексею Самбуевичу, руководителю Республики Бурятия и руководителю рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт».

А.Цыденов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

В первую очередь хотел бы поблагодарить Правительство за очень оперативную и эффективную работу и плотное конструктивное взаимодействие с регионами.

Для достижения национальных целей и задач, поставленных в указе Президента, Правительством совместно с рабочей группой Госсовета при активном участии и поддержке со стороны Администрации Президента в лице Игоря Евгеньевича Левитина определены целевые показатели и этапы реализации национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», которые и стали основой для формирования единого плана.

В части автомобильных дорог в период с 2024 по 2030 год предлагается предусмотреть следующие показатели: доля дорог крупнейших агломераций, соответствующих нормативным требованиям, – 85% уже к 2024 году, и сохранение этого уровня до 2030 года; доля дорог регионального значения, соответствующих нормативу, к 2024 году – 50,9% и 60% к 2030 году.

Помимо этого предусмотрены до 2030 года мероприятия по ремонту и реконструкции аварийных, предаварийных мостов и искусственных сооружений, в том числе путепроводов на региональных и местных дорогах. По этому поводу есть и соответствующее поручение в части формирования источника финансирования за счёт распределения акцизов.

Отдельно предлагается утвердить опорную сеть дорог, включающую в себя и федеральные, и региональные местные дороги, по которым идёт основной трафик движения и которые имеют наибольшее значение для людей.

Важнейший показатель – это безопасность дорожного движения. Здесь на основании предложений научных организаций, Высшей школы экономики, Министерства внутренних дел вводится дополнительный показатель не социального, а транспортного риска из расчёта на 10 тыс. транспортных средств.

Очевидно, что обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни невозможно без развития общественного транспорта. В рамках проекта предусматриваются мероприятия по обновлению парка подвижного состава общественного транспорта, автобусов, троллейбусов, трамваев, а также пригородного железнодорожного транспорта. Разработан и согласован проект методики расчёта показателей, в том числе в части оценки деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Прошу данную методику утвердить.

С учётом практически еженедельного жёсткого контроля и, прямо скажу, помощи со стороны Марата Шакирзяновича Хуснуллина, а также конструктивного рабочего взаимодействия с Минтрансом и Росавтодором показатели национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должны быть достигнуты всеми регионами.

По проекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» также проведена совместная большая работа, в результате которой сформированы основные составляющие. Это в том числе развитие морских портов, развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог, развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна, развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна, Северный морской путь, строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, развитие региональных аэропортов и маршрутов. Предусмотрено выделение данных мероприятий в рамках национального проекта в отдельный федеральный проект.

При этом по решению Андрея Рэмовича Белоусова устанавливается пообъектный контроль исполнения мероприятий. В рамках предварительной работы рабочей группы на площадке Правительства и после согласования с Андреем Рэмовичем на президиум Госсовета выносился вопрос о формировании отдельного нацпроекта по внутренним водным путям, предусматривающего как обеспечение гарантированных глубин, так и ликвидацию узких мест.

С учётом докладов Президентом Владимиром Владимировичем Путиным по итогам президиума дано поручение Правительству рассмотреть данный вопрос. В связи с чем прошу Вас, Михаил Владимирович, также поддержать данное предложение и выделить внутренние водные пути в отдельный проект.

На сегодня в рабочей группе Госсовета по транспорту несогласованных вопросов с Правительством нет.

Ещё раз хотел бы поблагодарить за плотное, конструктивное и очень оперативное взаимодействие.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/40749/