Михаил Мишустин провёл совещание о развитии экспорта зерна
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра сельского хозяйства Оксаны Лут
ООО «Забайкальский зерновой терминал» создано в 2015 году, оно входит в группу компаний «Новый сухопутный зерновой коридор».
В 2022 году в рамках постановления Правительства от 13 мая 2020 года №668 компании предоставлена субсидия из федерального бюджета в целях возмещения затрат по объектам инфраструктуры «Подъездной железнодорожный путь широкой колеи к ОКС “Первый зерновой железнодорожный терминал„».
Церемония запуска терминала в эксплуатацию состоялась в сентябре 2022 года при участии Президента в рамках мероприятия по запуску новых предприятий на площадке Восточного экономического форума.
Терминал представляет собой специализированный зерновой железнодорожный комплекс, расположенный на границе Забайкальск (Россия) – Маньчжурия (Китай).
Пропускная способность – до 8 млн т зерна в год. Объём единовременного хранения зерна составляет до 80 тыс. т.
Планируемое количество рабочих мест – 551, в настоящий момент занято 524.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы только что посмотрели презентацию о работе Забайкальского зернового терминала и планах по его развитию. Масштабный проект с большой пропускной способностью. Что очень важно, здесь есть все условия для перевозки и хранения продукции. Это, конечно, открывает дополнительные возможности для выхода отечественных производителей – в первую очередь дальневосточных и сибирских – на иностранные рынки.
Хотел бы, чтобы мы сегодня в целом обсудили вопросы экспорта зерна.
По поручению Президента Правительство системно поддерживает агропромышленный комплекс. Прежде всего – для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, чтобы гражданам были доступны качественные, здоровые и разнообразные продукты питания. Базовые целевые показатели утверждённой главой государства доктрины в этой сфере выполняются. Видим рост и по многим остальным.
Высокий уровень собственного производства позволяет нам поставлять сельскохозяйственную продукцию за рубеж. И тем самым вносить существенный вклад в укрепление мировой продовольственной безопасности. В её основе, как вы знаете, лежат зерновые культуры.
Россия здесь является одним из лидеров глобального рынка. В прошлом году аграрии собрали хороший урожай – почти 130 млн т зерновых и зернобобовых. Полностью закрыли внутренние потребности, что дало возможность направить рекордные объёмы для продажи, экспорта в другие государства.
В 2024 году мы впервые заняли ведущее место по поставкам ячменя. Сохраняем позиции и по пшенице, каждая четвёртая экспортная партия которой в мире сегодня имеет российское происхождение.
Всё это ещё раз подчёркивает, что наша страна была и остаётся надёжным партнёром. Добросовестно выполняем коммерческие обязательства и дальше будем придерживаться таких принципов.
Глава государства обозначил задачу – к 2030 году увеличить экспорт продукции агропромышленного комплекса в полтора раза относительно показателей 2021 года. Решаться она станет в том числе за счёт наращивания поставок зерновых.
И конечно, продолжим оказывать широкую поддержку нашим сельхозпроизводителям. Сохраняем также и инструменты, которые пользуются спросом. Среди них – льготное кредитование, которое сейчас имеет основной спрос. Займы на выгодных условиях можно взять на закупку семян или уборку урожая. Для субсидирования процентной ставки по ним в текущем году выделили дополнительные лимиты. Причём их большая часть использована для оформления краткосрочных кредитов, которые особенно нужны в начале посевной кампании.
Для хороших результатов в аграрном секторе требуются, конечно, удобрения. Правительство контролирует их доступность.
Направили необходимые объёмы топлива для обеспечения сезонных полевых работ. Совершенствуем также механизм льготного лизинга, чтобы сельхозпроизводители могли обновлять парк техники – трактора, комбайны и другие машины.
И конечно, очень важная задача – наладить транспортировку продукции. Здесь мы действуем комплексно.
Во‑первых, оказываем адресную помощь регионам. В текущем году увеличили субсидию на перевозку зерна из Сибири и с Урала по железным дорогам на треть – до более чем 8 млрд рублей. Благодаря этому было отгружено свыше 2 млн т, что имеет значение для местных хозяйств.
Во‑вторых, развиваем портовую инфраструктуру. За прошлый год мощности по перевалке зерна выросли примерно на 10 млн т – до почти 85 млн.
И такая работа продолжится. Будет расширена пропускная способность подъездных путей к портам. За шесть лет по поручению Президента провозные возможности Азово-Черноморского и восточного направлений нарастим в общей сложности более чем на 50 млн т.
Сегодня надо подробно обсудить, какие ещё дополнительные шаги нужны, чтобы в полной мере раскрыть экспортный потенциал отечественного сельского хозяйства, в том числе и здесь, на Дальнем Востоке. И укрепить позиции России на глобальном рынке. Это послужит развитию субъектов макрорегиона и, конечно, страны в целом. И необходимо для повышения в первую очередь качества жизни наших людей и поддержки предпринимателей.
Слово сразу предоставлю Министру сельского хозяйства Оксане Николаевне Лут. Пожалуйста.
О.Лут: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
В силу наших традиций и природно-климатических условий Россия прочно закрепила за собой статус зернопроизводящей страны, и, конечно, нашей базовой культурой является пшеница.
Как Вы сказали, Михаил Владимирович, в целом зерновая отрасль – это основа продовольственной безопасности России, и не только России, подавляющего большинства стран мира.
С 2016 года мы являемся лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок. В прошедшем сезоне мы сохранили за собой лидерство, и такая же задача у нас стоит на текущий сезон. В целом нашей стратегической целью является сохранение лидерства по поставкам пшеницы в мире.
Также, как Вы отметили, в 2024 году у нас был новый рекорд – мы стали лидерами по поставкам ячменя. В этом году тоже ожидаем неплохой урожай ячменя, надеемся повторить этот рекорд.
Итоги прошлого сезона, который закончился 1 июля, – 44 млн т Россия поставила пшеницы на экспорт. Всего зерновых было поставлено порядка 53 млн т. В целом это соответствует средним результатам нашего экспорта за последние пять лет. То есть это достаточно неплохой результат.
Наша география: мы поставляем зерновые в 108 государств мира, из них 70 стран импортируют нашу пшеницу. Мы продолжаем расширять географию экспорта. В прошлом году 11 новых стран у нас появилось в портфеле по экспорту. И мы возобновили поставки в 7 стран, которые приостанавливали закупку нашего зерна.
Что касается текущего сезона, мы заложили достаточно неплохую базу по посевам. Порядка 46 млн га сейчас подтверждаем по площади сева под зерновыми культурами. В целом посевная прошла без каких‑то сильных сбоев. Есть, конечно, сложности в погоде, сейчас в ряде регионов засуха сильная, в ряде регионов заливает, мы не можем выйти на уборку, но тем не менее пока мы сохраняем наш прогноз: 135 млн т зерновых всего, и из них 88–90 – это пшеница, наша основная культура.
Конечно, достигать результатов невозможно без государственной поддержки, об этом Вы говорили уже в своём выступлении. У нас достаточно широкий спектр господдержки. В рамках прямой субсидии на поддержку и реализацию зерновых культур в текущем году предусмотрено 10 млрд рублей, из которых на Сибирь и Дальний Восток – больше 1,3 млрд рублей. Отмечу, что все деньги уже доведены до сельхозтоваропроизводителей.
Также для регионов Сибири и Дальнего Востока сохранена погектарная поддержка. Мы её по всей стране убрали, но для двух макрорегионов оставили. 780 млн рублей – тоже доведены до аграриев.
Отдельно хотела сказать спасибо за льготное кредитование. Сейчас это, Михаил Владимирович, наверное, наша ключевая мера поддержки. 18,6 млрд в этом году было выделено на сезонно-полевые работы, и у нас темпы освоения идут быстрее, чем в прошлом году.
Отдельно скажу о мерах поддержки российской селекции. Это очень важно, особенно по зерновым. В текущем году на элитное семеноводство и закупку семян, которые созданы в рамках федеральной научно-технической программы, выделено 2,4 млрд рублей.
Такие меры поддержки в прошлом году позволили увеличить в целом долю отечественных семян. Например, по зерновым доля семян отечественной селекции увеличилась до 77,5%, то есть почти на 6 процентных пунктов.
С учётом всех принимаемых мер и хода сева наши прогнозы по экспорту на текущий сезон, который начался с 1 июля текущего года: в целом по зерновым мы ожидаем экспортировать 53–55 млн т и по пшенице – 43–44 млн т, то есть на уровне текущего года с учётом переходящих остатков, которые у нас были на начало сезона.
Теперь о Сибири и Дальнем Востоке. Эти два макрорегиона занимают особое место в развитии зернового комплекса. Здесь мы собираем порядка 18 млн т. В прошлом году мы завершили работы по созданию карты-схемы земель сельхозназначения, в том числе это коснулось Сибири и Дальнего Востока. И мы понимаем, что Сибирь является точкой роста по вводу земель в оборот: здесь потенциал ввода земель уже в два раза превышает потенциал Центральной России.
В соответствии с 309-м указом мы должны до 2030 года увеличить объём производства на 25%. Это предполагает, что нужно в целом по России собирать порядка 170 млн т зерновых и экспорт зерновых должен составить 80 млн т. Из них на Сибирь и Дальний Восток должно приходиться порядка 22 млн т.
Это возможно сделать за счёт ввода новых земель в оборот. Эту программу мы уже начали. Есть отдельная госпрограмма – отдельно по Сибири и Дальнему Востоку мы начали эти мероприятия.
Это увеличение предполагает рост профицита. Сейчас у нас профицит по Сибири и Дальнему Востоку – в среднем, в зависимости от урожая, погоды – составляет от 5 млн до 8 млн т. То есть, например, в Сибири в этом году с учётом переходящих остатков на 1 июля было порядка 5 млн т. Профицит в среднем по сезону составлял 7–8 млн т. То есть это то, что нужно вывезти из Сибирского региона, то, что Сибирский регион не потребляет сам. С учётом прогнозируемого роста у нас профицит может стать порядка 11–12 млн т по этому региону, и этот объём нужно вывезти с территории Сибири.
Есть несколько вариантов логистики. Над логистикой здесь мы работаем очень плотно с Министерством транспорта и «РЖД».
Есть разные способы логистики из Сибири. Коротко о том, как у нас сейчас построена логистика зерновых. 88% всех зерновых в России вывозится морским транспортом через порты. Общая мощность портовой перевалки у нас составляет чуть больше 77 млн т – это по всем портам. Остальное вывозится автотранспортом и по реке.
Внутри страны, до портов, мы осуществляем логистику автомобильным, железнодорожным и речным транспортом. И здесь совместно с Минтрансом мы рассматриваем различные варианты увеличения, в частности, речных перевозок. Сейчас тестируем различные направления. Считаем, что можно будет переориентировать часть железнодорожных перевозок на речное направление. И конечно, смотрим мультимодальные направления, мультимодальные маршруты. Это будет тоже способствовать вывозу зерна из Сибири. Но мы пока их тестируем, пока ещё чётких, определённых маршрутов нет. Надеемся в этом году закончить, со следующего года они уже должны заработать.
В целом у нас основные порты находятся на юге – основной объём, а также в Прибалтике, на Каспии и Дальнем Востоке. Сибирь, Сибирский регион глобально, макрорегион, находится далеко от всех этих портов, поэтому само плечо логистики длинное.
И здесь, конечно, невозможно транспортировать зерновые. Это должен быть достаточно доступный продукт, который стоит недорого, без государственной поддержки.
У нас вместе с «Российскими железными дорогами», с Росжелдором есть совместные меры поддержки на субсидирование перевозки. По железной дороге полностью субсидируем ж/д тариф.
Из Сибири преимущественно, как Вы сказали (это как раз 406-е постановление) оно распространяется на транспортировку зерна в направлении юга, южных портов и Прибалтики. Здесь, действительно, мы вывезли порядка 2 млн т за прошедший сезон именно из Сибири.
Развиваем это направление. Чуть больше 8 млрд, Вы сказали об этом, выделено в этом году – это больше, чем в 2024 году. И надеемся сохранить объём поддержки на уровне 8 млрд на это направление, потому что, конечно, сибирякам будет сложно вывозить зерно в сторону портов.
Ещё одной точкой для вывоза зерна традиционно у нас является Казахстан. Отношения экономические с Казахстаном у нас достаточно развитые. Здесь приграничная торговля – порядка 2–3 млн т всегда мы экспортировали в Казахстан, но это достаточно конъюнктурная вещь. Например, в прошлом году у Казахстана был очень хороший свой урожай, и Казахстан ввёл ограничения на импорт зерновых, в том числе и из всех стран ЕАЭС. Поэтому Россия не имела в прошлом году возможности экспорта зерновых в Казахстан. Это, конечно, осложнило ситуацию для сибиряков.
В связи с этим для нас особую роль, наверное, приобретает наличие Забайкальского зернового терминала. Это достаточно короткое плечо для Сибири и, в принципе, для других регионов Дальнего Востока, где занимаются зерновыми и масличными, которые можно вывозить. Это, конечно, прежде всего рынок Китая. При проектной мощности 8 млн т, которые сейчас есть у Забайкальского зернового терминала, 80% всего профицита мы могли бы вывозить именно в Китай через этот терминал. Поэтому для нас, для развития зернового кластера в Сибири, это очень хорошая перспектива.
Основной вопрос здесь, конечно, это соглашение с нашими китайскими партнёрами о выделении беспошлинного импорта. Импорта закупки с их стороны наших зерновых. Сейчас, к сожалению, у нас пока нет такой возможности. Поставки в Китай у нас всех зерновых не превышают 1 млн тонн. Мы поставляем что‑то внутри квот, очень небольшие на нас квоты, что‑то вне квот – высокая ставка пошлины у Китая на зерновую продукцию вне квот. Но тем не менее мы общаемся с нашими китайскими коллегами, здесь нам помогает Минэк, вместе с Минэком регулярно проводим совещания, встречи с ними. Соответственно, очень надеемся на согласование со стороны Китая выделения нам квот. Но это процесс долгий, как мы шли тогда по свинине много лет. Но в итоге нам это удалось. Здесь тоже надеемся на положительное решение китайских коллег. А так, в целом, конечно, будем и дальше заниматься развитием логистических путей, потому что сибирский регион является таким хорошим драйвером развития зернового комплекса, и на него мы возлагаем основные наши надежды по увеличению объёмов производства к 2030 году.
Источник: http://government.ru/news/55721/