Михаил Мишустин принял участие в церемонии приёмки головного универсального атомного ледокола «Арктика»
Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» построен АО «Балтийский завод» по заказу госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду – 16 июня 2016 года). Атомоход станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных, лидирования караванов в западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна.
Основные характеристики судна: длина – 173,3 м (160 м по КВЛ); ширина – 34 м (33 м по КВЛ); высота борта – 15,2 м; мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде); осадка – 10,5 м/8,65 м; максимальная ледопроходимость – 2,9 м; водоизмещение – 33 540 т; расчётный срок службы – 40 лет; численность экипажа – 53 человека.
12 октября головной универсальный атомный ледокол «Арктика» завершил переход из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. За 21 сутки атомоход преодолел около 4800 морских миль. Во время перехода ледокол специально вышел к географической точке Северного полюса, чтобы специалисты смогли собрать максимальный объём информации о работе судна в ледовых условиях. На 50% мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе.
Атомоход назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Дорогие друзья!
Рад приветствовать вас сегодня здесь, в Арктике, на этой торжественной церемонии.
Наша страна – бесспорный лидер в освоении северных территорий. Мы гордимся, что Россия единственная в мире смогла создать атомный ледокольный флот. И сейчас в его состав мы принимаем ещё один универсальный атомный ледокол – «Арктика». Он станет головным из пяти судов («Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка») уникальной серии, которая предназначена для работы на Северном морском пути.
У ледокола инновационное оборудование, мощный двигатель. Это позволяет использовать его везде: и во льдах, и на воде, и на глубоководных и мелководных трассах.
Строительство этого судна потребовало больших усилий и слаженной работы. Тем более что первый этап совпал с введением антироссийских санкций. Но, несмотря на это, ледокол построен. И, что особенно важно, – на российских верфях, на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Это ещё одно подтверждение больших возможностей российских учёных и специалистов в атомном судостроении.
Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть транспортный потенциал Северного морского пути, усилит интерес международного бизнеса к новому транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике – стратегически важном для нас регионе.
Хочу от всей души поблагодарить наших учёных, инженеров, конструкторов – всех, кто причастен к реализации этого замечательного проекта. Успехи нашей страны в атомной отрасли – это заслуга профессионалов, которые в ней работают. Ваши достижения открывают новые перспективы для нашей страны на мировой арене ядерных технологий.
Разрешите мне пожелать всем вам успехов. А новому ледоколу «Арктика», как говорят, – семь футов под килем.
Спасибо.
А.Лихачёв (генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Сегодня большой, радостный день – для «Атомфлота», для «Росатома», для всего российского Севера и всего мирового атомного сообщества.
Действительно, уникальный по своим характеристикам атомный ледокол стал рабочей единицей, флагманским кораблём «Атомфлота» госкорпорации «Росатом».
По дороге в Мурманск ледокол уже прошёл четыре моря: Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево. И, соблюдая преемственность между ледоколами разных поколений, достиг географической точки – Северного полюса.
Так же, много лет назад, в 1977 году, предшественник с таким же названием, атомный ледокол-лидер, впервые из надводных судов достиг точки Северного полюса.
Наш ледокол ожидает большая и серьёзная работа по развитию Северного морского пути. Радует, что на Балтийском заводе готовят к сдаче ещё два ледокола: «Сибирь» и «Урал». В этом году заложен ледокол «Якутия». Мы ожидаем ещё и «Чукотку» в ближайшее время. На верфях завода «Звезда» будет заложен ледокол «Лидер». И это подтверждение абсолютного и бесспорного лидерства Российской Федерации в Арктическом регионе.
Действительно, ледокол – это своего рода произведение искусства. Это великое чудо инженерной мысли, научной мысли. Внутри него бьются два мощных сердца – два атомных реактора «РИТМ-200», которые стали воплощением инженерной мысли и являются по своим характеристикам лучшими в мире.
Спасибо большое, Михаил Владимирович, Правительству. Без решений Правительства не было бы этого ледокола, не было бы серии уникальных и универсальных ледоколов 22220.
Разумеется, все эти инженерные совершенства – результат труда многих людей. Мы благодарны коллективу «Атомфлота» за работу на северном направлении, за постоянное расширение компетенций, за многократное превышение советского рекорда по перевозкам грузов по Северному морскому пути. Уверен, что в этом году цифра 31 млн тонн перевозок по Северному морскому пути будет также преодолена.
Мы очень надеемся, что команда ледокола, в которой собраны лучшие специалисты, станет настоящей школой мастерства, школой подготовки кадров для всего северного судовождения.
С удовольствием предоставляю слово капитану этой замечательной команды Александру Михайловичу Спирину, который уже возглавил первый поход.
А.Спирин (капитан ледокола «Арктика»): Наш новый атомный ледокол получил название «Арктика». А это значит, что у наших заслуженных атомоходов будет смена. А у страны – значительное преимущество в Арктике.
Почётно быть капитаном, членом первого экипажа головного универсального атомного ледокола. Убеждён, что нам будет по силам стать достойными преемниками лучших традиций экипажей атомоходов. Уверен, что в нашей стране будет вскоре построена серия новых мощных атомных ледоколов.
От имени всех работников предприятия я благодарю руководство страны за активную поддержку атомного ледокольного флота. Спасибо.
Источник: http://government.ru/news/40659/