Михаил Мишустин посетил Смоленский авиационный завод

Смоленский авиационный завод создан в 1926 году для ремонта и строительства самолётов и двигателей. С 2005 года входит в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение». АО «Смоленский авиационный завод» – одно из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса, ориентированное на серийное изготовление изделий, разработанных предприятиями корпорации, производство, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

АО «СмАЗ» является сертифицированным производителем самолётов лёгкой авиации. Площади агрегатно-сборочных цехов и цехов окончательной сборки позволяют собирать узлы и агрегаты таких самолётов, как Як-40 и Як-42, изготавливать самолёты малой авиации типа Як-18Т. Также завод обладает необходимыми компетенциями по техническому обслуживанию и ремонту таких самолётов.

СмАЗ является предприятием полного производственного цикла. Наличие лётно-испытательной станции позволяет проводить лётные испытания различных типов самолётов.

В 2023 году завод планирует вдвое расширить штат сотрудников в связи ростом гособоронзаказа. До 2025 года объём законтрактованной продукции увеличится в четыре раза, до 24 млрд рублей.

На Смоленском авиационном заводе (в рамках опытно-конструкторских работ, выполняемых Уральским заводом гражданской авиации) планируется изготовление кессона крыла для турбовинтового самолёта ТВРС-44 «Ладога», предназначенного для замены в эксплуатации таких самолётов коммерческой и государственной авиации, как Як-40, Ан-24, Ан-26/Ан-26-100, ATR-42, DHC-8-200/-300, CRJ-100/-200. В настоящее время идёт подготовка производства.

Турбовинтовой региональный самолёт «Ладога» создаётся в рамках контракта с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и предназначен для выполнения пассажирских, грузовых и грузо-пассажирских перевозок на региональных авиалиниях.

Опытно-конструкторские работы стартовали в 2021 году. К концу 2022 года утверждён облик воздушного судна и завершён этап выпуска рабочей конструкторской документации, которая передана в производство АО «УЗГА» и предприятиям по производственной кооперации. Осуществляется постройка опытных образцов самолёта, создаётся стендовая база для отработки систем самолёта.

Поставка двигателей для первого лётного образца ТВРС-44 намечена на конец 2023 года. Исходя из этого срока, первый полёт должен состояться весной 2024 года. Поставки самолётов первым эксплуатантам согласно подписанным соглашениям начнутся с 2025 года.

АО «УЗГА» формирует производственные мощности в городе Арамиле (Свердловская область), рассчитанные на выпуск до 25 самолётов «Ладога» ежегодно начиная с 2026 года. Такой темп сборки предусмотрен Комплексной программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, утверждённой Правительством. Кроме того, исходя из оценки спроса на самолёты ТВРС-44, рассматривается возможность увеличения темпа производства до 50 самолётов ежегодно.

В настоящее время подписаны договоры и соглашения о намерениях на 50 самолётов, в том числе с авиакомпаниями «КрасАвиа», «Ангара», «Аэросервис», «Вологодское авиапредприятие», «Комиавиатранс». В процессе обсуждения соглашения о намерениях ещё на более чем 50 самолётов. Оценка потенциала только российского рынка и только в части коммерческих перевозчиков – более 400 воздушных судов, включая грузовые версии как с боковой грузовой дверью, так и с хвостовым грузовым люком с рампой.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Хочу сказать всем коллегам – главному конструктору, руководству, – что та работа, которую вы проводите, крайне важна. Эта связанность территории, о которой нам говорит Президент, может произойти, только когда мы сполна обеспечим страну современными самолётами, которые сделаны нашими замечательными инженерами-конструкторами.

Очень надеюсь, что «Ладога» сможет заменить самолёты, которые многие помнят: это прежде всего Ан-24, целый ряд других, в том числе иностранных, самолётов.

Сегодня мы говорили о потребности, – 400. Она больше: около 550 таких самолётов будет востребовано. Это не считая ближнее зарубежье и рынок дружественных стран, да и других тоже.

Абсолютно уверен, что такая модель самолёта, эргономичная, экономичная, с хорошим соотношением цена/производительность будет очень востребована.

Её перегоночная цифра сейчас – 5,7 тыс. км дальности полёта, но с точки зрения вместимости 40–44 человек это будет востребовано по всей стране.

Считаю, что очень важно нам продолжать двигаться в этом направлении, но не забывать о безопасности. Это критический вопрос. Здесь нельзя гнаться за сроками, если не будут соблюдены абсолютно точно требования по безопасности, которые на сегодняшний день и Минпромторг, и Росавиация, и наши коллеги из Министерства транспорта формулируют. И хочу здесь сказать, что мы полностью будем поддерживать это направление, как и многие другие.

Что ещё очень важно: у нас был сформирован, впервые, наверное, за долгие годы, государственный заказ на самолёты до 2030 года. И именно концепция, которую утвердили, предполагает использование в том числе и таких самолётов, как «Ладога», «Байкал», соответственно, Superjet New, МС-21, широкофюзеляжная версия Ил-96. Всё это было рассчитано, более тысячи самолётов российских будет произведено именно в России. Мы сбили здесь всю программу, чтобы соответствующий заказ соответствовал тем потребностям, которые наши авиакомпании, в том числе региональные, та же «Аврора», и многие другие заявляют.

Второй момент – это финансовые расчёты и всё то, что позволит авиакомпаниям достаточно, скажем так, безболезненно эксплуатировать эти самолёты. Это вопросы, связанные с финансовыми возможностями, для того чтобы необходимые субсидии были предоставлены в начале таких больших, крупных проектов, и потом чтобы всё это было самоокупаемо. Об этом тоже надо постоянно думать, потому что для пассажиров это должно быть необременительно, недорого.

Я хочу поблагодарить коллег, руководство всего объединения. Сегодня мы поговорили о целом ряде очень важных программ. Где-то порядка 4,3 млрд рублей – это поддержка, которую оказало государство вашему предприятию в целом. Здесь чуть более 1 млрд – это стройка и остальное, больше 3 млрд – это соответствующее современное технологичное оборудование. Всё, что необходимо, Минпромторг по этой линии делает. Я очень рад, что много энтузиазма здесь – начиная от установки современных станков, которые на сегодняшний день планируется закупать и использовать, до таких важных элементов, как самолёт «Ладога». Вы здесь и Як-18Т делаете, и многие другие изделия, в том числе участвуете в большой промышленной кооперации нашей семьи авиастроителей.

Если есть какие-то вопросы у коллег, коллектива, с удовольствием на них отвечу.

А.Гуликов (инженер-технолог 3-й категории конструкторско-технологического отдела программной обработки): У нас на производстве в основном используется программное обеспечение иностранного производства. Но в последнее время активно начали переходить на программное обеспечение отечественного производителя. Это достаточно сложная задача, потому что, помимо того, что мы работаем на трёхкоординатных станках, есть также и четырёхкоординатные, пятикоординатные станки. И такой вопрос. Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, насколько разработчики программного обеспечения готовы помочь промышленности в полном переходе на российский продукт?

М.Мишустин: Спасибо за Ваш вопрос, Александр. Это очень важный вопрос, потому что сегодня мы активнейшим образом занимаемся разработкой соответствующего программного обеспечения, для того чтобы помогать промышленности. Это целый ряд сложных информационных технологических систем.

33 индустриальных центра компетенций (ИЦК) было создано Правительством с участием как представителей производства (главных конструкторов, инженеров, программистов), так и представителей в том числе наших министерств и ведомств, кто должен помогать в этом.

Скажу сразу, на сегодня 80% программного обеспечения мы нашли аналоги в России. Какие-то программные комплексы были, скажем, в зародыше, какие-то программные комплексы были более развиты. Есть замена даже соответствующим системам CAD. Тяжёлый САПР – потихонечку на сегодняшний день восстанавливается c субсидиями государства и с поддержкой нашего бизнеса.

То, что касается станков с числовым программным управлением, там есть очень много уже результатов. Компания «Мехатроника» и ещё целый ряд компаний занимаются разработкой нашего промышленного программного обеспечения для управления станками. Ты говорил о станках с ЧПУ.

Очень важно в ближайшие несколько лет завершить работы, связанные с программным обеспечением, чтобы не только в опытную эксплуатацию, но и в промышленную эксплуатацию внедрить этот программный продукт.

Я уверен, что мы достаточно многого добьёмся уже в следующем году.

А ещё, Александр, хочу тебя пригласить на конференцию, с разрешения руководства завода. Конференция пройдёт в первых числах июня в Нижнем Новгороде. Называется она «ЦИПР», это «цифра» в промышленности. Мы там будем в деталях знакомиться с разработками наших российских компаний в области промышленной автоматизации. Приезжай, это как раз по вашей линии. Сможешь приехать?

А.Гуликов: По возможности.

А.Топорков (генеральный директор АО «Смоленский авиационный завод»): Приедет.

М.Мишустин: Вот директор разрешил. Приезжай.

А.Гуликов: Раз разрешил, значит приедем.

М.Мишустин: Ну конечно, если ты специалист в этой области.

А.Конзафаров (заместитель генерального директора – директор по общим вопросам АО «Смоленский авиационный завод»): Добрый день, Михаил Владимирович, меня зовут Конзафаров Андрей Петрович, я директор по общим вопросам, отвечающий за кадры на этом предприятии. У меня вопрос такой. На нашем предприятии, вообще в авиастроительной отрасли есть большая проблема с квалифицированными кадрами. Можете ли Вы помочь, чтобы в Смоленской области открыли или филиал, или кафедру крупных технических вузов, которая поможет готовить кадры как для нашего предприятия, так и в целом для предприятий Смоленщины?

М.Мишустин: Мы видели такие центры компетенций, когда были на УЗГА – на Уральском заводе гражданской авиации – и в Комсомольске-на-Амуре. Как раз совокупность институтов региональных и техникумов может позволить, опираясь  на них, открыть филиал такого вуза. Я думаю, что логично, наверное, МАИ рассмотреть здесь? Что думаете? МАИ, Московский авиационный институт? Или МГТУ имени Баумана – то, что больше подходит. Что предлагаю сделать? Я поручу Министру науки и образования Фалькову Валерию Николаевичу рассмотреть такую возможность. И вместе с институтами, которые работают у вас здесь… Это очень важное направление.

Ещё здесь надо подумать о программе профессионалитета. Мы сейчас создаём 170 центров компетенций. И ребята с профессиональным образованием иной раз больше знают, чем специалисты с высшим образованием не по профилю. И техники, электрики, слесари…

Это всё очень важно и для достижения технологического суверенитета страны, о котором постоянно говорит наш Президент.

А без технологического суверенитета невозможно и достижение национальных целей развития. И здесь всё то, что мы видели, как раз элементы этого национального технологического суверенитета.

Друзья, хочу от всей души поблагодарить вас за вашу работу. У вас замечательное предприятие. Много перспектив. Кооперация такая мощная – промышленная – на всю страну. Продолжайте в том же духе.

И ждём результатов, чтобы полетел в следующем году первый образец, а потом со всеми сертификатами самолёт уже вступил в строй надёжной российской авиации.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/48296/