Михаил Мишустин посетил Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Евгения Зиничева об итогах деятельности МЧС России в 2020 году и перспективах развития

Доклад заместителя Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктора Яцуценко о применении современных информационных технологий при прогнозировании чрезвычайных ситуаций

Доклад заместителя Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Виктора Ничипорчука о цифровой трансформации МЧС России

Сообщение Юрия Трутнева о профиле рисков

Выступление Михаила Мишустина на церемонии награждения

Главное управление «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ГУ НЦУКС) создан по Указу Президента России от 23 октября 2008 года №1515. С 2020 года ГУ НЦУКС вошёл в структуру центрального аппарата ведомства.

ГУ НЦУКС является органом повседневного управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В Национальном центре работают специалисты в области оповещения и информирования населения, оперативного реагирования, моделирования, мониторинга и анализа чрезвычайных ситуаций, IT-технологий, космического мониторинга, обеспечения связи и психологи.

На сегодняшний день ГУ НЦУКС и центры управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России выполняют весь комплекс управленческих задач системы антикризисного управления при возникновении чрезвычайных ситуаций любого характера.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Рад всех вас приветствовать. Мы собрались здесь, чтобы подвести итоги, предварительные пока итоги, работы в этом году Министерства по чрезвычайным ситуациям и обсудить перспективы развития.

Сегодня МЧС – это мощная государственная структура, на которую возложена важнейшая для страны задача – защиты людей и территорий от чрезвычайных ситуаций. Это и тушение пожаров, и борьба с природными и техногенными катастрофами. И конечно, круглосуточная помощь каждому человеку, который оказался в беде.

Вы работаете практически во всех уголках нашей страны, даже в самых удалённых. И в случае необходимости способны в кратчайшие сроки прибыть в любую точку страны и оказать высокотехнологичную помощь всем, кто терпит бедствие или нуждается в этой помощи. Для этого у вас есть самая современная техника, опытные спасатели. А главное – верность профессиональному долгу, самоотверженность и мужество.

Ежедневно вам приходится ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций. Только за этот год были спасены более 100 тысяч человек, эвакуированы из мест повышенной опасности около 150 тысяч. Но самое важное – что МЧС стремится работать прежде всего на предотвращение опасных инцидентов. Ведёт большую информационно-разъяснительную работу, обеспечивая заблаговременное оповещение людей. Всё это позволило существенно снизить масштабы чрезвычайных ситуаций и ущерб от них.

В этом году спасатели боролись с последствиями крупнейшего разлива топлива в Норильске. Тушили масштабные пожары. Устраняли последствия природных катаклизмов на Дальнем Востоке, которые, к сожалению, привели к подтоплениям территорий и нарушениям электроснабжения населённых пунктов.

Дополнительная нагрузка легла на все подразделения МЧС в связи с распространением коронавирусной инфекции. Стоит отметить большую работу, которую вы ведёте для предотвращения этой опасной инфекции. Используете для этого весь арсенал современной техники и технологий, в том числе цифровых технологий.

Вам удалось быстро перестроиться для работы в новых обстоятельствах. И эффективно справляться со всеми возложенными на вас задачами.

В работе спасательной службы с каждым годом всё большее значение приобретают задачи цифровизации.

Важно шире применять на практике передовые разработки ведущих научных организаций. В том числе – технологии, которые представлены сегодня на выставке, – беспилотные авиационные системы, наземные и подводные робототехнические комплексы.

Новые методы работы, основанные на цифровых решениях, позволяют точно прогнозировать и своевременно предотвращать возможные природные и техногенные катаклизмы, сводить к минимуму их последствия. За этой работой – спасённые жизни тысяч людей, ради которых вы работаете круглосуточно, без выходных, каждый день и с полной самоотдачей.

Важно продолжать совершенствовать свою работу. Заниматься развитием системы комплексной безопасности и защиты от рисков чрезвычайных ситуаций. Уделять особое внимание процессам прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Впереди новогодние каникулы. Но ваша напряжённая работа продолжается и в праздники. Прошу вас с особым вниманием следить за ситуацией в этот период. Конечно, в первую очередь – на социальных и медицинских объектах.

Правительство продолжит оказывать МЧС всю необходимую поддержку. Уверен, что ваша сплочённая команда будет и дальше работать так же эффективно и слаженно. И вы справитесь со всеми задачами, которые ставятся перед вами.

Уважаемые коллеги, дорогие друзья! В заключение хочу поздравить вас с приближающимся профессиональным праздником – Днём спасателя. С юбилеем! Успехов вам в вашем нелёгком труде на благо людей. Удачи и всего самого доброго! И конечно, хочу также поздравить вас и ваши семьи с наступающим Новым годом и Рождеством.

Приступим к обсуждению.

Хочу попросить выступить Евгения Николаевича Зиничева.

Е.Зиничев: Уважаемый Михаил Владимирович, в 2020 году подразделения МЧС России принимали участие в ликвидации 320 чрезвычайных ситуаций, тушении более 420 тыс. техногенных пожаров, осуществляли выезды более чем на 89 тыс. ДТП, а также на места 3,5 тыс. происшествий на водных объектах. При реагировании на эти чрезвычайные ситуации было, как Вы уже сказали, спасено более 100 тысяч человек.

Подводя итоги уходящего года, хотел отметить, что природные пожары в Краснодарском крае, Воронежской и Ростовской областях, разлив нефтепродуктов в Норильске, а также неблагоприятные природные явления в Дальневосточном федеральном округе в целом показали готовность системы РСЧС к действиям по предназначению.

Чрезвычайные ситуации последних лет показывают значительные изменения в характере и масштабах их последствий. Они отличаются от среднемноголетних показателей и становятся более непредсказуемыми. Анализ имеющихся как в субъектах, так и в муниципальных образованиях сил реагирования и материальных ресурсов показал их недостаточность для ликвидации последствий такого рода чрезвычайных ситуаций. В этой связи министерством проводятся мероприятия по пересмотру их объёмов и номенклатуры в регионах.

Кроме того, складывающаяся ситуация демонстрирует важность своевременного прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Для этого нами разработана и поэтапно внедряется технология активного предупреждения. Цифровые технологии используются как при моделировании возможных событий, так и при выработке мер по минимизации их последствий. Таким образом, в этом году благодаря активному использованию цифровых технологий, а также своевременно принятым мерам минимизированы затраты на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и компенсационные выплаты. Хотел бы отметить, что ранее эти выплаты достигали 6–8 млрд рублей ежегодно.

Мы понимаем, что любое реагирование невозможно без наличия современной техники и надлежащего поддержания её технического состояния. И в этом году благодаря поддержке Президента и Правительства Российской Федерации определены основные направления технического переоснащения подразделений МЧС России. Соответствующие предложения в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации будут подготовлены в установленные сроки.

МЧС России уделяет значительное внимание вопросам повышения защищённости населённых пунктов от природных пожаров. В этом году во исполнение поручения Президента, данного в связи с пожарами в Забайкальском крае, министерством совместно с Минприроды внесены важные изменения в сфере разделения ответственности органов власти при тушении природных пожаров. Советом Федерации уже одобрен и находится на подписании у Президента соответствующий законопроект, разработанный МЧС России.

Кроме того, в целях минимизации возможных негативных последствий предусмотрены внеплановые проверки населённых пунктов при введении особого противопожарного режима. Ранее такие проверки проводились только по согласованию с органами прокуратуры.

Михаил Владимирович, МЧС России планирует и дальше активно работать по развитию и совершенствованию своей деятельности с учётом современных угроз безопасности населения. Подробнее о перспективах развития доложат мои заместители. 

В.Яцуценко (заместитель Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий): Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации! Уважаемые коллеги!

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также в рамках реализации национальных целей развития страны МЧС России проводит цифровую трансформацию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в рамках которой создаётся цифровая платформа, позволяющая перевести всю систему реагирования на предупреждение чрезвычайных ситуаций. В этих целях уже принята в эксплуатацию автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС) РСЧС, в которой ведётся база более 800 тыс. паспортов территорий и объектов. Осуществляется автоматизированный обмен данными с участниками РСЧС. Используется крупномасштабная цифровая картографическая основа Росреестра. Поступают сведения кадастра недвижимости. Моделируются чрезвычайные ситуации с последующим формированием предложений для принятия решения руководителями органов исполнительной власти. Создан атлас природных техногенных опасностей и рисков, который является публичной частью АИУС РСЧС и состоит из сегмента, доступного для граждан, где содержится информация в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности, сведения и предупреждения о рисках, рекомендации по поведению в чрезвычайных ситуациях, и части, предназначенной для руководителей органов исполнительной власти, где они имеют доступ к статистическим и оперативным данным, моделям развития обстановки, результатам аэрофотосъёмки беспилотной авиации МЧС России, ежедневному оперативному прогнозу и экстренным предупреждениям, метеорологической информации, поступающей онлайн от Росгидромета.

Примером эффективного применения созданных информационных систем является работа, проводимая нами в ходе паводкоопасного периода текущего года. Подготовка к прохождению весеннего половодья в 2020 году началась ещё в октябре 2019 года. Учитывались такие критические параметры, как долгосрочный прогноз и среднемноголетние наблюдения. Проводился анализ показателей прохождения весеннего половодья, по результатам которого были определены регионы, требующие особого внимания. Для проведения мониторинга и аэрофотосъёмки направлялись расчёты беспилотных авиационных систем, строились достоверные модели, проводился комплекс превентивных мероприятий, что позволило обеспечить безаварийный пропуск весеннего половодья.

Наиболее сложная обстановка складывалась в районе слияния рек Лена и Алдан. Исходя из выполненного прогноза, превентивно были проведены взрывные работы, ликвидирована угроза затопления жилых домов в Якутске и населённом пункте Ботомай, ранее ежегодно подвергавшихся затоплению. Анализ критических параметров в текущем году проведён, продолжается работа по всем северным рекам страны. Организована работа по мониторингу складывающейся обстановки.

Другим природным риском, сопоставимым по масштабам ущерба с наводнениями, являются природные пожары, оказывающие существенное влияние на антициклоническую активность. Совместно с научными учреждениями Российской академии наук, с применением суперкомпьютерных технологий искусственного интеллекта проведены исследования, подтверждающие взаимосвязь этих явлений. Данная теория подтверждается обстановкой, которая складывалась в прошлом году с Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Иркутской области, где в результате воздействия масштабных лесных пожаров образовалась зона мощного антициклона, который блокировал прохождение циклонов на север страны. Это явление стало одним из факторов, который негативно отразился на продолжительности и количестве осадков в горных районах Иркутской области, бассейне реки Амур, что привело к катастрофическому наводнению в городе Тулуне, а также синхронному формированию волн паводка в верховьях Амура, Селенги и Зеи.

С учётом проведённых научных исследований встаёт вопрос о пересмотре нормативов отнесения тушения очагов природных пожаров в труднодоступной и отдалённой местности к категории экономически невыгодного. В связи с этим предлагаем Минприроды России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать работу по заблаговременному заключению договоров на привлечение авиации МЧС России, а также наращивание наземной группировки авиалесоохраны для совместного тушения природных пожаров, что в целом повлияет на улучшение обстановки, в том числе и гидрологической.

Кроме того, МЧС России в рамках программы технического переоснащения до 2030 года планирует принять на вооружение вертолёты Ми-38 в арктическом исполнении с увеличенным радиусом действия, что позволит прикрывать Арктическую зону и Северный морской путь, а также реагировать на природные пожары, тем самым сократить зону, о которой я уже говорил.

С целью повышения эффективности мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций активно используется система космического мониторинга, в которой с использованием технологии искусственного интеллекта осуществляется оперативный контроль всей территории Российской Федерации и приграничных районов. Для покрытия арктических территорий совместно с «Роскосмосом» созданы и включены в состав Единой территориально-распределённой информационной системы дистанционного зондирования Земли центры в Мурманске и Дудинке. Ведутся работы по созданию центра в городе Анадыре. В этом году проведён успешный эксперимент по применению мобильного приёмо-передающего комплекса дистанционного зондирования Земли в Республике Саха (Якутия), который показал свою эффективность, в том числе при чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате разлива нефтепродуктов в Норильске.

В рамках Федеральной космической программы России до 2025 года планируется увеличить отечественную группировку до 20 спутников. Считаем необходимым мероприятия, заказчиком которых выступает МЧС России, выполнить в полном объёме. Просим Вас поддержать данную федеральную космическую программу, которая позволит в дальнейшем проводить мероприятия, направленные на предупреждение. 

В рамках создания цифровой платформы с элементами искусственного интеллекта на федеральном уровне на базе запасного пункта управления формируется межведомственное «озеро больших данных», в которое поступает информация от федеральных и региональных органов исполнительной власти, информационных систем муниципального уровня, таких как «Безопасный/умный город». На базе центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов формируется «озеро данных» субъектов Российской Федерации. Результатами анализа данных смогут пользоваться все заинтересованные органы управления РСЧС для предупреждения возможных рисков и угроз.

Просим поддержки в реализации этого направления. Выполнение данных мероприятий позволит нам в дальнейшем, обладая прогнозом, информацией ведомственных баз данных и моделями развития обстановки, заблаговременно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации, в том числе такие как ледяной дождь.

Кроме того, в целях оперативной ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с отключением потребителей от электроэнергии, предлагается поручить Минэнерго России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать учёт движения, технического состояния передвижных дизель-генераторов, в том числе с использованием датчиков контроля движения ГЛОНАСС. Вся техника, в том числе и наши катера, с заводов уже выходят с этими датчиками. Просим это предложение рассмотреть и поддержать. Это позволит отслеживать применение данных генераторов в рамках реализации программы «Безопасный город», осуществлять контроль их местоположения с видеофиксацией.

Кроме того, хотели бы предложить пересмотреть нормативные документы по содержанию и номенклатуре Росрезерва, приблизить его к отдалённым субъектам Российской Федерации и рассмотреть право на принятие решения относительно него в том числе руководителями субъектов Российской Федерации – по принципу «здесь и сейчас» с последующим оформлением документов. Этими сведениями будут пользоваться и другие заинтересованные министерства и ведомства, а также руководители субъектов Российской Федерации.

В целях дальнейшей работы по цифровой трансформации в 2021 году мы планируем за счёт применения технологий искусственного интеллекта при моделировании последствий чрезвычайных ситуаций перейти к прогнозированию возможного экономического ущерба. В мобильном приложении «Термические точки» использовать инструменты моделирования зон с высокой вероятностью появления и распространения природных пожаров. В результате главам муниципальных образований будут приходить уведомления о существующей высокой вероятности возникновения пожаров на их территории и необходимости проведения соответствующих превентивных мероприятий. Внедрить инструменты искусственного интеллекта для анализа постоянно пополняющейся базы ортофотопланов и космических снимков, что позволит в автоматизированном режиме определять объекты инфраструктуры в зоне чрезвычайной ситуации. Только совместное внедрение и развитие передовых методов и технологий в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика», а также использование больших данных и искусственного интеллекта позволит нам предупреждать возникновение и минимизировать последствия уже прошедших чрезвычайных ситуаций. Самое главное – сохранять человеческие жизни.

М.Мишустин: Виктор Николаевич, спасибо за достаточно подробный доклад. Есть несколько вопросов.

Вы сказали, у нас фактически на сегодняшний день есть все необходимые условия для того, чтобы сделать посубъектовый рейтинг опасности по профилям риска. Соответственно, техногенные катастрофы, пожары, природные катаклизмы, инфраструктурные объекты, что происходит.

Такой рейтинг есть? Если он есть, можно ли с ним ознакомиться?

В.Яцуценко: В каждом центре управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации, который территориально находится ведении Главного управления, создана информационная база и ресурсы по субъектовым рискам.

М.Мишустин: Можем ли мы сейчас посмотреть, где самые высокие риски?

Спрашиваю, потому что мне это кажется важным. То есть профиль риска вообще. Подход, где мы сможем с Евгением Николаевичем и коллегами принимать соответствующие решения, связанные с необходимостью усиленного внимания. Есть такая система?

В.Яцуценко: Да.

М.Мишустин: Это первое. Второе. Вы сказали об «озере данных» и искусственном интеллекте для решения этих задач. Существует ли единая база данных по всем объектам и необходимым ресурсам, для того чтобы в случае наступления ЧС, вне зависимости от ведомственной принадлежности, понимать наличие ресурсов?

В.Яцуценко: Мы как раз и просим этой поддержки, чтобы все министерства и ведомства, в том числе и Минэнерго, и Минстрой и ЖКХ, и Росавтодор (мы уже подключились ко всей его информационной структуре) дали нам доступ. Не доступ в виде бюллетеней, а возможность подключиться к их информационным ресурсам. А наша программа – искусственный интеллект – сама бы выбирала информацию, которая необходима нам.

М.Мишустин: Что нужно для этого?

В.Яцуценко: Мы работаем в этом направлении на федеральном уровне. На наших слайдах представлена информация, с кем мы уже заключили соглашения, с кем мы работаем на стадии соглашения.

М.Мишустин: Когда была чрезвычайная ситуация на Дальнем Востоке, информация по наличию соответствующих дизель-генераторов большой мощности собиралась, как мне кажется, недостаточно быстро. Вы сейчас показали ГЛОНАСС-трекер и соответствующие предложения, связанные с тем, чтобы информация по дизель-генераторам была. Мне кажется, это несложная задача, её решить-то просто. В Минэнерго, я уверен, это поддержат. Считаю, что это было бы важным сделать в первую очередь. Потому что алгоритм действий, связанных, как Вы абсолютно верно в докладе сказали, со всеми федеральными органами исполнительной власти, субъектовыми подразделениями, должен быть, конечно, скоординирован в МЧС. Всё, что необходимо, мы поддержим, Виктор Николаевич, я буду ждать тогда эти предложения. 

В.Ничипорчук (заместитель Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Евгений Николаевич, коллеги.

Расскажу о направлениях цифровой трансформации МЧС России.

Первое – это оказание государственных услуг. У нас десять государственных услуг и ещё пять перспективных мы запускаем уже в цифровом виде.

Второе направление – это трансформация контрольно-надзорных функций пожарного надзора и инспекция маломерных судов. И ещё две функции – предупреждение последствий ликвидации чрезвычайной ситуации, а также оповещение населения.

Наиболее массовыми являются услуги государственной инспекции маломерных судов. На текущий момент они не полностью цифровизированы и требуют многократного посещения инспекции. А если вас остановили с проверкой, то нужно иметь бумажные копии документов, которые, как правило, портятся на воде.

Уже в середине следующего года в первых пилотных регионах запускается цифровая услуга, требующая однократного посещения инспекции. А инспектору достаточно показать QR-код или устно даже назвать реквизиты и в отсутствие средств связи на воде инспектор может проверить достоверность предоставляемых сведений.

Одной из социально значимых функций МЧС России является оказание финансовой помощи населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации. Сейчас в регионах эта функция выполняется полностью в бумажном виде. Поэтому мы вышли с инициативой создания новой федеральной государственной услуги и уже в следующем году планируем оказывать её в цифровом виде с проактивным информированием пострадавших через портал государственных услуг. Мы планируем сократить время оказания помощи как минимум в три раза.

Но наиболее ярко, в том числе за счёт применения технологии искусственного интеллекта и больших данных, трансформационные эффекты показывают себя при выполнении задачи предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Так, в 2019 году мы совместно со Сбербанком провели хакатон – онлайн-соревнование по созданию модели искусственного интеллекта распознавания космических снимков и обнаружения признаков ландшафтных пожаров. Мы достигли точности свыше 90%. И модель легла в основу уже полностью цифрового процесса, где от получения космического снимка со спутника до так называемого Push-уведомления в смартфон ответственного за это сотрудника, человек не участвует. Это позволило нам сократить время доведения информации от 5 до 15 раз.

И уже в этом году нам удалось достичь ощутимого эффекта – более тысячи населённых пунктов и дачных посёлков спасены от перехода палов сухой растительности. Именно наработки и подходы этой трансформации легли в основу целевого процесса антикризисного управления.

Как заметил Виктор Николаевич, мы уже формируем межведомственные витрины данных с прогнозами возникновения и развития неблагоприятных явлений. Например, в этом году с использованием подходов data science мы смогли более чем за две недели спрогнозировать развитие подтопления на Дальнем Востоке.

Результаты нашей работы легли в основу ещё одного хакатона. Это стало первым межведомственным соревнованием, которое совместно с Минприроды мы провели на площадке AI Journey. Полученная модель прогнозирования уровня реки Амур уже внедряется в экосистему анализа данных МЧС России.

Сегодня наши специалисты по данным, дата-сайентисты, обеспечивают помощь в принятии решений Национального центра управления в кризисных ситуациях. В рамках цифровой трансформации антикризисного управления мы продолжим создание «озера данных» и тиражирование наших практик на другие виды рисков.

М.Мишустин: Спасибо, Виктор Михайлович.

Что касается ситуации, когда «озеро данных» создаётся. Конечно, модели соответствующего искусственного интеллекта, которые, так или иначе, будут настраиваться на определённые виды техногенных катастроф или любых чрезвычайных ситуаций, будут работать. Надо не забывать о всеобщей инвентаризации того, что у нас есть как арсенал и как соответствующие ресурсы для решения вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризация такого свойства, даже «озеро данных», должна предполагать учёт всех необходимых средств, которые есть, и ресурсов, которые есть, как у федеральных органов исполнительной власти, так и местных, региональных соответствующих структур. Я абсолютно здесь согласен, Виктор Николаевич об этом сказал, с тем, что надо, чтобы коллеги из соответствующих ведомств в эту систему поставляли данные. Они должны быть поставщиками, но за вами постановка алгоритма, постановка вопроса. Сначала не столь сложного, чтобы за различными словами, может быть, не всегда для тех, кто не связан с информационными технологиями, понятными, стояли наборы, алгоритмы мер, которые необходимо будет в случае наступления такой ситуации под руководством МЧС на любой территории мобилизовать. И средства, и ресурсы, и построить алгоритмы работы всех соответствующих структурных подразделений, необходимых как в регионе, так и на федеральном уровне.

В.Ничипорчук: Коллеги, выведите «Атлас угроз и рисков» МЧС прямо на экран.

Михаил Владимирович, это собрана региональная информация. В данном случае, в атласе у нас подключены такие источники, как отчётность наших регионов, о которых сказал Виктор Николаевич, по РИП (резервные источники питания). В данном случае на карту полностью нанесены до уровня муниципалитета ранжированные по мощностям резервные источники питания. Можем отфильтровать по наличию тех или иных…

На текущий момент здесь, в системе, собраны силы и средства, принадлежащие МЧС России, а также принадлежащие РСЧС в рамках несекретной информации. То есть в данном случае часть Росрезерва всё-таки закрытая информация, поэтому не во все информационные системы она может попасть не на бумаге. Есть такой определённый нюанс.

М.Мишустин: Нет, извините. Если у нас есть такая информация, естественно, вы имеете доступ до соответствующих уровней информационной защиты, нужно это реализовать вместе с Росрезервом. Я соответствующие поручения все дам. Иначе получается, что мы знаем секрет того, что никто не знает.

В.Ничипорчук: Коллеги, можно вывести «Силы и средства МЧС» в плане доставки – автомобильную и дорожную технику?

Все машины оборудованы ГЛОНАСС, точно так же в режиме реального времени мы видим и можем посмотреть.

М.Мишустин: Дорогие коллеги, я ни в коем случае не сомневаюсь в вашей компетенции. Я сейчас о том, чтобы мы сделали это всеобщим требованием. Чтобы никто у нас, кто, так или иначе, в случае необходимости владеет такими ресурсами и средствами, не остался в стороне. Когда наступает чрезвычайная ситуация, все силы государства должны быть мобилизованы. И мне кажется, что это то, что мы как раз проходили на Дальнем Востоке, на острове Русский. Да, потом справились быстро, но мне казалось, что можно всё это быстрее делать, если бы у нас была база данных.

Юрий Петрович хочет что-то добавить.

Ю.Трутнев: Спасибо, Михаил Владимирович. Вы задали вопрос о профиле рисков. Профиль рисков действительно должен учитывать не только повторяемость природных явлений, но и состояние сетей, линий электропередачи, наличие резервных линий, дублирования и так далее.

Мне кажется, очень важно эту работу довести до плана, которым бы пользовались другие федеральные органы исполнительной власти. Потому что это надо не только МЧС. Если мы видим риски наводнений, значит, надо осуществлять противопаводковые мероприятия по линии Министерства природных ресурсов. Если мы говорим о тех же пожарах, мы уже несколько лет добиваемся, говорим о том, что у нас горит в основном Дальний Восток, а средства почему-то в основном уходят на Кавказ. Вот со всем этим надо разобраться, простроить профиль рисков и усилия всех ведомств Правительства, тогда, мне кажется, пользы будет значительно больше.

М.Мишустин: Я абсолютно согласен. Коллеги как раз и демонстрируют то, что подходы, связанные с построением профиля рисков в МЧС, продуманные. И трансформация цифровая позволяет это сделать. Здесь, как я услышал Евгения Николаевича и коллег, необходима слаженная работа всех соответствующих федеральных органов исполнительной власти и регионов. И те самые требования, которые вы выдвигаете, надо просто закрепить будет в соответствующих решениях Правительства. В том числе по Росрезерву, то, что вы сказали. Поэтому я буду просить от Вас, Евгений Николаевич, соответствующего доклада, по итогам которого мы сделаем, проработаем с коллегами, с Юрием Петровичем, здесь также Дмитрий Николаевич Чернышенко, все соответствующие поручения. 

Выступление Михаила Мишустина на церемонии награждения:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приближается ваш профессиональный праздник – День спасателя. В этом году он для вас особенный – министерству исполняется 30 лет.

За это время ведомство проделало огромную работу: начинали вы, будучи корпусом спасателей, а сегодня МЧС – это мощная государственная структура, многофункциональная, отлично оснащённая, с профессиональными работниками. Вы приобрели, без сомнения, за эти годы бесценный опыт. Провели тысячи спасательных операций в стране и за её пределами. Миллионы людей вам признательны и обязаны жизнью и здоровьем.

Мы все знаем, что МЧС готово прийти на помощь в любой ситуации: днём, ночью, в будни, в выходные дни или в праздники. И для этого в МЧС объединились представители самых разных профессий: спасатели, горноспасатели, пожарные, авиаторы, медики, психологи, кинологи, водолазы, альпинисты – можно перечислять, наверное, бесконечно те профессии, которые так или иначе объединяет сегодня МЧС.

Труд каждого из вас – это ежедневный риск, самоотдача и огромная ответственность перед людьми, перед страной. В МЧС работают люди очень крепкой закалки. Мы знаем о них, знаем очень много ветеранов – это отважные, мужественные, решительные люди, те, кто предан своему долгу, готов жертвовать собой ради других людей.

Я уже сегодня говорил, что в этом году вы столкнулись с новой угрозой – распространением коронавирусной инфекции по всей стране. И в этих непростых условиях продолжаете круглосуточно работать, помогать людям, развёртываете полевые госпитали, спасаете людей, социально значимые объекты, ведёте мониторинг ситуации для предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Важно, что вы постоянно внедряете новые технологии, новые разработки. Сегодня мы слушали доклад одного из заместителей министра о цифровой трансформации. Всё это очень важно в будущей работе, чтобы сократить издержки, минимизировать возможные последствия чрезвычайных ситуаций и в конечном итоге помочь людям.

И конечно, особая благодарность – ветеранам МЧС. Тем, кто стоял у истоков создания ведомства.

От всей души хочу, пользуясь случаем, всех вас поздравить и сказать огромное спасибо от всех людей, которым когда-либо помогли сотрудники МЧС.

Давайте приступим к приятной процедуре награждения.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/41190/