Михаил Мишустин посетил Костромской государственный университет

Из стенограммы:

В.Фальков: Дорогие студенты, мы начали с вами размышлять о том, что такое университет в современном мире. Обменялись мнениями, каким должно быть современное образование, как оно меняется в цифровую эпоху. Поскольку сегодня Михаил Владимирович здесь, в Костромской области, мне кажется, нельзя не воспользоваться шансом задать несколько вопросов, тем более что Михаил Владимирович уделяет огромное внимание образованию вообще, высшему образованию, науке. И сейчас как раз верстаются планы. Поэтому, мне кажется, многие ваши вопросы будут весьма и весьма ко времени. Пожалуйста, кто бы хотел?

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Алёна Румянцева. Я учусь в Институте педагогики и психологии на направлении «Психология и педагогическое образование».

Сейчас многие ребята, выпускаясь из школы, хотят поступить в Москве, Санкт-Петербурге. Как же всё-таки сделать региональный вуз более привлекательным?

М.Мишустин: Хороший вопрос. Мне кажется, привлекательность заключается в том, чтобы вокруг было комфортно и чтобы вам было в первую очередь интересно находиться в этой среде – в вузе. Кампусы, или места, где должны учиться студенты, должны быть современными. У вас должна быть среда для общения, обмена информацией, получения этой информации, дружбы, общения с преподавателями. И всё это должно быть комфортно. Построение таких кластеров – это очень важный элемент.

Мы с Валерием Николаевичем (В.Фальков) об этом говорили. И для того чтобы было в этом смысле интересно учиться не только в самых крупных городах страны, мы и работаем. И хотим сейчас в наших нацпроектах очень многое запланировать для построения именно такой среды.

У вас здесь здорово. Кострома – очень красивый древний город. Я знаю очень много выпускников вашего университета, которые получили совершенно блестящее образование.

Вопрос: Здравствуйте! Меня зовут Дмитрий, я студент направления «Информационные системы и технологии». XXI век – компьютерный век, мы стремительно переходим к «цифре». В связи с этим возникает вопрос: сейчас в интернете можно найти очень много полезной информации – как это может повлиять на очные занятия, то есть на семинары, лекции, и как это может повлиять на систему образования в России в целом?

М.Мишустин: Дмитрий, у меня к тебе вопрос сразу же. Ты пойдёшь лечиться к врачу, к хирургу, который окончил университет через интернет? И я тоже. Смысл в том, что, конечно, можно много чего почерпнуть из интернета – получить информацию, пройти онлайн-курсы. Но это не панацея. Всё равно та среда, которую даёт университет, это совершенно уникальный, если хотите, ресурс. Среда, которая есть в университете, – дружба и обмен мнениями со своими однокурсниками, общение с преподавателями, а также получение колоссального опыта и взаимный обмен, – это, конечно, гораздо больше, чем просто получение информации.

Интернет тоже нужен. Естественно, современные дистанционные, онлайн-методы могут помогать, быть отличным подспорьем, инструментом в работе, практикумы через интернет можно проводить. Но ничто не заменит той самой университетской, институтской среды, которая формирует классных врачей, классных инженеров, классных педагогов. По-моему, это очевидно.

Вопрос: Меня зовут Денис, я учусь на направлении «Информатика и вычислительная техника», и у меня следующий вопрос. Почему в обучении у нас так много теории, когда реальное дело, например какой-либо свой стартап, можно было бы засчитать как дипломную работу?

М.Мишустин: На твой вопрос можно ответить по-разному. Я скажу так: сейчас вообще очень мало места для новых идей бизнеса. Что такое стартап? Многие мечтают о стартапах. Но путь от идеи до того, как стартап станет большим бизнесом, принесёт доход, очень непростой. Самые современные технологии сделали возможным, чтобы языковой барьер не существовал. Любой человек придумывает какую-то историю – возьмите Uber или другие приложения, Airbnb – и она будет мгновенно переведена, протранслирована и доступна через мобильное приложение, через цифровые платформы в любой точке мира. И если она будет доступна в любой точке мира, то практически это будет, если хотите, убирать те или иные направления, которые могли бы развиваться самостоятельно, стартапы вашего города, вашей страны. Потому что цифровая платформа, соединяющая тех, кто хочет получить какую-то услугу или товар, фактически убирает регуляторов ненужных, не даёт им возможности.

Так вот, сегодня в этом смысле у молодёжи не так много возможностей для реализации своих идей и стартапов. Потому что мир, из-за того что «цифра» овладевает массами, он в этом смысле по бизнес-идеям сжимается. Одна классная бизнес-идея овладевает миром. Мобильное приложение вы скачиваете практически бесплатно, если удачный стартап это делает, и далее вы уже эту идею не реализуете.

Поэтому я хочу сказать, что теорию обязательно надо учить. Нужно обязательно абсолютно точно понимать причинно-следственные связи того, что происходит, а стартапы – это следствия от знания, от профессионализма, которые могут привести к успеху. Но пока, вы знаете, стартапы успешные – это достаточно непросто. Из 10–20 стартапов один может куда-то прийти. Но я считаю, что всё равно нужно стараться делать это, потому что кто-то из 10, 100 обязательно становится удачным, создаёт экосистему, создаёт новую компанию, и у него всё получается. Надеюсь, у тебя всё получится.

М.Мишустин: Ребята, задавайте не те вопросы, на которые вас ориентировали, а какие хочется.

Вопрос: Меня зовут Света, я учусь в Институте физико-математических и естественных наук на направлении «Педагогическое образование. Математика». У меня вопрос: кто главный в университете – студент или преподаватель?

М.Мишустин: Ректор. Вы знаете, это зависит от среды вашей, от руководства, от ректора, от того, какой дух в университете. Я окончил Московский станкоинструментальный институт (сейчас – университет), и там были очень похожие специальности: «Технология машиностроения», «Автоматизация», «Автоматизированные системы управления» – всё то, что есть и в вашем университете. Мне кажется, что здесь не должно быть главных. Это среда, где у каждого своя роль в хорошем смысле слова. Например, мы с первого курса с преподавателями вместе ходили в походы, общались, занимались научной работой. Старший товарищ – преподаватель, наставник – это же так классно, есть возможность поучиться. У вас наверняка такие наставники есть. Я от всей души желаю, чтобы этот дух вы потом сохранили на многие годы, чтобы у вас в жизни были наставники, друзья и старшие товарищи. Но ректор всё равно главный.

Вопрос: Какое образование лучше и важнее – гуманитарное или техническое?

М.Мишустин: Спасибо за этот вопрос. А ты на каком факультете учишься?

Вопрос: Меня зовут Александра, я учусь на направлении «Информатика и вычислительная техника» в Институте автоматизированных систем и технологий.

М.Мишустин: Здорово. Отвечу так. Я знаю очень большое количество совершенно замечательных финансистов, экономистов, которые получились из не очень хороших инженеров. Но не знаю ни одного даже не очень хорошего инженера, который получился из хорошего экономиста. Я к чему это говорю: любое образование хорошее. Но техническое образование сегодня очень важно. Оно непростое, его тяжелее получать, там очень много базовых, фундаментальных наук. Там базовая математика, теория. Это непросто, но это очень важно, потому что техническое образование – это то, что всегда было развито в нашей стране и что является её конкурентным преимуществом. Об этом говорил Президент неоднократно, что наше техническое образование – это наш дополнительный ресурс. Поэтому скажу честно, не лукавя: я считаю, что техническое образование было бы предпочтительнее.

Но это не означает, что есть какое-то различие. Есть блестящие профессионалы – гуманитарии. Люди, глубоко изучающие и эти науки. Это моё личное мнение.

Вопрос: Здравствуйте. Я учусь на направлении «Информационные системы и технологии». Знаете, игра упрощает любые процессы, даже сложные, такие как образование. У меня такой вопрос. Скажите, а компьютерные игры когда-нибудь станут обязательной частью программы высшего образования? И если станут, то когда?

М.Мишустин: А ты играешь в игры? Теорию игр тебе читают уже?

Вопрос: Редко. Пока нет. Я на первом курсе ещё.

М.Мишустин: Жаль. Во-первых, конечно же, компьютерные игры обучающие – это замечательное средство для того, чтобы помочь в учебном процессе. А вот компьютерные игры не обучающие, отвлекающие – это не замечательное средство. Оно отвлекает. В этом смысле, наверное, нужно дозировать применение игровых мобильных приложений, если вы учитесь, потому что это увлекает и забирает ваше время. Поэтому я отношусь положительно к учебным играм, которые вам обязательно должны рекомендовать ваши профессиональные методисты, но не очень хорошо к играм, которые отвлекают. А то, что это должно быть в учебном процессе, – абсолютно точно, потому что, конечно же, это будет помогать совершенствоваться. Надеюсь, что игры с алгоритмами искусственного интеллекта сегодня будут сильно востребованы, в том числе в техническом образовании.

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я учусь на направлении «Информатика и вычислительная техника». Также являюсь председателем женсовета учащихся. В чём смысл высшего образования? Что Вы почерпнули в свои студенческие годы полезного из той информации, которую Вам дали в вузе?

М.Мишустин: В чём смысл – это вопрос, который мы все друг другу, наверное, задаём с самого детства: в чём смысл жизни, образования. Смысл в том, что ты совершенно по-другому начинаешь воспринимать окружающий мир, становишься личностью образованной, которая может очень осознанно выбрать свой дальнейший путь. Становишься профессионалом. И это самое лучшее, что может быть, это инвестиции в своё образование. Учёба даёт больше возможностей. И чем больше, эффективнее ты проведёшь время за партой, в хорошем смысле этого слова, или за компьютером, за учёбой, тем потом легче будет выбирать. Все мы хотим успеха, правда? И в профессии, и в личной жизни. Так вот, качественное образование – это залог этого успеха. Я глубоко в этом уверен.

Вопрос: У меня вопрос, касающийся нашей модели образования. Известно, что в 2003 году Россия приняла участие в Болонском процессе, заключающемся в сближении нашей образовательной системы с системой образования европейских стран. Каково Ваше мнение на этот счёт? Мы должны ориентироваться на западную модель или у нас должен быть свой, особый путь?

М.Мишустин: Особый путь – это где-то уже было, у классиков.

Первое. Есть объективные рейтинги, которые оценивают систему образования в мире, и не доверять им у нас нет никаких причин. В этом смысле наши университеты пока не на самом высоком месте. Поэтому лучшее, что можно взять у тех, кто прошёл этот путь, нужно брать.

Но у России есть очень хорошие конкурентные преимущества в базовых отраслях образования – технических, да и гуманитарных, которые тоже являются нашим национальным достоянием, которые нужно развивать. Поэтому я бы в этом смысле не делал резкой грани: у нас особый путь, не надо ничего западного. Нет, это должно быть для России, для того чтобы качество жизни и уровень образования наших людей были как можно выше, – в том числе взять самое лучшее на Западе. Поэтому я не отношусь к этому отрицательно, но считаю, что всё хорошее, что у нас есть, нужно использовать. Уверен, что в вашем университете есть свои традиции, свои уникальные знания, которые наверняка послужат ещё развитию системы образования в России.

Вопрос: Здравствуйте! Я учусь в Институте управления, экономики и финансов на направлении «Государственное и муниципальное управление». Как Вы считаете, образование – это услуга или ценность?

М.Мишустин: Образование – это и услуга, и ценность, и образ жизни. Сложно давать такие определения. Наш язык не может столь формализованно отразить все те ценности, которые может дать образование. Его по-разному можно называть. Поэтому многие философы об этом спорили. Я считаю, как я уже сказал, образование важнейшим элементом как культуры человека, так и становления личности в полном смысле слова.

Ребята, я знаю Костромской университет. Я в своё время учился в Станкоинструментальном институте, и мы о нём слышали, знали, к нам коллеги приезжали. У вас здесь очень классная базовая платформа, многолетняя, для получения качественного образования. Используйте сейчас всё, что есть у вас, – время, ресурсы, – для того чтобы получить это образование. Это уникальное время возможностей.

Я часто думаю о том, что я бы с удовольствием сидел за партой, но уже время не позволяет – это существенный фактор. Это лучшее время, когда вы можете узнавать новое, расти как личности. Поэтому я вам желаю от всей души стать классными специалистами и всем на отлично окончить Костромской государственный университет.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/39144/