Интервью Михаила Мишустина к 220-летию Министерства финансов

Из стенограммы:

М.Кудрявцева: Михаил Владимирович, добрый день.

М.Мишустин: Добрый день.

М.Кудрявцева: Расскажите, какова роль Минфина в создании стабильной финансовой системы и в поддержке экономики?

М.Мишустин: Роль Минфина в этом, конечно, основная.

Мне приятно, что мы говорим с Вами в канун большого праздника: 220 лет назад при Александре I был создан прообраз Минфина. Тогда это стали называть Министерством финансов, и состояло оно из трёх важных служб, тогда они назывались коллегиями. Доходная коллегия – называлась она камер-коллегией – отвечала за доходы, это, соответственно, прообраз налоговой службы был. Вторая коллегия называлась штатс-контор-коллегией, и отвечала она за расходы. Ну и третья служба называлась ревизион-коллегия – это функции контрольно-ревизионного управления, которые сейчас так или иначе распределяются в Министерстве финансов между рядом подведомственных служб. И вот с тех пор Минфин начал свою жизнь именно в тех функциях, которые мы на сегодняшний день понимаем.

Какие основные функции Министерства финансов? В первую очередь это обеспечение всех основных функций государства. И достижение национальных целей развития, которые перед нами ставит Президент, которые ждут от нас люди, это, конечно, важнейшая задача. В первую очередь задача, связанная с социальными обязательствами. Это же и выплаты пенсий, пособий, заработных плат, очень большое количество различных направлений, связанных со стройками садиков, школ, жилищно-коммунальным хозяйством. И приоритизация расходов и счёт доходов – это функции Минфина.

Что ещё очень важно сказать? Что Минфин делает бюджет. Бюджет – важнейший, основной документ страны, в котором чётко перечисляются все источники доходов, считаются эти доходы и, соответственно, расходы. Споры по тому, как лучше потратить, вы знаете, они ведутся всегда. Говорят о процентах от ВВП, которые нужно потратить на те или иные направления. Конечно, важнейшие из них, как я уже сказал, – социальные направления. Вы знаете, как к исполнению социальных обязательств относится наш Президент. Это приоритет страны.

Далее. Это наши траты на здравоохранение, на медицину, на образование и на многое-многое другое, на развитие промышленности. Как это все сделать правильно? Делается трёхлетний бюджет. Почему трёхлетний? Это связано с инвестиционными циклами, с бюджетными циклами. Ну и вообще что-то сделать, любое изделие, выпустить деталь какую-то невозможно за очень быстрый срок. Дом не построишь за год, в среднем это больше времени.

Вот эти трёхлетки – в Советском Союзе были пятилетки – на сегодняшний день очень важный документ, который нужно согласовать абсолютно со всеми ведомствами, федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, потом, соответственно, обсудить его. Его смотрит Счётная палата, естественно, Федеральное Собрание – это Государственная Дума, это Совет Федерации. В администрации Президента все управления смотрят. И потом он, вы знаете, утверждается, идёт Президенту на подпись. Но вот эта сложная, системная работа – это всё на плечах Минфина.

Также необходимо сказать о том, какие службы сегодня входят в Минфин, это очень важно. Кроме самого Министерства финансов как юридического лица в него входят такие серьёзные, большие службы, как Налоговая служба, Таможенная служба, Росимущество, наше Федеральное казначейство и Росалкогольрегулирование. И сейчас я вам назову цифру, какую долю сотрудники расширенного Министерства финансов – это сотрудники всех его служб, агентств и самого Минфина – составляют в общем числе федеральных государственных служащих: это больше 60%, примерно 64% сегодня.

Ну и, говоря о Минфине, нужно, конечно, сказать о его людях. Я сам много лет работал в системе Министерства финансов Российской Федерации. Но, конечно, хочу поздравить в первую очередь Антона Германовича Силуанова, который является профессионалом с большой буквы. У него в трудовой книжке всего одна запись: он работал всегда в Министерстве финансов после службы в армии. Антон Германович принимал участие в самых ключевых решениях: при создании стабилизационного фонда – потом это Фонд национального благосостояния стал, – при создании расширенного Минфина, при всех цифровых платформах, бюджетное правило… Все это те элементы финансовой стабильности, которые дали возможность нашей стране развиваться стабильно и обеспечивать необходимыми ресурсами как наши федеральные органы исполнительной власти, так и наших людей. И Антон Германович, коллеги, которые там работают, достойны самых тёплых слов. Не всегда сотрудники Министерства финансов говорят да, но я думаю, что сегодня, в праздник, мы их поздравим и пожелаем всего самого доброго.

М.Кудрявцева: Какие решения Минфина непосредственно повлияли на стабильность?

М.Мишустин: Их очень много было, но в первую очередь я считаю, конечно, что принятие Налогового кодекса, первой и второй части, это начало 2000-х годов. Это было очень важным направлением. У нас было до 2000 года порядка 53 налогов и сборов, потом стало 13–14, и оптимизация, сокращение налогового бремени – всё это были важнейшие вехи, которые почувствовали все компании, все люди, которые работали в России.

Конечно же, стабилизационный фонд, который позже стал фондом национального благосостояния. Это важнейшее завоевание, которое позволило сделать такую подушку безопасности и вместе с Банком России, который ведёт денежно-кредитную политику, самостоятельно ведёт, дало возможность надёжно планировать финансирование всех функций государства.

Также создание электронного бюджета, создание технологических платформ для администрирования. Это и платформы Налоговой службы, и платформа казначейства, ведение единого казначейского счёта, таможенное администрирование, которое тоже на сегодняшний день развивается в системе Министерства финансов. Всё это те вехи, которые дают возможность даже при беспрецедентном характере санкций, которые вводятся против нашей страны, людям чувствовать финансовую стабильность. И это именно так и есть. И конечно же, совокупность всех нормативных актов и решений, которые принимает Минфин, – всё это делается во благо людей и является ответственной государственной политикой.

М.Кудрявцева: Михаил Владимирович, а какие решения финансовых властей – это и Минфин, и Центральный банк – помогли преодолеть санкции 2014 года и также сейчас действуют в текущей ситуации?

М.Мишустин: Ответы на санкции бывают различного характера. Краткосрочные – когда вы анализируете риски и угрозы при введении санкций, которые есть у ведомств, у людей, у федеральных органов исполнительной власти, у компаний, после чего принимаете краткосрочные решения, а потом планируете долгосрочные решения. Это также ответственная денежно-кредитная политика, которую самостоятельно проводит Центральный банк, но в координации потом с правительством. Это и субсидирование ставок, это льготные кредиты и многие-многие программы.

То, что касается санкций, в частности 2014 года, о чём Вы сказали, то, конечно, сравнивая их с санкциями 2022 года, я могу Вам сказать, что количество их, наверное, будет больше, чем количество санкций, введённых против всех стран. То количество санкций, которые ввели против России за такой срок, – их даже прочитать будет невозможно за несколько суток, там столько деталей.

Но что важно? Что системная работа и такая, если хотите, закалка нашего правительства, государства, уже профессионально реагирующего на эти вызовы, позволяет избежать те негативные сценарии, которые наши недоброжелатели нам желают.

Если говорить о конкретных сценариях марта, которые предполагали ведущие мировые агентства аналитические, финансовые, то – я просто их помню – падение ВВП планировали больше 25%, инфляцию – больше 30%, крах рубля, практически отсутствие производственных мощностей. Вы помните, что всё это было?

М.Кудрявцева: 200 рублей за доллар.

М.Мишустин: Этого просто не случилось. Рубль укрепился, падение ВВП, которое предсказывали, оно практически случилось в минимальных размерах. Сейчас – мы говорим об августе, начале сентября – это примерно 0,5%, инфляция 13–14%, она точно не за 30% ушла.

Почему я всё это говорю? Потому что ответственная финансовая политика и огромное количество решений, которые мы принимали, в первую очередь в координации с Банком России и под руководством нашего Президента, они позволили как снивелировать эти эффекты, так и уже долгосрочно планировать все необходимые решения для поддержки экономики и людей.

Исходя из опыта пандемии, мы тоже вынесли очень большое количество уроков. Пандемия обнажила угрозы как для людей, так и для нашей экономики совершенно нового характера. Никто не предполагал, что мы тогда практически остановим весь наш воздушный флот, что у нас не будет возможности свободно передвигаться, у нас будут закрываться предприятия общепита и многие-многие-многие проблемы.

Но, Вы знаете, отвечая на эти вызовы именно вместе с Министерством финансов, которое проводило очень ответственную политику, мы практически лучше всех в мире прошли эту ситуацию в 2020 году. Наша экономика, если говорить о ВВП, всего лишь на 2,9% упала, а на следующий год мы выросли на 4,7%. Это тоже определённое упражнение, я имею в виду сейчас влияние таких рисков на экономику и ответственную политику – как ответить.

И сейчас те элементы, которые выработаны нашим государством, Правительством, Министерством финансов, Банком России под руководством Президента, хочу вас заверить, они нам дают уверенность в том, что мы будем двигаться к достижению национальных целей развития и обязательно их достигнем.

М.Кудрявцева: Михаил Владимирович, Вы как раз уже упомянули о том, что обсуждали уже ответы на более долгосрочные санкции, которые были введены. А как вы видите те решения и те действия, которые может Минфин и финансовые власти принять в ближайшие 10–12 лет?

М.Мишустин: В первую очередь, это ответственная бюджетная финансовая политика. Что такое ответственная? Здесь нужно говорить о стабильной финансовой системе. Все составляющие финансовой системы должны быть стабильны, чтобы люди не боялись за свои сбережения, а элементы финансовой системы работали бесперебойно и надёжно.

Второе направление, я считаю, которое можно выделить, это конкуренция финансовых организаций и финансовых институтов. Это и страховые компании, это банки, биржи. Должна быть конкуренция, поскольку доступ одинаковый таких компаний к рынку и возможность оказания услуг в конкурентной среде дадут и справедливую цену.

Третье направление, которое можно выделить, это возможность решения своих проблем без участия третьих стран. Когда фактически и торговля в национальных валютах развивается без, как вы понимаете, участия доллара и евро из-за невозможности полноценного функционирования этих финансовых систем, когда у вас цифровые платформы развиваются правильно. Здесь можно привести такие технологические решения, как система быстрых платежей Банка России, карта «Мир», НСПК, система быстрых финансовых сообщений. Всё это элементы цифровой платформы.

Здесь также можно говорить и о платформе налогового администрирования, которая позволяет сегодня обслуживать как юридических, так и физических лиц экстерриториально, фактически больше 90% в электронном виде, когда вы получаете все необходимые документы, сгенерированные автоматически. И другие платформенные решения – это наше Федеральное казначейство, таможенное администрирование – всё это элементы, составляющие, ещё раз скажу, финансовую стабильность, которые должны работать без участия третьих лиц, третьих стран.

Наконец крайне важно ускорить цифровизацию всех элементов финансовых технологий. Это называют «Финтехом». Цифровизация в этом смысле – это создание цифровых платформ, которое позволит удобно с ними работать и которые будут и для людей необременительны, и для бизнеса. Это очень важный элемент.

Ну и безопасность. Безопасность касается каждого человека, это касается личных сбережений, надёжности своих сбережений и также всех технологических решений, и кибербезопасность, без которой в XXI веке никуда.

М.Кудрявцева: Отвечая на наш вопрос, Министр финансов Антон Силуанов сказал, что предстоящий бюджет, который будут обсуждать, станет одним из самых непростых в его профессиональной карьере. Почему?

М.Мишустин: На сегодняшний день тот масштаб санкций, введённых против Российской Федерации, и попыток недружественных стран заблокировать нашу работу, наш экспорт, наш импорт, логистические коридоры, возможности финансового обеспечения своих направлений деятельности – всё это ставит непростые задачи под формирование нашего бюджета. Он будет непростым, но, поверьте, мы его обсудим профессионально и точно абсолютно найдём все необходимые решения, чтобы обеспечить выполнение всех главных задач государства.

Ещё хочу сказать, что мы обязательно с этими задачами справимся и выйдем из этого кризиса более сильными, профессионально подготовленными. Всё у нас получится.

М.Кудрявцева: Михаил Владимирович, спасибо большое, что нашли время и за очень интересные ответы.

М.Мишустин: Спасибо вам.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/46475/