Дмитрий Медведев встретился с деятелями культуры и искусства

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Выступление художественного руководителя Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина Валерия Фокина

Выступление президента Международного комитета театральной Олимпиады Теодороса Терзополуса

Выступление ректора Российского института театрального искусства Григория Заславского 

Выступление художественного руководителя Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана

Выступление ректора Пекинской Академии танца Го Лэй

Выступление президента Международной ассоциации театров для детей и юношества Иветт Харди

Выступление президента Зальцбургского музыкального фестиваля Хельги Рабль-Штадлер

Выступление художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева

Выступление ректора Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой Николая Цискаридзе

Выступление художественного руководителя Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова Сергея Пускепалиса

Выступление президента Ассоциации европейских торгово-промышленных палат, сопредседателя Форума «Сочинский диалог» Кристофа Ляйтла

Выступление директора Измирского государственного театра Левента Улукута

Выступление художественного руководителя Центра развития театрального искусства «Московский Губернский театр» Сергея Безрукова

Выступление артистического директора Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи Юрия Башмета

Заключительное слово Дмитрия Медведева

Из стенограммы:

Д.Медведев: Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья!

Всех ещё раз сердечно приветствую в Санкт-Петербурге. Место для нашей встречи тоже особенное – мы встречаемся на новой сцене Мариинского театра. И вы знаете, что в настоящий момент в нашей стране проходит Год театра. Уверен, что и Санкт-Петербургский международный культурный форум внесёт свою лепту в эти хорошие для нашего театра – и для других театров, надеюсь, тоже – дни.

У нас в стране прошёл театральный марафон, частично даже мне удалось поучаствовать. Мои коллеги, естественно, принимали в этом гораздо более активное участие. А  в целом в этом театральном марафоне приняло участие 85 регионов.

Россия – страна большая. И то, что нам удалось практически во всех регионах провести этот марафон, это уже, я считаю, дорогого стоит.

Спектакли и их трансляции смогли увидеть порядка 7 миллионов человек. И это тоже очень здорово с учётом специфики театрального жанра. Такого рода возможности не надо недооценивать, возможность прикоснуться к высокому театральному искусству, пусть даже через трансляции, всё равно очень хороша.

И своё 25-летие отметила Международная театральная олимпиада, которая представляет выдающиеся достижения театральных деятелей всего мира. В этот юбилейный год она впервые прошла и в нашей стране, что само по себе тоже очень хорошее событие, так что мы этим очень довольны.

Я не хотел бы долго занимать ваше внимание какими-то вступительными словами. Мне гораздо интереснее и полезнее было бы послушать вас, ваши оценки того, что происходит и в нашей стране – я имею в виду представителей нашего театрального сообщества, – и оценки наших дорогих гостей. Так что давайте к этому приступим.

В.Фокин (художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени А.С.Пушкина, директор Международной театральной олимпиады – 2019 в России): Оттолкнувшись от Ваших слов, хочу сказать, что всегда бывает опасность при проведении такого крупного проекта, как международная Театральная олимпиада, плюс ещё Год театра и театральный марафон, превратить это в формальную громоздкую акцию, и всё.

Д.Медведев: Тем более у нас традиции в этом смысле фантастические, начиная с советских времён. Это мы умеем делать.

В.Фокин: Опыт у нас есть, да. Я должен сказать искренне, что произошло совершенно беспрецедентное событие. Я сам не ожидал этого. По объёму такой олимпиады не было в течение 25 лет, она длилась около пяти месяцев и ещё будет продолжаться. Но самое интересное, что она вышла за границы Петербурга, за черту города, и пошла по стране. От Владивостока до Калининграда представители разных театров показывали свои спектакли, проводили мастер-классы, встречались с артистами, со зрителями. Это было потрясающе, потому что одно то, что в Магадан приехал испанский театр из Барселоны – уже само по себе событие, или Финский национальный театр, который играл на Сахалине. Это потрясающие вещи.

Но самое главное, самое ценное – это чувствовали и мои коллеги, и я, – что люди, которые раньше даже не смотрели в сторону театра, повернулись к театру. Это самый большой и ценный итог, не говоря уже о профессиональных отношениях, связях, которые очень важны. Сейчас самое главное это как-то развить, чтобы у нас это не прекратилось, и мы в дальнейшем могли на это опираться. Опыт потрясающий, я очень доволен.

Здесь сидит председатель международного комитета, основатель олимпиады Теодорос Терзополус. И если Вы позволите, я просто попрошу его выступить.

Д.Медведев: Я буду очень рад этому.

Господин Терзополус, пожалуйста.

Т.Терзополус (президент Международного комитета театральной Олимпиады) (как переведено): Представляя членов международного оргкомитета Театральной олимпиады, я бы хотел поблагодарить Вас за поддержку этого события. Я Вас уверяю, что это было самое большое, самое крупное событие на мировом уровне за 20 лет существования олимпиады. И у него есть очень большая перспектива. Я имею в виду отзвук в широкой аудитории. Все об этом говорят и на европейском, и на мировом уровне. Мы очень горды и рады этому успеху. Мы просим Вас и после олимпиады не оставить театр, предоставлять ему и в дальнейшем поддержку. Большое спасибо!

Г.Заславский (ректор Российского института театрального искусства): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые гости!

Валерий Владимирович и Теодорос Терзополус уже сказали о том, что очень важно какие-то достигнутые победы не потерять. Как член оргкомитета Года театра скажу: мы на одном из последних заседаний уже договорились, что, например, проект «Театр – детям», где дети со всей страны писали сочинения и рисовали рисунки на театральные темы, что это продолжится и в следующем году независимо от Года театра.

Но я бы хотел сказать  и о другом. Некоторое время назад прошла встреча Президента, который приехал во ВГИК, чтобы поздравить профессоров со 100-летием ВГИКа, и было задано несколько очень важных вопросов и, насколько я знаю, были даны поручения. Вряд ли Вы рассчитываете на то, что никто не обратится с какими-то просьбами. Я это всё-таки сделаю.

Д.Медведев: У меня вообще никаких иллюзий на эту тему никогда нет.

Г.Заславский: Были, в частности, подняты вопросы об образовательных стандартах, что есть в России уже вузы, которые самостоятельно утверждают стандарты. Но есть вузы, которые… Совершенно очевидно, никто не должен утверждать стандарты, которые создают и дальше их воплощают в жизнь Вагановская академия (если это балет), или ВГИК, или ГИТИС, или Московская и Петербургская консерватории.

Есть рейтинги, признанные во всём мире, в частности британский рейтинг QS, и все вузы во всём мире тратят на это сумасшедшие деньги. Наши вузы, вузы искусства, не тратя никакие деньги, самостоятельно попали в рейтинг QS – Московская и Петербургская консерватории. В этом году точно так же попала Московская академия хореографии. И если поддержка будет, то наверняка она будет полезной. Это тоже одна из важных просьб.

Ещё всё-таки возвращусь к вопросу о втором высшем образовании, хотя старшие товарищи учили нас в одном письме к руководству двух вопросов не поднимать.

Д.Медведев: Это же не письмо, это вербальное обращение.

Г.Заславский: Это вербатим, как говорят современные деятели театра. Есть ещё такой вопрос, как второе высшее образование. Люди приходят к режиссуре, к драматургии, к дирижёрству и композиторству очень часто в середине жизни. И как справедливо на недавней встрече с Андреем Александровичем Фурсенко сказал Вадим Абдрашитов, через 10 лет, если это будет решено, наше кино изменится кардинально в лучшую сторону, а если этого не произойдёт, мы просто потеряем таких людей, как Шукшин, как другие наши великие мастера…

Д.Медведев: Если что произойдёт, Григорий Анатольевич?

Г.Заславский: Если второе высшее образование для нескольких сущностных, как было сказано, профессий будет бесплатным. Потому что гранты, которые сегодня есть, – 20 грантов, к сожалению, не решают этой проблемы.

Б.Эйфман (художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, президент Академии танца Бориса Эйфмана): Я хотел бы обратить Ваше внимание, что вчера на круглом столе в рамках работы форума мы провели очень интересную беседу на тему «Культура и дети». Это очень актуальная тема, мне кажется, она волнует и отечественных деятелей культуры, и зарубежных.

А завтра мы открываем детский театр танца. Это уже законченный проект, в котором есть академия танца, общеобразовательная школа, музей и театр танца.

Вы знаете, мне очень приятно, что от теории мы смогли перейти к практике. Практика – это то, что мы уже сегодня создаём: необходимую инфраструктуру для того, чтобы наши дети занимались искусством, культурой. В нашу академию мы привозим детей со всей России – от Калининграда до Владивостока. Мы даём им образование, даём возможность получить необходимую культуру, для того чтобы создать новую генерацию деятелей искусства России. Мне кажется, это очень важный проект, и я надеюсь, что многие и деятели балета, и любители балета оценят то, что сделал наш город для балета.

Я благодарю руководителей города, которые нашли возможность создать такой балетный кластер, который сегодня удивляет весь мир.

Д.Медведев: Спасибо, Борис Яковлевич.

Го Лэй (ректор Пекинской Академии танца)(как переведено): Уважаемый господин Премьер-министр, я приехал из Пекина. Я представляю Пекинскую академию танца. Наш университет, наша академия тесно сотрудничает с Академией Бориса Эйфмана. 19 и 20 ноября мы будем показывать на сцене балет «Лебединое озеро», который когда-то поставил Пётр Гусев в Китае. Таким образом, через 60 лет мы возвращаем советский балет в Россию. За 60 лет развития балета в Китае, безусловно, мы достигли новых успехов. Мы очень хотели бы с помощью такой платформы, как форум, развивать дальнейшие связи. Мы надеемся, что в области театра будем сотрудничать с Россией как можно больше, тем самым и российско-китайская культура в целом гораздо больше будет взаимодействовать. 

Иветт Харди (президент Международной ассоциации театров для детей и юношества, ЮАР)(как переведено): Господин Премьер-министр, меня зовут Иветт Харди, я из ЮАР, и для меня большая честь находиться здесь. Я представляю Международную ассоциацию театра для детей и юношества. Мне бы хотелось сказать о том, насколько важны дети и молодёжь для этой работы. Россия занимает ведущие позиции, потому что занимается развитием детского театра, и мы, конечно же, знаем о большом наследии России. Но также важно отметить то, что происходит в современном театре сейчас. Это работа с детьми, в том числе с детьми младше трёх лет. Мне кажется, что именно там находится передовой край театра в современном мире, и поэтому очень важно разрабатывать подходы, инструменты для работы с детьми, с младенцами, которые бы учитывали их потребности и позволили открыть для них мир культуры с самого рождения. Мы наблюдаем большие достижения в этой сфере. И я думаю, в России это ещё не очень развито. Мне кажется, что это действительно перспективная сфера, которая может дать нам новые направления развития. Я думаю, что любая поддержка, которую вы здесь окажете, будет высоко оценена.

Х.Рабль-Штадлер (президент Зальцбургского музыкального фестиваля)(как переведено): Господин Премьер-министр, для меня большая честь быть здесь, рядом с Вами, в присутствии одного из величайших дирижёров нашего времени господина Гергиева. Я говорю от имени Зальцбургского фестиваля. Мы с удовольствием присутствуем здесь. Я имею честь представить вам нашего министра, я его сопровождаю: господин Шалленберг завтра встречается с господином Мединским, и будет подписан договор о сотрудничестве на будущий год.

Я могу сказать следующее. Такое соглашение в области культуры существует в отношении Зальцбургского фестиваля давно, с 1921 года. Мы в следующем году празднуем столетие нашего Зальцбургского фестиваля. Он был основан после Первой мировой войны как проект, несущий мир. И этот форум культуры должен продолжать эти традиции. Там есть жюри, которое принимает решение о том, как организуется фестиваль. То многообразие фестивалей, которое существует в мире… Мы констатируем, что фестивалей много, но каждый из этих фестивалей выводит на мировую арену новое имя – и мы благодарны за это. Эти фестивали продвигают мысль о том, что культура и искусство несут мир и в России, и в других странах. Много делается для детей и юношества, и это прекрасно. Когда мы будем праздновать столетие, то не будем устраивать пышный фейерверк, мы прежде всего организуем что-то хорошее для детей и молодёжи.

Спасибо. Для меня большое удовольствие быть сегодня здесь.

Д.Медведев: Спасибо.

Валерий Абисалович, видимо, Ваша очередь.

В.Гергиев (художественный руководитель Мариинского театра): Я думал, слушая коллег, как сказать за минуту самое главное, ведь говорить можно о многом. Мы в новом театре – мы страшно благодарны за такой роскошный подарок. Вот уже шесть лет этот театр принимает теперь уже не тысячи – счёт идёт на миллионы людей. Мне очень приятно сказать, что в числе этих нескольких миллионов посетителей за шесть лет, может быть, около миллиона детей, школьников. Это уже оправдывает все замыслы, затраты, огромные усилия и нервотрёпку, которая сопровождала рождение этого театра. Я это считаю самым главным.

У меня не столько просьба или предложение – я хочу выразить надежду. Это непросто сделать. Но если бы в каждой стране её руководство, правительство связало бы образовательный процесс в нормальных школах с изучением, приобщением к культуре… Мы очень много занимаемся хоровым пением. Чтобы в каждом регионе тысячи детей пели в хорах. Не надо покупать дорогие инструменты. Просто петь. В Магадане так же споют, как в Москве и Петербурге. Надо просто организовать это лучше. Когда родители хотят, чтобы дети занимались музыкой, они их отдают в музыкальную школу. Иногда спрашивают: зачем это смешивать? А мне кажется, надо смешивать. Мы все пели в хорах, и как! Нас никто не спрашивал: мама хочет, чтобы ты пел в детском хоре? Мы просто, так же как занимались математикой, пели в хорах. Я думаю, многие из присутствующих это помнят.

Д.Медведев: Я тоже пел, но вовремя ушёл.

В.Гергиев: Тем не менее то, что Вы делали это хоть какое-то время, сказалось в хорошем смысле.

Д.Медведев: Надеюсь.

В.Гергиев: Это самый простой путь в искусство – в театр, танец, музыку – своим голосом петь.

Если у нас, может быть, один из ближайших форумов будет посвящён не просто разговору на эту тему, а демонстрации, что может сделать не только Сводный хор России в тысячу голосов… Он великолепно выступал и на Олимпиаде в Сочи, помните? Это было большим достижением. Мы очень дружим. Вот Зальцбургский фестиваль – много лет там уже выступаю, недавно выступал, многократно.

Мне кажется, что до вершины мировой дойдут именно те, кто начинал в детстве. То, что у нас и инструменты есть, и много музыкальных школ, победителей конкурса Чайковского, – слава богу.

В Санкт-Петербурге лет десять назад мы заговорили о том, что, может быть, Петербург выделит какой-то небольшой бюджет, чтобы просто школьники попадали в Мариинский театр. Не надо Мариинскому театру получать поддержку – надо просто создать для школ возможность попадать недорого на наши спектакли: «Щелкунчик», «Спящая красавица»… Чтобы уже в этом возрасте дети через этот опыт проходили. Я думаю, это закончится триумфальным результатом.

А за то, что Вы у нас, – спасибо, Дмитрий Анатольевич, мы очень этому рады. Я думаю, сегодняшний и завтрашний день принесут интересные открытия. Подготовили неплохую программу, по-моему. Только что мы репетировали, завтра покажем премьеру балета молодого русского хореографа.

Я думаю, прошедшая секция музыкантов-исполнителей (Денис Мацуев её вёл, я выступил) показала, что движение в регионах набирает силу. Мы только что провели презентацию будущего зала в Екатеринбурге. В Иркутске задуман концертный зал. Во Владивостоке мы вовсю уже работаем. В Кемерово будет, в Калининграде.

Это движение нами приветствуется. Хоть и полетать нам надо будет много, мы это сделаем. Юрий Абрамович (Ю.Башмет) летает в Сочи. Но это приятные заботы, когда ты знаешь, что там ждут, и меняется картина разительно в регионах. Это то, о чём говорили мои коллеги. Сегодня это набирает силу. Я думаю, это движение через четыре-пять лет охватит уже десятки регионов.

Екатеринбург в этом плане порадовал. У них очень амбициозный проект, который, нам кажется, будет реализован.

Н.Цискаридзе (ректор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой): Я хочу воспользоваться возможностью и обратить Ваше внимание на такую достаточно важную проблему. Так как у нас в этом году Год театра и мы с Ольгой Юрьевной (О.Голодец) от Владивостока до Санкт-Петербурга проехали не только все театры, но и ещё много школ… Дело в том, что у нас некоторое время назад была отменена отсрочка от армии для деятелей культуры – музыкантов и танцовщиков. И если Мариинский театр и Большой как-то ещё справляются с этой достаточно сложной проблемой, то во многих регионах не только в балете, но и в коллективах музыкальных (я ещё связан с такой программой, как «Синяя птица», где мы находим детей в разных регионах и они действительно получают очень большое продвижение), как только наступает этот возраст, когда должен быть призыв… Ведь на этого молодого музыканта или танцовщика государство потратило огромное количество денег… Это, к сожалению, не очень совместимо с нашей профессией. Хотел обратить Ваше внимание.

Д.Медведев: Николай Максимович, Вы мне скажите, Вы имеете в виду студентов или Вы имеете в виду всех? Потому что со студентами немножко другая история.

Н.Цискаридзе: Вы знаете, как получается? Просто на этот возраст приходится: очень часто между тем, как студент закончил училище и попал в театр, когда его оформили, проходит иногда два-три месяца. И в этот период их могут призвать. Но если была бы отсрочка для них и так далее, не было бы такого момента. А в регионах у некоторых театров квоты: они двум могут дать, а остальным нет. Это очень сложная вещь, особенно для музыкантов и танцовщиков.

С.Пускепалис (художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова): Дмитрий Анатольевич, уважаемое собрание! Хотел бы приветствовать всех, сказать, что Год театра, который мы сейчас проводим, открывался как раз в первом русском театре, ярославском, художественным руководителем которого я являюсь. И стал художественным руководителем я в результате конкурса.

Я сейчас бы хотел сказать про два фактора касаемо кадров. Сейчас нам дали статус особо ценного культурного объекта Российской Федерации. Спасибо огромное за это.

В результате конкурса я стал руководителем. На самом деле я хочу сказать, что это очень сильно обновило меня и моих коллег, потому что вдруг стало необходимо формулировать программу, с которой ты приходишь к людям, приходишь в регион, приходишь на это место. И уже понятны перспективы практически на весь срок моего контракта. Мне кажется, это очень полезная практика. Как бы болезненна она ни была для меня и моих коллег, но она всех взбодрила и заставила внутренне себя проверить, с чем ты приходишь на эту территорию. Это первое.

Второе. Для всех коллег это тоже болезненный достаточно вопрос, но он насущный. Зачастую, исходя из трудового законодательства, кодекса, люди, которые посвятили всю свою жизнь театру, находятся в штате. Рука у меня не поднимается их уволить, потому что я не знаю, как они будут жить. Тем не менее штатное расписание у нас бухнет, расплывается, и мы не можем молодых талантливых актёров двинуть дальше по сетке. Что в этой связи делать? Переводить всех на контракт и потом куда-то девать тоже рука не поднимается, потому что это люди, которые посвятили театру свою жизнь. Получается парадокс: с одной стороны – уважение и понимание проблемы, с другой стороны – молодые, которые тоже хотят работать и получать за это что-то. Вот два вопроса, с которыми я сейчас столкнулся воочию.

Последнее, что я хотел сказать. Мы открыли Год театра, есть мысли, как его закрыть тоже в первом русском театре. Есть мысли в этой связи, хотелось бы тоже предложить.

Д.Медведев: Я понимаю, о чём идёт речь, более того, это не то чтобы вечные темы. Но про комплектацию театров, то, каким образом трудовые отношения оформлять с театральными деятелями, я уже третий раз говорю. Не потому, что мы каких-то законов не принимаем, а потому что это очень сложный и тонкий процесс… Вы что-то хотите сказать?

Л.Гумерова (председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре): Совет Федерации – это палата регионов. В феврале в этом году Вы встречались с советом палаты, обсуждался вопрос поддержки региональных театров.

И хотелось бы, чтобы эта тема прозвучала.

Д.Медведев: Обязательно прозвучит, я помню. Спасибо, что напоминаете.

К.Ляйтль (президент Ассоциации европейских торгово-промышленных палат, сопредседатель Форума «Сочинский диалог»)(как переведено): Большое спасибо всем. Вместе с господином Фурсенко я представляю «Сочинский диалог» – это диалог между Россией и Австрией. И в этой области культура имеет большое значение, играет большую роль. И Зальцбургский фестиваль, конечно, важный партнёр для российских театров.

Я прошу Вас вот о чём. Думайте, пожалуйста, о молодёжи, о молодом поколении. У них будущее, у них вся жизнь впереди. Они не оглядываются назад, они смотрят вперёд. И культура может быть тем мостиком, который поможет нам заглянуть в будущее, чтобы это будущее было прекрасным.

Л.Улукут (актёр, директор Измирского государственного театра) (как переведено): Всех приветствую. Я здесь от имени Турецкой Республики, государственного театра. Я очень рад приветствовать, быть здесь, большое Вам спасибо за Ваше приглашение. Я вчера присоединился к одной сессии, и это была панель, посвящённая туризму, а сегодня – театру, и я понимаю, что театральный фестиваль – это очень важно. Потому что культуры, которые не знают друг друга, они благодаря этому приближаются друг к другу. Мы это понимаем.

В том числе все фестивали могут дать жизнь туризму, и, если это будет замечательно организовано, это будет большим вкладом в туризм. Я хочу сказать вот о чём: мы должны, несомненно, придавать огромное значение нашим детям. Это наше будущее, это наше завтра, что очень важно. Они завтра будут представлять нас, и они должны быть сильными.

Вчера я посмотрел в стенах этого театра замечательное представление, и маленькие дети смотрели театр, балет. И что меня поразило? Что, несмотря на их юный возраст, они очень внимательно и тихо слушали. Я очень благодарю Вас.

С.Безруков (художественный руководитель Центра развития театрального искусства «Московский Губернский театр»): Дмитрий Анатольевич, я хотел сказать огромное спасибо за поддержку детских театров. С 2017 года всё началось, с омского форума. Спасибо большое, потому что 220 млн было выделено сразу, потом дальше Президент добавил уже миллиард, и эта программа работает уже три года. Огромное спасибо и за учреждённые правительственные премии. Сегодня мы закрывали большой детский фестиваль. Ольге Юрьевне спасибо большое, она вручила за лучшие постановки по отечественной классике, и это действительно очень важно, это очень нужно. Это действительно очень стимулирует художников, а уж тем более детские театры в регионах. Они нуждаются в этой поддержке. Уже 40 театров начали капитальный ремонт, плюс косметический ремонт. Уже в этом году 341 постановка, из них 188 по классике зарубежной и по отечественной классике. Это действительно очень хорошее подспорье. Спасибо Вам за это большое. 

Ю.Башмет (артистический директор Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи): Дмитрий Анатольевич, я тоже хотел бы выразить благодарность Правительству и Министерству культуры. Мы сейчас много говорили о детях. Хочу добавить, что действуют, процветают 13 образовательных центров в стране. У меня 10 фестивалей. Всё это при Вашей поддержке. Самые большие фестивали из моих – это «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, в Пушкинском музее, и Сочи, конечно. Сочи уже 13 лет. Это фестиваль искусств. К нам приезжают гости, и даже 100-летний Зальцбургский фестиваль тоже у нас присутствует. Он стал всемирным. Там родился Всероссийский юношеский оркестр. Там много появилось спектаклей нового жанра – синтез. Поэтому мы не сбоку припёку, а тоже в каком-то смысле к театру имеем отношение. «Не покидай планету» идёт три года – аншлаговый спектакль с Хабенским – в «Современнике», в Москве. И сюда мы привозили спектакль.

Я уже четвёртый раз на форуме, очень рад этому событию. Здесь очень много интересного происходит, обмен мнениями и так далее. Но главное – в этом городе есть Мариинский театр, есть Валерий Абисалович Гергиев, фестиваль «Звёзды белых ночей» и фестиваль «Площадь искусств» Темирканова. Я тоже в нём принимаю участие.

Вам огромное спасибо, потому что все эти центры и фестивали поддерживаются и Правительством, и Министерством культуры.

Д.Медведев: Дорогие друзья, уважаемые коллеги, дамы и господа!

Ещё раз хочу поблагодарить наших гостей из других стран за то, что вы к нам приехали. Погода сейчас, конечно, не самая лучшая для того, чтобы проводить форумы в Петербурге. Я сюда летел, об этом думал: экономический форум в хорошее время проводится, юридический форум – в хорошее время, форум в сфере культуры – так себе. С другой стороны, Петербург прекрасен всегда, поэтому надеюсь, что гости не очень мёрзнут. Но самое главное, что я услышал от всех выступающих, заключается в том, что, во-первых, мы должны сделать максимально много для того, чтобы театральное искусство в широком смысле этого слова стало доступным для молодых людей, причём в самом широком смысле этого слова: имею в виду посещение театров, возможные трансляции и, конечно, поддержку театров. Мы стараемся этим заниматься, коллеги выступали здесь, говорили об этом, даже благодарность звучала. Спасибо за то, что вы это тоже так оцениваете.

Но всё равно мы ещё сделали не так много, как было бы нужно. И если мы этого делать не будем, особенно в масштабах такой огромной и сложной страны, как Россия, то мы просто потеряем традиции, которые создавались веками вашими предшественниками. Понятно, что цифровое пространство – интернет позволяет решать очень многие задачи, но не эту. Новые технологии хороши, и они должны, наверное, в разумных пределах присутствовать и в театральном искусстве. Но очень в разумных пределах. Потому что иначе это уже будет не театр. Поэтому, несмотря на мою любовь к современным технологиям, я как раз в этом смысле считаю себя достаточно консервативным человеком. Я думаю, что вы тоже к этому так относитесь.

Это первое. Второе. Вот мы проводим Год театра. Это такая сугубо российская традиция, уходящая корнями ещё в наше советское прошлое. Она внешне вроде немного формальная – вот Год театра придумали. А через год что – больше ничего делать не надо? Забыть про театральное искусство, денег не выделять? Отметились – и ладно? Но смысл совершенно не в этом. Смысл именно в том, чтобы привлечь внимание всех, начиная от властей страны и заканчивая людьми, которые думают, что им делать в жизни. Или тех же школ, которые отправляют детей на театральные постановки, различные мероприятия. Это просто хороший повод. Но главное – то, что мы сделаем, не растерять в будущем. Здесь я уже плавно перехожу к тому, что говорили коллеги.

Мы выделяем деньги на проекты «Театр – детям», «Театр малых городов». Но мы прекрасно понимаем, что Россия – страна очень большая, сложная. Если говорить о материальной базе театров – я не говорю о наших грандах, хотя и у них есть проблемы, но если говорить об областных театрах, там всё очень скромненько, а в некоторых случаях достаточно грустно. Им надо помогать.

Хочу вас проинформировать об одном из решений, которое я специально приготовил и сюда привёз. Мы пойдём двумя путями. Первый – мы, безусловно, должны привести в порядок, если говорить о региональных центрах, материальную базу театров. Мы начали этим заниматься применительно к музыкальным инструментам, что само по себе важно, но театр – это не только музыкальные инструменты. Есть реквизит, осветительное оборудование, масса других вещей. Вы сами лучше меня знаете, что это такое. Мы выделим в самое ближайшее время, я уже такое решение сформулировал, 1,5 млрд рублей именно для областных театров на эти цели.

Сами здания, в которых находятся такие театры, где-то приемлемые, а где-то совсем сложные. Их надо отремонтировать, тем более что мы сейчас такую программу ведём по другим социальным объектам, таким как школы, университеты. Надо сделать то же самое по театрам. Я хочу, чтобы мои коллеги проработали вопрос о том, чтобы создать трёхлетнюю программу по модернизации, капитальной реконструкции театральных зданий в областных центрах. Это будет очень и очень полезно. У нас таких театров около 50. И если их привести в порядок, то это будет, по сути, визитная карточка каждого из регионов. Обязательно надо это сделать, но так, чтобы регионы тоже участвовали в этом. И не только потому, что федеральный бюджет может чего-то не потянуть, а чтобы регионы понимали, что театры нужны им самим. Они нужны людям, которые живут в наших регионах. На таких принципах, пожалуйста, сформулируйте мне предложения на трёхлетнюю перспективу.

По поводу некоторых нюансов, которые коллеги отметили.

По образовательным стандартам. Я абсолютно не против, чтобы эти образовательные стандарты были максимально гибкими, подходящими для театрального искусства, без каких-либо формальностей. В общем, всё, что нужно сделать в этой сфере (я не первый раз этого касаюсь и во время посещения учебных заведений об этом говорил), давайте постараемся сформулировать.

По второму высшему образованию. Это более тонкая история. У нас действительно действует и всегда действовало правило о том, что второе высшее образование можно получить только за деньги. Но можно подумать о какой-то системе поддержки, тем более этот вопрос уже задавался. Вы сказали, что гранты здесь не помогают. Мне кажется, здесь вопрос не в этом. Вопрос в размере этого гранта, на какое количество людей он рассчитан. Общие принципы, конечно, менять нельзя: второе образование человек уже получает в более зрелом возрасте, понимая, для чего оно. Но где-то, наверное, можно такие гранты использовать. Давайте подумаем, о каком количестве людей может пойти речь. Вы же имели в виду, что это совсем штучный продукт, а не просто человек подумал и решил второе образование получить. Ну молодец, пусть он тогда сам планирует это и оплачивает. Но какие-то особые ситуации точно возможны.

В отношении отсрочки от армии. Мы приняли решение, что те, кто зачислен в учебные заведения, должны отучиться. И в этом смысле мы процесс не разрываем. Это уже очень большой шаг вперёд. Я помню, как это всё было и при советской власти, и в постсоветский период, когда, действительно, бедных музыкантов просто вытаскивали и отправляли служить, они теряли навыки. Но Вы правы, может быть, существуют какие-то ситуации, когда речь идёт о паузах и так далее. Надо просто посмотреть, как это всё сгладить. Наверное, это можно попробовать отрегулировать какими-то совместными решениями по линии Министерства высшего образования, Министерства просвещения и Министерства обороны.

Такое поручение я тоже прошу подготовить, и я его подпишу.

Конкурсы. Очень рад, что руководители наших ведущих театров положительно оценивают конкурсы. Конкурсы не все любят, как мы знаем, особенно это характерно для искусства. Трудно сравнивать великих людей, какие конкурсы тут могут быть? Но то, что вы к этому так относитесь, для меня достаточно интересно.

По поводу трудовых отношений в театрах я уже начал говорить. Непростая тема, точно. Хочу сразу сказать, отвечая на то, что говорили коллеги: у нас есть сейчас всё необходимое для этого законодательство. Это проблема не юридическая, она этическая. Вы сами сказали об этом. Есть очень уважаемый и солидный по возрасту актёр, например. И ему предлагают заключить срочный трудовой договор, а это уже в известной степени ухудшение условий трудового договора, выражаясь кондовым юридическим языком, заключённого на неопределённый срок. Это всегда так было, даже в классическом трудовом законодательстве. Если тебе говорят: переходи с договора на неопределённый срок на срочный трудовой договор, это ухудшает твои трудовые условия. Это было безусловным основанием для обращения в суд и восстановления лица на работе, если его принудили перейти на контрактную форму. Но это всё советские традиции трудового законодательства. Наши коллеги из других стран, наверное, это с удивлением слышат, потому что договоры, заключаемые на неопределённый срок, в мире очень редко используются, особенно в сфере искусства и культуры. Даже в обычной жизни, а тем более в этой сфере. Поэтому у меня нет однозначного рецепта, как это делать. Если есть какие-то тонкие технологии и красивые правовые решения, которые вызрели в театральном сообществе, мы готовы их рассмотреть. Но, я боюсь, в значительной степени это всегда индивидуальная история. Это проблема художественного руководителя театра, директора театра – как оформлять отношения с такими людьми. Но мы готовы здесь находиться с вами в максимально тесном диалоге.

Темы, которые мы с вами сегодня затронули, неисчерпаемые, и прекрасно, что такое общение сохраняется. Я не знаю, хорошо или нет, что у нас эти вопросы выходят на уровень руководства Правительства. С одной стороны, вроде хорошо, а с другой стороны, может, и не очень хорошо, это означает, что они не решаются обычными способами. В любом случае я обещаю нашим коллегам, всем, кто трудится в театральном искусстве, в сфере культуры, что мы и дальше продолжим этим самым внимательным образом заниматься.

Ещё раз хочу всех поблагодарить за продуктивное участие в нашем Годе театра, это действительно был очень хороший повод, он нас с вами собрал сегодня. Надеюсь, что следующий год будет не менее театральным для нашей страны, чем этот. Спасибо большое. 

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/38357/