Реформа контроля и надзора – это общая задача государства и бизнеса
Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства России Дмитрий Григоренко провёл совещание с главами бизнес-объединений о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в рамках международной выставки-форума «Россия».
«Реформа контроля и надзора проводится в тесной связке государства и предпринимательского сообщества. Мы видим, что бизнес ответственно подходит к предложениям по совершенствованию этой важной для него сферы. Все понимают, что контроль необходим, так как это честная конкуренция. Но наша общая задача – превратить проверку из инструмента наказания в инструмент создания условий, при которых предпринимателям будет и выгоднее работать, соблюдая правила. Бизнес говорит, какие условия ему комфортны, а мы совершенствуем процедуры», – сказал Дмитрий Григоренко.
Он подчеркнул, что сегодня одной из основных задач реформы контрольно-надзорной деятельности является окончательный переход процедуры проведения проверок на риск-ориентированную модель.
В частности, запланировано расширение количества и более детальная настройка индикаторов риска нарушения обязательных требований. Это позволит контролёрам точнее выявлять риск возможного несоблюдения законодательства, поскольку такие индикаторы используются при принятии решения о внеплановой проверке.
При этом сам по себе индикатор не является нарушением. Это набор косвенных признаков, который указывает на недобросовестные действия бизнеса.
Вице-премьер отметил, что в прошлом году количество проверок на основании индикаторов риска выросло в 14 раз по сравнению с 2022 годом. В прошлом году эффективность проверок на основании индикаторов риска составляла 89%, в то время как аналогичный показатель проверок по прочим основаниям – 52%.
«Планируем, что в этом году появятся порядка 100 новых индикаторов риска. Индикаторы помогают понять добросовестному бизнесу, почему и когда контролёр придёт или не придёт с проверкой. Также создаём реестр инцидентов: будем фиксировать информацию о несчастных случаях и пожарах на предприятиях, учитывать данные при определении категории риска объектов. Кроме того, ведомства должны будут подготовить перечни критических нарушений, с которыми могут быть связаны инциденты. В части развития профилактики запустим новый механизм – соглашение между бизнесом, регионом и органом контроля. Соглашение будет включать основные этапы устранения нарушений», – отметил Министр экономического развития Максим Решетников.
В 2023 году количество профилактических визитов в 3 раза превысило число проверок и составило более 1,1 млн. Главное отличие профилактического визита от проверки заключается в том, что по результатам такого визита не применяются штрафы или санкции.
«Благодаря системному подходу к реформе контрольно-надзорной деятельности предпринимателям удалось сэкономить более 200 млрд оборотных средств, время и энергию на дальнейшее развитие своих предприятий», – отметил Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».
Для эффективного взаимодействия государства и бизнеса налажена система обратной связи от предпринимателей. Для этого на портале госуслуг был запущен сервис досудебного обжалования решений контрольных органов. В 2023 году через него подано более 5 тыс. жалоб. Всего – порядка 10 тыс. обращений с момента запуска механизма в июле 2021 года. Нормативный срок рассмотрения жалоб составляет 20 дней, но в среднем ответ от контрольного органа предприниматели получают за 11 дней.
В 2023 году в сервис досудебного обжалования была внедрена возможность оспорить присвоенную категорию риска объекта контроля. Кроме того, по поручению Президента Правительство применило практику досудебного обжалования к сфере разрешительной деятельности.
Важнейшей частью работы Правительства над созданием комфортного делового климата является проект по упрощению получения лицензий и разрешений.
В частности, в 2023 году план по выводу разрешительных режимов на портал госуслуг был выполнен досрочно. Всего в результате реализации проекта оптимизирована процедура получения 423 разрешений, в том числе 51 лицензии.
В среднем срок принятия решений о выдаче разрешений сократился на 43%. При этом количество документов, предоставляемых бизнесом, уменьшилось на 38% в среднем.
Источник: http://government.ru/news/50719/