Проверка – это крайняя мера

В прошлом году количество проверок по всей стране сократилось почти в 5 раз по сравнению с 2019 годом, когда стартовала реформа контроля и надзора. Об этом заявил Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко в ходе правительственного часа в Государственной Думе. Он выступил с докладом о мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и результатах этой работы в 2022 году.

Вице-премьер рассказал депутатам, что по итогам прошлого года было проведено 339 тыс. проверок. Это является минимальным показателем за всё время реформы сферы контроля и надзора. При этом предпринимателей такие проверки коснулись в меньшей степени. В прошлом году только одна из трёх проверок проходила в отношении бизнеса.

Дмитрий Григоренко отметил, что уменьшение количества проверок не привело к снижению уровня контроля. С целью предотвращения нарушений обязательных требований надзорные органы начали более активно использовать инструмент профилактических визитов. Его главное отличие от проверки заключается в том, что по результатам визита не применяются штрафы или санкции.

В 2022 году количество профилактических визитов составило 560 тыс., превысив количество проверок в 1,6 раза. В текущем году тенденция по снижению числа контрольных мероприятий в пользу профилактики сохраняется.

Глава Аппарата Правительства также напомнил, что в прошлом году в рамках мер поддержки экономики был введён мораторий на проведение проверок. В результате было отменено 240 тыс. контрольных мероприятий, а экономия бизнеса составила около 80 млрд рублей. По решению Президента мораторий на проверки продлён на 2023 год.

«Последние несколько лет Правительство работает над снижением административной нагрузки и созданием комфортной деловой среды. Одним из направлений этой работы стала реформа контроля и надзора. Её цель в том, чтобы проверки были направлены туда, где есть реальный риск причинения вреда человеку и окружающей среде. Проверка – это крайняя мера», – подчеркнул Дмитрий Григоренко.

Он отметил, что работа по развитию контрольно-надзорной сферы ведётся по трём направлениям: создание понятных и исполнимых норм и правил, применение прозрачной процедуры контроля и постоянное совершенствование двух этих этапов на основе обратной связи.

Работа по актуализации всех действующих правил для бизнеса была проведена в рамках так называемой регуляторной гильотины. Она «отсекла» 143 тыс. обязательных требований. При этом были приняты 55 тыс. новых правил и сохранены порядка 120 тыс. действовавших ранее норм.

Пересмотр обязательных требований проводился совместно с бизнесом. Для этого были созданы 43 отраслевые рабочие группы, которые состояли преимущественно из представителей предпринимательского сообщества. Эти же рабочие группы продолжают рассматривать вновь вводимые и изменяемые нормы и правила. Экономический эффект от отменённых требований оценивается примерно в 200 млрд рублей ежегодно.

Также Дмитрий Григоренко рассказал, что главным изменением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности стало обязательное применение риск-ориентированного подхода к проведению проверок. Он предполагает, что контрольное мероприятие допустимо только в том случае, когда существует риск нарушения законодательства.

Вице-премьер подчеркнул, что все данные о проверках содержатся в единой цифровой системе. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны.

Он также отметил, что контрольно-надзорная деятельность совершенствуется через обратную связь от граждан и бизнеса. Она поступает посредством сервиса обжалования решений контрольных органов на портале госуслуг. При нормативном сроке рассмотрения электронной жалобы в 20 рабочих дней фактический срок почти вдвое меньше – в среднем он составляет 11 дней.

Глава Аппарата Правительства отметил, что с этой целью контрольные органы используют индикаторы риска нарушения обязательных требований при проведении внеплановых проверок. Это набор признаков того, что есть высокая вероятность нарушения обязательного требования. Вместе с тем сам по себе индикатор риска не является нарушением, а только указывает на возможность его существования.

Дмитрий Григоренко сообщил, что федеральные органы исполнительной власти дорабатывают такие индикаторы риска для своих видов контроля. До конца года запланирован запуск 190 новых индикаторов.

«Идея в том, чтобы создать эффективную систему с критериями и публичными индикаторами, чтобы каждый предприниматель понимал, почему на него могут выйти с проверкой, и поэтому не просто не нарушал правила, но и не допускал такого риска», – заключил он.

В завершение выступления вице-премьер поблагодарил депутатов за тесное и конструктивное сотрудничество в части совершенствования правовой базы регуляторной сферы. В свою очередь депутаты отметили его высокую вовлечённость в законодательный процесс.

Впервые в новейшей истории глава Аппарата Правительства выступил в ходе правительственного часа в Государственной Думе.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/49006/