В российских университетах и НИИ обучается свыше 87,7 тысячи аспирантов
Как отметил Дмитрий Чернышенко, 2021 год, объявленный Президентом Владимиром Путиным Годом науки и технологий, изменил отношение общества к учёным, образ исследователя стал более современным и привлекательным для молодых людей.
«Мы видим, что всё больше молодых людей связывают свою жизнь с наукой. Сейчас в российских университетах и научно-исследовательских институтах обучается свыше 87,7 тысячи аспирантов. Это почти на 3,5 тысячи больше, чем в предыдущем году. Правительство уделяет большое внимание вопросам их поддержки. В прошлом году средства на свои фундаментальные научные исследования получили более 1,6 тысячи аспирантов, было поддержано 920 проектов. Также мы проводим работу по увеличению числа бюджетных мест. В этом году по направлениям аспирантуры планируется принять 17,5 тысячи человек. Это на 1 тысячу больше, чем в 2021 году. По поручению Президента Владимира Путина мы актуализируем меры поддержки: создадим единые механизмы поощрения аспирантов, которые серьёзно занимаются наукой и показывают результаты, работают в интересах регионов», – подчеркнул Дмитрий Чернышенко.
Вице-премьер отметил, что наиболее востребованными специальностями среди аспирантов являются «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Клиническая медицина», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки», а также «Биологические науки».
«Я поздравляю всех, кто сейчас стоит в самом начале исследовательского пути. Желаю вам и дальше не сходить с него. Правительство продолжит делать науку привлекательнее и повышать престиж профессии учёного для молодых ребят», – добавил вице-премьер.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, поздравляя будущих учёных с праздником, отметил, что аспирантура предоставляет возможность не только сделать первые шаги в исследовательской деятельности, но и поработать над собственными проектами, стать частью научного коллектива и получить первый опыт преподавания и наставничества.
«Сегодня нам нужны молодые талантливые и амбициозные ребята, которые будут смело идти к новому, и расширять границы изученного. Мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в аспирантуре, чтобы предоставить большему количеству студентов доступ к продолжению исследовательской деятельности», – сказал Валерий Фальков.
По словам директора Института молекулярной биологии РАН, члена-корреспондента Российской академии наук, доктора биологических наук Софии Георгиевой, огромное влияние на желание молодёжи продолжать карьеру учёного оказал именно Год науки и технологий.
«Мы уверены, что количество желающих поступить в аспирантуру будет только увеличиваться. В 2020 году к нам поступило девять аспирантов, в 2021 – уже 10. Реальное же количество ребят, которые готовят в нашем институте диссертации, намного больше. Некоторые абитуриенты, особенно из ведущих вузов, в процессе поступления в аспирантуру переориентируются на соискательство, чтобы больше времени работать в лаборатории и меньше сил тратить на образовательные программы. Но с возвращением научной аспирантуры, скорее всего, эта практика останется в прошлом», – сказала София Георгиева.
Важность и перспективность обучения в аспирантуре отмечают и сами молодые ученые.
«Без аспирантуры, спустя четыре года, я бы не имел текст диссертации и несколько статей. Никакого научного обмена. Без поддержки государства, университета и различных фондов всё это практически невозможно. В рамках аспирантуры я всегда получал хорошую стипендию, два раза стажировался в одном из самых крутых химических институтов Германии, получал грантовую поддержку. Всё это позволило мне сделать разноплановое и интересное исследование, в котором заинтересован не только я, но мировое научное сообщество», – сказал аспирант Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Юрий Денисенко.
День аспиранта ведёт свою историю с 1925 года, когда были выпущены два документа Совнаркома РСФСР: «Положение о научных работниках вузов» и «Инструкция о порядке подготовки научных работников при НИИ и ВУЗах по прикладным, точным и естественным наукам». Они регламентировали систему подготовки научных работников.
Источник: http://government.ru/news/44376/