Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова
Из стенограммы:
М.Решетников: Добрый день, уважаемые коллеги!
На сегодняшний момент основной задачей всех антикризисных действий Правительства является сохранение занятости и поддержка компаний. Для этого нам необходимо максимально высвободить все ресурсы компаний на выплату заработной платы работникам. Для этого Правительство по поручению Президента реализует антикризисный план, основными элементами которого являются следующие.
Во-первых, отсрочка уплаты налогов и сборов для малых и средних предприятий в пострадавших отраслях. Всего на сегодняшний день у нас более 3 миллионов человек работает в секторах, которые относятся к числу пострадавших. Общий объём этой отсрочки на полгода составит 140 млрд рублей. Иными словами, бизнес будет избавлен от уплаты этой суммы в бюджеты всех уровней.
Второе – это система переноса платежей по кредитам. Правительством утверждена программа, согласно которой на полгода могут быть перенесены все без исключения платежи по телу кредита. Сразу надо сказать, что платежи переносятся не с апреля на октябрь, когда надо удвоенную часть выплатить, – они все сдвигаются вправо на полгода. При этом существует механизм, по сути, списания процентов, которые по этому кредиту предприниматель должен уплатить. Треть берут на себя банки, треть берёт на себя федеральный бюджет и выделяет для этого субсидии, а треть остаётся за предпринимателем, но он может принять решение – платить эти процентные платежи равными частями либо присоединить их к телу долга и, по сути, полгода вообще ничего не платить. Мы рассчитываем, что эта программа охватит 10% всего кредитного портфеля МСП и избавит бизнес за этот период от выплаты, по нашей оценке на сегодняшний момент, 115 млрд рублей.
Третье. Мы уточнили правила всех действующих программ по рефинансированию бизнеса и максимально снизили, убрали все те требования, которые были к бизнесу. И одновременно максимально расширили направления и с точки зрения новых видов деятельности, которые подпадают под рефинансирование, и с точки зрения вообще расширения программы рефинансирования. Мы рассчитываем, что это позволит бизнесу там, где не действует программа сдвижки выплаты кредита, в отраслях, которые уже задеты кризисом, но не так, может быть, пока серьёзно ощутили его влияние, тоже реструктурировать кредиты.
Далее. Очень важный момент. У нас в гарантийных кредитных региональных фондах сосредоточено более 53 млрд рублей. То есть мы из года в год, выделяя субсидии регионам, накопили там такие деньги. При этом поручительств выдано чуть более 90 млрд рублей. Мы считаем, что более активно регионы должны использовать потенциал как раз региональных гарантийных организаций и микрофинансовых организаций, для того чтобы максимально выдавать поручительства бизнесу, потому что у бизнеса проблемы не только с рефинансированием кредитов, бизнес сталкивается с ограничением, у него просто нет залогов. И в этом плане региональные гарантии – это выход.
Далее. Существенно, в два раза, снижены страховые взносы для всех без исключения предприятий малого и среднего бизнеса, с 30 до 15%. Это та инициатива, с которой выступил Президент Российской Федерации, которая уже оформлена федеральным законом и которая позволит высвободить бизнесу почти 300 млрд рублей.
Далее. Отсрочка по арендным платежам. Уже принято решение по отсрочке аренды за федеральное имущество. Регионам и муниципалитетам также даны рекомендации, чтобы такие отсрочки для бизнеса были введены. И Правительству предоставлено право отрегулировать и ввести механизм отсрочки в том числе по коммерческим отношениям между арендатором и арендодателем, в коммерческом секторе.
На сегодняшний момент такие предложения обсуждаются в Правительстве, и в ближайшее время решение будет принято.
И наконец, если, несмотря на всё это, предприятия столкнутся с дефицитом средств на выплату заработной платы, запущена программа кредитования под ноль на цели заработной платы. Предприятия малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях могут обратиться и получить кредит в размере одного минимального размера оплаты труда (с учётом социальных взносов) в расчёте на каждого сотрудника в компании на шесть месяцев, и проценты по этому кредиту будут покрыты из федерального бюджета. А после шести месяцев этот кредит будет оформлен под 4%, под ставку, по сути, финансирования банков, – это льготная ставка, которую Банк России предоставляет на эти цели коммерческим банкам. Общий объём этой программы – 150 млрд рублей. Она рассчитана на охват полутора миллионов занятых.
Ещё одно важное направление. Мы практически полностью обнулили административную нагрузку, бизнес освобождён от проверок. Вводится мораторий на оплату штрафов. Продляются действующие лицензии. На год предлагается продлить действующие лицензии. Это касается очень многих видов бизнеса. Должно быть сделано всё, чтобы предприниматели в ближайшее время тратили свои усилия исключительно на бизнес, на ведение бизнеса, в ряде случаев – и на спасение своих компаний и все взаимодействия с административными органами были минимизированы. Более того, надо сказать, что введён ещё и мораторий на банкротство, введён мораторий на приостановление деятельности, особенно по налоговым органам. Все эти поручения, распоряжения, решения приняты, оформлены, поэтому предприниматели должны это почувствовать.
Наконец, мы очень внимательно смотрим ситуацию в системообразующих предприятиях. Нам в равной степени важно, чтобы в этой ситуации и малый и средний бизнес чувствовал, получал поддержку государственную и чтобы системообразующие предприятия, которые создают основное число рабочих мест в стране и как раз и загружают заказами в том числе малый и средний бизнес, тоже чувствовали себя нормально. Поэтому мы проводим стресс-тестирование для системообразующих предприятий. В антикризисном плане предусмотрено выделение 500 млрд рублей в качестве государственных гарантий. В случае если они столкнутся с какими-то проблемами в своей деятельности, они смогут взять кредиты под эти гарантии. Плюс к этому мы дополнительно ещё смотрим работу в отдельных отраслях и принимаем отраслевые программы, реализуем их, как это сделано, в частности, по туризму. Разрабатываются отдельные меры по строительной отрасли и по ряду других отраслей.
На сегодняшний момент в очень краткие сроки действительно принят очень большой объём решений. И тот антикризисный план, который был принят чуть более трёх недель назад, выполнен уже более чем на 80%. Но принятие и федеральных законов, и постановлений Правительства – это, конечно, ещё не финальная точка. Это необходимое, но недостаточное условие. Чтобы предприятия, компании почувствовали эту поддержку, необходимо, чтобы банки, региональные администрации, региональные микрофинансовые организации, гарантийные организации – все максимально оперативно включились в реализацию этих программ. И это сейчас основная задача для всех федеральных ведомств, и для Министерства экономики в первую очередь. Поэтому мы сейчас максимально, буквально в ежедневном режиме запускаем реализацию этих программ. Поэтому нам очень важно, чтобы предприятия, придя в свой банк, придя в свою региональную организацию поддержки предпринимательства, с которой взаимодействуют, получили реальные ответы и реальную поддержку. И это сейчас задача номер один, ещё раз подчеркну, для всех нас.
Вопрос: Будет ли дополняться и расширяться объём мер, которые уже предложены? Если да, то за счёт чего? И в какую сумму Вы это оцениваете?
М.Решетников: На сегодняшний момент ни один пакет мер не может быть признан достаточным, потому что ситуация очень быстро развивается. Мы сейчас получаем много предложений от предпринимательского сообщества. Минэкономразвития и другие ведомства всё это собирают, обобщают. На основе этих предложений мы разрабатываем дополнительные меры, которые будем предлагать к реализации.
По поводу оценки стоимости пакета мер, который сейчас предлагается. Общая оценка – 1,3 трлн рублей. Из них более 600 млрд рублей, что называется, – живыми деньгами, 500 млрд рублей – это гарантии, ещё достаточно видимый объём – это реструктуризация кредитов регионам, потому что поддержка региональных бюджетов тоже является крайне важной. И конечно, это отсрочка по уплате налогов, те суммы, которые я называл. Поэтому объём пакета большой, но в целом на сегодняшний момент все расходы федерального бюджета являются антикризисными. Почему? Потому что, с одной стороны, во многие программы мы сейчас вносим изменения и их корректируем с учётом ситуации, которая есть. Я привёл пример, что действующие программы по поддержке малого и среднего бизнеса, а их объём 18 млрд рублей, мы все уже скорректировали по поручению Председателя Правительства под условия, которые у нас сейчас существуют в экономике, – это облегчённое рефинансирование, ещё раз подчеркну, максимальное снижение всех требований и так далее. Более того, мы сейчас проводим детальный анализ всех расходов, которые у нас в направлении поддержки экономики есть, с тем чтобы максимально консолидировать всё на этих первоочередных мерах, самых эффективных, чтобы дать возможность предприятиям сейчас это сложное время как-то перетерпеть, прожить, дождаться того, когда экономика вернётся к более привычному режиму работы. Это первое.
И второе. Вообще все расходы федерального бюджета в целом являются антикризисными, потому что они формируют стабильный спрос в экономике. Сейчас у нас экономика столкнулась с ограничениями по экспорту – ввиду конъюнктуры, которая сложилась. У нас ограничения по внутреннему спросу, мы это тоже понимаем. Поэтому спрос со стороны бюджетов всех уровней, в первую очередь федерального бюджета, на сегодняшний момент крайне важен для всех предприятий, которые в конечном итоге выполняют эти заказы и создают рабочие места. Поэтому отдельными поручениями до федеральных органов власти доведена необходимость ритмичной контрактации всех тех программ, которые на данный момент являются необходимыми. В особенности – ремонты дорог, стройки и так далее. То есть те программы, которые обладают очень большим мультипликативным эффектом в экономике, которые создают и поддерживают максимальное число рабочих мест.
Вопрос: Банки уже объявили условия «антикризисных» кредитов. Оказалось, что после полугода возникнут проценты. Насколько это обоснованно сейчас, когда параметры кризиса ещё не ясны?
М.Решетников: У нас есть две программы. Одна программа – переноса кредитов: три по трети. Там, ещё раз подчеркну, процентные платежи предприятий на две трети уменьшаются. Треть берут на себя банки, треть – федеральный бюджет, а по оставшейся трети у компании, предпринимателя есть выбор: платить их в это время, если такие возможности есть, если возможностей нет – присоединить их к телу кредита и начать выплачивать через полгода. Поэтому там уровень платежей существенно снижен.
Что касается процентов по кредитам на заработную плату, то в период полугода, пока действует льготный период, это 0%, то есть проценты не начисляются. А дальше – 4%, это существенно ниже ставки рефинансирования, то есть абсолютно льготные проценты. Мы договорились с коммерческими банками, что они на этой программе не зарабатывают. Они под 4% получают льготные деньги от Банка России и под те же 4% по истечении шести месяцев, соответственно, предлагают предприятиям уплачивать этот процент.
Источник: http://government.ru/news/39359/