Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова
Из стенограммы:
Вопрос: Максим Геннадьевич, хотелось бы услышать: какие меры принимает Правительство для повышения инвестиционной активности.
М.Решетников: Коллеги, состоялось большое совещание Президента с представителями бизнеса – крупного бизнеса, предпринимательских объединений.
Что надо отметить? Правительству при поддержке Президента за прошедший год удалось существенно перезагрузить инвестиционный процесс и инвестиционную повестку. Были приняты и не просто приняты соответствующие законы, но и заработали механизмы соглашений о защите и поощрении капиталовложений. На сегодняшний момент 29 соглашений – сумма более 1 трлн рублей – уже подписаны. И бизнес готов двигаться дальше. Заявок на подписание этих соглашений больше.
Удалось перезагрузить институты развития, сконцентрировав их именно на задачах реализации национальных целей и поддержки инвестиций. Это и поддержка инвестиций, скажем так, в наших традиционных секторах – промышленных. Это и инвестиции в социальные сектора. Буквально в конце февраля было подписано постановление, которое расширяет возможности инвестиций, например, в строительство школ с использованием механизмов ГЧП. Это тоже очень важный шаг.
Одновременно запущены дополнительные механизмы финансирования, поддержки инвестиционных проектов из регионального бюджета. Речь идёт о том, что деньги, которые регионы должны были в 2021 году вернуть федеральному бюджету в рамках накопленной задолженности, – они этого могут не делать, и средства могут быть направлены на создание инфраструктуры для проектов уже в регионах. 160 проектов на сегодняшний момент уже отобрано, поддержано, и регионы приступили к их реализации.
Плюс большой пакет налоговых послаблений был принят за прошедшее время. Это касается поддержки нефтепереработки, развития нефте- и газохимии, расширения нефтедобычи в тех районах, где налоговые условия не позволяли это делать. Это всё в конечном итоге как раз создало фундамент той инвестиционной волны, инвестиционного цикла, который, мы рассчитываем, будет в этом году уже запущен. И цифры, которые мы получили по прошлому году, – а сокращение инвестиций составило 1,4% – существенно лучше наших оценок. Это тоже проявление тех мер поддержки инвестиций, которые были приняты. И сегодняшнее общение бизнеса с Президентом показало, что бизнес понимает все эти меры, он активно в этом участвует. Это не значит, что у бизнеса нет вопросов. У бизнеса достаточно много предложений прозвучало и по развитию действующих инструментов, и по формированию новых – в частности, были предложения по налоговой политике и дополнительному использованию этих инструментов для поддержки инвестиций. Здесь мы с бизнесом находимся в диалоге. Часть предложений мы обсуждаем и будем поддерживать, реализовывать. В частности, всё, что касается механизма развития, механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Всё, что касается сокращения сроков строительства, – об этом тоже сегодня много говорилось. Всё, что касается снятия административных барьеров.
Понятно, что налоговые вопросы, как правило, самые сложные, потому что они приводят так или иначе к выпадающим доходам бюджета, будь то региональный бюджет или федеральный бюджет. Это вопрос очень сложный, и нам предстоит провести большие расчёты по эффективности и действующих инструментов, потому что по ряду позиций здесь возникает вопрос, и по новым инструментам. Всё то, что прозвучало, по поручению Президента будет взято в проработку министерствами и ведомствами.
Это первая часть, которая обсуждалась. И с нашей стороны, мы, конечно, видим приоритет этого года уже не столько в создании новых инструментов, сколько в доводке тех механизмов, инструментов, которые были приняты, и трансляции всей этой деятельности и этого опыта на региональном уровне. В конечном итоге мы должны понимать, что подавляющая часть инвестиционных проектов реализуется в регионах, инициируется в регионах, делается в интересах людей, которые живут в регионах. Поэтому здесь мы вместе с губернаторами будем выстраивать новые подходы к поддержке инвестиционного цикла региональных инвестиционных проектов. В общем, этот процесс с конца прошлого года уже активно идёт. Вместе с соответствующей комиссией Госсовета мы вырабатываем новые подходы к поддержке региональных инвестиций.
Но ещё раз подчеркну, что очень большой инструментарий в стране создан за последние годы и за последний год в частности. И вопрос стоит в эффективном использовании этого инструментария, для того чтобы этот инвестиционный рывок осуществить.
Безусловно, никакие частные инвестиции невозможны без инвестиций государственных, без инвестиций в развитие инфраструктуры, будь то дорожная инфраструктура, транспортная инфраструктура, социальная инфраструктура. И в этой связи Правительство сегодня рассматривало вопросы исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы. Традиционно это самая сложная, я бы так сказал, часть бюджетных расходов – сложная к освоению, к исполнению, потому что любые потраченные здесь деньги являются итогом большой работы, связанной с определением приоритетов, проектированием объектов, нахождением земли, организацией отбора подрядчиков, организацией процесса строительства и решением соответствующих вопросов.
Что здесь надо сказать? В прошлом году Федеральная адресная инвестиционная программа была выполнена на 90% от направленных 893 млрд рублей. Это лучший показатель за последние три года. При этом из неиспользованных средств 80% законтрактовано, то есть речь идёт о том, что где-то просто подрядчики вовремя не выполнили работы. Соответственно, работы будут выполнены в I и II квартале, деньги перенесены. Угрозы для достройки объектов нет.
Все эти цифры, все эти итоги были достигнуты, несмотря на сложную ситуацию. Мы понимаем прекрасно, что ковид повлиял на строительный процесс, были и паузы в регионах, были вопросы с перемещением рабочей силы, с мобилизацией строительных мощностей. Тем не менее за прошлый год построили в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы более 870 км федеральных, региональных, местных дорог, сдали крупные инфраструктурные объекты, в том числе в аэропортовой инфраструктуре, в Норильске, Хабаровске, Челябинске, Минеральных Водах. Это рулёжки, это взлётно-посадочные полосы. Создали более 1700 новых мест в учреждениях здравоохранения, в больницах. Много объектов ввели по региональным программам. В частности, в Крыму 67 объектов было введено. Крупные спортивные центры были введены – центр по хоккею с мячом в Иркутске, по волейболу в Новосибирске. В рамках ФАИП, в частности, приступил к работе атомный ледокол «Арктика». Это всё объекты, которые финансировались из Федеральной адресной инвестиционной программы.
За счёт чего удалось добиться такого высокого исполнения программы? На это напрямую повлияли те антикризисные полномочия, которые Государственная Дума дала Правительству и которые позволили нам оперативно перераспределять средства между объектами. Теперь эта работа идёт по решению штаба, который возглавляет Заместитель Председателя Правительства Марат Шакирзянович Хуснуллин. Штаб работает на постоянной основе, напряжённо. В частности, в 2020 году объём перераспределения внутри ФАИП составил 154 млрд рублей – 20%. Какие-то объекты не успевали, какие-то объекты шли с опережением. Помимо прочего, это позволило 25 объектов ввести с опережением графика. Какие-то отстали, конечно, из-за ковида, но где-то была возможность, и коллеги пошли вперёд. Одновременно с этим Правительство приняло порядка 15 ключевых изменений во внутренние процедуры, которые также позволили снять все излишние административные согласования и так далее. В частности, мы теперь при принятии решения, допустим, о перемещении средств с одного объекта на другой делаем это и параллельно вносим изменения во все необходимые акты – в постановления, распоряжения и так далее. Раньше процесс был строго последовательный, теперь мы идём параллельно, и это нам позволяет выигрывать по два-три месяца, соответственно, на каждом этапе, и это время тратится на строительство объекта, а не на хождение бумаг по кабинетам. Поэтому здесь мы смогли существенно улучшить ситуацию.
И конечно, важное решение, которое было принято – это создание единого заказчика в сфере строительства. У тех ведомств, которые не справлялись с реализацией, со строительством объекта ФАИП, в первоочередном порядке эти объекты передаются единому заказчику, который будет профессионально постоянно строить и, по сути, консолидирует основную часть, особенно в сфере гражданского строительства, социальных объектов, будет ответственным за стройку. На сегодняшний момент 112 объектов уже заказчику передаётся, – у него особые полномочия, особый закон принят. Мы рассчитываем в этой связи, что темпы стройки, ритмичность стройки улучшатся.
Таковы основные моменты. Можно сказать, что у нас получилась неделя, посвящённая инвестициям. Вопросов тем не менее остаётся много. Но самое главное, что нам удалось по прошлому году добиться, – мы действительно существенно улучшили синхронизацию крупных частных проектов, инвестиций инфраструктурных монополий, без которых не обойтись, и инвестиций федерального и региональных бюджетов. Мы действительно синхронизировали все эти процессы. Сказать, что всё идеально, нельзя, но большой шаг сделан.
Сейчас мы продолжаем работу над сокращением сроков и этапов строительства, потому что для инвесторов, особенно частных, это важно. Сами понимаете, любой месяц простоя – это деньги, которые вложены, по ним платятся проценты. Это прямые убытки. Мы должны сократить сроки и быстрее строить. Должны избавиться от ненужных требований в стройке. Должны синхронизировать все графики строительства – я имею в виду самих объектов, инфраструктуры, подключения и так далее. Плюс к этому Председатель Правительства поставил задачу улучшить качество планирования. Имеется в виду – синхронизировать все действующие схемы размещения объектов, стратегии и так далее. Это та большая работа, которая ведётся Минэкономики, Минстроем, штабом Марата Шакирзяновича Хуснуллина, отраслевыми ведомствами, особенно Минтрансом, Минэнерго. В общем, совместно с коллегами здесь активно продвигаемся.
Вопрос: Анастасия Бойко, ТАСС. Максим Геннадьевич, на этой неделе Правительство объявило о том, что будет вестись постоянный мониторинг цен и Минэкономразвития будет ответственным за это. Расскажите, откуда и каким образом вы будете получать эту информацию и вообще как эта система мониторинга будет построена.
М.Решетников: Речь, очевидно, идёт о постановлении Правительства, которое подписано, по порядку мониторинга цен. Это постановление Правительства по факту закрепило модель работы, которая последние месяцы формируется, формировалась с конца ноября.
Для чего, во-первых, оно нужно? Мы последовательные сторонники экономического регулирования вопросов ценообразования. Экономические механизмы в отличие, может быть, от административных, требуют определённого времени для проработки, внедрения и для того, чтобы они заработали. Поэтому очень важно мониторить ситуацию и видеть процессы, что называется, в зародыше, чтобы вовремя принимать меры. Поэтому организация мониторинга – для нас это крайне важный процесс. Более того, экономические механизмы, как правило, комплексные. Они требуют принятия решений одновременно в отраслевой сфере ведения – выделение каких-то субсидий, дотаций, – в таможенно-тарифной политике, по экспортным или импортным пошлинам, по квотам, где-то, может быть, и каких-то ещё налоговых инструментов. То есть они сложные, поэтому требуется участие всех органов власти. И этот порядок мониторинга закрепляет как раз ответственность за определённые группы товаров, социально значимых товаров, за конкретными федеральными органами власти, министерствами, ведомствами и так далее. Чтобы они вовремя вырабатывали предложения, вовремя предлагали меры, мы их обсуждали, принимали, с тем чтобы заранее, экономическими методами, ещё раз подчеркну, осуществлять всё это регулирование.
Что касается источников информации, я уже рассказывал, что мы используем широкий спектр информации – не только данные статистики по уровню цен производителей или уровню розничных цен. Это данные контрольно-кассовой техники – мы много с вами об этом говорили, и мы эту практику расширяем. Мы постоянно взаимодействуем с Федеральной антимонопольной службой, с сетями, получаем от них информацию. Дополнительно к этому мы сейчас усилили мониторинг мировых рынков – отдельно выделили это направление мониторинга. Плюс к этому мы проводим большую работу по созданию национальных индикаторов товаров, развиваем практику регистрации контракта на бирже – на первом этапе, затем стоит задача по развитию биржевой торговли. Весь этот комплекс мер лежит в основе постановления, которое принято.
Мы практику продолжаем – еженедельно в режиме так называемого инцидента со всеми ведомствами анализируем поступившую информацию, смотрим, насколько работают меры, которые уже приняты, и как они повлияли на ситуацию.
Ещё раз подчеркну, система мониторинга нам нужна для того, чтобы экономическими механизмами, экономическими мерами заранее, предсказуемо, во взаимодействии с бизнесом принимать эти решения. С тем чтобы внешняя инфляция – а у нас всё-таки сейчас основная проблема это импортируемая инфляция, инфляция мировых цен, особенно на продовольствие – мы могли бы вовремя принимать меры для того, чтобы она не перешла на внутренний рынок и не ударила по доходам населения.
Источник: http://government.ru/news/41716/