Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова

Вопрос: Елена Кудрявцева, ТАСС. Максим Геннадьевич, недавно Вы вернулись из поездки по Северо-Кавказскому федеральному округу, где контролировали исполнение поручений Председателя Правительства. Расскажите, пожалуйста, об итогах.

М.Решетников: Действительно, состоялась поездка в Ставропольский край, Республику Дагестан и Кабардино-Балкарию. В Ставрополе было проведено несколько совещаний под руководством Александра Валентиновича Новака. Он назначен куратором из числа заместителей Председателя Правительства, который курирует Северный Кавказ. Была задача проконтролировать и обсудить выполнение поручений, которые Председатель Правительства дал во время заседания комиссии по Северному Кавказу под его председательством.

В первую очередь обсуждались вопросы, связанные с экономикой, экономическими моделями развития регионов Северного Кавказа. Мы подготовили по поручению Председателя Правительства подход, методику, как прогнозировать будущее, анализировать ситуацию в экономиках регионов до 2030 года.

В фокусе, в частности, вопросы, связанные с рынком труда. Это особенно актуально для Северного Кавказа. Регион растущий, много молодёжи выходит на рынок труда, и важно смотреть, анализировать, где будет работать молодёжь, где мы можем создавать рабочие места, достаточно ли рабочих мест, которые мы создаём. На сегодняшний момент планы, которые нам представили республики Северного Кавказа, предполагают создание до 2030 года более 140 тыс. рабочих мест. С одной стороны, это очень амбициозные, хорошие планы. С другой стороны, этого недостаточно, чтобы обеспечить всех нуждающихся рабочими местами и снизить безработицу, которая на Северном Кавказе высока.

Поэтому мы предметно разбирали, все ли возможности в каждом регионе используются. Для этого требуется проанализировать развитие туризма, что происходит с развитием курортов, в частности с горнолыжными курортами. Для Дагестана – с развитием Каспия, прикаспийской зоны. Это связано с развитием санаторно-курортного лечения. Это в первую очередь Ставрополь, но не только.

Дальше разбирались вопросы, связанные с АПК: как развивается агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, насколько интенсивно развивается переработка. Сейчас на Северном Кавказе реализуются большие программы, связанные с садоводством. Отдельные решения есть по поддержке виноградарства. Есть вопросы по развитию овцеводства, мелиорации. Все эти вопросы собираются, анализируются. Каждая экономическая модель вбирает в себя и промышленное производство, разумеется, и образование, и многие другие направления.

Отдельное внимание мы уделили легализации рабочих мест, потому что даже по оценкам самих регионов более одного миллиона рабочих мест находится в тени. То есть реальная занятость выше формальной. С одной стороны, это хорошо, потому что это даёт людям работу. С другой стороны, эти рабочие места не защищены трудовым законодательством, с них не уплачиваются налоги – а это, соответственно, база регионов.

Всю эту цепочку вопросов мы разбирали. И конечно, важно было выйти на конкретные решения, которые необходимы. Конкретным решением будет в том числе изменение нашей инвестиционной политики и инструментов поддержки инвестиций на Северном Кавказе. Мы такие предложения подготовили. По поручению Председателя Правительства обсуждали их с регионами. Рассчитываю, что в ближайшее время они будут представлены и утверждены.

Основная суть этих изменений – это, конечно, большее привлечение частных инвестиций. Было так, что основным двигателем были бюджетные инвестиции, причём в том числе и непосредственно в коммерческие предприятия. Мы видим, что определённый результат это дало. Но в то же время со стороны тех людей и компаний, которые брали на себя обязательства по инвестированию, не всегда эти обязательства были выполнены. То есть бюджет инвестировал, частные инвесторы не всегда. Поэтому мы предполагаем, что более активно будем вовлекать в этот процесс банки, кредитные организации, чтобы они анализировали риски.

И конечно, мы предметно обсуждали тему ЖКХ. Это вопрос неплатежей – вы знаете, что на Кавказе эта проблема остро стоит. Это мешает развиваться целой отрасли. Мешает инвестировать и в энергоснабжение. Проблемы перебоев с энергоснабжением на Кавказе имеют систематический характер. И это связано как раз с нестабильной финансово-экономической моделью, по большому счёту – с отсутствием денег у компаний на плановые ремонты и так далее.

Эта проблема имеет комплексный характер – это не только электроэнергия, это ещё и вода, и канализация. Соответственно, там тоже и нормативы низкие, и люди не платят, и бизнес не платит. Это всё по цепочкам потом передаётся И в том числе, соответственно, за электричество предприятия ЖКХ не платят. Такой ком проблем.

Проблемы имеют определённую историю. Не раз к ним подступались с решением. Сейчас есть поручение – по каждому региону разрабатывается своя программа. Я имею в виду регионы, у которых большая задолженность. Не у всех регионов задолженности. Ряд регионов с этой проблемой справились, но не все. По всем регионам, где такая проблема есть, мы разрабатываем детальные программы: что, когда, как будет сделано. Мы этим занимаемся вместе с Минстроем, Федеральной антимонопольной службой, Минэнерго и должны эту работу в начале сентября завершить и представить в Правительство.

Этот блок вопросов обсуждался. И рабочие вопросы, связанные с конкретными объектами, развитием курортов, их энергоснабжением. Мы делаем инфраструктуру вперёд на ближайшие десятилетия, чтобы эти курорты развивались. Где курорты уже работают, как «Архыз», например, где уже стабильный поток отдыхающих, большой интерес со стороны частных инвесторов, которые готовы к комплексному развитию этих курортов – и коммерческую недвижимость строить, и инфраструктуру, в том числе подъёмники. Мы сейчас тоже эти вопросы обсуждаем. Завершаем проработку конкретных схем, предложений в развитие поручений, которые дал Председатель Правительства.

Ещё раз подчеркну, на Кавказе, с одной стороны, есть определённые проблемы, специфические проблемы – как ЖКХ. В то же время это регион с потенциалом экономического роста, наверное, самым большим. Самый большой нереализованный пока потенциал. Поэтому мы предметно им и занимаемся.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/42953/