Брифинг Максима Акимова по завершении заседания Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России
Из стенограммы:
М.Акимов: Состоялось заседание правительственной комиссии по инновационному развитию под руководством Председателя Правительства. В центре внимания был ключевой вопрос – технологическое развитие, прежде всего инновационное развитие частных компаний. Соответствующая задача – увеличить число организаций, осуществляющих технологические инновации, – поставлена 204-м указом Президента в качестве национальной цели развития. Задача, с одной стороны, может показаться довольно абстрактно статистической, с другой стороны, она касается буквально каждого человека. Потому что, скорее всего, ресурсы роста эффективности, операционной эффективности практически во всех секторах экономики – от транспорта до медицинских услуг, от промышленности и стройматериалов до машиностроения – исчерпаны. Они будут для каждой компании исчерпанными до тех пор, пока она не станет фактически венчурным фондом. Большинство глобальных компаний именно в эту сторону идут, они уже не столько своей операционной деятельностью руководят, сколько покупают стартапы по всему миру, ищут новые технологические решения.
Сегодня обсуждалось, как сделать так, чтобы к этому появился вкус у российских компаний, не только крупных, таких как «Росатом», «Ростех» или «РЖД», а прежде всего у средних компаний с выручкой от 500 млн до 4–5 млрд рублей. Минэкономразвития предложен большой пакет мер. Создание регуляторной базы, прежде всего с точки зрения технологических стандартов, техрегулирования. Работа по созданию сетевого сообщества: у нас несколько тысяч этих компаний, и очень важно между ними сделать коммуникации. И с точки зрения финансовых инструментов поддержки спроса со стороны наших грандов: у нас структура экономики особенная, там значительную долю занимают компании с госучастием, такие компании, которые имеют большой вес. И многие другие вопросы.
Было решено подготовить план для достижения национальной цели развития, рассчитанный на шестилетнюю перспективу. Минэкономразвития его представит в Правительство до 15 ноября. Был дан ещё ряд поручений, в том числе по уточнению организации статистической работы, потому что это довольно объёмный, сложный показатель. Председатель Правительства довольно жёстко потребовал ответа на вопрос: как мы будем измерять, какая компания осуществляет технологические инновации, а какая – нет? Была большая дискуссия и на этот счёт. Есть разные стандарты, есть стандарты ОЭСР, есть стандарты российского статистического учёта – всё это надо состыковать.
Вопрос: Объясните, пожалуйста, как предлагается направить усилия госкомпаний на инновационное развитие?
М.Акимов: Во-первых, точно не будут отменены программы инновационного развития, они будут продлены до 2024 года. Во-вторых, с помощью пакета (он сейчас тоже обсуждается, в том числе пакет налогового стимулирования) финансового стимулирования спроса на инновации. И в рамках деятельности совета директоров – я как участник совета и председатель некоторых советов директоров тоже могу сказать – мы административно эту работу будем усиливать. Ещё раз хочу сказать, такая работа из самой логики вытекает: ресурсы, связанные с улучшением операционной работы, в общем исчерпаны, там почти уже нечего улучшать. Конъюнктура на рынках хорошая, и, чтобы расти, надо заниматься только одним – покупать либо мозги, либо технологические решения готовые.
Вопрос: Можете ли Вы привести примеры налогового стимулирования?
М.Акимов: Например – это имеет прямое отношение к сегодняшней теме, – в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Речь идёт в том числе о страте состоятельных людей, которых мы хотели бы привлечь к инвестированию в стартапы. Речь идёт, например, о том, чтобы привязать субсидирование налоговых выплат по НДФЛ к деятельности этих людей как бизнес-ангелов. То есть, грубо говоря, стимулировать эту работу, потому что она значительно более ответственная, чем просто раздача государственных субсидий. Потому что когда человек тратит собственные деньги, я имею в виду человек, имеющий большой бизнес-опыт, значительную экспертизу, – он, наверное, распоряжается этим (тем более это деньги его) значительно эффективнее, чем государственный чиновник. Это как пример. Обсуждаются и другие меры.
Вопрос: S7 заявила, что возможный перенос, согласно указу, серверов систем бронирования в Россию может значительно сказаться на работе российских авиакомпаний – вплоть до остановки их деятельности. Ваше мнение?
М.Акимов: Речь идёт о локализации даже не самих систем, а локализации работы с данными, которыми оперируют международные системы бронирования и продажи авиабилетов. Могу сказать только одно: любое решение в этой сфере будет сделано так, что ни потребители, ни операционный персонал компаний этого даже не заметят. По крайней мере, такая задача ставится.
Конечно, у нас большие задачи по импортозамещению в этой сфере и по выполнению требований о локализации работы с персональными данными на территории Российской Федерации.
Ещё раз хочу сказать: наша принципиальная позиция – позиция Правительства состоит в том, что эта работа должна быть сделана так, чтобы операционная деятельность не прекращалась ни на секунду. До тех пор, пока это требование не будет выполнено, никто вести себя как слон в посудной лавке не будет. Это позиция Минтранса в том числе.
Источник: http://government.ru/news/34403/