Брифинг Игоря Шувалова

Стенограмма:

И.Шувалов: Вчера, 21 декабря, в Брюсселе закончились переговоры между Российской Федерацией, Украиной и Европейским союзом, которые длились более полутора лет. Эти переговоры были инициированы Российской Федерацией после подписания соглашения между Украиной и Евросоюзом об ассоциированном членстве Украины.

Мы ещё до подписания этого соглашения неоднократно высказывали озабоченность и Европейскому союзу, и Украине о том, что в случае имплементации такого соглашения, вступления его в силу экономические интересы Российской Федерации будут существенно уязвлены. Что это означает? Это означает, что многие товары, по условиям вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и по единому таможенному тарифу, который действует на единой таможенной территории Евразийского союза, смогут поступать на нашу таможенную территорию в обход этих правил по нулевым или пониженным пошлинам через территорию Украины.

Второе. По вопросам технического регулирования и стандартам производства мы считали, что необходимо договориться о переходных периодах, в течение которых можно применять на территории Украины технические регламенты, действующие в России и в странах Евразийского союза, для того чтобы эта продукция могла поставляться как на рынки третьих государств, так и в Российскую Федерацию.

Далее. Продукция, которая производится на Украине и предназначена для потребления как на Украине, так и в Европейском союзе, а также поставлялась и на рынки Евразийского союза, – это продукты питания. Европейский союз настаивал на том, что такая продукция должна поставляться исключительно по правилам, которые действуют в Европейском союзе, и понятно, что украинские производители не готовы сейчас меры Евросоюза применять для поставок своих товаров на европейский рынок. Мы понимали, что тогда в любом случае такая продукция будет находить свою дорогу в обход существующих правил и требований на рынок Российской Федерации и рынки других стран, входящих в Евразийский экономический союз.

На протяжении всего этого времени на уровне министра экономического развития, торгового представителя Европейского союза и министра иностранных дел Украины состоялось семь раундов консультаций. Два раунда, две встречи прошли, когда ещё работала комиссия в прежнем составе. И уже пять раундов консультаций и переговоров прошли после того, как комиссия была образована в новом составе. Мы предлагали неоднократно самые разные варианты решения проблем. Российская Федерация предложила четыре варианта юридически обязывающих документов. Мы никогда не предлагали вносить изменения в основной документ – в основной договор между Украиной и Европейским союзом. Мы предлагали оформить дополнительными соглашениями те вопросы, которые волнуют в первую очередь нас, защищают наш рынок и позволяют, с другой стороны, имплементировать соглашение между Украиной и Европейским союзом.

Но мы не получили позитивного ответа на наши предложения. Напротив, нам были представлены варианты, разработанные в Европейском союзе, которые, по сути, все наши предложения перечёркивали. Никто не слышал наших озабоченностей по техническому регулированию и стандартам, по СФС-регулированию и по пониженным таможенным пошлинам.

Очень странно выглядело заявление Европейского союза вчера, 21 декабря, о том, что Российская Федерация несёт ответственность за провал переговоров в связи с отсутствием какой-либо гибкости. Это по крайней мере лживо и цинично, поскольку мы всё это время проявляли и гибкость, и профессионализм. Мы пытались найти реальный выход из ситуации, не препятствуя Украине никак осуществлять соглашение об ассоциированном членстве, но при этом и защищать экономические интересы Российской Федерации, имея в виду, что Россия уже часть Евразийского экономического пространства.

Мы и дальше готовы участвовать в переговорах, мы дальше готовы участвовать в нахождении компромиссов и развязок. Но тем не менее должен сообщить, что по решению Президента Правительство готовится к тому, чтобы с 1 января 2016 года все товары, поступающие из Украины в Россию, облагались пошлинами по единому таможенному тарифу. Это совсем не новое решение. Вы знаете, что ещё в 2014 году Правительство принимало решение о том, что если будет вступать в силу соглашение об ассоциированном членстве между Европейским союзом и Украиной, то на определённые группы товаров будет введена пошлина, которая действует в рамках единого таможенного тарифа. Но предполагалось, что это будут не все товары.

В настоящий момент мы понимаем, что ситуация так сложилась и существенным образом изменены отношения между Украиной и Российской Федерации, что Президент Российской Федерации подписал соответствующий указ о том, что отношения, которые были между Россией и Украиной в зоне свободной торговли СНГ, больше не действуют. В связи с этим Правительство с 1 января будущего года вынуждено применить режим наибольшего благоприятствования в торговле, то есть применить единый таможенный тариф к товарам, поступающим из Украины.

По вопросам транзита украинских товаров или товаров ЕС, которые транзитом идут через территорию Украины на территорию Белоруссии и Казахстана, между нами сегодня были проведены соответствующие консультации по указанию президентов. Выработан предварительный механизм, который позволит полностью контролировать потоки грузов из Украины через Белоруссию или Российскую Федерацию в Казахстан при полном конвоировании этих грузов и неспособности каким-либо образом прикрывать реальное потребление украинских товаров на территории Российской Федерации под вывеской транзита. Мы должны до конца года этот механизм доработать, оформить правительственным решением и соответствующими решениями вместе с нашими партнёрами из Белоруссии и Казахстана. Мы эту работу проводили сегодня и, надеюсь, в ближайшие дни завершим. 

Таким образом, весь комплекс вопросов, связанных с выходом Российской Федерации из отношений по зоне свободной торговли с Украиной по соглашению 2011 года, а также введению соответствующих ограничительных мер, будет завершён до 31 декабря текущего года.

Должен сказать, что по инициативе европейской стороны переговоры были эмоционально прерваны. После последних переговоров Улюкаева со своими партнёрами были даны указания и Президента, и Премьера найти развязки, и эти развязки уже были такими достаточно мягкими. Мы пытались всё время предложить механизм, правда, юридически обязывающий механизм, который бы позволил нам всем вместе сохранить торговые отношения в том объёме, в котором они есть, но при достаточных гарантиях. Наши партнёры не выходили на юридически обязывающие документы, а если бы мы это обсуждали, то в этих документах ничего бы не оставалось, что защищало бы экономические интересы России.

Для того чтобы не быть голословным, я могу вам сказать, что мы договорились с Министром экономического развития Улюкаевым Алексеем Валентиновичем, что как представителям СМИ, так и экспертам, которые хотят получить полный доступ к этой информации, мы эту информацию всю предоставим – о ходе переговоров с Европейским союзом и Украиной и тех меморандумах, которые готовились Европейской комиссией и Российской Федерацией. Вы сможете сами убедиться в том, что я сказал.

Вопрос: Игорь Иванович, хотелось бы уточнить относительно механизма по транзиту украинских товаров через Казахстан и Белоруссию. То есть механизм сам контроля транзита уже выработан?

И.Шувалов: Предварительно. Я сказал, предварительно выработан, он теперь должен быть закреплён документами.

Вопрос: А что это за люди и конвоирование?

И.Шувалов: Я же сказал, что основной принцип – это определённые коридоры и конвоирование груза до казахстанской границы.

Вопрос: А кто будет конвоировать и за чей счёт?

И.Шувалов: Кто будет конвоировать и за чей счёт, мы сегодня обсуждали, предварительно определились, думаю, что вы это узнаете только после опубликования документа. Это предстоит нам ещё окончательно утрясти с нашими партнёрами.

Спасибо.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/21205/