Брифинг Дмитрия Козака по завершении встречи с главами регионов по вопросам межбюджетной политики

Встреча Дмитрия Медведева с главами регионов по вопросам межбюджетной политики состоялась 28 февраля 2017 года.

Из стенограммы:

Д.Козак: Мы впервые проводим форум в этот сезон, в зимний период, – решение было принято в прошлом году. С момента проведения предыдущего форума прошло всего полгода, тем не менее практика показала, что это решение было оправданно.

Число участников форума на 8% больше, чем полгода назад, и соглашений заключено значительно больше.

Если в прошлом году всего было заключено 255 соглашений, то на этом форуме уже 314. Это несомненный успех.

Надо также отметить, что форум совпал с проведением Всемирных военных игр, сочинская олимпийская инфраструктура ещё раз продемонстрировала свою способность принимать параллельно такие масштабные мероприятия. И никаких проблем, никаких накладок нигде в связи с этим не возникло.

В форуме приняли участие около 600 компаний (80 из них – иностранные). Участники форума – из различных стран, было много представителей дипломатических миссий в России из зарубежных стран. Интерес к форуму чрезвычайно высокий.

Очень важным, интересным оказался уже ставший традиционным на сочинском форуме сегодняшний разговор с губернаторами – он очень актуальный. И вчера тоже был большой интерес к этой теме, поскольку существенно меняется система межбюджетных отношений: мы выстраиваем новые механизмы, которые исключают порождение иждивенчества региона, мобилизуем регионы на наращивание собственного экономического потенциала (необходимо прежде всего за счёт этого решать социальные проблемы на территориях). Сегодня была очень интересная, живая дискуссия, которая помогает нам принять более точные решения.

Вопрос: Вы говорите об иждивенческой психологии в регионах, а сами предложили 1% налога на прибыль распределять между нуждающимися регионами.

Д.Козак: Это решение было осмысленным, поскольку мы уже 12 лет не перераспределяли доходные источники между регионами. Это эмпирическим путём определяется, каким образом доходы ложатся на российскую географию. И оказалось, что 25 регионов (я сегодня говорил об этом на совещании по результатам инвентаризации) объективно могут исполнять свои обязательства, которые возложены на них законами, а остальные не могут. Необходимо более справедливое распределение ресурсов. Это разовое решение, которое в настоящее время даже у высокодоходных регионов не вызывает особых возражений. Всё просчитано, обосновано, здесь нет никакого волюнтаризма и никакой попытки подорвать стремление регионов нарастить собственный экономический потенциал.

Мы не будем менять это каждый год, это действительно невозможно. Если будем менять, то регионы потеряют стимул для наращивания собственного потенциала. Это должно быть разовое решение. Со временем, может быть, лет через десять, мы должны вернуться к этому в зависимости от того, как на карту страны лягут доходные источники в рамках налоговой системы.

Доходы за 12-летний период, которые сегодня распределились таким образом, это не только персональные заслуги тех людей, которые сегодня работают. Это результаты работы и федеральных властей на территории, и многих поколений региональных управленцев. Такое решение было необходимо для того, чтобы более справедливо распределить доходные источники средств налогоплательщиков по территории. Это происходит во всех странах мира, и не только в России, выхода другого нет.

Вопрос: Вчера прозвучала инициатива Дмитрия Медведева подумать о том, чтобы перераспределить между федеральным центром и регионами, помимо прироста налога на прибыль, ещё и другие налоги и сборы. Сегодня эта тема обсуждалась? О каких налогах и сборах может идти речь?

Д.Козак: Есть предложение, прежде всего Совета Федерации, по поводу акциза на табак, с тем чтобы стимулировать регионы к наращиванию сбора этих акцизов, поскольку у нас, оказывается, продаётся сигарет, с которых платятся налоги, в два раза больше, чем официально производится. Региональные и местные власти могут здесь внести свою лепту с тем, чтобы обелить этот рынок табачной продукции. Поэтому есть такое предложение, оно в настоящее время прорабатывается, – чтобы прирост акцизов с конкретной территории оставлять в распоряжении тех регионов, на территории которых этот прирост произведён. Но решения окончательного нет, оно будет прорабатываться, посмотрим, как этот прирост ложится сегодня на географию нашей страны. Истина всегда конкретна, нам нельзя решать исходя из замера средней температуры по больнице. Должны увидеть, кто выиграет, кто проиграет, сколько в этом случае потеряет федеральный бюджет. Мы должны понимать, что у федерального бюджета, у федерального Правительства тоже есть огромные расходные обязательства, которые должны иметь источники финансирования. Такие просьбы звучат часто, не до конца продуманные: надо добавить финансовую помощь регионам. А за счёт чего? Как только задаёшь вопрос, а какие тогда федеральные функции нужно прекратить финансировать либо сократить финансирование, сразу разговоры на эту тему прекращаются, потому что никаких конкретных предложений чаще всего нет.

Именно поэтому и решение, о котором Вы говорили, – о более справедливом распределении ресурсов, которые выделяются для горизонтального выравнивания субъектов, основательно прорабатывается. Ищем путём перераспределения между регионами.

Вопрос: Какие из озвученных стимулов для регионов Вам кажутся наиболее эффективными, чтобы они свою доходную базу наращивали?

Д.Козак: Наиболее эффективно существенное увеличение грантов. С 5 млрд рублей, которые были в позапрошлом, прошлом году, до 20 млрд рублей – в четыре раза увеличили гранты для регионов, которые будут наиболее динамично наращивать собственный налоговый, экономический потенциал. Это существенный стимул. Эти гранты будут внушительными и будут замещать выпадающие доходы, связанные с уменьшением объёма дотаций, которые выделяются из федерального бюджета. Поэтому регионы не будут чувствовать себя ущемлёнными: чем лучше работаешь, тем меньше тебе дотаций платят. Такое замещение должно быть, и регионы должны стремиться к уменьшению объёма дотаций из федерального бюджета. Это конечная цель, поскольку наращивание собственного экономического потенциала на порядок эффективнее, чем получение бесплатных, дармовых, безусловных денег из федерального бюджета.

Второй инструмент стимулирования – это оставление в распоряжении региона прироста налога на прибыль, который подлежит зачислению в федеральный бюджет. И теперь это будет не от 2%, как было раньше, а от 3%. 3% будет зачисляться в федеральный бюджет. И весь прирост, который обеспечила территория, будет на следующий финансовый год возвращаться в бюджеты регионов.

И третье (это тоже новелла) – соглашения с регионами, которые являются получателями дотаций. До настоящего времени никаких обязательств субъекты, которые получают дотации, на себя не брали.

Мы должны исходить из того, что любая помощь из федерального бюджета – это временная помощь. Субъекты Федерации должны принимать на себя обязательства по наращиванию собственного потенциала, по исключению неэффективных расходов. Я здесь цитировал закон о межбюджетном выравнивании одной из зарубежных стран, где говорится о том, что мы должны наделить финансовой способностью субъекты, с тем чтобы они могли предоставить такой же стандарт услуг, как и другие субъекты, при условии, если они обеспечивают эффективную работу по сбору налогов за счёт собственных доходных источников и демонстрируют такую же эффективность работы при расходовании средств.

У нас никакого механизма для реализации этого «если» до настоящего времени не было. С этого года это работает, и сегодня все 72 субъекта Федерации, которые получают дотации из федерального бюджета, уже подписали (срок был до 1 марта) соглашения, взяли на себя конкретные обязательства по наращиванию собственного экономического потенциала, по сокращению неэффективных расходов, по исключению неэффективных налоговых льгот, которые предоставляются в регионах. Это чрезвычайно важный стимул. При этом если до сих пор, как это было и с целевыми трансфертами, субсидии предоставлялись под соглашения, под обязательства осуществить какие-то мероприятия на региональном уровне за счёт региональных бюджетов, но без конкретной ответственности за выполнение этих обязательств, – с позапрошлого года мы ввели финансовую ответственность регионов за невыполнение обязательств по субсидиям. Эффект налицо. Если в прошлом году за 2015 год вернулось в федеральный бюджет неиспользованных субсидий на 73 млрд рублей, то в этом году только на 6,5. Теперь такая же ситуация с дотациями. Соглашения заключаются под обязательства субъектов выполнить конкретные мероприятия по оздоровлению региональных финансов, по созданию новых рабочих мест, по привлечению инвестиций, по наращиванию собственно доходной базы регионального бюджета, тоже под финансовую ответственность. В случае невыполнения этих обязательств в следующем, 2018 году расчётный объём дотаций будет сокращён на 5%. Это тоже стимулирует регионы конкретно. Важно нам устоять, что называется, чтобы эта ответственность была неотвратимой, тогда этот стимул будет работать очень хорошо.

В законодательстве, которое введено с этого года, предусмотрены основания для освобождения от такой ответственности: форс-мажорные обстоятельства, изменение прогноза социально-экономического развития страны в целом либо смена высшего должностного лица региона, которое брало на себя эти обязательства. Таким образом, все – и федеральный центр, и региональные власти – теперь понимают свой манёвр. 

Д.Козак: Таким образом, все – и федеральный центр, и региональные власти – теперь понимают свой манёвр.

Вопрос: По превышению налога на прибыль можно уточнить? Превышение по сравнению с чем?

Д.Козак: Пока это существует в виде поручения и проекта постановления, поскольку будет осуществляться только с 2018 года.  Постановление Правительства ещё не утверждено, но предположительно мы пока исходим из такой модели: оцениваем за предыдущие два финансовых года, мониторим доходы по налогу на прибыль с территорий, и в третьем финансовом году, если они их нарастили по сравнению с двумя предыдущими среднегодовыми доходами от налога на прибыль, весь этот прирост возвращается тем территориям, которые его обеспечили. Это будет действовать начиная с 2018 года.

Вопрос: То есть другие ставки распределения между федеральным бюджетом и региональными будут?

Д.Козак: Нет. Это будет возврат из федерального бюджета соответствующих сумм в виде нецелевых трансфертов регионам за 2015–2016 годы. Среднегодовой рост налога на прибыль, например по Краснодарскому краю, составил 10%. Среднегодовой. В 2017 году эти 10% от 3%, зачисляемых в федеральный бюджет, будут перечислены в бюджет Краснодарского края.

Вопрос: Хотелось ещё уточнить про перераспределение 1%. Вы сказали, что это разовое решение, а в октябре речь шла о трёх-пяти годах, в течение которых механизм будет действовать. Можете пояснить?

Д.Козак: Это разовое решение на долгосрочный период, не на один год. Так невозможно – каждый год менять, сегодня забрали, завтра отдали. Нужен постоянный источник для создания финансовой способности регионов оказывать среднероссийский уровень государственных и муниципальных услуг.

Вопрос: По поводу соглашений. Вы сказали, что заключено 214 соглашений, а сумма какая-то есть?

Д.Козак: Предварительно это около 200 млрд рублей. Но это промежуточные итоги,  по состоянию на 12 часов сегодняшнего дня.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/26577/