Беседа Михаила Мишустина с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Андрей Александрович!
Сегодня мы осмотрели инфраструктуру замечательного аэропорта Толмачёво, поговорили о планах развития, о том, какие на сегодняшний день основные задачи необходимо решить.
Я с большой радостью приехал к вам в Новосибирск. Мы с Вами уже встречались и занимались планированием большого количества проектов. Для всех людей России о Новосибирске прежде всего говорит его замечательная научная школа, многие учреждения, такие, например, как Институт ядерной физики имени Будкера, который занимается подготовкой специалистов в промышленности, в науке, причём высококлассного уровня, с учётом большого количества знаний, которые просто необходимы сегодня для достижения технологического, промышленного суверенитета. А это основные задачи, которые перед нами ставит Президент и которые в том числе решаются здесь, в Новосибирске.
Хочу Вас спросить в первую очередь, как обстоят дела в промышленности и наукоёмких, непростых производствах. Знаю, что этим в области серьёзно занимаются.
А.Травников: Михаил Владимирович, очень рад Вас видеть снова в Новосибирской области.
Конечно, готов доложить о реализации тех проектов, которые мы обсуждали три года назад, и ответить на Ваш вопрос по развитию промышленности. Но, если позволите, сначала небольшое дополнение к разговору, который мы сейчас вели по аэропорту.
Вы говорили про обратную связь и инвесторов. Я лично всегда спрашиваю инвесторов, которые приходят в Новосибирскую область, почему именно Новосибирская область. И они очень часто дают ответ: потому что к вам удобно прилетать и от вас удобно улетать, у вас удобно вести бизнес. Это подтверждение влияния развития авиационного хаба на экономику региона.
В том числе на туризм. Не всем известен факт, что два года подряд, 2022 и 2023 годы, по всем основным показателям, которые ведёт Росстат, (туристический поток, количество ночей, проведённых в местах размещения), Новосибирская область – номер один в Сибирском федеральном округе по туризму.
Мы все любим жемчужины Сибири – Горный Алтай, Шерегеш, Байкал. На сегодняшний день главная точка притяжения – это Новосибирск. И конечно – благодаря нашим долгосрочным вложениям в развитие аэропорта.
Теперь хочу ответить на Ваш вопрос о развитии промышленности. Действительно, хорошие показатели. И в прошлый год, и в этот год индекс промпроизводства выше общероссийского. В этом году 105,3. Но важнее те структурные изменения, которые нам удаётся поддерживать последний год. Основной драйвер – не добыча, а обрабатывающее производство (10% по этому году).
Но самое главное даже в структуре обработки – это высокотех. Причём, приведу пример, производство малотоннажной химии – 14 с лишним процентов прирост по этому году, производство лекарственных препаратов – почти 18%, производство электротехники – 25%. Особенно радует производство компьютеров, электронной, оптической техники – два года подряд мы прирастаем на 40 и более процентов.
М.Мишустин: Я видел ваши цифры, серьёзные очень.
А.Травников: Это эффект импортозамещения. И здорово, что наши предприятия не только успешно отвечают на вызовы, но и пользуются возможностями сегодняшнего момента.
Наука. Действительно, наш регион – в топ-5 по научно-технологическому потенциалу по рейтингу. Но это не только исследования, это в том числе и вклад в реальную экономику.
Вы упомянули Институт ядерной физики. Хотел бы отдельно Вас поблагодарить.
М.Мишустин: Ремонт?
А.Травников: Конечно. Не только выделили средства на исследовательские проекты, а были выделены средства на ремонт здания экспериментального производства и обновление станочного парка. Это главное производство, которое сегодня участвует в реализации научного проекта для всей страны – Сибирский кольцевой источник фотонов.
М.Мишустин: СКИФ мы его называем.
А.Травников: Да, СКИФ. Синхротрон «СКИФ». Но для нас ещё важно, что это центр развития кооперации. Потому что в СКИФе участвуют, кроме ИЯФа, ещё семь крупных новосибирских предприятий. Именно они обеспечивают совместно уровень импортозамещения, локализации более 90%. И это серьёзный вклад в развитие экономики.
Бурно развиваются информационные технологии и связь. Мы уже признанный, один из крупных центров цифровой трансформации. Почти 30 тысяч работающих, 165 млрд – оборот за прошлый год, причём с приростом в 30%. Но что особенно важно – доля в ВРП от информационных технологий – 4,1%. Это соизмеримо с такими крупными нашими отраслями, как строительство и сельское хозяйство. И выше, чем в среднем по России, и намного выше, чем в среднем по Сибири.
Причём – что не только приятно, но и полезно – это дополнительные поступления в бюджет. Да, эти отрасли ещё в абсолютном значении не превысили такие бюджетообразующие столпы, как добыча, железная дорога, банковский сектор, но по темпам прироста доходов в бюджет далеко впереди. По этому и по прошлому году ИТ и связь давали прирост нам в бюджет 43%, научная деятельность – больше 40%. Туризм, как я вначале об этом рассказал, тоже более 40% дополнительных поступлений в консолидированный бюджет. При этом, например, добыча полезных ископаемых, к сожалению, имеет отрицательные темпы.
Правительству Российской Федерации отдельные слова благодарности за беспрецедентные меры поддержки сферы ИТ-технологий и связи. Я считаю, что эти меры сработали не как антикризисные, а именно как стимулирующие, развивающие отрасль. Мы добавляли и свои меры, но сделали акцент не только на налоговые преференции, но и на поддержку системы образования, в том числе негосударственную систему образования.
И вот благодаря такой поддержке Правительства Российской Федерации нам удаётся строить региональную экономику XXI века – несырьевую, диверсифицированную, высокотехнологичную. И мы, конечно, продолжим эту работу и дальше.
М.Мишустин: Очень важно то, что Вы говорите, но, без сомнения, без развития социальной инфраструктуры тоже никуда не продвинешься. Вы сказали о целом ряде отраслей, очень важных, высокотехнологичных. Сказали также о туризме, а туризм, как известно, даёт самый большой мультипликативный эффект на смежные отрасли, совершенно разные. Но и современные больницы, клиники, медицинское обслуживание – это то, что необходимо. И модернизация первичного звена, наверное, один из самых приоритетных вопросов. По поручению Президента мы этим проектом занимаемся системно. В конце 2021 года, я помню, мы выделяли около 2 млрд рублей на строительство инфекционной больницы в Новосибирске. Как обстоят с ней дела? И расскажите о других медицинских объектах, которые возводятся здесь.
А.Травников: Я сначала как раз о других объектах. Очень системно к развитию материальной базы сферы здравоохранения мы подошли ещё до старта нацпроекта, в 2018 году – за счёт региональных программ, за счёт взаимодействия с «РЖД-Медициной» и некоторыми частными партнёрами. Но конечно, мощные импульсы и дополнительные возможности мы получили после того, как Президент инициировал, а Правительство сформировало новую программу развития первичного звена, модернизации первичного звена здравоохранения, после, можно сказать, исторического Госсовета в декабре 2019 года в Калининграде.
Назову некоторые цифры, чтобы продемонстрировать масштаб работы, которую удалось провести на данный момент. Это ещё даже без объектов пусковых 2024 и 2025 годов.
Построено ФАПов и амбулаторий – 156, создано центров онкологических, сосудистых, гемодиализных – 39. Построено и реконструировано стационаров – 2+9, 11 в сумме. Отремонтировано различных зданий медицинских – 290.
Вообще масштаб этой сложной, но приятной работы даже превышает уровень лучших советских пятилеток.
И конечно, пандемия заставила нас всех пересмотреть важность инфекционной службы. В 2021 году я обращался за поддержкой по строительству инфекционной больницы. Мы ставили перед собой задачу не только обновить здания, которым сегодня 80–100 лет, но и вынести из центра мегаполиса инфекционный центр. И эту задачу нам удалось выполнить. На земельном участке 24 га на границе Новосибирска построен фактически новый больничный городок – по всем самым жёстким постковидным санитарным требованиям. 31 здание, в том числе 21 здание медицинского назначения, более 40 тыс. кв. м площадей помещений, 504 боксированные койки.
М.Мишустин: Медицинские боксы тоже есть?
А.Травников: Да. 504 – это медицинские боксы.
Сложнейшие инженерные системы очистки воды и воздуха, в том числе с учётом наличия патогенов первой группы.
Нормативный срок строительно-монтажных работ по СНиПам составлял бы 44 месяца. Нам с учётом проектирования удалось её построить практически за три года.
М.Мишустин: Типовой проект? Это важно. Типовой проект ускоряет всё.
А.Травников: Нет, мы, к сожалению, не смогли использовать те проекты, которые использовали наши коллеги при строительстве ковидных госпиталей, потому что оказалось, что ковидный госпиталь и многопрофильная больница на все виды инфекций – это две большие разницы. И нам пришлось проектировать самим. Вот такой объект получился. Две-три недели – и строители получают заключение об окончании строительства. С учётом того, что контракт предусматривает в том числе полное оборудование – от высокотехнологичного до принадлежностей на столах у медиков, я думаю, что Роспотребнадзор достаточно быстро проверит и выдаст разрешение на использование.
М.Мишустин: Анну Юрьевну (Попову) попросим сделать это как можно быстрее.
А.Травников: Специалисты Роспотребнадзора уже на стадии строительства там сопровождают.
М.Мишустин: Главное, чтобы люди не болели. Главное всё‑таки профилактика и занятия спортом.
А.Травников: Это да.
Я хотел бы отдельно отметить важность федерального финансирования. Вы тогда поддержали, в 2021 году, и 2 млрд рублей нам позволили очень быстро стартовать, а самое главное, даже в условиях санкций в 2022 году законтрактовать всё оборудование. И соответственно, врачи сегодня получают центр, полностью укомплектованный, в том числе высокотехнологичным оборудованием.
М.Мишустин: Вы для строительства в том числе объектов здравоохранения активно используете инфраструктурные бюджетные кредиты. Кроме этого, по поручению Президента мы задействовали большое количество других инструментов. Это и специальные казначейские кредиты, и инфраструктурные бюджетные облигации. Их можно использовать также для жилищно-коммунального хозяйства, инфраструктуры любой, в том числе транспортной инфраструктуры, для дорог. Как используете их и какие ещё проекты реализуются в сфере транспорта?
А.Травников: Михаил Владимирович, Вам лично и Правительству спасибо большое за такой широкий ассортимент инструментов инфраструктурного меню. Можно сказать, почти на все случаи жизни. Отдельные слова благодарности за возможность использования инфраструктурных бюджетных кредитов – ИБК – для строительства социальных объектов. Потому что ряд медицинских объектов мы строили по схеме ГЧП, а мы знаем, что ГЧП очень чувствительно ко всяким макроэкономическим потрясениям. И когда весной 2022 года ставка кредитования была запредельная, если честно, другой проект – строительство поликлиник в городе Новосибирске – мы даже на 2,5 месяца остановили. Потому что считали неразумным строить за 20% годовых. И когда правительственная комиссия одобрила нам использование ИБК, это, конечно, для нас был выход из положения. Сегодня три поликлиники на правом берегу Новосибирска благодаря этому также полностью готовы к вводу в эксплуатацию.
Вообще, мы стараемся использовать все инструменты инфраструктурного меню. ИБК я пояснил. Постановление №1749 – завтра коллеги расскажут в Академпарке, как это используется для развития инновационной инфраструктуры. Специальные казначейские кредиты мы брали для приобретения общественного транспорта.
Пожалуй, единственный инструмент, который мы пока не используем, это облигации. Но мы обязательно найдём проекты в сфере ЖКХ, где и облигации применим.
Из транспортных проектов, которые реализуются. Что касается города Новосибирска, главная задача, главный ожидаемый крупный проект, который нам, несмотря на все трудности, надо ввести в эксплуатацию в части рабочего движения через реку Обь в 2024 году…
М.Мишустин: Мостовой переход?
А.Травников: Мостовой переход через реку Обь. По концессии.
М.Мишустин: Там 7,2 млрд?
А.Травников: Это дополнительно выделяли. Объект в высокой степени готовности.
М.Мишустин: Сколько он стоит? 44 млрд?
А.Травников: В сумме в соглашении 44. И задача, как я сказал, основной ход – открыть рабочее движение в этом году, а все развязки запустить в следующем году.
Кроме того, в связи с тем, что Новосибирск – крупный транспортный узел, конечно, для нас важно дальнейшее развитие федеральных дорог, примыкающих к городу. В первую очередь «Чуйского тракта», но я об этом хотел бы отдельно Вам доложить.
Следующий проект, или, можно даже сказать, большая программа, которая сегодня реализуется в Новосибирске, – это обновление общественного транспорта. Мы её реализуем системно уже третий год, и я считаю, что показатели уже очень достойные. К концу 2024 года количество трамваев, троллейбусов и автобусов, которые мы обновим в Новосибирске, перевалит за 400 единиц. Здесь как раз использовались и казначейские кредиты, и лизинг, и наше сотрудничество с белорусскими партнёрами, с компанией «РЖД» в части обновления составов электричек. Сейчас я дал поручение, обеспеченное бюджетным уже решением, приступить к закупке первого состава вагонов метро для Новосибирского метрополитена, с тем чтобы в последующие пять лет полностью обновить парк всех видов общественного транспорта столицы Сибири. А с учётом того, что мы в этом году переходим на новый инструмент расчётов за проезд, удобный для пассажиров, фактически это большой проект реновации общественного транспорта.
Вот на что в том числе мы используем те инструменты, которые созданы Правительством Российской Федерации, за что большое спасибо.
М.Мишустин: Спасибо, Андрей Александрович.
Регион активно развивается. Вы практически по всем направлениям, о которых договаривались, достигли большого прогресса. Радует то, что в экономике области превалирует высокотехнологичная продукция. Мы оцениваем по четырём параметрам развитие регионов. Это рост ВРП, количество инвестиций, количество рабочих мест и рост реальных доходов населения. По всем параметрам здесь есть прогресс.
Хочу пожелать вам удачи и успеха. И чтобы Новосибирская область и Новосибирск прирастали новыми инфраструктурными объектами, дорогами, аэропортами, чтобы жителям становилось комфортнее, удобнее здесь жить.
Источник: http://government.ru/news/52207/