Антон Cилуанов выступил на парламентских слушаниях на тему «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации»
Из стенограммы:
А.Силуанов: Уважаемый Вячеслав Викторович (обращаясь к В.Володину), уважаемые коллеги, добрый день! Действительно, как сказал Вячеслав Викторович, мы подготовили соответствующий законопроект, исходя из тех задач, которые поставлены Президентом, а именно – увеличение темпов экономического роста и вхождение России в пятёрку стран с наибольшей экономикой.
Мы в последнее время создали все условия для такой стабильной макроэкономической среды. У нас предсказуемый курс, снижается инфляция и процентные ставки. Но до сих пор ещё есть риски в регуляторной среде у наших предпринимателей и бизнеса. Когда мы стали обсуждать с бизнесом, какие шаги нам предпринимать, для того чтобы стимулировать наших предпринимателей к вложению собственных средств в новые проекты, все предприниматели рекомендовали нам принять закон, который стабилизировал бы условия деятельности. Мы говорим о том, что на депозитах у предпринимателей лежат 30 трлн, и считаем необходимым создать условия для того, чтобы имеющиеся у бизнеса денежные средства работали на цели экономического роста. Для того чтобы они заработали, необходимы условия, гарантии средств, которые вкладываются в инвестиции, гарантии отдачи от этих инвестиций и, соответственно, возврат этих средств. Поэтому законопроект, который мы сегодня рассматриваем, направлен как раз на решение этих задач.
Мы видим, что сегодня в области инвестиций действует законодательство ещё 1990-х годов, и во многом это законодательство устарело. Поэтому, когда мы перед собой ставили задачу подготовки законодательства, задача была такая – подготовить основы инвестиционного законодательства, которые бы по-современному решали вопросы инвестиций, гарантий инвестиций, стабильности инвестиционных режимов и так далее. Поэтому вместе с рассматриваемым законопроектом мы предлагаем исключить целый ряд устаревших норм законодательства, а в этот законопроект включить решения, которые необходимы для инвестиций.
Сразу хочу заметить, что вопрос бюджетных инвестиций мы намеренно исключили из действующего законопроекта, с тем чтобы эту тему включить уже в бюджетное законодательство и там определить основные принципы инвестирования за счёт бюджетных средств.
Что хотелось бы сказать про основные задачи законопроекта? Законопроект предлагает два ключевых решения. Первое – это стабилизация решений, которые влияют на бизнес-проекты для всех предпринимателей, независимо от того, заключается ли соглашение о защите и поощрении капиталовложений или нет. Речь идёт о так называемом общем инвестиционном режиме. И второе направление – это уже заключение соглашений с инвесторами, которые непосредственно вкладывают собственные деньги в проект, соответственно, заключается соглашение между государством и таким инвестором. Кратко остановлюсь на двух этих предложениях.
Первое – это общий инвестиционный режим. Он предусматривает отсрочку вступления в силу нормативно-правовых актов, которые приводят к дополнительным издержкам для бизнеса и влияют на инвестпроекты, которые бизнес должен реализовывать. Что это такое? Это в первую очередь отсрочки по налогам. Мы говорим о трёх налогах: налог на прибыль, налог на землю, имущественные налоги. И мы говорим о том, что изменения по этим налогам, которые могут негативно повлиять на реализацию этих бизнес-проектов, вступают с отсрочкой на три года. Как это будет работать? Любые законодательные инициативы будут проходить оценку регулирующего воздействия. Такую оценку производит Министерство экономического развития России. В случае если будет признано то, что тот или иной законопроект негативно влияет на бизнес, нормы соответствующих законодательных актов будут включать в себя отсрочку вступления в силу данных законодательных инициатив, что позволит адаптироваться бизнесу к этим новеллам. Второе – это уже так называемый проектно-инвестиционный режим. Здесь предлагается реализовывать этот проектно-инвестиционный режим на основании соглашений между государством и бизнесом. По сути дела, две стороны: государство с одной стороны и предприниматели – с другой, которые берут на себя соответствующие обязательства. Мы говорим о том, что соглашение о защите поощрения капиталовложения – своего рода публичная оферта. Здесь предусматривается заявительный порядок заключения таких соглашений, и государство не может отказать от заключения этих соглашений. О чём идёт речь в соглашениях? Предусматривается стабилизационная оговорка в части налогов, а именно три налога плюс стабилизация в порядке возмещения НДС. Нормы о неухудшении условий технического регулирования, лицензирования, землепользования, застройки территорий, административных процедур в строительстве принимаются с отсрочкой. По налогам это отсрочка от 6 до 20 лет, то есть рёчь идёт о сроке реализации проекта. По техническому регулированию, землепользованию и застройке предлагается установить срок до трёх лет, когда вводятся изменения, касающиеся влияния на бизнес. Кроме того, соглашением предусматривается сохранение норм государственной поддержки, которые действуют на момент реализации нового соглашения. То есть если принимается решение об инвестировании в новый проект и государство обещает меры поддержки, в том числе и финансовой поддержки, то в соглашении о защите и поощрении капиталовложений эти меры прописываются и государство берёт на себя уже ответственность по сохранению этих мер на весь период, когда будет реализован тот или иной инвестиционный проект. При этом законопроектом предусматриваются различные подходы по стабилизациям в зависимости от объёма инвестиций.
Чем больше объём инвестиций, чем значимее инвестиционный проект, тем на более длительный срок заключаются такие соглашения. Мы изначально планировали заключение соглашений по проектам, которые имеют объём собственных инвестиций не менее 1,5 млрд рублей. Для чего это делается? Мы знаем, что зачастую проекты реализуют, создавая небольшую компанию с небольшим уставным фондом, привлекаются заёмные средства, эти заёмные средства не всегда потом выполняются, и от этого страдают сами проекты. Поэтому мы говорим о вложениях именно собственных средств от 1,5 млрд рублей в проекты в области промышленности, сельского хозяйства, цифрового развития, стоимость которых оценивается не менее чем в 7 млрд рублей. В иных сферах экономики – от 5 млрд рублей и более крупные проекты от 10 млрд рублей. Когда мы готовили законопроект, нам предложили несколько понизить планку, сделав её минимальное значение – 250 млн рублей для проектов, которые касаются социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физкультуры. Мы согласились с таким подходом и учли также более пониженный объём инвестиций в такие проекты. При этом хочу сказать, что при проектах наиболее крупных, от 10 млрд рублей и выше, предлагается стабилизировать формулу тарифов. То есть естественная монополия, которая поставляет соответствующие услуги для вновь реализуемого проекта, может заключать длительные соглашения о порядке расчёта стоимости таких услуг, что тоже важно для реализации бизнес-проектов. Кроме того, мы говорим о том, что при крупных проектах, от 10 млрд, мы можем включать в соглашение размеры и порядок уплаты вывозных таможенных пошлин. Причём это тоже предусматривается на достаточно длительные сроки в зависимости от объёма реализуемого проекта. Кроме того, к крупным проектам могут применяться дополнительные стабилизации по ставкам платы по неналоговым платежам.
Помимо стабилизационной части вторая важная новация законопроекта, которую мы включили по предложению бизнеса, это норма о том, что, реализуя новый инвестиционный проект, затраты на инфраструктуру, которые были произведены предпринимателем, будут компенсироваться за счёт будущих налогов. Это новация очень важная. Потому что речь идёт о социально-инженерной инфраструктуре. Сопутствующая инфраструктура, которая необходима для реализации бизнес-проекта, будет компенсирована из будущих налогов, то есть, по сути, за счёт бюджетных средств. Это тоже очень важная мера, потому что позволит снизить издержки предпринимателей для вложений и для реализации новых проектов.
У нас предусмотрена законопроектом и взаимная ответственность. Потому что в случае, если государство нарушит соответствующие нормы соглашения, будет предусмотрена мера компенсации. В случае если предприниматель нарушит условия и соответствующий бизнес-проект не будет реализован, здесь тоже предусмотрена мера ответственности в виде возврата дополнительных мер поддержки, которые были получены в ходе реализации проекта. Предусматривается реестр таких соглашений. Реестр всех СЗПК будет вести Федеральное казначейство в электронном виде. Федеральное казначейство также будет вести реестр всех мер поддержки, что позволит обеспечить неизменность в рамках СЗПК принятых решений о предоставлении поддержки.
В ходе работы над законопроектом мы постоянно ведём диалог с бизнесом. И многие предприниматели ждут этого законопроекта с тем, чтобы начать свои инвестиции. Речь идёт о строительстве целлюлозно-бумажных комбинатов, новые инвестиции в рамках «Енисейской Сибири», дорога «Меридиан», которая свяжет Китай и Европу, экологические проекты, целый ряд других проектов, которые пока не реализуются до момента принятия соответствующего законопроекта.
Участие регионов. Законопроектом также предусматривается возможность участия субъектов Российской Федерации. Для них предусмотрены такие же условия заключения соглашений, которые касаются региональных налогов и определённых видов стабилизации. Планка по таким проектам чуть понижена по сравнению с федеральным уровнем. Мы считаем, что это даст возможность участия среднего бизнеса в соглашениях по защите и поощрению капиталовложений. Согласен с Вячеславом Викторовичем в том, что у нас есть определённые нормы законопроекта, которые отсылают к решению Правительства Российской Федерации. В настоящее время такие проекты решений Правительства готовятся, и мы до конца года подготовим проекты актов. По нашим оценкам, необходимо около пяти постановлений Правительства и достаточно большое количество ведомственных актов. Мы соответствующее решение подготовим ко второму чтению. Важно также, что будут подготовлены и модельные акты для субъектов Российской Федерации, модельные акты соглашений по поощрению капиталовложений, что облегчит работу бизнеса в субъектах Российской Федерации.
Мы готовы к работе ко второму чтению. Мы слышим достаточно много и положительных моментов – это как оценка инициатив, которые представлены Правительством в Государственную Думу, так и много предложений по доработке. Поэтому мы готовы вместе с депутатами, вместе с бизнесом к работе над совершенствованием законопроекта. Уверен, что мы сможем сделать его лучше ко второму чтению.
Источник: http://government.ru/news/38383/