Алексей Оверчук выступил на открытии XV Веронского Евразийского экономического форума в Баку
27 и 28 октября 2022 года в Азербайджане, в Бакинском конгресс-центре, проходит XV Веронский Евразийский экономический форум. Его цель – содействие деловому диалогу в Большой Евразии. Основная тема форума в этом году – «Евразия на пути к новому геополитическому и социально-экономическому порядку: переход к новой экономике, ориентированной на человека». 27 октября Заместитель Председателя Правительства Алексей Оверчук выступил на открытии форума.
Из стенограммы:
А.Оверчук: Доброе утро, уважаемые участники форума!
Хотел бы поблагодарить наших азербайджанских друзей за гостеприимство и предоставленную площадку для проведения форума. Также хотел бы поблагодарить господина Фаллико (президента ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико) за его энтузиазм и оптимизм, иначе проведение форума было бы очень тяжело представить.
Логично было бы ожидать, что Веронский Евразийский форум должен проводиться в Италии, в Вероне, как это и было до недавнего времени. Однако политика отмены России, поддержка Европейским союзом правительств, ущемляющих права русскоязычного населения, запрещающих русским изучать и использовать родной язык, заставила покинуть Верону. Очень надеемся, что когда-нибудь европейцы смогут преодолеть своё предвзятое отношение к России и русским и разобраться в настоящих причинах происходящей трагедии.
Пока же для контактов между Россией и Западом почти не осталось подобных площадок, и это делает нашу встречу особенно ценной.
Между Россией и европейскими странами сегодня отсутствует авиационное сообщение, воздушное пространство закрыто с обеих сторон, морское сообщение сокращается, автоперевозчики оставляют свои грузы на границе, где происходит перегрузка или перецепка, а железнодорожное сообщение по ряду направлений отсутствует.
Что касается энергетики, трубопроводного транспорта, то работает лишь небольшая часть трубопроводов, связывающих нас с Европой. Они либо перекрыты, либо находятся под санкциями, либо взорваны. И это Европа ХХI века.
На мой взгляд, было бы интересно использовать эту редкую в наше время встречу для обмена мнениями о том, куда приведёт Евразию такое развитие событий. Может быть, даже подумать о последствиях происходящего разрыва между Россией и Европой. Тем более что совсем недавно казалось, что ещё чуть-чуть – и идея Европы от Лиссабона до Владивостока превратится в реальность.
Что касается России, то мы переживаем этот кризис гораздо лучше, чем виделось дизайнерам санкций против нашей страны. Ожидаемое падение ВВП в 2022 году составит 2,9%, как вы помните, в начале марта все предсказывали 18%. Инфляция будет в районе 12,4%, безработица находится на рекордно низком уровне 3,8%.
Мы – страна, обладающая собственными материальными ресурсами, у нас нет недостатка в дешёвой энергии, мы обеспечиваем продовольственную безопасность – свою и близких нам стран, у нас талантливые люди. Всё это позволяет нам самостоятельно строить своё будущее.
Проведение Веронского Евразийского форума в Баку – это сигнал, говорящий о переходе от глобальной осевой модели развития «Восток – Запад» к модели «Север – Юг», и в этом смысле Россия перестаёт быть востоком Европы и начинает осмысливать себя как Север Евразии, и именно в этом ключе сегодня выстраивается новая логика нашего развития.
Наши инвестиции нацеливаются на обеспечение транспортной связанности нашей экономики с югом континента. Здесь, в Прикаспийском регионе, это особенно заметно, поэтому неслучайно Баку был выбран для проведения этого форума.
На Каспии и вокруг него идёт строительство каспийского международного транспортного коридора «Север – Юг», состоящего из трёх основных маршрутов. Первый маршрут проходит по западному берегу Каспия через Дагестан, Азербайджан и Иран с выходом к портам Персидского залива, рынкам Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Африки. Это наши основные экспортные рынки. Второй маршрут является морским и обеспечивает взаимосвязи между портами государств Каспийского моря.
Третий маршрут проходит вдоль восточного берега Каспия из России через Казахстан, Туркменистан с выходом на Иран. Этот маршрут уже опробован, в этом году поезд прошёл и доставил груз в Индию. Первый и третий маршруты обеспечивают как железнодорожные, так и автомобильные перевозки.
Преимущество Каспийского международного транспортного коридора в том, что он позволяет нам выходить к морским портам Ирана и обеспечивает связанность с рынками юга.
Мы активно модернизируем, наращиваем свои транспортные мощности, чтобы они соответствовали ожидаемому возрастающему объёму перевозок.
Вчера я приехал в Баку из Махачкалы, мы проехали сюда на машине и посмотрели строительство дороги от Махачкалы до границы – оно идёт. Посмотрели, что у нас с пунктами пропуска, определили узкие места. Сейчас идёт активная модернизация, будем продолжать, будем расширять возможности пунктов пропуска.
На Каспии ведём работу по углублению дна, реконструкцию Волго-Каспийского морского судоходного канала, а также наших портов. Будем направлять инвестиции в развитие транспортно-логистических терминалов в Иране. Планируем инвестировать в строительство недостающего 160-километрового отрезка железной дороги, связывающей Иран с Азербайджаном, – Решт – Астара. Таким образом, обеспечим прямое железнодорожное сообщение от Персидского залива до Балтики.
Для обеспечения возрастающего объёма морских перевозок, в основном сыпучих грузов, зерна, удобрений, – ведём активные переговоры с партнёрами по наращиванию строительства судов различных типов. Развиваем и круизное судоходство. Для этого задействуются судостроительные мощности России, Туркменистана и Азербайджана.
Это только часть активности, которая у нас происходит. Аналогичная активность у нас и на востоке России с выходами на Китай.
Что касается трубопроводов, то в этом году мы резко увеличили поставки газа в Китай. Функционирует газопровод «Сила Сибири», приступаем к строительству «Силы Сибири – 2» через Монголию. Это очень серьёзные инвестиции и очень серьёзная переориентация материальной инфраструктуры. Это не единственное, где обсуждаются газовые проекты, есть и другие направления, которые идут на рынки Индии, Пакистана, Афганистана и других стран, многие из которых являются густонаселёнными и быстрорастущими экономиками.
При этом известно, что мы не пытаемся получать временные конъюнктурные выгоды, мы традиционно строим отношения, позволяющие и продавцам, и покупателям быть уверенными в стабильности и уверенно развиваться.
Всё это серьёзные инвестиционные проекты с долгосрочными системными эффектами. Они уже реализуются. Судя по программе форума, у вас будет отличная возможность их обсудить, глубоко погрузиться в эту тематику. Желаю всем участникам форума плодотворного обмена мнениями и конструктивной работы.
Источник: http://government.ru/news/46925/