Александр Хлопонин провёл селекторное совещание по ситуации с лесными пожарами в Сибирском федеральном округе
Вступительное слово Александра Хлопонина
Сообщение врид директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Михаила Сапунова
Сообщение руководителя Росгидромета Александра Фролова
Сообщение губернатора Забайкальского края Натальи Ждановой
Сообщение заместителя председателя правительства Иркутской области Руслана Болотова
Сообщение заместителя председателя правительства Республики Тыва Байбека Монгуша
Сообщение председателя правительства Красноярского края Виктора Томенко
Из стенограммы:
А.Хлопонин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня с вами проводим селекторное совещание по ситуации с лесными пожарами в Сибирском федеральном округе. У нас в этой части Российской Федерации традиционно горят леса в одних и тех же регионах: это Забайкальский, Красноярский края, Иркутская область, Республика Бурятия и Республика Тыва. Сегодня с нами на связи руководители и заместители руководителей данных субъектов.
Для начала немного цифр. О ситуации, которая складывалась в Сибирском федеральном округе в предыдущие периоды. Хочу напомнить, что в 2015 году лесными пожарами было пройдено 1,84 млн га, в 2016 году – 1,3 млн га. В 2017 году (на сегодняшнюю дату) пожарами пройдено 920 тыс. га. С одной стороны, безусловно, видна положительная динамика, но я хочу отметить, что 70% горимых лесных территорий у нас, к сожалению, приходится на регионы Сибирского федерального округа. Иными словами, несмотря на то что нам удаётся удерживать ситуацию под контролем, всё же есть над чем продолжать работать.
Последние две недели ситуация с погодой остаётся напряжённой: погода жаркая, сухая, ещё и ветреная, и, к сожалению, все показатели по Сибирскому федеральному округу стали приближаться к не самым лучшим показателям прошлых годов. Конечно, всегда можно всё списать на стихию, но вовремя проведённые профилактические мероприятия и принятые своевременно управленческие решения позволяют учитывать возможность подобных аномалий и нивелировать их последствия.
В качестве примера хотел бы привести положительный опыт работы в Красноярском крае, где на пике горимости возникало до 80 пожаров в день, тем не менее региону удалось удержать ситуацию своими силами, и благодаря оперативному реагированию пожары тушились на ранних стадиях. В результате площади пожаров на начало июля втрое меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Мы с этого года утвердили новую систему координации всех органов власти при тушении лесных пожаров, и эту работу поручено возглавлять Рослесхозу. На прошлом селекторном совещании руководителю Рослесхоза Ивану Владимировичу Валентику было дано поручение в случае неисполнения этих решений докладывать в Правительство в суточный срок. Я пока никаких докладов по данному поручению не получал. Полагаю, это означает, что у руководителя Рослесхоза нет серьёзных нареканий к субъектам.
Сегодня Иван Владимирович Валентик находится на прямой связи из Читы. Иван Владимирович, давайте приступим, Вам слово. Какая обстановка в регионе, в Сибири, на других территориях, откуда приходят сообщения о лесных пожарах?
И.Валентик: По Вашему поручению, Александр Геннадиевич, нахожусь в Забайкальском крае. Мы провели с губернатором Забайкальского края заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Действительно, ситуация сложная в плане погоды. Был доклад Росгидромета местного. Аналогичные температурные экстремумы были только в 1950 году. Температуры очень высокие, пошли незначительные осадки. Ситуация немного упростилась, но на достаточно краткосрочный период, поэтому никто не расслабляется. В связи с этим на заседаниях КЧС принято решение о продолжении наращивания авиационной группировки, предложено передислоцировать 100 работников подразделения авиалесоохраны на территорию Забайкальского края для обеспечения слаженной и скоординированной работы по противодействию лесным пожарам.
Температурные экстремумы по основным горимым регионам Сибирского федерального округа предопределяют и причины возникновения лесных пожаров. Очень высокая грозовая активность. Около 20% причин лесных пожаров, которые возникают в Сибири, сегодня связаны с грозовой активностью. Но, как и в весенний период, основной причиной, безусловно, остаётся деятельность человека.
Если говорить в целом о ситуации с пожарами в Российской Федерации, всего с начала пожароопасного сезона возникло 6444 лесных пожара, их площадь – 1 132 093 га. По сравнению с 2016 годом произошло пожаров больше, но при этом пройденные огнём площади уменьшились в 1,9 раза.
В целом, действительно, 70% пожаров приходится на Сибирский федеральный округ. Но, несмотря на такие сложные погодные условия и достаточно большое количество пожаров, ситуация, я считаю, управляемая. Субъекты Российской Федерации обеспечивают выполнение решений федерального штаба по лесным пожарам.
Как я уже сказал, на сегодняшний момент антропогенный фактор – это основная причина лесных пожаров. Сегодня ещё не в полной мере реализованы решения, которые приняты Правительством Российской Федерации, по ужесточению непосредственно противопожарной профилактики и подготовке к лесопожарному сезону и к сезону природных пожаров. К сожалению, пока ещё и муниципалитеты, и в отдельных регионах представители региональных органов исполнительной власти не в полной мере обеспечивают выполнение необходимого количества профилактических мероприятий.
Наиболее сложная лесопожарная обстановка на землях лесного фонда складывается на территории Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края и Красноярского края. Особенно тревожная ситуация складывалась весной этого года в Забайкальском крае, но я считаю, что сегодня ситуация также управляемая.
Учитывая объективные трудности – высокую температуру, ветровую нагрузку, – по договорённости с руководством края 10 апреля были задействованы силы федерального резерва авиалесоохраны в тушении пожаров на территории региона. На первом этапе, как нам кажется, они не в полной мере эффективно здесь работали, и в связи с этим мы выравнивали ситуацию, но сегодня опять-таки ситуация управляемая. Силы авиалесоохраны обеспечены и перебросками с наиболее горимых участков, в отношении которых уже проведены мероприятия по локализации пожаров, на те территории, где сегодня они максимально необходимы.
Просьба, Александр Геннадиевич, протокольно закрепить рекомендацию регионам не только обеспечивать привлечение резерва авиалесоохраны, но и обеспечивать этот резерв соответствующими воздушными судами по заявкам регионов, для того чтобы силы и средства федерального резерва и резерва, привлекаемого в порядке межрегионального маневрирования, также оперативно передислоцировались.
С помощью работников авиалесоохраны уже потушено пожаров общей площадью 41 906 га, предотвращено распространение лесных пожаров на девять населённых пунктов и объектов экономики. Я считаю, что необходимо продолжить работу по упреждающему моделированию силами лесопожарных формирований и упреждающему финансированию.
В этом году мы доводим финансирование до наиболее горимых субъектов с учётом прогноза пожарной опасности. Денежные средства заранее поступают в субъекты Российской Федерации из резервного фонда Рослесхоза, доводятся по заданиям государственных учреждений, для того чтобы оперативно организовать выполнение профилактических, предупредительных мероприятий.
По Вашему поручению, Александр Геннадиевич, обеспечивается в ближайшее время погашение кредиторской задолженности затрат по тушению лесных пожаров в 2016 году в сумме 259,9 млн рублей. Соответствующие поправки в закон о федеральном бюджете приняты, подписаны 1 июля Президентом. Я думаю, что регионы в ближайшее время соответствующую сумму должны получить.
Вчера подписаны очередные протоколы комиссии федерального агентства по выделению средств из федерального резерва. Наиболее горимым регионам будут выделены дополнительные средства на обеспечение авиамониторинга, патрулирования и предупредительной, профилактической работы.
К сожалению, остаётся актуальной тема занижения площадей лесных пожаров. Эта тема вызывает серьёзный резонанс, в том числе в общественной среде. Расхождение площадей по Сибирскому федеральному округу в этом году – в 1,76 раза, это 385 тыс. га. Наибольшее занижение отмечено в Иркутской области (116 тыс. га). По другим субъектам площади меньше. По нашему мнению, такое занижение площадей изначально приводит к неверной оценке ситуации, несвоевременному введению соответствующих режимов, что может потом перерасти в неконтролируемую чрезвычайную ситуацию.
Мы соответствующие представления в количестве 13 направили в субъекты Российской Федерации. Просим поручить субъектам обеспечить безусловный контроль за точностью сведений по лесопожарной обстановке.
По результатам прошлого года было большое количество корректировок. Мы анализировали эту работу с субъектами, понимаем, что точная информация по площадям влияет на то, как разворачиваются силы и средства, соответственно, как ведётся работа по обеспечению защиты населённых пунктов.
В ходе подготовки к пожароопасному сезону Минприроды и Рослесхозом был принят ряд мер, касающихся разработки соответствующей нормативной базы и конкретных организационных мероприятий.
С этого года работает федеральный оперативный штаб по координации тушения лесных пожаров. Уже состоялось 13 заседаний. Основные решения оперативного штаба выполняются. Я в 2015 году докладывал, что только 19% решений оперативного штаба, которые принимались ранее Рослесхозом в виде рекомендаций, выполнялось. Сегодня эти показатели близки к 100 процентам.
Хотел бы остановиться на очень острой проблеме обеспечения допуска граждан в леса, особенно в том случае, когда введён режим чрезвычайной ситуации. Если в предыдущие периоды охоту не закрывали в ряде субъектов Российской Федерации, то в этом году, к сожалению, при введении режима чрезвычайной ситуации не всегда ограничиваются мероприятия по лесозаготовке.
Судя по информации, которая есть в ЕГАИС учёта древесины, в этот период во всех субъектах Российской Федерации, где есть горимость, – в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской области – мероприятия по лесозаготовке продолжаются. Понятно, это может становиться и становится причиной возникновения лесных пожаров. Считаю, что эти мероприятия необходимо ограничивать в период введения режима чрезвычайной ситуации.
Несколько слов о прогнозе. На июль 2017 года планируется непростая лесопожарная ситуация, превышение средних значений параметров пожарной опасности на территории Сибирского федерального округа – центральной и восточной частей Красноярского края, северной, восточной и центральной частей Иркутской области, а также в ряде территорий Республики Бурятия и Забайкальского края, – поэтому июль будет ещё достаточно сложным.
С учётом имеющегося прогноза хотел бы обратить внимание на несколько моментов. Просил бы, чтобы они также нашли отражение в протоколе.
Федеральное бюджетное учреждение «Авиалесоохрана» в соответствии с возложенными 218-м федеральным законом полномочиями по решению федерального штаба приступает к выполнению работ по искусственному вызыванию осадков и проведению взрывных работ. Прошу рекомендовать руководителям регионов оказать необходимое содействие для эффективной организации этих работ. Искусственное вызывание осадков будет проводиться в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае. Взрывные работы также будут проводиться в указанных субъектах Российской Федерации. Предварительно объём этих работ запланирован в 170 км.
Очень важно, чтобы субъекты Российской Федерации очень внимательно подходили к организации работы комиссий по ЧС и обеспечили реальный контроль за соблюдением противопожарных режимов в лесах Российской Федерации.
Очень важно отработать тематику по зонам контроля, эта тема тоже получила сегодня общественный резонанс. Зоны контроля – это те территории, в отношении которых осуществляются мероприятия по тушению лесных пожаров, если иное решение не принято КЧС субъекта Российской Федерации. Не во всех зонах контроля можно отказываться от тушения лесных пожаров. В Иркутской области был переход зоны контроля в особо охраняемую природную территорию. Каждую такую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Более того, пожары в зонах контроля иногда приводят к задымлённости, поэтому здесь необходимо учитывать позицию Роспотребнадзора о возможности задымления населённых пунктов.
О выделении техники и авиации. Хотелось бы попросить Минобороны и МЧС оказывать необходимую помощь, выделять технику по заявкам субъектов Российской Федерации для межрегионального маневрирования и работы непосредственно на пожарах. Важно обеспечить нормативную регулярность авиационного патрулирования. Из резервного фонда Рослесхоза средства на это выделяются. Чем раньше обнаружен пожар, тем более эффективны мероприятия по его локализации и ликвидации.
И самое главное, с учётом причин возникновения пожаров нужно продолжать работу с муниципалитетами, работу по противопожарной пропаганде. В прибайкальской территории, куда прибывают туристы, должна быть выстроена очень серьёзная и внятная система оповещения прибывающих туристов, для того чтобы не увеличить число лесных пожаров.
Остальные предложения находятся в протокольном решении, которое прошу поддержать.
А.Хлопонин: Единственный комментарий, который хотелось бы сделать. Для того и формировали штабы – и по округам, и по территориям, чтобы они внимательно контролировали информацию, которая предоставляется субъектом, – и по количеству точек по этим пожарам, и по работе органов местного самоуправления с населением и так далее – и оперативно реагировали. А не тогда приступали к работе, когда пожар уже разгорелся. Для этого мы и создавали штабы.
П.Барышев (заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий): МЧС России реализует комплекс мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил РСЧС к действиям по защите и недопущению распространения природных пожаров на населённые пункты и объекты экономики.
С начала пожароопасного периода в Республике Бурятия, Красноярском крае, Иркутской области проведены выездные заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС под руководством министра. Режим ЧС в лесах введён на всей территории республик Саха (Якутия), Бурятия, Тыва, Забайкальского края и Иркутской области. Особый противопожарный режим действует на территории республик Бурятия, Хакасия и Тыва, Алтайского края, Иркутской области, частично на территории четырёх субъектов: Республика Алтай, Забайкальский и Красноярский края и Омская область.
В течение суток 3 июля для перегруппировки сил мониторинга лесопожарной обстановки применялось 57 воздушных судов, в том числе 12 воздушных судов МЧС, которыми осуществлено 22 вылета. Работали на территории Республики Бурятия, Забайкальского края, Республики Тыва по охране населённых пунктов. Организовано патрулирование нежилого сектора и лесных массивов и информирование населения о складывающейся обстановке и проводимых мероприятиях. На учёт взято более 2 тыс. населённых пунктов и свыше 400 садоводческих товариществ, подверженных угрозе лесных пожаров.
Для контроля за складывающейся обстановкой и предупреждения возгораний задействованы оперативно-патрульные и патрульно-маневренные группы. Для тушения возникающих и возникших пожаров, защиты населённых пунктов задействовано более 8 тыс. человек и 1,7 тыс. единиц техники. В установленном порядке осуществляются проверки реализации мер противопожарного обустройства на землях, граничащих с лесами. С начала пожароопасного сезона было проведено 1,2 тыс. плановых осмотров, по результатам которых правообладателям земельных участков выдано 483 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Особое внимание также уделено контролю за порядком выжигания сухой травянистой растительности.
В общей сложности на территории Сибирского федерального округа с начала пожароопасного сезона надзорными органами МЧС России в ходе 13 тыс. межведомственных рейдов и 3,5 тыс. оперативных выездов при сообщении о горении сухой травы выявлено и пресечено более 5 тыс. неконтролируемых палов, а также 1,4 тыс. случаев выжигания на землях сельхозназначения и землях запаса в нарушение запрета, установленного правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
По согласованию с органами прокуратуры продолжается проведение внеплановых проверок предприятий сельхозназначения, деревообработки. На сегодняшний день проверено 636 таких объектов, из них на 404 установлены нарушения требований пожарной безопасности. Наибольшее количество объектов деревопереработки с нарушениями расположено на территории Красноярского края. На 49 объектах отходы утилизируются, к сожалению, посредством сжигания, несмотря на действие особого противопожарного режима.
За нарушение установленных требований к ответственности привлечено 35 органов местного самоуправления, 491 должностное лицо и 36 юридических лиц, а также свыше 3,5 тыс. граждан.
Соответствующие мероприятия в отношении объектов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров, будут продолжены в соответствии с поставленными задачами вплоть до окончания пожароопасного сезона. Сегодня проводится работа по расследованию фактов уничтожения и повреждения лесных насаждений пожарами, а также по выявлению причин возникновения лесных пожаров, установлению лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности в лесах. По результатам данной работы сотрудниками органов дознания Сибирского федерального округа и Федеральной противопожарной службы возбуждено 168 уголовных дел.
В рамках нормативного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности территорий, подверженных риску чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, подготовлен проект изменений правил противопожарного режима, который в настоящее время проходит согласование с федеральными органами исполнительной власти. Указанные изменения на правообладателей частных домовладений возлагают обязанность производить регулярную уборку своей территории от мусора и покос травы. Устанавливаются требования по защите сельхозугодий от зарастания сорной растительностью, деревьями и кустарниками, своевременному проведению сенокошения на полях.
Органы управления и силы Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций продолжат выполнять все необходимые мероприятия по защите населённых пунктов и оказанию помощи людям до полного завершения пожароопасного сезона.
На сегодняшний момент перебрасываются силы, сейчас находятся борты в Раменском. Идёт загрузка 58 десантников из Москвы и 41 десантника из Марий Эл. Они доставляются в Якутск. Также работает Бе-200 по охране по Забайкальскому краю (оперативные данные на 11 часов), четыре Ми-8 работают по передислокации личного состава лесоохраны по решению межведомственного штаба. Ежедневные мероприятия организуются, соответственно, по уточнению работы оперативных штабов.
М.Сапунов (врид директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны): К началу пожароопасного сезона 2017 года на землях Минобороны в границах Сибирского федерального округа возникло 59 лесных пожаров. В аналогичный период 2016 года было 34 пожара, то есть сейчас больше на 25 пожаров. Площадь, пройденная огнём, составляет 23 тыс. га, в том числе покрытая лесом – 5 тыс. (в аналогичный период прошлого года было 27 тыс. га, в том числе покрытой лесом – 20 тыс.), то есть меньше прошлого года на 4 тыс., в том числе покрытой лесом – на 15 тыс. га.
На тушении лесных пожаров была задействована 221 единица техники и тысяча человек. Силы и средства, назначенные для ликвидации лесных пожаров, в границах Сибирского федерального округа составляют 1529 человек личного состава, 353 единицы техники, в том числе 138 человек и 125 единиц техники – ФГАУ «Оборонлес» Министерства обороны.
Анализ причин возникновения пожаров. Учения с боевыми стрельбами – 17 пожаров, переход с сопредельных территорий – семь пожаров, нарушение правил пожарной безопасности – 17 пожаров, не установлены причины в случаях 22 пожаров.
На случай возникновения ЧС на территории Восточного военного округа предусмотрено увеличение сил и средств до 10 тыс. человек, 2588 единиц техники, 5 самолётов и 5 вертолётов.
В настоящее время на землях Министерства обороны в Сибирском федеральном округе действует один лесной пожар – 26 июня на территории Иркутской области, Нижнеудинское лесничество, лесной пожар площадью 1150 га. Тушение пожара осложняется сложным ландшафтом территории, труднодоступностью, удалённостью участков горения, наличием горного рельефа, а также неблагоприятными погодными условиями – сильный ветер, высокая температура воздуха, отсутствие осадков. Пожар низовой, сильной интенсивности.
В тушении задействовано 52 человека и 17 единиц техники. В настоящее время проводятся работы по созданию и расширению минерализованных полос протяжённостью 5 км; в местах, непроходимых для инженерной техники, ведутся работы по расчистке завалов, заливанию кромки пожара водой и закидыванию грунтом. Ближайший населённый пункт находится на удалении 42 км от места возгорания.
Дополнительных сил и средств не требуется, на случай перехода лесного пожара в верховой предусмотрено выделение двух единиц Ил-76.
А.Хлопонин: Михаил Васильевич, несколько вопросов к Вам по ходу.
Такая система, как Министерство обороны, думаю, в состоянии оперативно тушить пожары, возникающие на их подведомственных территориях в кратчайшие сроки, не допуская разгорания. Поэтому прошу обратить внимание.
И уж точно надо было готовить территории, даже удалённые, в горах, соответственно окаймлять и своевременно приступать к работе.
Что касается полигонов, о которых Вы говорите, так называемые стрельбы: сколько там у вас пожаров возникло – 13 пожаров на стрельбах. И никто не говорит о том, что надо прекращать вести учения, это ваш профессиональный долг и обязанность. Но с точки зрения, наверное, организации самого полигона есть какие-то определённые допущения. Не знаю, кем надо быть, чтобы в результате стрельб или разминирования неразорвавшихся снарядов возник пожар. Либо территории не расчищены и близлежащие леса – надо нормально рекультивировать и приводить их в нормальное состояние. Поэтому обратите на это внимание, пожалуйста.
И при этом всём я хотел бы тоже выразить огромную благодарность вашему министерству, которое оказывает содействие и техникой, и помогает в тушении лесных пожаров на других территориях, неподведомственных Министерству обороны.
А.Фролов: В течение июня под влиянием блокирующего гребня в Сибирском федеральном округе преобладала жаркая погода, дожди имели локальный характер, что привело к нарастанию класса пожарной опасности на большей части территории.
Наиболее пожароопасными были Томская область, юг Омской области, Алтайский край, Тыва, бóльшая часть Красноярского края, Иркутская область, Забайкалье. Количество дней с неблагоприятными погодными условиями колебалось от 12 до 19 в отдельных регионах, то есть практически половина месяца или даже больше.
Во второй половине июня в Дальневосточном федеральном округе установилась жаркая погода на большей части Якутии, в Хабаровском крае и на Камчатке, и эта ситуация по Дальневосточному округу, сразу хочу сказать, в ближайшие пять-семь дней будет сохраняться, а потом мы ожидаем всё-таки изменения погоды на Дальнем Востоке, прежде всего в Приморье, Хабаровском крае, на Камчатке в связи с началом летних процессов муссонного характера, и там ситуация должна улучшаться.
В целом прогноз, который был по поручению Правительства составлен в феврале этого года, как раз по Сибирскому федеральному округу и Дальневосточному неплохо оправдался, но не оправдался по европейской территории. Для лесного хозяйства это хорошо, но очень холодно и дождливо.
В Сибирском федеральном округе в связи с серией циклонов примерно с 30 июня и по начало месяца дожди прошли сначала по юго-западу округа, затем охватили Красноярский край, Тыву. В настоящее время этот циклон сдвигается на Курскую область и Забайкалье, что хорошо для улучшения пожарной обстановки и по условиям погоды. И ещё в ближайшие дни выходит один циклон с Уральского федерального округа, который тоже добавит в Сибирском федеральном округе дождей.
Вместе с тем ситуация в целом на вторую половину месяца на территории Сибири будет ухудшаться с точки зрения пожарной опасности, потому что это самый жаркий месяц для этой территории. Мы особенно просим обратить внимание Томскую область, Красноярский край, Тыву, Иркутскую область, где число жарких дней прогнозируется максимальным на июль. При этом важно отметить, что Эвенкия, Якутия, Магаданская область тоже будут под риском возникновения высокого, чрезвычайного класса пожарной опасности, и это даже коснётся северной широты, Красноярского края и Якутии.
Если говорить о европейской территории, то мы ожидаем, что во второй половине июля будет нарастание класса пожарной опасности на европейской территории – на конец лета, так сказать. Прежде всего это коснётся севера и северо-востока европейской территории, но и юга тоже. Может быть, это не так связано с пожарной опасностью для лесов, но жаркая и сухая погода ожидается.
Росгидромет детализированные прогнозы предоставляет органам власти субъектов Российской Федерации, КЧС всех уровней, всем заинтересованным органам, а также средствам массовой информации.
А.Хлопонин: Давайте перейдём к обратной связи, к субъектам. Начнём мы с Забайкальского края.
Регион с апреля текущего года живёт в сложных лесопожарных условиях. Режим чрезвычайной ситуации введён с 4 апреля. К сожалению, к особо качественному улучшению ситуации это пока что не привело, поэтому я хотел бы узнать, есть ли чёткий план действий на протяжении всего данного сезона.
Ещё один вопрос хотелось бы для себя прояснить: как происходит оперативное маневрирование силами и средствами при наличии всего одного вертолёта, по информации, которая у нас имеется, и хватает ли вам ресурсов, техники и так далее?
Н.Жданова: В этом году пожароопасный сезон начался 27 марта – на 10 дней раньше, чем в прошлом году. Ситуация достаточно сложная и остаётся такой. Даже усложняется в настоящее время по причине непростых погодных условий.
В крае сейчас работают два вертолёта и один Бе-200. Мы также поджидаем вертолёт, который нам посылают силы МЧС. Нас поддерживают силы МЧС, лесная служба. В этом смысле организовано полностью взаимопонимание, взаимодействие. Мы не ослабляем своих действий и усилий по поводу локализации и ликвидации пожаров.
Информация из края на сегодня выглядит следующим образом: с начала пожароопасного периода, то есть с 27 марта, зарегистрировано 736 лесных пожаров на общей площади 143 тыс. га. Для сравнения, справочно: в прошлом году на этот период времени было зарегистрировано 499 лесных пожаров, но на площади 267 тыс. га, что в два раза больше по сравнению с этим периодом, то есть в этом году у нас площадь лесных пожаров сократилась в два раза.
Тушение лесных пожаров в этом году тоже по сравнению с прошлым годом проходит интенсивнее. По итогам двух первых месяцев потушено 523 пожара, что составляет 80,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 363 пожара соответственно, 72,7%. На сегодня средняя площадь одного пожара у нас составляет 95 га, в прошлом году составляла 535 га.
Что касается ситуации на сегодня. В настоящий период в крае действуют 82 пожара на общей площади 46,3 тыс. га, из них 38 пожаров – в зоне контроля на площади 33 тыс. га, и в наземной и авиационной зоне тушения действуют 44 лесных пожара.
Составлен 551 протокол, наложены штрафы на 224 человека на сумму более 1 млн рублей, возбуждено 18 уголовных дел в отношении предполагаемых виновников возникновения пожаров, одно из них направлено в суд.
Оперативный штаб начал работать в марте в ежедневном режиме. Вся агитационно-пропагандистская работа в виде размещения информации на сайтах, на сайте Правительства, на интернет-порталах тоже организована.
В настоящее время на тушении пожаров в крае работают 186 человек и межрегиональная группировка, ждём подкрепления в виде техники. Одним словом, работа ведётся.
В сложной погодной ситуации, которая наблюдается в крае, особую бдительность и особое внимание проявляем к проведению в крае летней детской оздоровительной кампании, к работе лагерей, особенно в лесной зоне, которая может оказаться в пожароопасной ситуации.
А.Хлопонин: Поскольку у вас находится Иван Владимирович Валентик, всё-таки ещё раз разберитесь. У вас на территории режим чрезвычайной ситуации был введён практически с начала пожароопасного сезона. Я хотел бы, чтобы вы чётко проанализировали с момента возникновения ЧС все силы и средства, которые у вас спланированы в паспорте готовности. Все без исключения должны быть приведены в готовность, задействованы и развёрнуты в случае возникновения того или иного пожара. Я хотел бы посмотреть, с момента введения ЧС и до момента возникновения пожаров, какой объём сил и средств вы разворачивали.
Потому что, мне кажется, здесь есть «узкое горлышко», из-за которого мы никак не можем преодолеть эти проблемы. То есть ЧС вы вводите, фактически переваливаете всё на МЧС, на Рослесхоз в силу дефицита собственных средств или ресурсов, а собственные силы и средства задействуете в незначительном объёме. Я уже не говорю про патрулирование и постоянный контроль.
Я очень прошу, отработайте эти детали, разберите ситуацию по дням – как разворачивались силы и средства, как действовали в соответствии с ситуацией, – чтобы на будущее вы были лучше готовы к такой ситуации. Из года в год наша территория, особенно Забайкальский край, подвергается опасности в связи с аномальными температурами, попадает в зону риска. Поэтому это должно быть отработано как часы, чтобы впредь мы не столкнулись с этой ситуацией. Отрабатывайте эту тему, пожалуйста.
Переходим к Республике Бурятия.
Я бы хотел в двух словах сказать, что при всех сложностях в республике мы сегодня констатируем значительное улучшение ситуации и в работе, и в организационном плане. В три раза сократилась площадь, пройденная огнём, и увеличилась доля пожаров, которые вам удаётся ликвидировать в первые же сутки. Это очень хороший показатель. Это значит, что оперативно разворачиваете средства, оперативно реагируете.
Я не хочу большого отчёта. К вам у нас особых вопросов и нареканий нет. Мне хотелось бы просто понять, за счёт чего удалось достичь такой оперативности и что необходимо дальше делать для стабилизации обстановки.
П.Мордовской (и.о. заместителя председателя правительства Республики Бурятия по вопросам безопасности): Считаю своевременным введение режима ЧС в лесах с начала такой сложной обстановки: 13 июня мы ввели режим ЧС, с 3 апреля работал особый противопожарный режим. С момента введения мы каждый день в ежедневном режиме проводим заседание КЧС, сам лично провожу, с разбором каждого пожара, с привлечением всех сил и средств. Только на сегодня у нас на пожарах работает 1011 человек, из них 488 привлечённых. То есть мы не надеемся только на группировку со стороны, у нас 53 человека работает от «Авиалесоохраны», федерального резерва, и работаем за счёт своих сил. 143 человека – авиационная пожарная служба. Привлечено на сегодня 198 единиц техники, конечно, большинство техники арендаторов. Мы составили со всеми договорные отношения, и арендаторы у нас по первому зову становятся в строй и выходят на кромку огня.
Второе – это профилактическая работа. Мы учли опыт работы прошлого года, позапрошлого, когда у нас были очень значительные площади. Достаточно сказать, что на 3 июля 978 человек привлечено к административной ответственности, сумма штрафов более 3,5 млн рублей. За прошлый год этот показатель был 649 и 1,8 млн, то есть в разы повышена эффективность работы. Это не только лесная охрана, это МВД и МЧС.
Хочу выразить благодарность и федеральным властям, и Ивану Владимировичу за оперативность решения всех вопросов, и денежных вопросов, 50 млн из нераспределённого фонда были выделены в мае, и по кредиторской задолженности тоже вопрос будет решён. Это, конечно, всё нас радует.
И хочу выразить благодарность в адрес МЧС, сибирский региональный центр отзывается по первому звонку, по первой заявке. На сегодня на территории республики работает три борта Ми-8, обеспечивающих своевременную переброску сил и средств в труднодоступные места, а у нас 34 пожара, и большинство из них – в труднодоступной местности. И третьи сутки работает Бе-200 на территории республики. За сутки у нас более 7,5 тыс. га удалось потушить. Это при том классе пожарной опасности, который у нас есть.
Александр Васильевич Фролов в своём докладе, к сожалению, Бурятию почему-то обошёл, но у нас за июнь ни одного дня не было, чтобы были дожди, сегодня первый день небольшие осадки, и то локальные. Надеемся, что где-то будут эти осадки. А так обстановка контролируемая, все силы и средства привлекаем и решаем вопросы.
А.Хлопонин: Давайте дальше перейдём. Иркутская область.
Руслан Николаевич (обращаясь к Р.Болотову), у нас исторически в Иркутской области проблема межведомственного взаимодействия, всё время столкновение между различными структурными подразделениями. В этом году достаточно крупные лесные пожары действуют на землях лесного фонда, на ООПТ и на землях Министерства обороны. Удаётся преодолеть эти разногласия или всё-таки требуется вмешательство в эту ситуацию?
Р.Болотов (заместитель председателя правительства Иркутской области): Александр Геннадиевич, взаимодействие отлаживаем в рамках ежедневной работы штаба, заседания штаба проводим утром и вечером. Определённые разногласия возникают, но решаем в рабочем порядке.
С начала пожароопасного периода у нас зарегистрирован 931 пожар, из них по вине местного населения – 513, более 55%; пожаров, которые перешли с иных земель, – 172; от гроз возникло 230 пожаров. В третьей декаде июня у нас действительно, как и у соседей, аномально высокие температуры, которые установили высокие классы пожарной опасности на территории практически всего субъекта. До вчерашней даты осадки носили, скажем так, ливневый и локальный характер.
Видимо, то, что Вы сказали, абсолютно верно, – у нас со вчерашнего дня практически по всей территории субъекта идут сплошные дожди, в связи с этим на сегодняшний день ликвидировано 14 пожаров, а действующих всего три пожара.
Планируем с завтрашнего дня в связи со стабилизацией ситуации режим ЧС снять.
Что касается работы непосредственно с нарушителями. По статье 24 привлечено 643 правонарушителя, из них 5 юридических лиц, 24 должностных лица и 114 граждан.
По статье 8.28 (незаконная рубка, повреждение) с начала пожароопасного периода составлено 35 протоколов; по статье 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) с начала пожароопасного периода составлено 1760 протоколов, из них ОВД – 943, нашим министерством – 817.
Список лиц, виновных в совершении поджогов мусора и сухой растительности, выставлен на сайте МЧС России по Иркутской области.
Были завершены проверки всех населённых пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров, выявлены нарушения, и в соответствии с этим органами местного самоуправления была проведена соответствующая работа.
В ходе проведения дознания органами ГПН МЧС возбуждено 116 уголовных дел и передан органам внутренних дел 21 материал. В ходе проведения дознания по четырём уголовным делам установлены четыре лица, подозреваемых в совершении преступлений данной категории, – в Усть-Удинском, Братском и Катангском районах.
По результатам расследования планируем дела направить в суд для рассмотрения вопроса о привлечении лиц к уголовной ответственности.
У нас работает 12 самолётов на мониторинге и восемь вертолётов. Привлекались к тушению лесных пожаров самолёты Бе-200. Максимальное количество привлечённой техники доходило до 342 единиц.
А.Хлопонин: Вижу, что работа ведётся. Ещё раз прошу обратить внимание на взаимодействие, на работу штаба, думаю, что это должно лежать в основе вашей работы.
Тем не менее Иркутская область одна из передовых с точки зрения лесоперерабатывающей промышленности. У нас большое количество и предпринимателей, которые работают в Иркутской области. К сожалению, есть и негативная часть истории, которая связана с так называемыми чёрными лесорубами, с варварским обращением с древесиной. По поручению Президента мы должны сейчас все сконцентрироваться, федеральные и региональные органы власти, на ликвидации всех незаконных рубок. Они опасны, и не столько тем, что они воруют (их можно вместе с МВД, собственно говоря, отлавливать и не давать им работать), сколько тем, что они пытаются свои следы заметать. Зачастую они продукты своей переработки начинают сжигать непосредственно в лесу, что приводит к возникновению пожаров.
Поэтому наращивайте силы во взаимодействии с правоохранительными органами. Действительно, это надо всё прекращать, их закрывать. Это отдельная тема разговора. Я думаю, что мы проведём в Иркутской области отдельное совещание по этому поводу.
Спасибо большое за работу. Не расслабляйтесь. Ситуация у нас не ослабляется, ещё будет только усугубляться. Самый пик пожароопасного сезона ещё не прошёл, а только впереди, поэтому давайте соберёмся и будем работать.
Переходим к Республике Тыва.
Основная проблема Республики Тыва связана с тем, что рельеф местности достаточно сложный, специфика размещения населения, лесорастительные условия таковы, что очень много площадей находится в горной местности, не на равнинном рельефе. Пожары возникают на достаточно больших площадях, очень сложно осуществлять саму процедуру тушения этих пожаров, есть своя специфика. Это и затратнее в несколько раз, чем, скажем, в других субъектах. В связи с этим я хотел бы услышать, помимо краткой информации, как обстоят дела, чем необходимо вам сегодня помочь, чтобы вы могли оперативно реагировать на пожары.
Б.Монгуш (заместитель председателя правительства Республики Тыва): Лесопожарная обстановка на сегодняшний день немножко лучше. Действующих лесных пожаров на сегодня, активных пожаров у нас нет. Локализовано 13 пожаров.
С начала пожароопасного сезона у нас зарегистрировано 104 лесных пожара на площади 42 тыс. га. Тут, конечно, увеличение есть. Причина – аномально сухая погода. С 9 июня у нас жара была по 30 июня. У нас, конечно, как Вы сказали, очень трудно тушить пожары в лесных массивах, в горной местности.
По поводу федерального резерва… У нас сегодня задействовано 118 человек. За это спасибо Ивану Владимировичу, вовремя нам помогает. Отдельно тоже хочу поблагодарить начальника сибирского регионального центра МЧС Диденко Сергея Леонидовича. Он сразу же приехал, как мы попросили, и по сегодняшний день у нас работает.
Сил и средств сегодня хватает.
Насчёт финансирования я хотел бы попросить. На сегодняшний день фактические затраты на тушение пожаров – 45 млн 800 тыс. рублей. Предусмотрено на 2017 год 16 млн 500 тыс. рублей. Кредиторская задолженность на сегодня на тушение лесных пожаров – 29,3 млн рублей.
Мы попросили Рослесхоз, понимание есть, вопросы решаем. В этом плане нам помогает Иван Владимирович. Надо своевременно тушить пожары, в первые сутки. Надо провести авиамониторинг. Александр Геннадиевич, в этом вопросе я просил бы помочь. Мы считаем, что нужно 156–160 млн рублей. Конечно, это трудно, хотя бы какую-то часть. Я бы просил помочь, чтобы своевременно реагировать на пожары.
А.Хлопонин: Мы за 160 млн пешком обойдём республику и промониторим её. Надо смотреть реальные цифры и реальные суммы. Я думаю, что Иван Владимирович там на связи находится и возьмёт под контроль.
Я сразу хочу поставить в известность, что мы (есть поручение Минфина) на следующий год при распределении полномочий, по недофинансированным полномочиям по субъектам сейчас ведём работу с Минфином по увеличению объёмов субвенций. Мы видим, что и часть полномочий недофинансирована, и это связано и с зарплатой, и с количеством людей, которые работают непосредственно в лесу, а также планируется увеличение средств на мониторинг лесных пожаров
Я думаю, что на всех правительственных комиссиях эти вопросы будут рассмотрены, надеюсь, решение будет принято положительное. Плюс будет увеличен резервный фонд, который пойдёт в том числе на погашение кредиторки и на решение оперативных задач.
Поэтому здесь работу мы проводим, но со своей стороны ещё раз прошу вас, действительно ситуация непростая, поработайте с Иваном Владимировичем, пока он находится в регионе, в чём необходимо оперативно вам помочь, чтобы решать оперативно эти проблемы.
В завершение я хотел бы ещё к Красноярскому краю перейти.
Я в самом начале сегодняшнего селектора похвалил Красноярский край. Сработали достаточно оперативно в силу ряда причин и в силу хорошей, качественной организации работы, у вас межрегиональный центр МЧС находится в Красноярске, у вас очень хорошее межведомственное взаимодействие. Возникло свыше 80 пожаров, которые были предотвращены на ранней стадии, очень внимательно работаете, патрулированием занимаетесь.
Но что у вас происходит с пожарами, которые возникли у лесопереработчиков? Я бы здесь обратил внимание, потому что сейчас весь наш север от Красноярска – это центр лесозаготовки и лесопереработки, я это хорошо помню. И эти некрупные наши предприятия (слава богу, их, по-моему, не коснулось), эти небольшие, средние предприятия – надо повнимательнее, чтобы они выполняли все требования, необходимые по пожароопасной обстановке.
Поэтому в двух словах: как ведётся работа организационно, как это всё отлажено и что планируете с этими нашими предпринимателями, у которых возникли эти пожары?
В.Томенко (председатель правительства Красноярского края): Пожароопасный сезон в Красноярском крае продолжается. Начало его охарактеризовалось аномально жаркой погодой, до плюс 40 градусов жары было, на 10–15 градусов превышение средних многолетних значений. Порывы ветра были достаточно сильные, до 25–30 м в секунду.
С учётом погодных условий мы 20 апреля ввели особый противопожарный режим на территории всего края, за исключением только наших северных территорий. Он действует и в настоящее время. В самом конце июня мы ввели и на северных территориях особый противопожарный режим, в настоящее время он действует на территории всего края. Кроме того, территориальная подсистема РСЧС продолжает функционирование в режиме ЧС с 24 мая, когда состоялись крупные, массовые пожары сразу в нескольких населённых пунктах. Я ниже чуть подробнее скажу про то, как там ситуация складывалась.
В настоящее время в результате принятых мер и прохождения осадков лесопожарная обстановка значительно улучшилась в Красноярском крае. Практически во всех лесничествах у нас уровень пожарной опасности опустился до минимального – 1-го класса пожарной опасности. В настоящее время пожары действуют (19 пожаров) только в зоне контроля, где мы космомониторинг ведём: в основном это Эвенкийский район, Туруханский район и по одному пожару на Таймыре и в Енисейском районе, куда и самолётом не долететь, как говорится.
Один пожар на сегодня зафиксирован на особо охраняемой природной территории – в Центральносибирском заповеднике, там наши федеральные коллеги работают. Помощь им пока не требуется – в случае чего мы, конечно, её окажем и поддержим.
В 10-километровой зоне действующие лесные пожары отсутствуют, угрозы населённым пунктам и объектам экономики нет. Задымленности от лесных пожаров нет, работает система постов Сибирского УГМС: у нас 33 поста на территории Красноярского края наблюдают за этой ситуацией, а также 48 видеокамер на федеральных и краевых крупных автомобильных дорогах отслеживают ситуацию, связанную с задымленностью в том числе.
С начала лесопожарного сезона с учётом сложной обстановки мы в третьей декаде июня вынуждены были ввести режим ЧС в лесах, но на сегодняшний день он отменён. Зафиксировано было 1,2 тыс. пожаров на общей площади 70 тыс. га. За аналогичный период прошлого года (для сравнения) было 970 пожаров на площади 210 тыс. га.
Численность общей группировки сил и средств согласно сводному плану тушения – чуть более 4 тыс. человек, более 1,8 тыс. единиц техники работает, привлекается к тушению пожаров. В том числе наше краевое учреждение «Лесопожарный центр», специалисты пожарохимической станции – более 650 человек, более 460 человек – это сотрудники авиационной пожарной службы Лесопожарного центра. Конечно, его работа вместе с работой арендаторов, с работой наших федеральных коллег, главного управления МЧС по краю… Это наши коллеги, с которыми мы находим и взаимопонимание, и поддержку. Очень серьёзно они нам помогают в решении различных сложных ситуаций.
Как организована работа, что нам позволяет справляться с довольно сложной внешней обстановкой в этом году? В наземном мониторинге ежедневно задействовано до 57 патрульных бригад численностью 315 человек. 57 единиц техники ежедневно работает на наземном мониторинге. Авиационный мониторинг мы организовали, в течение дня до 25 воздушных судов различных типов выполняют работу. На сегодняшний день уже почти 3,5 тыс. часов налёта для обнаружения и тушения лесных пожаров выполнено с начала пожарного периода.
Обстановка находится, естественно, на постоянном контроле и у краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям (я её возглавляю), и в правительстве края, и у губернатора, также в главном управлении МЧС по краю организована работа межведомственного оперативного штаба.
Принимаемые меры нам позволили с начала года обнаруживать лесные пожары на малых площадях, то есть до 5 га. 96% всех зафиксированных пожаров обнаружено на площади до 5 га. В первые сутки ликвидировали 73% всех обнаруженных пожаров. Это всё касалось лесопожарной обстановки.
Несколько слов о ситуации, которая сложилась в населённых пунктах и на отдельных наших предприятиях, которые расположены рядом или непосредственно в населённых пунктах. Действительно, в результате сухой, жаркой и ветреной погоды с порывами шквалистого ветра до 30 м в секунду, при температуре воздуха выше 30 градусов у нас, к сожалению, в нескольких населённых пунктах пожар вышел из-под контроля.
В результате были уничтожены почти 200 жилых домов в разных населённых пунктах, причём это произошло непосредственно в городе Канске, это произошло в городе Лесосибирске, вернее, во входящем в его состав посёлке Стрелка, а также в Нижнеингашском районе на востоке Красноярского края и в Бирилюсском районе на западе Красноярского края.
Все основные причины связаны с тем, что либо это был поджог бытового мусора, пал растительности, либо это были какие-то ситуации, связанные с короткими замыканиями. По Стрелке одна из версий, которая на сегодняшний день рассматривается при проведении следствия, – это то, что где-то из лесного массива пришёл пожар. Это одна версий. Она сейчас прорабатывается и уточняется.
В результате более 600 человек остались без крыши над головой, потребовалось принимать меры, связанные с финансовой поддержкой, с привлечением денег краевого бюджета, и федеральный бюджет здесь пришёл на помощь. Было предоставлено почти 70 млн рублей краю, для того чтобы по 100 тыс. и по 10 тыс. каждому пострадавшему из федерального бюджета и в соответствии с федеральными постановлениями выплатить, помощь оказать. Край также оказал помощь каждому пострадавшему по 10 тыс. в соответствии с нашими нормативными документами и по 50 тыс. рублей на семью.
Сейчас мы определились полностью с тем, как мы обеспечим людей до конца лета крышей над головой. Специально по распоряжению губернатора во главе с главами муниципалитетов были созданы муниципальные комиссии, которые индивидуально рассмотрели всю ситуацию, которая сложилась, и определились, каким образом людям наиболее удобно и наиболее быстро можно помочь решить вопросы, с тем чтобы они из пунктов временного размещения, от родственников, от знакомых уже перешли в свои дома или квартиры. В основном во всех территориях, за исключением только посёлка Стрелка, приняли решение приобретать квартиры на вторичном рынке. Либо в Канске – у нас заканчивается строительство жилого дома, 60 семей можно будет разместить. До конца августа дом будет введён в эксплуатацию, люди получат там квартиры и смогут в дальнейшем свою жизнь строить и планировать.
По Стрелке. Примерно 40 семьям необходимо будет построить жильё. Решение такое принято. Прямо в посёлке Фонд жилищного строительства Красноярского края уже начал работать.
Что касается причин, я сказал. Александр Геннадиевич, серьёзнейшие мероприятия были проведены по проверке всех предприятий лесопереработки. Это касается и Лесосибирска, и посёлка Стрелка в его составе. В Лесосибирске тоже тяжёлая ситуация в этот же день сложилась, но там мы смогли общими усилиями (возвращаюсь опять к поддержке, к серьёзнейшей работе, к героической работе подразделений МЧС) предотвратить уничтожение жилых домов. У нас там и склады взрывчатых веществ, и химических материалов золотодобывающей компании «Полюс». Очень много чего у нас в речном порту, в Лесосибирске, хранится. Это всё удалось отстоять.
По горячим следам выводы сделаны. Самые быстрые мероприятия, которые можно было только провести и принять меры – где-то остановки предприятий лесоперерабатывающих, и на это пошли непосредственно, по регулированию других направлений их деятельности, – всё это было сделано, но, к сожалению, за десятилетия в некоторых наших населённых пунктах есть накопленные объёмы отходов лесоперерабатывающего производства: и горбыль, и опилки, и всё что хочешь.
В настоящее время разрабатываем комплекс мероприятий, которые могли бы позволить нам быстрыми темпами начать ликвидацию этих накопленных отвалов и отходов, которые сегодня выступают главным фактором риска повторения пожара.
Построили работу наших контрольно-патрульных, маневренных групп, которые занимаются наблюдением. Лето у нас в самом разгаре, поэтому держим руку на пульсе.
А.Хлопонин: Хорошо. У меня вопросов нет по части оперативности работы в регионе, задействования сил и средств. Большое спасибо за работу. Передайте это всем коллегам, которые в этом принимают активное участие. Но ещё раз обратите внимание на работу наших лесозаготовителей и лесопереработчиков.
Кстати, впервые у нас, по-моему, такая ситуация возникла в Красноярском крае. Обычно они к этому достаточно бережно относятся.
Впереди у нас традиционно Минусинский район, всё, что прилегает к Хакасии, Тыве. Там у нас тоже время от времени при жаркой погоде возникают ситуации. Возьмите тоже на оперативный контроль. Вы лучше меня знаете, что там делать.
У присутствующих из МВД, прокуратуры есть что добавить?
Е.Надыршин (начальник отдела Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации): Генеральной прокуратурой сейчас в соответствии с поручением Президента продолжена работа в данной сфере. По обеспечению законности в сфере борьбы с лесными пожарами стоит отметить ряд фактов. Да, несмотря на имеющуюся положительную динамику в работе органов исполнительной власти ряда регионов, в том числе Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, есть ряд проблем.
Я бы хотел обратить внимание на то, что не везде, к сожалению, на сегодняшний день пристальное внимание обращено на тушение лесных пожаров в ночное время. Хоть Амурская область не Сибирский округ, но простой пример: на площади 5 га возник пожар, а утром уже горело 400 га леса. В Иркутской области прокурорами в суды направлены иски об обеспечении тушения лесных пожаров в ночное время суток именно в отношении 11 лесхозов. Решения судов уже получены. Суд обязал 11 лесхозов Иркутской области обеспечить противопожарные формирования системами искусственного освещения, а также организовать тушение лесных пожаров в ночное время суток.
Хотелось бы отметить, что 31 мая 2017 года (возвращаясь к Красноярскому краю) прокурорами в суд направлено 44 иска к одному из виновников трагедии, которого уже упоминали (это общество с ограниченной ответственностью «Леса Красноярья»), о возмещении ущерба на 58 млн рублей в пользу граждан. Также по требованию прокуратуры 29 мая 2017 года возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) УК РФ.
В настоящее время проводятся проверки организаций, которые занимаются лесозаготовками и организацией лесопереработки, данного региона. Хотелось бы отметить, что в результате халатного отношения сотрудника 12-го отряда Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю к исполнению должностных обязанностей по тушению природного пожара вблизи города Лесосибирска огнём было уничтожено 34 дома. По материалам прокурорской проверки следственным органом возбуждено и в настоящее время расследуется уголовное дело (29 мая) по части 1.1 статьи 293 (халатность) УК РФ.
Всего за пять месяцев текущего года выявлено 5 тыс. нарушений требований законодательства о противодействии природным и, в частности, лесным пожарам. В связи с этим прокуроры направили 1 тыс. исковых заявлений к региональным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и организациям-лесопользователям. Вынесено свыше 1,5 тыс. представлений. Также к административной и дисциплинарной ответственности по актам прокурорского реагирования привлечено 1,3 тыс. лиц, объявлено более 500 предупреждений.
Кроме того, буквально в пятницу внесено представление Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директору Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации за неполную работу по исполнению судебных актов о возмещении вреда, причинённого лесными пожарами и незаконными рубками древесины.
Направлена информация Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также руководителю Росприроднадзора. Направлен доклад главе государства с предложениями законодательного характера по улучшению состояния законности в данной сфере.
Источник: http://government.ru/news/28342/