Александр Хлопонин принял участие в расширенном заседании коллегии Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа
7 июня 2016 года в Ессентуках прошло первое расширенное заседание коллегии Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа.
В заседании приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Хлопонин, Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, главы субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также представители федеральных ведомств, Совета Федерации, Государственной Думы и общественных организаций.
Выступление Александра Хлопонина на заседании коллегии Минкавказа России:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хочу напомнить, что Министерство по делам Северного Кавказа было создано два года назад, 12 мая. Многие коллегии проходят в Москве, и считаю, что министерство абсолютно правильно сделало, что организовало коллегию здесь, в Ессентуках, и решило вместе с руководителями субъектов Северо-Кавказского федерального округа подвести итоги и наметить стратегические задачи на будущее.
Территориальный принцип развития региона, который был заложен Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, впервые начал использоваться на территории Северного Кавказа в 2010 году. Затем этот принцип был применён на территории Дальнего Востока, потом – в Калининградской области, в Крымском федеральном округе, то есть у нас сегодня есть стратегические территории, которые обозначены Президентом и которые действительно являются очень важными для России.
Руководством страны была поставлена задача обеспечить стабилизацию общественно-политической ситуации на Северном Кавказе через экономические механизмы. Я хочу напомнить, что уровень безработицы на период создания Северо-Кавказского федерального округа был достаточно высокий и задача обеспечения занятости населения была для нас одной из самых важных. Все эти задачи – и экономическое развитие, и снижение социальной напряжённости – были зафиксированы в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Для их реализации был создан набор инструментов. В первую очередь была образована Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, которую возглавил Председатель Правительства Российской Федерации. В комиссию вошли также все руководители регионов СКФО, представители министерств, ведомств, что позволяет нам комплексно решать все самые актуальные вопросы.
Далее были созданы институты развития, механизмы государственной поддержки для инвесторов, а также был определён перечень приоритетных инвестиционных проектов. Также был создан Северо-Кавказский федеральный университет как ядро научно-образовательного и инновационного сектора экономики федерального округа.
К 2025 году в соответствии с Государственной программой развития Северо-Кавказского федерального округа мы планируем увеличить объём инвестиций в основной капитал почти в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом, объём налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО – в 1,7 раза, число высокопроизводительных рабочих мест – в 1,7 раза, реальные денежные доходы населения – в 1,5 раза. Также мы планируем сократить уровень безработицы и младенческой смертности на 30%.
В целом у нас получился достаточно большой объём мероприятий, и вполне закономерно, что в связи с этим в 2014 году встал вопрос о создании отдельного федерального органа государственной власти, который бы отвечал за их реализацию. Таким образом, возникло предложение создать Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа. Его возглавил Лев Владимирович Кузнецов, который активно включился в работу и сегодня достаточно много времени вместе со своими коллегами из министерства проводит на территории Северного Кавказа. Я уверен, что такой формат работы обеспечивает качественный оперативный диалог не только с руководителями субъектов, но и с федеральными ведомствами при подготовке всех необходимых документов.
Безусловно, весомый вклад в работу и в этот диалог между территориями и федеральным центром вносят представители общественных организаций. Они принимают самое активное участие в выработке решений по формированию государственной политики в отношении развития Северного Кавказа.
Теперь остановлюсь на том, что нам удалось сделать или по каким-то причинам не удалось реализовать за прошедший период времени.
Есть определённые положительные результаты. В первую очередь это снижение безработицы.
В январе 2010 года количество зарегистрированных безработных в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 468 тыс. человек. На сегодняшний день этот показатель – 168 тыс. человек, то есть уровень безработицы сократился почти в три раза. Можем ли мы успокаиваться, достаточно ли этого? Конечно же, нет. У нас есть отдельные территории, где вопрос с безработицей стоит ещё достаточно остро.
Хочу напомнить, на первом этапе реализации госпрограммы начиная с 2013 года осуществлялась реализация социальных проектов – строились образовательные учреждения и учреждения здравоохранения. В ряде субъектов была очень тяжёлая ситуация с трёхсменным и четырёхсменным образованием. Я могу сказать, что на сегодняшний день построено 43 школы и детских сада. В результате мы не только сняли с нашей повестки вопрос о трёх- и четырёхсменной форме образования, но и уже перешли к обеспечению формы односменного образования. Тем не менее в сфере школьного и дошкольного образования ещё остаются проблемы, никто не говорит, что мы их снимаем с повестки дня.
Не менее острым для нас является вопрос обеспечения субъектов округа учреждениями здравоохранения, несмотря на то, что за последние три года было построено около 13 крупных объектов. Мы неоднократно обсуждали эту тему на заседаниях правительственной комиссии, в том числе в конце прошлого года поднимали вопрос о недостаточности объектов инфраструктуры для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению СКФО. Только 20% жителей (это 5 тыс. человек) имеют возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом 80% (это свыше 20 тыс. человек) вынуждены получать медицинскую помощь за пределами СКФО – это Ростов, Москва, Санкт-Петербург. И это несмотря на то, что средства в бюджете на оказание этой помощи заложены. Поэтому в ближайшее время необходимо создать условия, при которых люди не будут ездить в Москву, а будут получать высокотехнологичную медицинскую помощь на территории округа.
Ещё одна проблема – это нехватка квалифицированных специалистов. Это связано в том числе с нехваткой профильных образовательных учреждений. Ни для кого не секрет, что наши ребята, получая образование в области здравоохранения, стремятся трудоустроиться не здесь, в СКФО, а в других регионах. Такую ситуацию необходимо исправить. На это нацелены и майские указы Президента России. Таким образом, задача по привлечению молодых специалистов в области здравоохранения также продолжает оставаться для нас приоритетной. Для решения этой проблемы, в частности, ведётся работа по созданию медицинского кластера на территории Ставропольского края. Данный проект предполагает не только оказание высокотехнологичной медицинской помощи вместе с реабилитацией, но и предоставление профильного образования в созданном на базе кластера университете.
По итогам 2015 года Северо-Кавказский федеральный округ продемонстрировал рост по целому ряду отраслей: промышленного производства – 102,3%, в сфере сельского хозяйства – 103,2% (в СКФО выросло производство зерна, картофеля, овощей). Хороший рост также зафиксирован в сфере строительства и туристической области. Туристический поток в регионы Северо-Кавказского федерального округа за последние три года вырос втрое и составил около 2,7 млн человек. Наша задача в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе – довести этот показатель до 10 млн человек. Потенциал для этого у Северного Кавказа есть, поэтому эту задачу перед собой мы тоже будем ставить.
Главное, что я хочу отметить: несмотря на неблагоприятную внешнюю экономическую конъюнктуру, санкции, которые оказывают давление на нашу экономику, Северный Кавказ смог не просто увидеть шансы для своего развития, но и начал активно занимать освободившиеся ниши в экономике нашей страны.
Сегодня в Северо-Кавказском федеральном округе реализуются инвестиционные проекты. Утверждено 63 якорных и приоритетных проекта в сфере промышленности и АПК, а это тысячи рабочих мест и поддержка бюджетов субъектов СКФО. Работа в этом направлении должна вестись активнее, не должна останавливаться. Нам нужны новые проекты, новые предприятия, новые рабочие места. Напомню, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин считает эту работу одним из основных индикаторов эффективности деятельности руководителей субъектов. Безусловно, мы должны на уровне наших регионов создать условия, при которых любой инвестор чувствовал бы себя комфортно, не ощущал бы на себе административного давления и мог бы эффективно развивать свои проекты.
Отдельно хочу обратить внимание коллег: мы активно развиваем и несём ответственность за региональную кооперацию, сотрудничество, в том числе совместно с нашими соседями – Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия. Это тоже является одной из приоритетных наших задач.
Развитие реального сектора экономики – это основная наша задача на ближайшие годы, закреплённая в обновлённой версии государственной программы. Но это не означает, что вопросы в области социальной сферы отойдут на второй план. Мы будет исполнять все взятые на себя обязательства перед нашим населением и, самое главное, растить собственных, национальных, инвесторов. Своих инвесторов субъекты должны поддерживать, помогать им, стимулировать процесс формирования новой предпринимательской элиты, которая бы эффективно работала в округе.
Наша коллегия проходит в самый разгар бюджетного процесса. Текущая ситуация диктует нам достаточно непростые вызовы. Вы знаете, что с каждым годом ужесточается политика в отношении субсидий, которые предоставляются регионам из федерального бюджета. Хочу обратить внимание коллег, что неподтверждённые документами бюджетные средства будут возвращаться в федеральный бюджет. Это жёсткая и принципиальная позиция Президента Российской Федерации и Председателя Правительства, поэтому я прошу очень внимательно отнестись к обязательствам, которые мы берём в отношении средств, получаемых в виде субсидий из федерального бюджета. В этом вопросе, подчеркну, необходимо взаимодействовать с Министерством по делам Северного Кавказа, который и на уровне федерального Правительства, и на уровне регионов может оказать помощь в своевременной подготовке необходимых документов.
В заключение отмечу, что ещё несколько лет назад словосочетание «Северный Кавказ» нередко вызывало негативную реакцию. Но нам удалось переломить большинство этих стереотипов. Хочу поблагодарить руководителей субъектов Северо-Кавказского федерального округа за тот вклад, который они внесли для изменения этой ситуации.
В прошлом году мы с вами отметили 2000-летие города Дербента. Теперь эстафету принял город Грозный, создана рабочая группа по подготовке мероприятий к празднованию его 200-летия. Не сомневаюсь, что мероприятие пройдёт на самом высоком уровне. Наша задача создать на Северном Кавказе такие условия, чтобы люди охотно приезжали сюда на отдых и на работу.
Конечно, не могу не поздравить своих коллег-мусульман с приходом священного месяца Рамадан – лучшего времени для новых свершений, а Министерству по делам Северного Кавказа хочу пожелать дальнейших успехов.
Спасибо вам большое за внимание!
Источник: http://government.ru/news/23358/