Михаил Мишустин провёл совещание о реализации технологической политики
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Министра промышленности и торговли Антона Алиханова о задачах технологической политики
Доклад генерального директора ООО «Лассард» Олега Нефёдова о реализации проектов технологического лидерства
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсудим вопросы укрепления технологического суверенитета страны.
Только что мы вместе с Сергеем Семёновичем (Собяниным), с коллегами осмотрели новую площадку с учебными лабораториями и современными производственными мастерскими, где молодые люди получают практические навыки работы с высокотехнологичным оборудованием. Посмотрели фрезерные, токарные станки, в том числе – с числовым программным управлением. И что главное, большинство из них – отечественного производства.
Ребята осваивают их, чтобы потом идти на предприятия уже с профессиональными навыками. С некоторыми из молодых людей мы пообщались. Важно, что они уже сейчас занимаются реальными задачами под руководством опытных наставников, специалистов ведущих промышленных компаний. И связывают свою дальнейшую профессиональную жизнь со специальностями в сфере машиностроения, обрабатывающих отраслей.
Это лучше любых слов говорит о том, что у нашей страны есть отличный потенциал. Мы понимаем, на кого сможем опереться, чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики, социальной сферы и обрести промышленный и технологический суверенитет страны.
На прошедшем недавно Совете по стратегическому развитию глава государства обратил внимание на реализацию технологической политики. Подчеркнул необходимость скорейшей доработки мероприятий и показателей технологического лидерства в каждой конкретной сфере.
Для этого мы уже завершили создание нужной нормативной правовой базы. Зафиксировали ключевые секторы, где критически важно не зависеть от внешних разработок и поставок.
На выполнение этих задач нацелены профильные национальные проекты. Сейчас их восемь. А с января будет запущен ещё один – по биоэкономике. И половина из них – это исключительно промышленные инициативы.
По итогам первого года реализации национальных проектов уже есть целый ряд значимых результатов. Во многих регионах открылись новые производства. В частности, 20 предприятий по химии. Около 30 центров по беспилотным авиационным системам. Начала работу судостроительная верфь в Москве со своим конструкторским бюро.
Также активно ведутся сертификационные испытания отечественной линейки самолётов. Освоили и выпуск собственных станков для автоматической клёпки панелей воздушных судов. Как и изготовление другой, самой разной наукоёмкой продукции, среди которой, например, более полусотни только перспективных химических продуктов и материалов.
Президент отметил, что нужно быстрее переходить от сборки и упаковки проектов к фронтальной работе. И серьёзно увеличивать темп их реализации, донастроив систему управления технологической политикой.
Для этого уже сформирована Правительственная комиссия по промышленности. Она будет отвечать за стратегическое планирование развития отраслей, поможет выстроить тесное и прозрачное взаимодействие с производителями и потребителями, улучшит качество мониторинга и оперативность реагирования на возникающие риски. На прошлой неделе Денис Валентинович Мантуров провёл её заседание, где были обозначены первоочередные задачи.
Министерство, которое возглавляет Антон Андреевич Алиханов, отвечает в нашей стране за формирование и реализацию промышленной политики. Поэтому на данном этапе ему логично доверить и политику технологическую.
А межведомственную координацию будет осуществлять специально созданная подкомиссия в рамках Правительственной комиссии по промышленности. Она должна незамедлительно приступить к своей деятельности, чтобы принимать решения по ключевым вопросам технологического лидерства, в том числе в части уточнения действующих инструментов поддержки отечественных предприятий.
От Министерства промышленности и профильных ведомств уже в I квартале следующего года жду согласованные предложения по повышению эффективности единой модели управления этим важнейшим направлением.
Чтобы контролировать результативность всех мер и мероприятий, подписано постановление Правительства, которым создана комплексная система оценки технологического развития. Она содержит правила расчёта и мониторинга достижения целей. Станет показывать, как идёт создание высокотехнологичных решений и продукции на основе, что очень важно, именно отечественных технологий. Определять уровень независимости страны по приоритетным разработкам. И характеризовать степень нашего лидерства при сравнении с зарубежными аналогами.
Для этого сформулировали понятные объективные метрики, которые будут интегрированы во все национальные проекты, где они должны стать нашими ориентирами при доведении характеристик изделий до лучших мировых образцов.
Такой подход уже был применён в отраслях нефтегазового и транспортного машиностроения. Там сначала были воспроизведены для внутреннего рынка иностранные образцы. Далее, по мере наращивания собственных компетенций, появились свои разработки, которые стали конкурентоспособными на мировой арене.
Конечно, надо активнее развивать кооперационные связи с дружественными странами. Но с обязательным условием сохранения прав на технологии у российского инвестора.
Уважаемые коллеги!
Для ускорения темпов роста отраслей, регионов и экономики в целом важно продолжать внедрение прорывных идей, становление сильной индустриальной базы. Это, как подчеркнул Президент, общенациональная задача, в выполнении которой должны участвовать все уровни власти, наука и бизнес.
Передовые решения должны находить широкое применение, тиражироваться во всех сферах, чтобы их использование приводило к повышению качества российских товаров и услуг, помогало делать жизнь наших граждан удобнее и комфортнее.
Давайте приступим к работе. Слово – Министру промышленности и торговли Антону Андреевичу Алиханову.
А.Алиханов: Уважаемый Михаил Владимирович!
Технологическая политика, неразрывно связанная с промышленной политикой, охватывает весь жизненный цикл изделий – от разработки до вывода на серийное производство. При этом, конечно, как мы сегодня здесь, в «Технополисе Москва», увидели, ближе всех к коммерциализации – промышленные конструкторские бюро и RnD-подразделения самих компаний.
Ключевым понятием, которое внедрено сейчас благодаря закону о технологической политике, стало понятие квалифицированного заказчика. Собственно, технологическая политика и должна быть связующим звеном между наукой и реальным сектором, обеспечивая эту связку с квалифицированными заказчиками. В рамках нацпроекта техлидерства у нас уже ведётся работа по построению непрерывной цепочки: разработка, производство, спрос, охватываемый мерами поддержки каждый этап жизненного цикла продукции. Например, нацпроект техлидерства по промышленному обеспечению транспортной мобильности в части ВСМ (высокоскоростных магистралей), где мы полностью обеспечиваем как разработку, так и производство. И у нас есть квалифицированный монозаказчик в лице «Российских железных дорог». Причём, учитывая приоритетность проекта, цепочка нами формировалась в ручном режиме, с подключением одновременно инструментов поддержки через Фонд развития промышленности, кластерную инвестплатформу и программу доращивания, которая у нас действует совместно с Центром поддержки инжиниринга и инноваций.
В авиастроении мы на сегодняшний день одна из немногих стран, которая может производить полностью отечественную технику, но при этом нам сейчас крайне необходимо усиливать координацию работы по гарантированному спросу со стороны авиакомпаний и по доработке, развитию наших продуктов.
Иная ситуация у нас в химии, станкостроении, где функционирует множество разработчиков, множество производителей и гарантированный спрос, таким образом, размыт между большим числом как разработчиков, так и потребителей. Здесь мы, конечно, прежде всего опираемся на долгосрочные балансы спроса и предложения, которые уже формируем по разным отраслям.
И правкомиссия по промышленности, о которой Вы сказали, позволит, собственно говоря, нам упорядочить эту прикладную работу, в том числе решая проблемные вопросы между разными контрагентами внутри нацпроектов. Потому что нацпроекты – сложные документы. У нас зачастую действует и несколько органов власти при их реализации – внутри одного нацпроекта, не говоря уже о рыночных игроках. Наши предложения по корректировке, в том числе возможной корректировке нормативно-правовой базы по технологической политике, мы в рамках Вашего поручения будем докладывать в I квартале 2026 года.
Концептуально видим возможность использовать инструмент подтверждения производства российской промышленной продукции – так называемое постановление 719 (постановление Правительства от 17 июля 2015 года №719). Он позволяет оценить соблюдение требований к степени локализации, выполнению ключевых технологических операций на территории нашей страны, и за 10 лет он охватил уже свыше 700 укрупнённых позиций ОКПД 2 (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности). Эту работу мы постоянно продолжаем вместе с производителями. По сути, это отвечает предлагаемому критерию обеспеченности, то есть есть ли производство в принципе, которое может признаваться отечественным.
Помимо выстроенной инфраструктуры взаимодействия с производителями и потребителями, этот подход имеет перспективы для стимулирования собственно технологической деятельности и упрощения мониторинга. В качестве основного инструмента информационного обеспечения техполитики, на наш взгляд, целесообразно будет использовать ГИС «Промышленность» (Государственная информационная система промышленности) как систему сбора информации, чтобы не создавать какие‑то новые сущности, а использовать действующую инфраструктуру.
Являясь платформой для реестра по 719-му постановлению, она позволяет уже агрегировать всю информацию по освоению технологии, производству продукции, обеспечивать формирование тепловой карты и качественный мониторинг.
Вместе с общим нормативным регулированием мы также считаем целесообразной донастройку общесистемных мер поддержки, которые находятся вне контура технологического лидерства. Сделать это, на наш взгляд, важно для увязки этих мер поддержки с приоритетами техполитики и запущенными нацпроектами. То есть такие постановления, как 1649, поддержка НИОКР и ряд других инструментов, мы считаем, должны быть сонастроены с нацпроектами и задачами техполитики, о которых Вы сказали.
М.Мишустин: Спасибо, Антон Андреевич.
Попрошу выступить Олега Александровича Нефёдова, генерального директора «Лассарда», – о реализации проектов технологического лидерства. Пожалуйста.
О.Нефёдов (генеральный директор ООО «Лассард»): Михаил Владимирович, коллеги, добрый день!
Наша компания существует с 2015 года. Изначально мы занимались промышленным инжинирингом, а далее каждый год добавляли в свой портфель новые технологии, новые направления производства. И на сегодня мы являемся таким классическим вертикально интегрированным холдингом в рамках собственных производств, собственных разработок. Мы производим продукцию – начиная от компонентов, приборов и до готового оборудования.
При этом оборудование разное для разных отраслей промышленности. Основная часть – это лазерное оборудование для обработки материалов, медицинское оборудование, другая уникальная техника. Вы очень правильно отметили необходимость на государственном уровне синхронизировать действия всех участников рынка, в том числе технологическую и промышленную политику.
Рынок открытый, рынок сложный, особенно рынок средств производства, где не существует каких‑то серьёзных барьеров для конкурентов, имею в виду в основном иностранного производства. И требуется действительно систематическая работа всех участников рынка на предмет синхронизации действий и получения такого результата, который важен для страны. Мы в рамках своей деятельности работаем с различными мерами поддержки и регионального уровня, и федерального уровня.
В том числе мы получаем субсидии и также работаем по прямым государственным контрактам. Мы не берёмся за какие‑то несложные вещи. Наше кредо – это те направления, где мы видим очень хороший технологический задел, потенциал, с которым можем выходить на международные рынки.
И вот последняя наша работа, которую мы буквально недавно завершили. Эта разработка оборудования для роста монокристаллов арсенида галлия, германия. Это уже мировой уровень. Это то, с чем мы можем выходить как на рынок дружественных стран, так и в том числе расширять наши возможности по технологическому суверенитету. Мы продолжим эту работу. У нас есть другие наработки и по оборудованию, связанному со шлифованием, полированием полупроводников.
Это, собственно, те направления, по которым мы обязаны идти вперёд, это те направления, которые определяют и суверенитет, и возможность нашего развития с точки зрения науки, техники и технологий. Движение вперёд, безусловно, невозможно без синхронизации участников рынка, я уже об этом говорил. И то, что сделано сегодня в рамках 719-го постановления Правительства, в рамках других документов, позволяет нам двигаться вместе, видеть, что происходит у коллег, видеть работу вузов и другие инструменты поддержки.
И в нашем понимании эта возможность двигаться вперёд, безусловно, должна определяться единственным органом, который будет для всех таким инструментом координации и движения вперёд. Поэтому с точки зрения поставленных задач, о которых Вы говорите, текущая работа Министерства промышленности и торговли и отраслевых объединений как раз нацелена на такое движение вперёд.
М.Мишустин: Спасибо большое. Хочу предоставить слово Михаилу Юрьевичу Карисалову, генеральному директору ООО «Сибур». Пожалуйста.
М.Карисалов (председатель правления, генеральный директор ООО «Сибур»): Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, добрый день!
До того, как представлю несколько направлений работы компании в рамках заявленной темы, непосредственно хочу отметить, что то, о чём Вы говорите, находит у нас абсолютный отклик. Безусловно, работа, которую мы ведём в рамках технологической политики, политики достижения технологического лидерства, очень многогранна, задействовано большое количество интерфейсов в науке, в производстве, в экономической сфере. И упорядочение этой работы в рамках межправкомиссии, единого министерского подхода, Правительства Российской Федерации, безусловно, находит поддержку.
Что делаем мы в «Сибуре»? Во‑первых, как Вы знаете, Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, мы занимаемся выпуском специальных синтетических материалов для разнообразных отраслей промышленности, нашей российской экономики.
На сегодняшний день отрасли, которые мы снабжаем, – это транспортная, строительная отрасль, медицинская отрасль, сельское хозяйство, товары народного потребления, инфраструктурная –решают большое количество задач, которые в том числе стоят перед нами в рамках реализации национальных проектов.
В 2025 году эти отрасли получили более 100 новых разработок. Это разработки продуктового толка, которые позволяют, с одной стороны, повышать конкурентоспособность, независимость готовой продукции, с другой стороны – полностью достигать технологического лидерства, так как свойства этих продуктов позволяют выпускать новые решения уже тем отраслям, о которых я говорил, для которых мы работаем.
Несколько примеров. Радиационно стойкие полимеры – это и поликарбонат, и полипропилен – для медицинской отрасли, негорючий компаунд для подкапотных элементов автомобилей, импортозамещение курьерских пакетов для маркетплейсов. Вроде тема такая простенькая, но оказалось, что практически 100% посылок шли в пакетах одной из наших дружественных стран, но в Российской Федерации они не выпускались.
Достаточно много работ мы производим с точки зрения обеспечения машиностроения и автомобилестроения – это и протекторы зимних и летних шин, разнообразные решения, которые используются в машиностроении.
Мы продолжаем эту работу. Михаил Владимирович, не так давно Вам докладывали: запуск проектов в 2026 году в городе Свободном, в 2027-м – в Тобольске, в 2027-м уже в конце, – в Нижнекамске.
Они позволят в полтора раза увеличить мощности по производству синтетических материалов в Российской Федерации. Мы войдём в топ-5 производителей синтетических материалов – как страна, в мировой рейтинг. И это позволит не только тонны дополнительные давать, но и, безусловно, представить новый, дополнительный марочный ассортимент для отраслей потребления.
Ещё одно направление, связанное с заявленной темой, – это инвестиции и инвестиционные разработки компаний в целях обеспечения технологической независимости и лидерства непосредственно в химической отрасли.
Здесь мы проводим работу по созданию технологий и строительству новых производств непосредственно в отрасли. Для этого «Сибур» создал полный цикл инноваций. Сотрудничаем достаточно много с научными институтами: МГУ, КФУ, Бауманка и другие. Эти вузы – наши партнёры. На сегодняшний день открыты кафедры, где непосредственно в рамках вузовской работы идут совместные разработки. Конечно, играют большую роль и научные институты РАН.
Одна из работ, которую сегодня мы полностью закончили с Институтом Борескова, – это обеспечение полного пакета российских технологических разработок по катализаторам для производства полиолефинов. В 2024 году эта работа была проведена, в 2025 году завершена.
Более четырёх лет она длилась. Мы ни один катализатор с 2025 года не будем покупать за границей. Фабрика в Казани – начато строительство, часть руководителей, здесь присутствующих, были, видели. Мы ведём строительство – первая очередь будет в 2026 году уже запущена.
Также в Нижнекамске мы выпустили первые тонны продукции гексена. Это специальная химия, достаточно важный компонент именно для управления свойствами полимерных материалов. Также используется и в медицинской отрасли.
Начата работа по строительству установки по производству н-бутиллития в городе Воронеже. В 2026 году она будет запущена. Общие инвестиции «Сибура» в НИОКР составляют 1,7% от выручки компании – 18 млрд рублей. Двухразовыми темпами за последние четыре года они растут год к году. Эти затраты и партнёрство, конечно же, с научными учреждениями в первую голову позволили создать полноценный цикл такой НИОКРовской прикладной инфраструктуры. Это и центр в «Сколково» и ещё в восьми локациях. «ПолиЛаб» – центр разработок непосредственно прикладного НИОКРа. Это Центр пилотирования технологий (Антон Андреевич был совсем недавно в Тобольске), где мы до 100 раз повышаем возможности на небольших прототипирующих установках прорабатывать технологии разрабатываемых катализаторов. Это, конечно же, и строящийся в Казани новый центр инноваций, где будет более 30 лабораторий по очень широкому, практически полному кругу химических технологий. Старт строительства этого центра был дан Президентом в прошлом году. В следующем году мы полностью запускаем эту работу.
Особо отмечу, что подготовка российских учёных для работы на всей этой создаваемой инфраструктуре – отдельная задача. И здесь также мы с Министерством образования и науки, Министерством энергетики, Министерством промышленности работаем – недавно Вам докладывал – от школы до вузов по полностью вытянутой цепочке.
Ещё одно направление. Это работа, которая Минпромторгом ведётся давно, – «дорожные карты» по развитию технологий и производству нового оборудования и компонентов для ТЭК.
Здесь вопросов каких‑либо нет. Михаил Владимирович, уважаемые коллеги, более 20 номенклатур «Сибуром» разрабатываются, и эта работа ведётся по плану.
И в завершение могу сказать, что также ведём большую работу по направлению экономики данных, цифровой трансформации, применению инструментов искусственного интеллекта.
Действуем здесь давно. Министерствам известно, что для нас эта работа напрямую связана с импортозамещением программного обеспечения – докладывали Вам, Михаил Владимирович, на «ЦИПР», – с развитием разнообразных инструментов, касающихся предиктивной диагностики, управления, эффективности. Для нас это напрямую связано с безопасностью и повышением производительности труда. Также работа здесь ведётся.
Отмечу, что, учитывая опыт взаимодействия большого количества партнёров, которые к этой работе привлечены, мы, безусловно, видим важность государственной задачи по созданию и развитию единой регуляторики в области технологической политики, которая позволила бы более чётко увязывать работу всех ФОИВ, отраслевых ведомств, бизнеса, Российской академии наук, научных, образовательных организаций для достижения наилучшего результата.
М.Мишустин: Спасибо!
Источник: http://government.ru/news/57300/