Оперативное совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Михаила Мишустина
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Начнём с вопроса о помощи детям с тяжёлыми, редкими заболеваниями. Они нуждаются в особой заботе, в особом лечении и особом питании. Предоставляется оно бесплатно.
Правительство ежегодно расширяет перечень этих специализированных продуктов. С начала следующего года в него будут входить 111 наименований.
Такое питание по назначению врача ребята должны получать регулярно. Оно им необходимо, чтобы чувствовать себя лучше, расти и развиваться. Поэтому надо строго следить за его наличием в достаточном количестве во всех регионах страны.
Ещё к одной важной теме – о наших гражданах с ограничениями по здоровью. Речь идёт об их трудоустройстве.
Чтобы получить профессию, реализоваться в ней, им нужна бóльшая поддержка. Это требует комплексного и системного взаимодействия служб занятости и социальной защиты населения, образовательных и общественных организаций, органов власти российских субъектов и работодателей.
Правительство внесло в план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов целый ряд изменений, в том числе направленных на содействие при приёме на работу выпускников колледжей или вузов, а также внедрение регионального стандарта развития социального предпринимательства.
И что важно, предусматривается подготовка мер помощи в трудоустройстве участников специальной военной операции, которые получили инвалидность. Недавно Президент обращал особое внимание, что их необходимо поддерживать в повышении квалификации, в получении новой профессии, чтобы они были востребованы, могли работать и обеспечивать свои семьи.
Документ также включает пять целевых показателей качества и эффективности выполнения запланированных мероприятий.
Это поможет людям с особенностями и ограничениями по здоровью трудиться и зарабатывать, чувствовать себя более самостоятельными и независимыми и не оставаться, что самое важное, один на один со своими проблемами.
Теперь к значимой теме сферы высшего образования.
На прошлой неделе, выступая в лектории Российского общества «Знание», я подробно говорил о важном проекте, который реализуется на базе ведущих вузов страны, – передовые инженерные школы. Их цель – обеспечить квалифицированными кадрами высокотехнологичные и наукоёмкие сектора экономики по таким приоритетным направлениям, как микроэлектроника, приборостроение, искусственный интеллект, ядерная энергетика, машиностроение и многие другие.
Чтобы создать у себя площадку с лабораториями и опытными производствами, интерактивными комплексами, современным оборудованием, высшие учебные заведения должны подать заявки на конкурс, который организует Министерство науки и высшего образования. По его результатам победители получат грант. Сегодня успешно действуют 30 таких школ.
Проект сразу доказал свою востребованность. В сентябре текущего года уже провели второй конкурс. Участие в нём приняли 73 вуза страны.
Дмитрий Николаевич (обращаясь к Д.Чернышенко), расскажите подробнее о его итогах.
Д.Чернышенко: Уважаемый Михаил Владимирович!
По Вашему поручению реализуется 42 инициативы социально-экономического развития. Одна из них – это федеральный проект «Передовые инженерные школы».
В прошлом году, как Вы сказали, было отобрано 30 таких школ, которые доказали свою эффективность. Они созданы на базе инженерных вузов в 15 регионах нашей страны. Отмечу, что проект охватывает семь федеральных округов.
Здесь готовят высококлассных инженеров по 20 направлениям, таким как двигателестроение, медицинское приборостроение, атомное машиностроение, авиационная и ракетно-космическая техника, искусственный интеллект и другие.
Как Вы отмечали, для реализации мегапроектов необходимы соответствующие кадры. Передовые инженерные школы как раз нацелены на решение этой задачи.
За два года на их поддержку из федерального бюджета было выделено 12,6 млрд рублей. При этом порядка трети – 4,3 млрд рублей – привлечено из внебюджетных источников. Это говорит о востребованности проекта со стороны индустриальных партнёров.
В работу школ включено более 150 высокотехнологичных компаний, наших лидеров, и они не просто финансируют программы передовых инженерных школ, но и активно участвуют в образовательном процессе, создавая образовательные модули. И нацелены на трудоустройство выпускников в своих же компаниях.
Это создаёт новое качество инженерного образования.
Такая синергия вузов и предприятий направлена также на разработки для реального сектора экономики.
К примеру, в России до недавнего времени не существовало ни одного секвенатора ДНК серийного образца. Но сейчас благодаря работе, например, инженерной школы «Медицинская инженерия» такая разработка осуществилась.
В связи со стартом мегапроектов и заинтересованностью регионов, индустриальных партнёров и вузов в расширении данной программы Вами была поставлена задача отобрать дополнительно не менее 10 передовых инженерных школ.
Во вторник завершился конкурс, он был большой – более семи заявок на место. Все претенденты были заслушаны специальным советом. В связи с большой востребованностью и необходимостью кадрового обеспечения мегапроектов по Вашему поручению совет принял решение отобрать 20 победителей, что значительно больше, чем первоначально планировалось.
В результате передовое инженерное образование начиная со следующего года смогут получать студенты ещё в 13 регионах нашей страны. Это Вологодская, Воронежская области, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Омская, Самарская, Сахалинская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Чеченская Республика, Ярославская область.
В 2024 году на развитие передовых инженерных школ из бюджета предусмотрено 16,5 млрд рублей, в том числе на новые школы – 4,3 млрд рублей. Софинансирование индустриальных партнёров на следующий год для новых школ составит примерно столько же – 4,2 млрд рублей, то есть практически соотношение – один к одному. До 2030 года эта сумма составит больше 30 млрд рублей.
Таким образом, система передовых инженерных школ России будет состоять уже из 50 вузов в 23 регионах.
Важно отметить, что работа всех отобранных школ соотносится со Стратегией национальной безопасности, Стратегией научно-технологического развития и другими ключевыми документами стратпланирования, а также приоритетными задачами обеспечения кадрового и технологического суверенитета, которые нам поставил Президент.
Также для развития проекта мы планируем проведение ротации передовых инженерных школ по аналогии с механизмом, который мы применяем по программе научно-образовательных центров мирового уровня.
М.Мишустин: Спасибо, Дмитрий Николаевич.
Надо на личном контроле держать реализацию проекта.
Подготовка высококвалифицированных инженеров – одна из главных задач сегодня. Популярность инженерной профессии должна быть на деле доказана нашими ребятами, которые будут оканчивать вузы. Ведь речь тут идёт и о достижении технологического суверенитета страны.
Источник: http://government.ru/news/50379/