Заседание Правительства

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Министра транспорта Виталия Савельева о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2024 год

Из стенограммы:

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем мы перейдём к повестке дня заседания Правительства, скажу о принятом решении. Речь идёт о развитии автомобильной промышленности.

Президент отмечал, что ключевым в этом секторе должно стать наличие у России собственных производств, уровень которых должен обеспечить глобальную конкурентоспособность нашей отрасли в целом.

На поддержку российских компаний в этой сфере и повышение спроса на их продукцию в ближайшие три года будет выделено порядка 30 млрд рублей. Средства эти пойдут на реализацию действующей программы автокредитования. Она позволяет получить скидку в размере до 25% от стоимости автомобиля определённым категориям граждан. Среди них – медицинские работники, учителя, участники специальной военной операции и их близкие и родные.

Теперь воспользоваться льготным предложением смогут также люди с ограничениями по здоровью.

А при покупке отечественных электромобилей в кредит скидка увеличится до 35%. То есть государство вернёт покупателю до 925 тыс. рублей.

Рассчитываем, что благодаря принятым мерам ещё больше наших граждан получат возможность приобрести такие автомобили, и это будет способствовать в том числе улучшению экологической ситуации.

Теперь к нашей сегодняшней повестке. Рассмотрим поправки, подготовленные Правительством в проект федерального бюджета на следующие три года. Он уже, как вы знаете, в первом чтении одобрен Государственной Думой.

Изменения учитывают предложения депутатов, Счётной палаты, главных распорядителей средств бюджета. Касаются они в основном перераспределения ресурсов по разделам и целевым статьям. Также есть целый ряд необходимых уточнений, в том числе при реализации государственных программ обеспечения граждан доступным комфортным жильём и коммунальными услугами, развития здравоохранения, образования, в которые входят приоритетное финансирование строительства больниц, поликлиник, создание новых мест в школах.

Расширено льготное кредитование для технологических инновационных малых и средних предприятий.

Проведена детализация расходов на меры по укреплению транспортной связанности нашей страны, поддержке общероссийских общественных организаций инвалидов, инвестиционных проектов по совершенствованию туристической инфраструктуры и образовательной программы молодёжного предпринимательства «Я в деле».

Такая донастройка позволяет облегчить доведение бюджетного финансирования и выполнить все предусмотренные мероприятия, чтобы достичь целей, которые перед нами поставил Президент.

Ещё об одном важном законопроекте.

Правительство продолжает работу, направленную на обеспечение устойчивости экономики в условиях санкционного давления.

Глава государства отмечал, что один из способов, которыми можем ответить на ограничения, вводимые некоторыми странами в отношении России, – это разбюрокрачивание, предоставление бóльших свобод всем участникам экономической деятельности.

Для этого реализуем комплекс мероприятий по упрощению разрешительных процедур для бизнеса, по снижению издержек, включая административные.

Сегодня рассмотрим вопрос о продлении до конца следующего года ряда наиболее востребованных и эффективных мер специального регулирования в сфере государственных закупок, финансового рынка, корпоративных, арендных и трудовых отношений, лицензирования и аттестации. И установления особенностей обращения лекарств и медицинских изделий. Крайне важно, чтобы люди всегда могли купить необходимый препарат.

Корректировки касаются и строительного комплекса – в части снижения числа административных барьеров, сокращения срока инвестиционно-строительного цикла, упрощения процедур согласования в сфере градостроительных и земельных отношений. Это даёт возможность значительно ускорить ремонт, возведение и ввод в эксплуатацию жилых домов, дорог, школ, больниц и других значимых объектов без ущерба качеству.

Законодательные изменения в нынешних условиях обеспечат дополнительную свободу действий организациям. Нужно, чтобы оказываемые услуги, производимая или ввозимая в Россию для граждан и бизнеса продукция соответствовали всем необходимым требованиям.

Следующий вопрос – о поддержке железнодорожной отрасли. Президент отмечал, что она имеет стратегическое значение для нашей огромной страны, развития регионов, национальной экономики и качества жизни наших граждан.

Железные дороги в России являются одним из основных видов транспорта. По ним перевозится бóльшая часть грузов.

Сейчас идёт активное формирование экономики предложения, о которой говорил глава государства. Увеличивается роль экспорта, выстраиваются транспортно-логистические цепочки, ориентированные на новые рынки, расширяется внешнеэкономическое взаимодействие с дружественными странами. Эти факторы надо учитывать при планировании работы открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Сегодня мы рассмотрим основные параметры финансового плана и инвестиционной программы компании на будущий год. Общий объём вложений составит свыше 1,27 трлн рублей. Средства пойдут на решение масштабных задач.

Около половины из них будет направлено на создание магистральной инфраструктуры. Продолжится реализация проекта Восточного полигона, который включает БАМ и Транссиб, что поможет дальнейшему росту провозной способности в рамках международных коридоров. Также в планах – развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов.

Треть финансирования предусмотрена на обновление и ремонт железнодорожных путей и мостов, тоннелей, станций и вокзалов, на внедрение цифровых технологий и повышение безопасности движения.

Чтобы обеспечить перевозки грузов и создать комфортные условия для пассажиров пригородных направлений, пополнится парк подвижного состава. Предполагается закупить свыше 500 современных локомотивов и 280 вагонов электропоездов.

Более подробно об основных параметрах инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на следующий год доложит Министр транспорта Виталий Савельев.

В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

«Российские железные дороги» продолжают выполнять масштабные задачи по увеличению пассажирских перевозок, построению новых транспортно-логистических маршрутов и обеспечению технологической независимости.

В условиях повышенного спроса на грузоперевозки в восточном направлении одним из ключевых вопросов является развитие БАМа и Транссиба.

По итогам года планируется достичь провозную способность на уровне 173 млн т. Прирост к уровню 2013 года, то есть на 10-летнем периоде, составляет рекордные 75 млн т.

Значимым событием лета стал запуск третьего и четвёртого Московских диаметров в Центральном транспортном узле. Проект МЦД во многом является для нас эталонным для развития городских железнодорожных перевозок в регионах.

В рамках запуска МЦД были открыты одни из крупнейших транспортно-пересадочных узлов – «Площадь трёх вокзалов» и «Зеленоград – Крюково», которые объединяют пассажиров железнодорожного и городского наземного транспорта.

Общая длина новых диаметров составляет более 170 км, открыто 74 станции, что, безусловно, улучшило транспортную доступность для граждан.

Продолжается развитие железнодорожной инфраструктуры в направлении юга и северо-запада страны.

При ограничениях авиаперевозок на юге России «РЖД» полностью обеспечили транспортную доступность для населения как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении.

Как результат, в 2023 году будет перевезено 1,147 миллиарда пассажиров с ростом пассажирооборота на 3,6%.

В части грузовых перевозок. Погрузка на сети «РЖД» составит более 1,2 млрд т.

«Российскими железными дорогами» будет обеспечено рекордное выполнение инвестиционной программы в объёме 1,2 трлн рублей. При этом следует отметить, что более 90 млрд рублей – это опережающее выполнение следующих лет. Достижение таких высоких результатов возможно прежде всего благодаря качественной работе всех сотрудников компании «РЖД» и её руководства.

Для формирования дополнительных источников инвестиций до конца текущего года запланировано суммарное увеличение уставного капитала «РЖД» на 162 млрд рублей, в том числе возможность использования по решению Правительства с 2024 года 45,5 млрд рублей для инвестирования этого года.

Указанные средства будут направлены на дальнейшую реализацию проекта развития ЦТУ, квантовых коммуникаций и приобретение нового современного подвижного состава.

Все эти предпосылки создают условия для инвестиционного развития компании.

Доложу об основных параметрах финансового плана и инвестиционной программы на 2024 год. При их формировании мы использовали прогнозные параметры социально-экономического развития Российской Федерации.

Хочу поблагодарить Правительство, Андрея Рэмовича Белоусова, Марата Шакирзяновича Хуснуллина и все причастные министерства за скрупулёзное внимание к деятельности компании и согласование основных параметров её работы в 2024 году.

Все показатели деятельности «РЖД» в 2024 году сформированы с существенным ростом к текущему году.

Остановлюсь подробнее на основных параметрах. Погрузка грузов оценивается в 1,265 млрд т с ростом к текущему году на 1,7%. Грузооборот составит 3,4 трлн тонно-километров, что на 3,4% выше уровня текущего года. Прогнозируется дальнейший рост пассажирооборота до 128 млрд пассажиро-километров, или на 1% к уровню текущего года. Показатель EBITDA запланирован в размере 830 млрд рублей.

Перечисленные выше основные параметры финансового плана позволяют сформировать источники финансирования инвестиционной программы в размере 1 трлн 275 млрд 400 млн рублей.

Благодаря этому «Российские железные дороги» продолжат реализацию важнейших проектов по развитию и обновлению инфраструктуры, а также приобретению нового подвижного состава.

Отмечу, что 2024 год является ключевым для достижения целей ряда крупных инвестиционных проектов, предусмотренных КПМИ.

По итогам следующего года совместной работой мы обеспечим выполнение указа Президента и достигнем провозной способности Восточного полигона в объёме 180 млн т. Это позволит не только нарастить экспортный потенциал нашей страны, но и создать условия для увеличения внутрироссийских перевозок, в том числе в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Такое развитие в свою очередь стимулирует создание дополнительных рабочих мест и повышение налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

На развитие инфраструктуры Восточного полигона предусмотрено финансирование в объёме 366 млрд рублей.

Также «Российскими железными дорогами» продолжится реализация проектов развития Центрального транспортного узла, пассажиропоток которого составит более 810 миллионов пассажиров, развития железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна в целях дальнейшего прироста провозной способности до 131 млн т по итогам 2025 года.

В целом на проекты КПМИ предусмотрено 535 млрд рублей, или более 40% от общего объёма инвестпрограммы.

На обновление подвижного состава будет затрачено почти 230 млрд рублей, что обеспечит развитие отечественного машиностроения и позволит приобрести свыше 500 локомотивов, более 280 вагонов электропоездов «Ласточка» и прочего моторвагонного подвижного состава.

Продолжится реализация программы по обновлению инфраструктурного комплекса, в рамках которой будет отремонтировано более 5,5 тыс. км железнодорожного пути.

Устойчивое финансовое положение «Российских железных дорог» и предлагаемая инвестиционная программа создают условия для развития всех взаимосвязанных отраслей экономики и промышленности, а также полностью обеспечат транспортную доступность населения.

В результате это будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию страны.

Уважаемый Михаил Владимирович, прошу одобрить основные параметры финансового плана и инвестиционной программы «РЖД» на 2024 год.

М.Мишустин: Спасибо, Виталий Геннадьевич.

Компания «РЖД» является ведущим заказчиком в целом ряде отраслей. Это обеспечение рабочих мест в машиностроении, добывающей, обрабатывающей промышленности, строительном комплексе и во многих других сферах. Необходимо завершить в срок все намеченные планы по развитию железнодорожной сети, что поможет расширить географию движения составов, построить новые логистические маршруты, увеличить объём перевозок.

Необходимо постоянно повышать качество услуг, чтобы люди, которые путешествуют, чаще выбирали поезда – и за качество услуг, и за комфортность перевозок, и могли быстро и удобно добираться до места назначения.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/49971/