Оперативное совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Виктории Абрамченко об эксперименте по созданию единого реестра водных объектов
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Правительство расширяет охват программы грантовой поддержки малых и средних предприятий. Теперь на участие в ней смогут претендовать организации, которые ведут социально значимые проекты на территории новых регионов нашей страны – в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях.
Средства в размере до 300 тыс. рублей получат компании, которые работают в сферах образования, медицины, социальных услуг, культуры, спорта, а также гостиничного дела. Отбирать претендентов станет конкурсная комиссия. Помощь государства будет выделяться на условиях софинансирования. Собственных ресурсов грантополучателя в общем объёме инвестиций должно быть не менее 5%. Гранты можно использовать на аренду и ремонт нежилых помещений, переоборудование автомобилей для перевозки маломобильных граждан, инвалидов, приобретение сырья и расходных материалов для производства продукции.
Такая мера позволит оказать дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу и облегчить им запуск и ведение действующих проектов, а следовательно, активнее решать важные для людей задачи, что положительно скажется на уровне жизни в этих субъектах Российской Федерации.
Следующий вопрос касается развития экономики предложения, о которой говорил Президент. Поможем технопаркам, которые специализируются на производстве электроники, снизить расходы на инфраструктуру.
В ближайшие три года на эти цели будет выделено свыше 2,2 млрд рублей. Соответствующее постановление подписано.
Претенденты прошли сначала региональный, затем федеральный отбор. И ресурсы получат четыре российских субъекта. Самый большой объём – 900 млн рублей – Владимирская область. Также средства будут направлены в Нижегородскую область, Республику Башкортостан и Татарстан.
Государственная поддержка позволит управляющим компаниям частично возместить затраты на проектирование, строительство и модернизацию объектов промышленной инфраструктуры, а также на приобретение оборудования и технологическое подключение к инженерным сетям.
Теперь о решении, которое принято для повышения эффективности распоряжения водными богатствами России. Их состояние напрямую влияет на экономику и качество жизни наших граждан.
На прошлой неделе подробно обсуждали необходимость системной работы в этом направлении на встрече с руководителем Федерального агентства водных ресурсов. Хочу сказать, что Правительство запускает эксперимент по созданию единого информационного ресурса. В него должны будут войти максимально подробные и достоверные сведения о реках, озёрах, подземных водах, что позволит выработать общие подходы для бережного отношения к нашим водным запасам, особенно к источникам питьевой воды.
Начнём с трёх пилотных регионов: это Тульская область, Ставропольский край и Чеченская Республика.
Виктория Валериевна (обращаясь к В.Абрамченко), хотел бы, чтобы Вы поподробнее доложили, как будет организована эта работа.
В.Абрамченко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Напомню, что по запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире после Бразилии.
Изменения климата, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, сосредоточение основной части населения планеты в вододефицитных регионах сделали чистую пресную воду стратегическим природным ресурсом.
Вопросы справедливого вододеления на трансграничных реках являются крайне острыми для большинства стран.
Так, участники прошедшей в марте текущего года конференции ООН по водным ресурсам подтвердили, что вода является самым ценным глобальным благом человечества и право человека на безопасную питьевую воду должно быть доступно всем.
Для эффективного управления водными запасами нашей страны необходимы системные меры.
В частности, начинать нужно с определения запасов пресной воды и учёта её количества и качества в разрезе различных источников.
Сейчас на федеральном уровне нет единого реестра данных об источниках питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, в части подземных источников данные собирают и актуализируют Роснедра. В части наземных – Росводресурсы. А источником данных о качестве воды является Роспотребнадзор.
Это приводит к отсутствию целостной картины о состоянии водных объектов и несогласованным действиям при принятии решений об использовании водных ресурсов – как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Благодаря Вашей, Михаил Владимирович, поддержке принято решение о комплексной агрегации всех данных в едином реестре водных объектов.
Создание такого ресурса начнётся с эксперимента, как Вы уже сказали, в трёх пилотных регионах – это Ставропольский край, Чеченская Республика и Тульская область – с октября текущего года по октябрь 2024-го.
Выбор данных субъектов продиктован необходимостью отработки подходов по объединению и анализу данных для территорий с разными условиями водоснабжения и готовностью самих регионов провести оцифровку данных.
Так, в Тульской области для водоснабжения используются преимущественно подземные воды, в Ставропольском крае – поверхностные, в Чеченской Республике – смешанное водоснабжение.
Кроме того, значительная часть территории Ставропольского края отнесена к вододефицитным районам, что требует выработки комплекса мер по организации устойчивого водоснабжения.
Единый реестр водных объектов позволит, во-первых, повысить экологическое благополучие. Благодаря этому ресурсу будет обеспечен комплексный мониторинг состояния водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Во-вторых, решить проблемы вододефицитных регионов. Благодаря повышению эффективности использования водных ресурсов и запуску новых скважин мы сможем увеличить прирост запасов подземных вод и сократить вододефицит.
Третье – обеспечить контроль за использованием водных объектов. Данные реестра должны стать основой для принятия решений о предоставлении водных ресурсов в пользование.
Коротко доложу о подготовке эксперимента.
Роснедрами и Росводресурсами уже создан макет цифрового реестра на примере Тульской области, в который загружена информация почти по 500 источникам питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
К ноябрю следующего года по результатам реализации эксперимента планируем: установить участки незаконного изъятия воды для питьевых и хозяйственно-бытовых целей и участки, где изъятие осуществляется с нарушением законодательства; обеспечить учёт всех зарезервированных источников водоснабжения; выявить источники для водоснабжения населённых пунктов, где до сих пор нет питьевой воды; обеспечить учёт водозаборных скважин, добывающих как питьевую, так и минеральную воду; для вододефицитных районов идентифицировать новые источники питьевого водоснабжения, которые возможно вовлечь в хозяйственный оборот.
В ноябре следующего года будут подведены итоги эксперимента и подготовлены предложения по масштабированию на все регионы нашей страны.
М.Мишустин: Спасибо, Виктория Валериевна.
Создание единого информационного ресурса, конечно, важный шаг, который поможет усилить мониторинг состояния водных объектов, даст дополнительные инструменты для более оперативного выявления всех возможных нарушений в экологической сфере.
Просьба держать эти вопросы на Вашем личном контроле.
Источник: http://government.ru/news/49790/