Встреча Михаила Мишустина с победителями международных олимпиад по естественным и точным наукам

Из стенограммы:

М.Мишустин: Дорогие ребята!

Прежде всего хочу вас поздравить с победой. Это так здорово.

И конечно, поздравляя вас, невозможно не поздравить ваших наставников, педагогов, тех, кто с вами занимался, кто вас готовил. Этот год по указу Президента – Год педагога и наставника. И конечно, те условия и те профессионалы, которые помогают вам достичь таких успехов, требуют отдельных слов благодарности.

Невозможно не поблагодарить и ваших родителей, воспитавших таких замечательных ребят, которые достигли уже в таком юном возрасте таких успехов на международной арене. Это очень здорово. Пожалуйста, передайте им всем огромное спасибо.

Хочу сказать, что вы показали не просто блестящие результаты. Фактически по четырём фундаментальным наукам – а это математика, физика, химия и биология – вы участвовали в четырёх самых престижных соревнованиях, где ребята представляли сто стран мира.

И это несмотря на сложности, которые вам чинили, – знаю, что у многих были проблемы, кого-то даже под нейтральным флагом практически, я бы сказал, принуждали выступать, кого-то не пускали, были сложности с логистикой. Математики вообще работали дистанционно. Но это не является проблемой для математиков. Так, Сергей Сергеевич (обращаясь к С.Кравцову)? Сергей Сергеевич математику преподавал в школе. Это чтобы вы знали. У нас не простой министр, он знает, о чём говорит.

И конечно, этот результат просто замечательный.

Страна вами гордится, ребята. Я вам от всей души хочу сказать спасибо.

Несколько слов буквально о том, что сейчас у нас происходит. Эти ваши победы имеют очень большое значение для России, они укрепляют её авторитет как в образовании, так и в науке. Наш Президент говорил, что успех страны складывается из успехов каждого конкретного человека.

И удачные выступления наших представителей на международных олимпиадах доказывают, что у нас есть возможности не только для выявления, но и для раскрытия талантов.

Десятки таких соревнований, кстати, проходят и на внутрироссийском уровне. Они во многом стали частью системы подготовки специалистов. Когда люди, уже получив дипломы, продолжают проходить переквалификацию и переобучение, осваивают незнакомые профессии, технологии.

Чем раньше ребёнок начинает учиться, тем больше у него времени найти своё призвание, разобраться, чем хочется заниматься в жизни.

И здесь важно поддерживать преподавателей, которые помогают ребятам самоопределиться. В Год педагога и наставника реализуется свыше 70 различных мероприятий у нас в стране, чтобы отдать должное людям, которые посвятили себя одной из самых замечательных профессий – профессии учителя, педагога. Это говорит, если хотите, об особом статусе, особом признании педагогических работников и повышает престиж их работы.

Мы активно продолжаем совершенствовать современную инфраструктуру общеобразовательных школ. У нас в 61 субъекте Российской Федерации созданы центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи.

До конца следующего года такие структуры появятся в каждом регионе. Мы об этом договорились с Сергеем Сергеевичем, и Минпрос для этого всё сделает.

Помощь будет оказана и местными вузами, и предпринимательским сообществом. Очень внимательно присматриваются к образовательным программам представители реального сектора экономики, промышленности, в том числе для решения задач обеспечения технологического суверенитета, развития страны. Это очень важный элемент.

В рамках Десятилетия науки и технологий проходит целый ряд мероприятий, региональных конкурсов, олимпиад в школах.

Кто подключается? Очень много известных компаний, корпораций: «Росатом», «Роскосмос», «РЖД», группа компаний «ГАЗ», многие вузы. И школьники могут попробовать свои силы, стажируясь в подобных крупных организациях или участвуя в научных исследованиях.

Мы продолжим работу по обновлению наших ведущих организаций высшего образования. Направим около 450 млн рублей на строительство нового учебно-лабораторного корпуса для Московского физико-технического института. Он будет возведён в рамках создания инновационного кластера «Физтех XXI». Это ещё один мощный шаг для повышения эффективности общего и высшего образования во всей стране.

Что касается вас лично, то вы все уже свою конкурентоспособность доказали, это очевидно. Проверочные работы и экзамены, конкурсы и олимпиады как раз и нужны для того, чтобы научить участников уверенно решать самые сложные задачи в самые сжатые сроки. Уверен, что эти навыки, олимпиадные навыки, и результаты пригодятся вам как в учёбе, так и в работе и дальнейшей жизни.

И ещё раз хочу сказать вам спасибо за ваши победы.

Если у вас есть вопросы или хотите что-то рассказать – буду очень рад этому нашему общению.

С.Кравцов: Спасибо, Михаил Владимирович.

Действительно, сегодня здесь собрались интеллектуальные бойцы, наша гордость, наши ребята и уникальные наставники. Хотел бы присоединиться к Вашим словам поздравления.

Вообще за последние годы у нас создано большое олимпиадное движение, объединяющее и всероссийские олимпиады, и международные олимпиады, в которых участвуют порядка 7 миллионов школьников. Присутствующие здесь национальные тренеры имеют многолетний опыт работы со школьниками, в том числе готовят их к международным олимпиадам. Также хочу присоединиться к словам благодарности вам, уважаемые коллеги, в Год педагога и наставника сказать огромное спасибо за самоотверженный труд, за веру в ваших воспитанников. Успехи на международных олимпиадах показывают высокое качество нашего школьного образования, ту системную работу, которая ведётся с талантливыми школьниками при поддержке Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина.

Министерство продолжит развивать механизмы выявления и работы с одарёнными детьми. Важно не только поддерживать школьников в самом начале, но и сопровождать талантливых ребят в дальнейшем – в университете, при выборе профессии. Поэтому, уважаемый Михаил Владимирович, у нас есть предложение (мы с ребятами поговорили) систематизировать эту работу и создать, может быть, специальную комплексную программу по поддержке победителей международных и всероссийских олимпиад, а также ребят, которые набрали свыше 95 баллов на едином государственном экзамене. Привлечь к реализации программы все заинтересованные ведомства: Минпромторг, Минцифры, Минобрнауки.

Многие ребята готовы проходить стажировки в наших компаниях. У нас, у нашей страны сегодня огромные возможности. Поэтому просил бы, Михаил Владимирович, поддержать эту инициативу.

Сегодня, как Вы сказали, здесь присутствуют победители – команды – по четырём предметам: математике, физике, биологии, химии. Предлагаю вам поочерёдно задавать вопросы, и кто первый выступает от команды, рассказать несколько слов о ней.

Уважаемые коллеги, если вы не возражаете, предлагаю начать с математики и передать слово директору Президентского физико-математического лицея №239 Максиму Яковлевичу Пратусевичу. Максим Яковлевич – заместитель руководителя сборной команды по математике, Вы уже с 1998 года, более 25 лет успешно готовите наши сборные по математике.

М.Пратусевич: Спасибо, Сергей Сергеевич. Уважаемый Михаил Владимирович, позвольте представить нашу сборную. Главный тренер  у нас – это Кирилл Андреевич Сухов, учитель нашего лицея, который в трудную минуту подхватил знамя, и в кратчайший срок мы подняли результаты нашей сборной с 11-го места.

И ребята-победители этого года, три из них – одноклассники из нашего лицея, это Эльдар Хисамутдинов, золотая медаль, Рома Кузнецов, золотая медаль этого года и серебряная медаль международной олимпиады прошлого года, Алиса Волкова, золотая медаль этого года, призёр олимпиады для девушек, Европейской олимпиады, в которой мы тоже участвуем, к сожалению, дистанционно.

Кроме того, Павел Прозоров, это 533-й лицей Санкт-Петербурга, очень достойная образовательная организация, и рад, что от них был представитель в нашей команде, серебряная медаль в этом году. Это Ратибор Коптилин, это новосибирский СУНЦ, он Вам близок – насколько я знаю, Вы куратор директора по линии…

М.Мишустин: Да, а кто из новосибирского СУНЦ?

М.Пратусевич: Вот, Ратибор.

М.Мишустин: Ратибор, привет. Людмиле (Некрасовой), директору, передай большой привет.

Р.Коптилин: Людмиле Андреевне?

М.Мишустин: Да. Конкурс президентский есть – «Лидеры России». И, представляешь, так случайно получилось, что я как наставник этого конкурса несколько лет назад Людмилу, когда она ещё не работала в СУНЦ (но она его выпускница), выбрал в качестве ученицы. И мы с ней вместе очень много работаем над тем, чтобы в том числе и СУНЦ развивать. Поэтому большой привет. Я с ней общаюсь регулярно.

М.Пратусевич: Ратибор окончил только 9-й класс, поэтому мы надеемся, что он ещё не раз в качестве победителя международной олимпиады повстречается с Вами.

И Александр Гнусов, выпускник Кировского физико-математического лицея (город Киров) – золотая медаль международной олимпиады.

Я хотел бы задать вопрос, связанный с ранней профессиональной ориентацией.

Дело в том, что сидящие в этом зале, я в этом не сомневаюсь, пойдут по профилю своих олимпиад – естественно-научный и технический. И мы понимаем, что технологическое развитие России определяется в первую очередь кадровым потенциалом, который в свою очередь определяется тем, насколько подготовленные люди идут на инженерно-технические и естественно-научные специальности и насколько массово.

Вместе с тем, в прошлом году, например, сложилась ситуация, когда профильный ЕГЭ по математике сдало меньше народу, чем было мест, контрольных цифр приёма, которые требовали этого экзамена в качестве вступительного. И следовательно, нам нужно начинать работу по ранней профориентации существенно раньше выпускных классов. Я как практикующий учитель математики понимаю, что если упущены 5-й, 6-й, 7-й классы, то дальше математику очень трудно поднять. Поэтому нам нужно на более ранних стадиях поворачивать как можно больше школьников в сторону естественно-научных и технологических специальностей. Что может быть сделано в стране в этом направлении?

М.Мишустин: Спасибо, Максим Яковлевич, Вам с Кириллом Андреевичем, за ребят. Это тяжёлый труд. Я знаю не понаслышке, у меня в жизни был период, когда я преподавал, и понимаю, что одно дело – это школьная программа или подготовка к вузу, а другое дело – это соревнование на мировом уровне.

По поводу Вашего вопроса. Он очень важный. Мы об этом постоянно думаем, стараемся сделать это для ребят удобным. И здесь я бы сказал о трёх самых важных вещах.

Первое. Это единая система, которая с 1 сентября будет, – профессиональная ориентация. Мы ей занимаемся, Сергей Сергеевич знает, что здесь очень много сделано, чтобы в школе в 6–11-х классах вне основной программы были уроки по профессиональной ориентации. Нужно найти дело по душе, чтобы ребятам нравилось. И всё очень серьёзно будет зависеть, первое, от направленности школы. Второе, от предприятий, которые есть рядом. Третье, от экономики региона. Четвёртое, от наличия рядом вузов и колледжей.

И здесь в том числе есть место для творчества – как для самих ребят, так и для учителей, которые могли бы использовать эту информацию, чтобы выстроить программу профессиональной ориентации, удобную для ребят. Эта программа, единая система с 1 сентября начинает действовать в стране. И я очень надеюсь, что мы сможем дать всё необходимое ребятам, чтобы они нашли свою будущую профессию, свой вуз, свой колледж уже во время учёбы в школе. Я много общаюсь с молодыми ребятами, спрашиваю: куда собираетесь? Многие не могут дать ответ даже в старших классах, ещё пока не сориентировались. Поэтому это важнейшее направление.

Второе – это пилотный проект в 17 регионах, который также запущен: обучение на производстве и ознакомление с возможностями технических вузов, которые должны затем выбираться. Почему эти 17 регионов? Там просто в наличии инженерные профессии и инженерные вузы. Такая программа тоже начала работать.

И наконец, третье – наверное, самое важное из этого – так называемые профессиональные классы, которые мы открываем. Не знаю, слышали ли вы об этой программе. Сейчас уже в стране 132 профессиональных класса по профориентации «авиастроение» и «судостроение» – то, что стране нужно. Около 50 космических классов открылось, очень много классов по педагогике, и в зависимости от возможностей вузов или предприятий, которые находятся рядом со школой, ещё классы по интересам.

Все эти три направления мы будем серьёзно развивать, для того чтобы ребята могли найти свой путь. И с Вами я также абсолютно согласен, что ребята, которые хорошо учат математику, физику, должны найти интересные для себя возможные точки приложения. Это очень важно. И многие из нас, кто учились и у кого были какие-то, скажем так, успехи по естественным наукам, достаточно рано находили для себя вузы, поступали на соответствующие курсы подготовки. Очень надеюсь, что система, которую мы выстраиваем, поможет ребятам сориентироваться.

С.Кравцов: Спасибо, Михаил Владимирович. Я хотел бы передать слово для вопроса Алисе. Алиса, пожалуйста.

А.Волкова (выпускница Президентского физико-математического лицея №239 (г. Санкт-Петербург), студентка 1-го курса факультета «Математика и компьютерные науки» Санкт-Петербургского государственного университета (золото)): Спасибо. Я Волкова Алиса, хотела бы задать вопрос, который, думаю, будет интересен многим, почти всем присутствующим в этом зале. Каков был Ваш первый курс обучения в университете и какие советы Вы можете дать будущим первокурсникам, исходя из Вашего опыта?

М.Мишустин: А ты куда уже поступила, Алиса?

А.Волкова: Я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет математики и компьютерных наук.

М.Мишустин: Серьёзный университет, и, мне кажется, у тебя будет очень интересный первый курс. Но он будет непростым. Даже для победителя олимпиады тот объём лекций, объём семинаров и практической работы задаёт уже другую планку. Но, конечно, вы более подготовлены, чем многие ребята, которые только поступили. Я тебе пожелаю успехов.

Что касается меня, у меня был очень непростой первый год обучения. Я на вечерний поступил вначале и работал на военной кафедре. Соответственно, мне приходилось с утра работать и после 18 часов учиться. Поскольку я жил далеко, вставал рано, то первый год у меня был довольно сложный. Первая сессия, как правило, вы знаете, непростая. Те, кто учился, особенно в технических вузах, понимают, что первая и вторая сессии, по сути, проверочные. Но есть такой принцип, у нас раньше так говорили: сначала ты работаешь на зачётку, а потом зачётка начинает работать на тебя. Поэтому нужно приложить все усилия для того, чтобы первые сессии прошли удачно. Для этого надо быть крайне внимательными на первых лекциях, поскольку сначала кажется просто. Хитрые преподаватели, заманивая учеников на свои направления, кафедры, читают лекции очень так, знаете, по-простому сначала. Вроде бы, кажется, всё понятно, особенно талантливым, умным, перспективным студентам. А потом начинают, простите за такое слово, грузить вас всей совокупностью непростых знаний – в математике, физике, биологии, во всём. Поэтому здесь особое внимание, конечно же, вначале – на первую, вторую сессию. И не расслабляться на лекциях. Постарайтесь их не прогуливать. Хотя вы-то не будете прогуливать, кому я это говорю.

А.Волкова: Спасибо.

М.Мишустин: Удачи тебе.

И.Демидов: Меня зовут Демидов Иван. Я золотой медалист международной олимпиады по биологии, выпускник Физтех-лицея имени Петра Леонидовича Капицы. И я представлю сборную по биологии. Слева от меня наши наставники – Рубцов Александр Михайлович, доктор биологических наук, профессор кафедры биохимии биологического факультета МГУ, и Белякова Галина Алексеевна, кандидат биологических наук, заместитель декана биологического факультета по работе с талантливой молодёжью. И другие медалисты международной биологической олимпиады – мой одноклассник, также выпускник Физтех-лицея Попов Пётр, обладатель золотой медали, и два выпускника школы Центра педагогического мастерства – Тимонина Алиса, золотая медалистка, и Воробьёв Никита, обладатель серебряной медали.

Хотел бы задать вопрос тоже касательно профориентации: для работы в каких правительственных ведомствах может пригодиться знание биологии?

М.Мишустин: Ваня, интересный у тебя вопрос.

Но сейчас я попробую сосредоточиться и понять где. Мне кажется, везде.

Министерство природных ресурсов и экологии – раз. Министерство чрезвычайных ситуаций – два. Там очень много предложений. Дальше – это Министерства образования, здравоохранения, социального развития, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Росздравнадзор. То есть я тебе уже сразу пять-семь федеральных органов исполнительной власти назвал.

Но на самом деле фундаментальные знания, и биология – это одна из фундаментальных наук, – везде пригодятся.

Что касается конкретно работы в Правительстве. Поверь, здесь есть очень много интересных профессиональных направлений, где ребята смогут себя найти, и у нас достаточно обширная палитра.

А для тебя за твой замечательный вопрос я попрошу составить список и передам тебе через Сергея Сергеевича – по функционалу именно биологии, где реально можно поработать.

И ребят, знаете, зачастую бывает такая информация, что не совсем почётно или престижно работать на федеральных должностях, в федеральных органах исполнительной власти. Не слушайте и не верьте этому. В федеральных органах исполнительной власти я часто встречаю наиболее подготовленных и профессиональных людей, которые блестяще учились в школе, – огромное количество из них, кстати, и олимпиады выигрывали, со знанием языков и со знанием фундаментальных наук. Это очень интересная, увлекательная работа. Но самое главное, что нет ничего, наверное, лучше, чем работа на свою страну, на свою Родину. Абсолютно уверен, что страна таких, как вы, ждёт. Именно такие – умные, профессиональные, патриоты своей страны – нужны в том числе и в ФОИВ, министерствах, ведомствах. Поэтому учитесь, развивайтесь. И мы всегда будем рады каждому из вас, в том числе на государственной работе, в министерствах, ведомствах.

Спасибо за твой вопрос, Ваня.

И.Демидов: Спасибо Вам за ответ. Очень интересно.

Н.Воробьёв (выпускник общеобразовательной школы Центра педагогического мастерства (г. Москва), студент 1-го курса факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ имени М.В.Ломоносова (серебро)): Меня зовут Воробьёв Никита, я серебряный медалист 34-й международной биологической олимпиады.

И у меня следующий вопрос к Вам. Каково Ваше отношение к футболу? И, если футбол Вам интересен, за какую футбольную команду Вы болеете?

М.Мишустин: Никита, ты сам играешь в футбол?

Н.Воробьёв: Да.

М.Мишустин: Занимаешься футболом?

Н.Воробьёв: Раньше занимался.

М.Мишустин: Скажу честно, я не сильно увлекаюсь футболом, но уважаю футбол. Смотрю российский чемпионат иногда, у нас бывают дерби. Посматриваю, скажем так, игру таких команд, как «Зенит», ЦСКА, «Локомотив», «Динамо».

Но мне больше нравится хоккей. Как-то так случилось, что с детства я увлекался хоккеем. Даже, скажу тебе честно, иногда пытаюсь играть в него, правда, не совсем регулярно. Хоккей как-то больше по душе.

Но здесь неважно, что кому нравится. Важно в принципе: когда вы занимаетесь фундаментальными науками, учитесь, нужно развиваться гармонично. И конечно, заниматься спортом, любимыми делами.

Есть такая школа – «Сириус». Вы, наверное, слышали об этом проекте. Это идея Президента была. Когда ребята, которые, как вы, выиграли какие-то соревнования, в том числе олимпиады, занимаются фундаментальными науками, рядом живут и общаются с ребятами, которые занимаются искусством профессионально, спортом.

Многие великие учёные, кстати, не только занимались своими фундаментальными науками, но и параллельно у них были какие-то другие интересы.

Альберт Эйнштейн, известный вам всем, не расставался со скрипкой.

Кто слышал о таком химике, как Александр Бородин? Чем он ещё известен, Вань?

Реплика: Музыку писал.

М.Мишустин: Да. Какую он написал оперу? «Князь Игорь», очень известную.

Поэтому я хочу пожелать вам развиваться гармонично. Уверен, что у всех вас есть, кроме феноменальных способностей, ещё и интересы, и, конечно, их надо развивать.

Ну а футбол – хорошая игра, популярная.

В.Доля: Здравствуйте, я Доля Всеволод, золотой медалист (физик) международной олимпиады. Рядом со мной Бурцев Роман, Ершов Александр, Потапов Егор и Шевченко Виталий Андреевич.

Я бы хотел задать вопрос, тоже связанный с профориентацией. Вот сейчас у меня как у абитуриента возникает вопрос выбора направления развития, то есть на какую кафедру пойти и так далее. Вы как премьер-министр занимаетесь формированием стратегии развития государства и знаете, наверное, какие ключевые направления есть. Какие именно области физики, кроме ВПК и атомной энергетики, Вы можете посоветовать? И какие самые приоритетные сейчас для государства?

М.Мишустин: Спасибо тебе за вопрос. Очень важно, чтобы физика как сложная и очень важная наука была популярна среди ребят, среди молодёжи.

Понятно, что какими-то простыми элементами заинтересовать, чтобы занимались физикой, невозможно, если нет способностей, усидчивости и желания ребят этим заниматься.

Что касается популяризации физики, конечно, это очень важно и для педагогов, наставников. Сделать это доступным, чтобы заинтересовать ребят. Где можно применять? Какие направления? Их очень много. Но здесь, Всеволод, сразу тебе скажу, что и химия очень важна, микроэлектроника и электронное машиностроение. Разные вещи, но это две области, в которых без современной физики, без химии нечего делать. Квантовые вычисления, ты об этом прекрасно знаешь. Радиофотоника. Беспилотные системы автономного характера. Тут огромное количество приложений, и встают всё более и более сложные задачи, не только на математическом уровне, но и, конечно, нужна современная качественная физика. Я уже не говорю о телекоммуникациях, о космосе, о космических технологиях, о «Росатоме», технологиях, связанных вообще с атомом, с мирным атомом, с оборонно-промышленным комплексом, огромное количество есть направлений.

Недавно были в Сарове, в замечательном городе, в Институте ядерной физики, где осмотрели самые современные технологии. Наша страна одна из лидеров в мире в использовании мирного атома, те же самые ледоколы атомные – это всё физика, одна из самых серьёзных и важных наук. Скажу честно, что когда я занимался математикой в своё время, меня использовали физики для того, чтобы решать определённые задачи. Но постановка задач физическая – всё это даёт человеку замечательный кругозор и возможности применить себя в любых областях. Поэтому я тебе пожелаю удачи и, что важно, найти, где работать. Ты ещё учишься или уже поступил?

В.Доля: Я окончил 11-й класс, поступил в МФТИ.

М.Мишустин: В МФТИ? В Физтех? Я тебя уверяю, в Физтехе профессионалы, которые смогут правильно сориентировать ребят, которые будут там учиться, на дальнейший выбор профессии. Это замечательный вуз, и я тебя поздравляю с этим результатом.

В.Доля: Спасибо. Тогда я хочу передать слово Егору Потапову.

Е.Потапов (ученик 11-го класса общеобразовательной школы Центра педагогического мастерства (г. Москва) (золото)): Здравствуйте, уважаемый Михаил Владимирович! Хотел бы задать такой вопрос. Я в следующем году буду сдавать экзамен по физике, сейчас активно к нему готовлюсь. И обратил внимание на следующую вещь: физика не самый популярный предмет, который выбирают для сдачи на ЕГЭ. Что государство может сделать, чтобы физику для сдачи экзамена выбирало больше выпускников?

М.Мишустин: Твой вопрос перекликается с тем, что спрашивал Всеволод. Государство может сделать физику популярной через методологию и возможности профессиональной ориентации в школах. Но мне кажется, что очень многое зависит от учителя. Каждого из нас ведут учителя. У меня были такие учителя всегда. В школе была любимая учительница математики – Лидия Никандровна Башаренкова. К сожалению, она ушла из жизни, но я навсегда запомнил то, что она сделала. Фактически она во мне интерес к математике не просто пробудила, но ещё и поддержала, помогла, чтобы это развивалось. Так, наверное, и у тебя было? У тебя был учитель любимый?

Е.Потапов: Да, все учителя физики по-своему любимые. От каждого получается взять что-то лучшее.

М.Мишустин: Это очень важно, когда есть наставник. Егор, ты физику основным своим предметом считаешь?

Е.Потапов: Да, я люблю физику как науку, в целом.

М.Мишустин: Почему ты стал заниматься физикой? Я у тебя узнаю, почему – ты, и попробую ответить на твой вопрос.

Е.Потапов: Вообще, физикой я мечтал заниматься с детства. Мне всегда было очень интересно слушать про учёных, про какие-то передовые открытия. И всегда хотелось сделать что-то своё, какой-то свой вклад внести в это. Мечтал как можно быстрее вырасти и начать этим заниматься. Потом, после пятого класса, появилась возможность прочитать учебник по физике, и дальше поехало.

М.Мишустин: Ты так сказал – появилась возможность после пятого класса прочитать учебник по физике, – а до пятого класса такой возможности не было?

Е.Потапов: После пятого класса я уже не смог себя больше сдерживать. Физика же начинается с седьмого класса. Мне хотелось познакомиться с ней раньше.

М.Мишустин: Кто же тебе этот учебник дал, Егор?

Е.Потапов: Да дома лежал.

М.Мишустин: Так. У мамы, папы?

Е.Потапов: У сестры. У меня есть старшая сестра, она занималась, и у неё был учебник.

М.Мишустин: А кто из учителей на тебя оказал влияние, чтобы ты стал заниматься физикой более активно?

Е.Потапов: Учитель математики Черникова Людмила Фёдоровна и в последующем учитель физики Макарова Ольга Александровна. Они помогали мне, вели меня по этому пути.

М.Мишустин: Ну и первые результаты олимпиады тоже, наверное, стимулируют, когда выигрываешь?

Е.Потапов: Да, конечно. Хочется заниматься больше.

М.Мишустин: Вот ты и помог мне ответить на свой вопрос.

Первое – домашние, родные, братья, сёстры, или близкие друзья. Второе – это учителя и наставники, которые сориентируют, помогут и поддержат. Третье – конкурсы и участие во всех возможных олимпиадах, где вы сможете… Даже небольшой результат вас будет стимулировать к этим занятиям. И четвёртое – это книги, которые так или иначе помогают нам выбрать свой путь.

Но я тебе скажу откровенно, я с тобой согласен. Более того, даже с Сергеем Сергеевичем хочу переговорить, нам нужно делать ещё более популярной физику. Очень непростая наука, но замечательная, красивая. Не назову её самой замечательной, потому что математики, химики, биологи могут не согласиться со мной, и, наверное, здесь и не надо. Но с тем, что физика – важнейшая из фундаментальных наук, я абсолютно согласен. Мы ещё подумаем, что можно сделать. Сергей Сергеевич, есть что добавить?

С.Кравцов: Да. Мы уже подготовили, Михаил Владимирович, программу с Валерием Николаевичем (Фальковым), Министром науки и высшей школы, по развитию инженерного образования, в том числе по соответствующей литературе, по оснащению школ, чтобы была экспериментальная база. Для физики очень важна подготовка учителей, в том числе наставников. С 1 сентября у нас такая комплексная программа совместно с вузами будет реализована.

И, Михаил Владимирович, мы с ребятами общались. Можно я, ребята, маленький секрет открою? Ребята из лицея Капицы, трое, когда Вы в прошлом году, Михаил Владимирович, там были и задали задачку по математике – ребята не смогли её решить. И у них такая хорошая злость появилась, и они доказали, что могут, и выиграли международную олимпиаду по физике. Был такой вызов для них.

М.Мишустин: Я вам, ребята, могу много задачек задать, чтобы вы выиграли все олимпиады, которые можно. Я их в своё время коллекционировал. Это остатки былой роскоши. С 9-го по 10-й класс и на первом курсе я записывал самые красивые задачи по математике. И что-то осталось в памяти.

С.Кравцов: А какую Михаил Владимирович вам задал задачку?

А.Ершов: Там была чертёжная геометрия.

М.Мишустин: Физтеховская задача, в своё время олимпиадная. Это было больше 30 лет назад.

А.Ершов: Будем честны, Вы ошиблись аудиторией немного. И задали эту задачку биологам.

М.Мишустин: А я тебе скажу, почему, Саша, это случилось. Потому что те, кто меня к вам привёл, сказали, что передо мной математики. Я искренне ошибся. Вообще, много есть таких историй. Анекдот рассказать вам про физиков и математиков?

Бежит медведь, и впереди него бегут физик и математик. Бегут вместе и думают, как спастись. Что думает математик? Медведь бежит со скоростью 11 километров в час, я бегу со скоростью 10 километров в час, если я не смогу ускориться, то, конечно, погибну, нужно как можно быстрее бежать. Что думает физик? Объём желудка медведя 1 кубический метр, объём математика 1,2 кубических метра. Надо быстрее бежать. Если он первого догонит математика, я спасусь… То есть разность в мышлении и разность в подходах свидетельствуют в том числе и о том, как учат мыслить. Так? Ратибор, мне кажется, тебе понравился? Про электричку анекдот все знают? Ну придётся рассказать.

Физики и математики собрались на конференцию. Причём по трое – три физика и три математика. Пришли на вокзал, покупают билеты, ну и, соответственно, хитрые математики смотрят на физиков и ждут, когда они купят. Ну физики пошли и купили три билета. Математики купили один. Затем они все сели в поезд, едут. Идёт контролёр, а математики перед этим пошли в туалет, закрылись там и, когда контролёр постучал, выдали один билет, он проколол его и пошёл дальше. Физики, посмотрев на это дело, на обратном пути с конференции так же купили один билет. Математики посмотрели на это и не купили ни одного билета. Зашли они в поезд, и физики перед контролёром пошли в туалет, закрылись там, а один из математиков до контролёра подошёл к туалету, постучал, забрал билет и математики перебежали в соседний вагон в новый туалет. Отсюда резюме: не знаешь до конца метод, не используй.

Но это можно бесконечно рассказывать. Скажу честно, что я дружил и дружу с математиками, физиками, ребятами, которые стали докторами наук. Те, кто и на мехмате сейчас преподаёт, и в физтехе. Это замечательные люди, фундаментально подготовленные, с большим чувством юмора. У нас всегда физики делали вечера в институте, назывались «Физики и лирики». Приходили с разных кафедр учёные и студенты, и самыми яркими были физики. Они больше всего шутили. Понимая, как всё в нашем мире устроено, они, мне кажется, и чувством юмора обладают ярко выраженным.

Ребята, вам слово ещё.

Н.Перов: Меня зовут Перов Никита, я золотой медалист международной химической олимпиады. Хотел представить нашу команду. Это Ерёмин Вадим Владимирович, главный тренер нашей сборной, профессор химического факультета МГУ.

М.Мишустин: Очень приятно.

Н.Перов: И Александр Сергеевич Белов, его заместитель. Также у нас есть два тренера – Ромашов Леонид Владимирович и Гладилин Александр Кириллович, их сейчас здесь нет. И участников Харисова Вадима, золотого медалиста, и Алексея Михеева, серебряного медалиста тоже. Им ещё целый год работать, так что им необходим отдых. А Сергей Росляков и я, тоже золотые медалисты, здесь. И у меня такой вопрос. Какие книги во время Вашей учёбы в вузе оказали на Вас самое сильное влияние и сыграли важную роль в Вашем профессиональном становлении?

М.Мишустин: Очень хороший вопрос. Я назову тебе три книги. Первая книга – Перельмана «Занимательная математика», которая меня привела в математику. Кто читал? Знаете такую книжку? Я её в 5-м или 6-м классе начал читать. Она просто рождает интерес к математике как к очень, скажем так, увлекательному путешествию не в мире сухих цифр, а в мире интересных задач. Вторая книга – Хофмана «Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь». Эту книгу если вы не читали вы, ребята, я вам очень сильно её порекомендую. Там рассказывается об Эйнштейне не только как об учёном, но и как вообще о человеке. Он же вообще-то математик был, хотя известен как физик, знаете об этом? И на меня очень большое впечатление произвело рассуждение о том, как Альберт Эйнштейн открыл теорию относительности – через систему координат, где он ещё одну ось времени вводил как функцию от угла ординаты. Если вы об этом не слышали, посмотрите. Он релятивистский коэффициент вывел путём ввода оси времени как функции. Синус, соответственно, одной из осей координат. И оттуда получался релятивистский коэффициент. Это просто гениально было! И вообще описание его жизненного пути, его предпочтений, как он жил, на меня оказало очень большое влияние.

И третья книга – учебник под редакцией Сканави. Математики, я думаю, она ещё есть в вашем портфеле. Там четыре блока: есть базовая математика, чуть сложнее, сложная и очень сложная. Это была настольная книга, с которой мы в школе и, кстати, на первых курсах института не расставались. Там элементарная математика, но очень серьёзные задачи. Думаю, что это был лучший учебник из того, что я лично встречал.

Я сейчас не про художественную литературу говорю, хотя книга про Альберта Эйнштейна «Творец и бунтарь» – больше художественная.

Егор спрашивал, как заинтересовать ребят больше. Вот серьёзная книга очень может повлиять на человека, если там будет то, что ляжет на сердце. Поэтому я всем вам пожелаю, чтобы вы больше читали, находили для себя много нового и шли дальше по стезе развития – как студенты, как учёные. Вы ещё совсем молодые.

Н.Перов: Спасибо Вам за ответ. Хочу передать слово Сергею.

С.Росляков (золотой медалист 55-й Международной химической олимпиады, студент 1-го курса химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова): Спасибо. Я Сергей Росляков, золотой медалист международной олимпиады по химии.

И у меня к Вам, возможно, немножко философский вопрос. Как быть уверенным в том, что то, что ты делаешь, правильно?

М.Мишустин: «Я знаю, что я ничего не знаю» – говорили древние, по-моему, Сократ.

Чем дальше ты учишься, чем больше ты знаешь, тем твоя уверенность может быть чуть меньше.

Есть такой принцип, или синдром, его называют эффектом Даннинга – Крюгера: что люди, много знающие, меньше уверены в своих знаниях, они сомневаться начинают. Много информации. И наоборот, люди, которые мало знают, более уверены в своих знаниях. Меньше информации, всё как-то просто кажется.

Поэтому здесь между Сциллой и Харибдой надо пройти. Конечно же, надо стараться и стремиться к большему знанию. С другой стороны, необходимо, скажем так, целеполагание ставить во главу угла. То есть нужно понимать для чего. Если это решение научных задач, или учёба, или профессия – это одно, если это просто совокупность знаний разрозненных – это другое. И в любой теории – в математике, физике, химии, кибернетике – есть очень важный элемент, это элемент обратной связи.

Норберт Винер обратную связь в кибернетике вывел как важнейший элемент того, чтобы система была устойчива, иначе она становится неустойчивой.

Наш Президент Владимир Владимирович Путин всё время нам говорит об обратной связи. Измерять то, что мы делаем. Когда мы хотим кого-то осчастливить или придумать что-то, совпадает ли это с тем, о чём думают люди, для которых это делается? Система профориентации для вас будет полезна? Для школьников? Как нам измерить?

Сергей Сергеевич будет эту обратную связь получать от школьников в том числе: помогло или не помогло. И это касается всех направлений деятельности. Потому что, поверьте, все основные решения, которые принимаются, делаются для школьников, для людей искренне. Но без обратной связи это не измеряется. С искренними намерениями можно и не то сделать. Поэтому, чтобы быть уверенным в том, что ты делаешь, нужно много работать, много учиться и обязательно смотреть с точки зрения целеполагания, что об этом думают другие.

Но вопрос философский. Мне кажется, уверенность приходит с опытом, с годами и с результатом. Вы на сегодняшний день выиграли самые сложные олимпиады, которые вообще существуют в мире. Это замечательный результат.

Будьте в себе уверены, ребята. У вас всё получится.

С.Росляков: Спасибо большое. И можно Вас просить: мы хотели бы с ребятами сделать совместное фото с Вами.

М.Мишустин: Я с радостью. Это для меня честь будет. Буду потом хвастаться, что я со всеми золотыми медалистами сфотографировался. Своим детям покажу.

Ребята, ещё раз в заключение хочу вас поблагодарить за труд. Вы даже не представляете, как мы вами гордимся. Вот вы сидите некоторые грустные, а вы имейте в виду, что вы для страны, для Родины сделали огромное дело. И мы вами искренне гордимся. Как ваши родители, учителя, педагоги, так и всё Правительство России. Я точно за него говорю.

Спасибо вам огромное.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/49195/