Михаил Мишустин посетил кампус Дальневосточного федерального университета
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) создан в 2011 году в результате объединения четырёх ведущих вузов Дальнего Востока – Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), Тихоокеанского государственного экономического университета (ТГЭУ) и Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ). В 2013 году основные подразделения университета были размещены в новом кампусе на острове Русский.
ДВФУ – один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке России. В университете обучается более 15,5 тысячи студентов из 80 регионов России и 3,5 тысячи из 79 стран мира. На более чем 100 кафедрах, входящих в состав 12 школ и институтов, работают более 1,8 тысячи научно-педагогических работников, а более 160 лабораторий вуза открыты для начинающих исследователей.
ДВФУ – глобально ориентированный университет, представительства вуза действуют на базе Китайской академии общественных наук (КНР), Университета Токай (Япония), Ханойского государственного университета (Вьетнам), Университета Амити (Республика Индия). Одно из направлений развития ДВФУ – политика «Восточный вектор», задача которой – создать в вузе ключевой в России центр компетенций по востоковедению и укрепить позиции флагмана российского образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Дальневосточный федеральный университет – кампус мирового уровня, в котором учатся и живут более 26 тысяч студентов и сотрудников. Номерной фонд университета составляет более 10,5 тыс. мест – 7012 комнат в 22 жилых корпусах. Кампус площадью 1 653 739 кв. м включает всё, что нужно для комфортной учебы, жизни и отдыха: 12 учебных и 6 спортивных корпусов с большими бассейнами, стадион, 9 кортов, 10 площадок для баскетбола и волейбола. Также на территории расположены почта, аптеки, офисы банков, набережная, парк и морской пляж.
План развития ДВФУ предусматривает строительство второй очереди кампуса. Новые общежития на 3 тыс. мест позволят не только снизить дефицит мест для расселения студентов, но и дополнительно привлечь абитуриентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В настоящее время в ДВФУ развёрнута приёмная кампания. В этом году университет примет более 4,5 тысячи абитуриентов на бюджетную форму, а также около 2 тысяч на платную форму обучения.
Инновационный научно-технологический центр «Русский» был создан по поручению Президента России в 2020 году. Это территория площадью более 200 га на острове Русский с особым преференциальным режимом. На территории ИНТЦ появится не только научно-образовательная инфраструктура: научно-образовательные кластеры «Биомедицина», «Биотехнологии», «IT-парк», «Морская инженерия», но и социальные объекты: детский сад и школа для детей сотрудников и резидентов ИНТЦ. Это позволит привлечь и разместить более 55 крупных резидентов, 200 стартапов, что создаст более 3,5 тыс. высокотехнологичных рабочих мест, в том числе ориентированных на выпускников университета. Резиденты привлекут в регион высококвалифицированных специалистов для создания новых технологий и продуктов.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Здравствуйте, ребята!
Реплика: Здравствуйте!
М.Мишустин: Откуда вы?
Реплика: Приморский край.
Реплика: Уфа.
Реплика: Якутск
Реплика: Краснодар.
Реплика: Челябинская область.
Реплики: Владивосток.
М.Мишустин: Молодцы. Нравится вам в университете?
Реплики: Да.
М.Мишустин: Как здесь красиво, комфортно, а главное, очень серьёзное образование. Правда?
Реплика: Да.
М.Мишустин: Расскажите, чем вы здесь занимаетесь?
А.Ардышев: Меня зовут Ардышев Александр. Я магистрант Дальневосточного федерального университета. И сегодня, в рамках проходящего конкурса представляю свою разработку, изготовленную по заказу компании «Аквателеком».
Это цифровой гидроакустический модем для связи с подводными дронами, подводными аппаратами, донными станциями. Его можно использовать для передачи команд управления, информации и решения навигационных задач. С его помощью можно заменить импортные аналоги. И в принципе образец, который прошёл уже все необходимые испытания, готов к серийному производству.
Реплика: А это система сбора данных о походке человека. То есть мы являемся частью такого более глобального проекта, и мы создаём систему для формирования определённого пакета данных, который потом будет использоваться для обучения нейронной сети, применяемой в протезном устройстве.
М.Мишустин: На топовом уровне есть три команды в мире, которые лидируют. Кто может назвать эти три команды?
Реплика: Мы здесь больше по робототехнике.
М.Мишустин: Ребята, если вы хотите соревноваться и быть лучшими, то вы должны понимать, что в мире происходит. Кто знает? Наверняка же, знаете ChatGPT?
Реплика: Да, конечно.
М.Мишустин: Ну а вы знаете, что запустил «Сбер»?
Реплика: Тоже GPT и «Яндекс».
М.Мишустин: Правильно. «Яндекс» в сентябре уже со строкой будет, сейчас пока они Алису учат рассказывать об этом.
Ещё «Кандинский» – это искусственный интеллект, который образами работает и рисует. Надо обязательно знать, что происходит у ваших конкурентов. Но я вам сразу скажу, что команды, которые сегодня в «Сбере» и в «Яндексе», абсолютно топового уровня. И это очень важно.
А.Кожушко: Здравствуйте, меня зовут Кожушко Алексей. Я представляю на конкурсе два проекта. Один из них – это беспилотный катер «Лабиринт». Заказчиком системы управления выступил завод «Изумруд». Наша команда разрабатывала систему мониторинга и позиционирования в акватории. Я занимался системой предотвращения столкновений по международным стандартам. И разработка велась в течение года. Надеюсь, что заказчик остался доволен.
Реплика: Это наша разработка. Как было раньше сказано, ДВФУ разрабатывал систему управления. Мы её адаптировали к системе управления различными механизмами. Есть, например, несколько вариантов исполнения этого безэкипажного катера. Данный вариант представлен как осмотрово-патрульное судно для осмотра акватории портов, мониторинга обстановки возле терминалов нефтезагрузки и погрузки и газоразгрузки и погрузки, а также мониторинга обстановки вокруг мест добычи нефти и газа. Это судно может входить в систему охраны разведения и мониторинга аквакультур, то есть в целях защиты от браконьерства. Может осуществлять в том числе при соответствующем оборудовании и гидрографическое обеспечение, сюда можно поставить любое гидроакустическое оборудование, для того чтобы можно было…
М.Мишустин: Что конкретно ребята делали?
Реплика: Ребята полностью разрабатывали математику и систему управления блока. Остальное мы все адаптировали к управлению этим судном.
М.Мишустин: Систему управления?
А.Кожушко: В частности, базовые классические алгоритмы, которые использовались. Также планировалось использовать искусственный интеллект…
М.Мишустин: Классические алгоритмы – что ты имеешь в виду?
А.Кожушко: Теорию управления движением. Предотвращение столкновений…
М.Мишустин: Программированием тоже вы занимались?
А.Кожушко: Да.
М.Мишустин: На чём?
А.Кожушко: С++, Python.
М.Мишустин: Понятно. Большая команда разработчиков?
А.Кожушко: Шесть человек занималось именно этим проектом.
Реплика: Катер полностью обучен расхождению с судами в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений судов. И сейчас происходит обучение, нарабатываются облики различных судов, плавсредств.
А.Кожушко: Благодаря набору изображений, которые мы получаем, мы обучаем сейчас нейронную сеть для детектирования различных объектов.
М.Мишустин: На чьей базе нейронная сеть?
А.Кожушко: Наша разработка.
М.Мишустин: Свои? Ребята-математики, да?
А.Кожушко: Да. Второй проект также использует искусственный интеллект.
М.Мишустин: А что вы хотите предметно делать с искусственным интеллектом для этой модели? То есть решения какие должны быть? По распознаванию, по принятию решения, связанного с изменением движения?
А.Кожушко: Главная задача – это распознавание объектов, потому что в море достаточно большая активность по движению.
М.Мишустин: Лёша, очень многие ребята, и у нас в университетах, нередко заново создают то, что рядом. И это, кстати, всегда было, когда рядом, может быть, даже в соседних комнатах, то же самое делают. Я к чему это говорю: посмотрите то, что на сегодняшний день уже сделали. Это, наверное, не так сложно сделать, если с коллегами из университета поговорить, посмотреть, что есть у соседей.
А.Кожушко: Мы, конечно, используем опыт наших коллег, например, в части детектирования объектов, распознавания, именно управления. Достаточно сложные задачи для нас сейчас, но мы активно развиваемся в этом.
М.Мишустин: На каком факультете ты учишься?
А.Кожушко: Автоматизация технологических процессов и производства.
М.Мишустин: Здорово.
Источник: http://government.ru/news/49112/