Встреча Михаила Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания
Вступительное слово Михаила Мишустина
Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего хотим поздравить Вас, уважаемая Валентина Ивановна, и Ваших коллег с профессиональным праздником, который отмечался в конце июня, – Международным днём парламентаризма. И с наступающим юбилеем. В декабре этого года будет 30-летие с момента избрания первого парламента.
Всё это время Совет Федерации последовательно действует в интересах развития нашей страны. Сенаторы помогают в первую очередь создать чёткое правовое поле, которое стало бы базой для выполнения социальных обязательств перед гражданами и позволило выстроить устойчивую к внешним шокам экономику. Также огромное внимание вы уделяете сохранению наших культурных ценностей, исторических, духовных. Богатое культурное наследие, многообразие наших народов как раз сочетаются в работе Совета Федерации.
Как подчёркивал Президент, за эти три десятилетия накоплен огромный, бесценный опыт государственного строительства, сформированы основы законодательства России как демократического, правового, социального государства.
Правительство и Совет Федерации заложили хорошую традицию – проведение таких встреч, как сегодняшняя. Мы с Вами сейчас об этом говорили, уважаемая Валентина Ивановна. Мы обсуждаем все важнейшие темы, включая правоприменение уже принятых решений а также те, которые пока в работе. И конечно, рассматриваем все предложения парламентариев и обсуждаем, каким образом более эффективно построить нашу работу.
Напомню, что по итогам нашего прошлого разговора был дан ряд поручений. 20 из них полностью выполнены. 2 – на контроле, они остаются пока в исполнении.
Такой подход мы видим также и при подготовке новых нормативных актов.
Более 130 ваших инициатив были представлены и рассмотрены Правительством. Большинство из них абсолютно точно было рассмотрено положительно, был дан положительный ответ.
При этом поддержаны практически все социально значимые законопроекты Совета Федерации.
И только в текущем году Президент подписал 53 закона, которые разработаны вами либо с вашим непосредственным участием.
Среди них – документы, которые позволят сформировать в четырёх новых субъектах Российской Федерации судебную систему, обеспечить соблюдение прав наших граждан на этих территориях.
Хотел бы отдельно остановиться на инициативах по защите прав участников специальной военной операции. Они были разработаны при вашем содействии. Такие законы предоставляют государственную поддержку не только нашим защитникам, но и, что очень важно, их близким, которые проживают в разных регионах по всей территории России. Проделана огромная работа, и я хочу искренне поблагодарить за неё вас, всех, кто принимал в этом участие.
Было сформировано всестороннее регулирование деятельности волонтёров, включая их социальную защиту, а также получение выплат за риски для жизни и здоровья и ряд иных гарантий.
Ещё одна очень важная тема – это поддержка семей с детьми, здесь было немало инициатив. Одной из ключевых считаю утверждённый главой государства закон, который запрещает перепрофилировать детские оздоровительные организации и изменять статус земельных участков, предоставленных им, – защищающий от использования не по целевому назначению. Валентина Ивановна, Ваша неравнодушная позиция была как раз сформулирована в законе, который принят.
И с 1 сентября также мы освобождаем от платы за проезд перевозки ребят в школы или на экскурсии, другие мероприятия по тем участкам автомобильных дорог, где взимается плата.
Оба законодательных предложения были подготовлены Советом Федерации при активном участии Правительства.
Хотел бы также отметить совместные действия сенаторов с депутатами по проработке пакета законопроектов, которые усиливают ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.
Эти и многие другие востребованные решения уже сегодня входят в нашу повседневную жизнь – благодаря вашей энергии, профессионализму, умению находить баланс между интересами федеральных министерств и ведомств и спецификой каждого региона.
Считаю правильным и дальше синхронизировать наше взаимодействие при подготовке приоритетных решений. Чем раньше мы сможем обмениваться законотворческими планами, тем, абсолютно точно, эффективнее будут использованы эти решения. И эффективнее будут проводиться правительственные часы. Их проведение будет более качественным.
Мы рассчитываем, что сенаторы также будут активнее взаимодействовать и сотрудничать с моими заместителями. Каждый из них, кто курирует федеральные округа, готов будет всегда выслушать и вместе поработать над тем, что ещё сделать. Напомню, что основными параметрами, которые мониторятся вице-премьерами, являются четыре: рост ВРП (внутреннего регионального продукта), количество рабочих мест, которые создаются в регионах, инвестиции и доходы населения. Наверное, самые важные параметры. Думаю, что вы с этим согласитесь.
Это, кстати говоря, та самая обратная связь, о которой нам всегда говорит Президент.
М.Матвиенко: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые члены Правительства! Прежде всего от имени членов Совета палаты регионов я хочу поблагодарить Вас за возможность такой уже традиционной встречи с Вами, с членами Правительства. Они всегда эффективны и результативны. Вы уже отметили, что практически 100% поручений, который были Вами даны по итогам нашей прошлой встречи, исполнены, осталось два, но по объективным причинам они требуют дополнительной проработки. Хочу также отметить, и это не комплиментарно, не фигура речи, а объективно: между Советом Федерации и Правительством сложилось конструктивное взаимодействие, взаимопонимание. Мы находимся в постоянном рабочем контакте, работаем действительно как одна команда под руководством Президента нашей страны.
Хочу отметить, что уже отработаны форматы: и правительственные часы, и открытые диалоги с министрами, совещания со статс-секретарями. Члены Правительства всегда очень серьёзно готовятся к этим мероприятиям. Это всегда профессионально, предметно. И члены Совета Федерации отмечают высокий профессиональный уровень членов Правительства, какого бы формата это ни касалось.
Естественно, мы все понимаем, в какое время мы живём. И слаженные, системные, профессиональные действия Правительства позволили справиться с очень серьёзными вызовами, которые, уверена, для абсолютного большинства государств были бы непреодолимыми. Мы также ценим то, что и Правительство в целом, и Вы, Михаил Владимирович, всегда очень внимательно относитесь к предложениям Совета Федерации, прислушиваетесь к ним, к позиции сенаторов, а значит, и к голосу регионов, потому что все сенаторы отражают проблемы и вопросы, которые волнуют людей в субъектах Федерации.
Отдельно хочу поблагодарить Григоренко Дмитрия Юрьевича, Живулина Владимира Александровича (полномочный представитель Правительства в Совете Федерации Федерального Собрания) за постоянное содействие и оперативную реакцию на любые возникающие проблемы. И конечно же, сегодня у нас есть хорошая возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам внутренней политики, по тем проблемам, которые волнуют сенаторов.
Я остановлюсь лишь на нескольких вопросах, а коллеги меня потом дополнят. Правительством Российской Федерации большое внимание уделяется поддержке промышленности, в частности отечественного автопрома. Это и возобновление в 2023 году программы льготного автокредитования, в рамках которой гражданам предоставляется скидка до 25% на машины стоимостью до 2 млн рублей, это и отсрочка по уплате утилизационного сбора, субсидии для производителей на развитие электрического и газомоторного транспорта. Но вместе с тем мы считаем, что эта работа ещё не завершена. Её нужно продолжить в целях восстановительного роста системообразующей отрасли и поддержки её конкурентоспособности. В связи с чем просим подержать разработанный сенаторами проект федерального закона об установлении требований к локализации автотранспортных средств, используемых в качестве легкового такси и каршеринга.
Также мы предлагаем оперативно внести следующие изменения в постановления Правительства: увеличение утилизационного сбора для юридических и физических лиц в случае перепродажи автомобиля в течение трёх лет с момента ввоза; исключение нормы, позволяющей начислять баллы и оценивать локализацию по обязательствам на будущее, потому что это ставит в неравные конкурентные условия действующий автопром; распространение требований о локализации на аренду автомобилей и транспортных услуг для государственных и муниципальных нужд, понятно, что я имею в виду – дополнение к требованиям о локализации для участия в программе льготного автокредитования. Эти предложения, уважаемый Михаил Владимирович, подготовлены нами с предприятиями-автопроизводителями и поддерживаются Минпромторгом, просили бы дать поручение проработать их.
Второе. На прошлой встрече мы поднимали вопрос о необходимости развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления. На этот счёт также было соответствующее поручение Президента Российской Федерации. Хочу сказать спасибо, Правительство поддержало предложение, и реализован пилотный проект. В нынешнем году субъектам Федерации были выделены на для софинансированиея федеральные средства в размере 1 млрд рублей на строительство быстровозводимых модулей в детских лагерях. Были сомнения, успеем – не успеем. Успели: к 1 июня, как и положено, к началу летней оздоровительной кампании за рекордные 100 дней в 15 пилотных регионах России построено 49 жилых корпусов и организовано таким образом 2,5 тыс. новых дополнительных мест в 26 детских оздоровительных организациях. Это позволит отдохнуть этим летом с учётом всех смен дополнительно более 10 тысяч детей. И ещё 18 субъектов Российской Федерации включились в реализацию указанных мероприятий за счёт региональных бюджетов. В целом эффект очень хороший. Проект доказал свою успешность, надо было видеть счастливые лица ребят. Его надо, безусловно, продолжить. Мы даже специальный видеоролик, чтобы настроить на позитивную волну, отправляли Антону Германовичу Силуанову, где дети высказывали своё отношение к тем условиям, в которых они сейчас отдыхают.
В этом году уже 47 субъектов Российской Федерации высказали готовность принять участие в проекте, на 2024 год 59 регионов заявили о необходимости возведения 127 жилых корпусов, в 43 субъектах – в капитальном ремонте пищеблоков, медблоков, обеспечивающих функционирование организаций детского оздоровления и отдыха.
Но ещё не надо забывать про большой кумулятивный эффект – мы тем самым поддерживаем отечественного производителя, потому что там всё отечественное, и деревоперерабатывающая промышленность, и другая. Но, учитывая высокий износ инфраструктуры детского отдыха, во многих лагерях с советских времён ничего не менялось. Конечно, модернизацию нужно продолжить.
Вы уже сказали, Михаил Владимирович, о том, что по инициативе Совета Федерации принят закон о запрете перепрофилизации детских оздоровительных лагерей, то есть мы точно сохраним уже то, что осталось. И конечно, надо всё это привести в порядок, поэтому прошу Вас дать соответствующее поручение Министерству финансов при формировании проекта бюджета на следующую трёхлетку. Понимаем все сложности. Понимаем, как трудно формируется бюджет. Но это деньги очень небольшие, а эффект дают колоссальный. И это как раз те приоритетные направления, поскольку речь идёт о семьях, детях, тем более детях учителей, врачей, участников СВО. Поэтому очень важно предусмотреть необходимые средства в бюджете для дальнейшего продолжения этого проекта.
Третье. Прошу Вашего поручения по очень чувствительной теме – обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов. Актуальность её, особая актуальность, всем понятна. Мы не можем зависеть от ненадёжных поставок из недружественных стран. По данным профильных институтов, доля российских производителей протезов нижних конечностей не превышает 20–25%, протезов верхних конечностей – не более 10%. При этом все необходимые разработки для замещения иностранной продукции у наших предприятий есть, но масштабировать их без серьёзной государственной поддержки очень непросто. Кроме того, нужно особое внимание уделить развитию в нашей стране производства материалов, необходимых для изготовления протезов. В этом тоже есть проблемы. Я знаю, что и Минтруд, и Минпромторг – и мы с Татьяной Алексеевной (Голиковой) обсуждали это, –занимаются этой темой. Но мы должны исходить из того, что кроме высокого качества умных, как говорят, протезов, нужны и костыли, и ходунки, и более лёгкие и удобные коляски, и многое другое. Поэтому в целом нужна программа формирования у нас в стране конкурентоспособной, устойчивой реабилитационной отрасли, обеспечивающей потребности инвалидов современными и качественными техническими средствами реабилитации, а также принятие дополнительных мер государственной поддержки. Без этого эту отрасль по-настоящему не поднять, а острота этой проблемы на сегодня очевидна.
Четвёртое. Совет Федерации последние семь лет системно занимается темой нелегального алкоголя. При поддержке Правительства, за что мы также благодарны, принят ряд законов, нормативных актов, благодаря чему удалось достичь значительного снижения нелегального оборота крепкого алкоголя и существенно пополнить федеральный и региональный бюджеты. Вместе с тем уровень такого нелегального оборота продолжает оставаться достаточно высоким – около 27%. Решить окончательно эту проблему можно. Нужно принять меры по трём направлениям. Я хочу поблагодарить отдельно Министра финансов Антона Германовича (Силуанова), мы эти предложения отработали с министром, он их поддерживает. Но мы встречаем такое сопротивление, что просто диву даёшься.
Если мы эту задачу решим, мы забудем тему нелегального алкоголя и отравления людей. Основная причина в том, что наряду с отравлением этиловым спиртом, производящимся для алкогольной продукции и облагающимся высоким акцизом, в обороте находится абсолютно идентичный по своим свойствам этиловый спирт, который производится для нужд медицинской, парфюмерно-косметической отраслей и не облагается акцизом. В результате разница в стоимости этих идентичных спиртов составляет более 80%. В прошлом году при нуждах медицины в 1,6 млн декалитров (дал) медицинского спирта было произведено 6,8 млн дал, то есть в четыре раза больше реальной потребности. Куда он уходит? Из этих излишков медицинского спирта объёмом 5,2 млн дал было произведено 13 млн дал нелегальной водки и другой спиртосодержащей продукции. Потери бюджета, по оценкам, составили 32 млрд рублей.
Для того чтобы кардинально исправить эту ситуацию – она обсуждается уже несколько лет, но ничего не двигается, наши законы не продвигаются, – необходимо обложить акцизом весь производящийся в стране этиловый спирт, выровнять, чтобы не было вот этой разницы и дешёвого этилового спирта для нелегальной водки. При этом уплата акциза на спирт, закупаемый учреждениями сферы здравоохранения, должна субсидироваться государством. То есть мы выиграем большую часть, а ту часть, которая для здравоохранения – у Минфина есть все расчёты, – её можно будет в законных рамках реализовывать. Другого пути справиться с этой проблемой нет.
Второе в этой части. Причина массовых отравлений метанолом – по данным Минздрава, это более 1 тысячи человек в год – в том, что метанол, который является сильнодействующим ядом и производится в объёме 4,5 млн т в год для нужд химической промышленности, по вкусу и запаху не отличается от этилового спирта. Для исключения дальнейших смертей и отравлений необходима денатурация метанола, то есть его изменение по вкусу, цвету или запаху. Несмотря на то, что такая возможность подтверждена учёными-химиками, которые работали по нашему обращению и подтвердили такую возможность, мощное лобби всячески этому противодействует, находит тысячу несуществующих причин. Кроме этого необходимо передать контроль за производством и оборотом метанола от Минздрава к Минпромторгу. Это очень серьёзная проблема – и лёгкое решение. Просто бюрократическая машина, ещё раз подчеркну, с участием заинтересованных лиц не даёт двигаться в правильном направлении.
Третье. С 2015 года за период активной борьбы с нелегальным оборотом алкоголя, правоохранительными органами изъято около 160 млн л суррогатного спирта и спиртосодержащих жидкостей и контрафактного алкоголя, а также оборудование, на котором производился контрафактный алкоголь. Около трети указанного объёма находится на хранении, на складах «Росспиртпрома» и МВД более трёх лет. Стоимость хранения в год для федерального бюджета – 1 млрд рублей. Уже заплачено за это время 7 млрд рублей за хранение контрафактного алкоголя, контрафактного оборудования. Отдайте эти деньги на детские лагеря, если мы примем этот закон! При этом сохраняется риск хищения суррогатов со складов, что может также стать причиной массовых отравлений и смертей, как, например, вы знаете, последнее отравление в Поволжье: со склада украли метанол, продали его как спирт и так далее. Ну казалось бы, в чём проблема? Ключевым препятствием для уничтожения изъятого алкоголя является отсутствие судебных решений из-за сложности процедуры и затяжного характера процесса доказывания по уголовным делам. Федеральным законом 167-ФЗ уже введён механизм уничтожения алкогольной продукции, изъятой по административным делам во внесудебном порядке по решению Росалкогольрегулирования. Однако основной объём находящегося на хранении суррогатного алкоголя был изъят органами МВД в рамках уголовных дел. Поэтому необходимо принятие законодательного решения о внесудебном уничтожении, так же как и по административным делам, нелегального алкоголя, изъятого в рамках уголовных дел. Основное возражение, которое нам выставляют и не продвигают закон, в том, что изъятая продукция является вещдоками, что нужно решение суда. Но никто же из нарушителей ни разу за три года не обратился в суд, потому что они преступники. У нас уголовные дела не могут закрыть, вещдоки не уничтожают. Ну давайте дадим срок: если в течение трёх месяцев они не обратились… Есть масса решений! Тоже складывается такое впечатление, что кого-то это очень устраивает, а государство неэффективно расходует такие большие средства, которые нужны для других задач. Просьба поручить проработать этот вопрос, Антон Германович (Силуанов) тоже знает эту тему. Но не надо затягивать, надо незамедлительно решить и высвободить федеральные деньги, навести вообще порядок в этой части.
Теперь о другом. Михаил Владимирович, я как-то с Вами говорила по телефону накоротке. Губернаторы часто жалуются, что в регионах много зданий, объектов неухоженных, неиспользуемых, в плохом состоянии, которые принадлежат госказне, то есть федеральные учреждения. Вот я еду по какому-нибудь городу: это что за здание такое стоит, ободранный фасад? А они говорят: «Это не наше, это федеральное!» У Росимущества, конечно, нет средств (да и не будет) для содержания и ремонта этих зданий. Считаю, что такое имущество, которое не нужно для осуществления государственных функций, государственных нужд, нужно активно вовлекать в хозяйственный оборот, находить инвесторов. Прошу Вас дать поручение провести тщательную инвентаризацию в Росимуществе – там горы такого имущества разных функций, и министерских, и иных и так далее – и просто выставить на открытые аукционы, торги, при этом обеспечить прозрачность, равный доступ инвесторов. Тогда и бюджет серьёзно пополнится, и появятся новые объекты, вовлечённые либо в хозяйственный оборот, либо в культуру, либо в социальную сферу, и уйдёт разруха с улиц городов. А сидеть как собака на сене – это в принципе неправильно. По-моему, сейчас ещё и не время. То есть и не отдаём, и сами не используем. И всё это приходит в негодность и разрушается.
Отдельно хочу поблагодарить Правительство за поддержку наших предложений и за совместную работу над законом по совершенствованию контрактной системы. Мы уже видим по статистике Минфина России, что объёмы более простых и быстрых закупок, по которым мы расширили возможности, в несколько раз выросли за это непродолжительное время. Большое спасибо лично Вам, Михаил Владимирович, Дмитрию Юрьевичу Григоренко. Буквально за два месяца мы разработали и приняли очень полезный для госзаказчиков и для участников госзакупок закон, и он эффективно работает.
Хочу отметить, что и Совет Федерации в целом, и сенаторы, мы внимательно следим за положением дел в регионах, за региональными бюджетами, за другими вопросами, оперативно реагируем на возникающие проблемы, оказываем практическую помощь и содействие, и готовы дальше, Михаил Владимирович, во взаимодействии с Правительством адекватно отвечать на новые вызовы и осуществлять законодательное оформление нужных для реальной работы вопросов.
Мы отдаём себе отчёт в том, что сейчас как никогда востребована слаженная, эффективная работа, нацеленная на результат всех ветвей власти. На Совет Федерации, на палату регионов вы, члены Правительства, можете опираться. Мы это тоже уже доказали, по-моему. Спасибо большое.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Вы затронули в своём выступлении целый ряд социально важных, значимых тем. Кратко их прокомментирую.
Начну, с вашего позволения, с конца.
В первую очередь – про контрактную систему. Благодарю Вас, а также уважаемого Николая Андреевича Журавлёва, с которым мы все поправки рассмотрели. Их было много. Мы подискутировали. Дмитрий Юрьевич подключался. Спасибо всем коллегам. Считаю, что очень большое дело мы сделали.
Теперь по поводу губернаторов, и не только губернаторов, которые так или иначе обращаются в Правительство по поводу зданий. Такая работа проведена Росимуществом. Росимущество подготовило, в том числе списочно, после инвентаризации достаточно большое количество объектов для включения в план приватизации, продажи. Не всё так просто. Есть разные объекты. Как правило, хотят взять самое вкусное. Всё остальное, то, что, скажем так, методом сравнительных продаж не имеет хорошей стоимости, не покупают. Есть нюансы определённые.
Но я согласен, что нам необходимо более эффективно работать над тем, чтобы реализовывать имущество, которое могло бы пригодиться для развития регионов, для качественного территориального планирования, социальных проектов и многих других возможных прикладных вещей. Такое поручение дано Хуснуллину Марату Шакирзяновичу. Он Вам звонил, докладывал. И в том числе главе Росимущества Вадиму Владимировичу Яковенко.
По поводу остальных вопросов.
Начну, наверное, с самого значимого. Это вопросы, связанные с инвалидами. Одно из важнейших направлений – обеспечение участников специальной военной операции всем необходимым. Те, кто пострадал в ходе боевых действий, кто был ранен, кто нуждается в заботе, уходе, должны получать необходимую помощь.
Что касается лечения в медицинских гражданских организациях, то финансирование из бюджета на эти цели уже направлено Министерству здравоохранения. Татьяна Алексеевна (Голикова) знает этот вопрос, держит на контроле. В том числе – для медицинской реабилитации, чтобы ребята могли восстанавливаться под присмотром профессиональных специалистов.
Мы предусмотрели также и ресурсы на технические средства реабилитации. В первую очередь участники СВО получают такую помощь по линии Минобороны. И к этой работе подключается государственный фонд «Защитники Отечества».
Просил бы, уважаемая Валентина Ивановна, и Вас, и коллег – знаю, что Вы внимательно к этому относитесь: смотреть на ситуацию в субъектах, потому что всегда возможны накладки. Нам очень важно получать обратную связь, о чём всегда нам Президент говорит. Эта обратная связь для нас важна. Мы наладили практически мгновенное реагирование сегодня. И чтобы найти решение, готовы предпринять всё для этого необходимое и оказать содействие. Поэтому абсолютно согласен с Вами – этот вопрос очень важный.
Ещё одна тема, которую Вы затронули, – это контроль за производством и оборотом алкоголя. Она крайне актуальная, в том числе из-за гибели людей из-за суррогатного напитка. Но, хочу сказать, очень важно (мы и с Дмитрием Юрьевичем (Григоренко) обсуждали), что данная трагедия не связана с мораторием на проведение проверок бизнеса. А там было преступление, воровство, которое привело к гибели людей. Виновные найдены и понесут перед законом ответственность.
Что касается рисков для жизни и здоровья граждан, то здесь сохраняется возможность проводить соответствующие плановые и внеплановые проверки в организациях любого уровня, чтобы в первую очередь предотвратить угрозы для безопасности людей.
Другое дело, что работа по этому направлению должна быть продолжена. Конечно, людей сейчас беспокоит, как осуществляется сбыт таких напитков. Вы об этом в своём выступлении говорили. Сейчас прорабатываются вопросы, связанные с организацией розничной торговли алкоголем. Это очень важный момент, и там много нюансов. Здесь вместе с вами, коллеги, было скорректировано законодательство – с 1 сентября потребители смогут проверять подлинность и качество своих покупок, включая и слабоалкогольные напитки, – чтобы защитить людей в том числе от опасного контрафакта. Каждый сможет теперь уточнить, где они и как произведены.
Президент также подписал недавно закон, ужесточающий ответственность за нелегальный оборот метанола под видом алкогольной продукции. Вы тоже об этом упомянули. И он, кстати, был поддержан Советом Федерации.
Что касается деталей, связанных с предложениями Минфину по акцизам и всему остальному. Такие поручения будут даны. Мы обязательно рассмотрим на Правительстве, что здесь можно ещё сделать.
Следующий вопрос. Модернизация инфраструктуры для детского отдыха. Вы всегда об этом, Валентина Ивановна, на наших встречах говорите. Она на особом контроле Президента, и Правительство уделяет ей такое же большое внимание, как и Совет Федерации.
Мы принимаем все меры для того, чтобы у детей была возможность нормально заниматься своим здоровьем. Это волнует всех, все семьи нашей страны. Помогаем российским субъектам в решении этих вопросов.
На текущий, на следующий год, Вы сказали об этом, выделен 1 млрд рублей на развитие и модернизацию инфраструктуры для размещения ребят. Это прежде всего некапитальные объекты, о которых Вы говорили, быстровозводимые, удобные. Утвердили правила предоставления и распределения таких субсидий.
Уже к началу летней кампании, и Вы упомянули об этом, в 15 регионах при поддержке федерального центра возвели почти полсотни новых детских жилых модулей. Они рассчитаны на 2,5 тысячи детей. Большее количество ребят отдохнёт. По мере возможностей в том числе федерального бюджета.
По дополнительным средствам, Валентина Ивановна, полностью поддерживаю. Тут вопрос формирования бюджета. Но сделаем всё, что возможно, для того чтобы поддержать и увеличить ассигнования на это, чтобы в стране появилось ещё больше инфраструктуры для отдыха наших детей.
Следующий вопрос – это вопрос развития отечественного автопрома. Очень непростой вопрос, многолетний.
Буквально месяц назад мы детально обсуждали эту ситуацию в Нижнем Новгороде на площадке группы «ГАЗ». Я сам посещал этот завод, исторический завод.
Сегодня нам предстоит решить две задачи: перезапустить производственные площадки, которые покинули иностранные партнёры, и наладить выпуск большего числа автомобилей в России. Определены сейчас пять регионов, где будут выполняться эти задачи. Это Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Елабуга и Липецк.
Правительством сформирован перечень приоритетных направлений технологического развития автопрома. Мы очень подробно это на стратегической сессии обсуждали.
Предусмотрели предоставление льготных займов на производство автокомпонентов. Также будем продолжать мощную программу льготного лизинга и автокредитования. Поддержим отрасль газомоторной техники.
И конечно, за счёт государственных закупок регионы смогут обновить парк школьных автобусов – по поручению Президента соответствующие средства выделены. И кроме школьных автобусов – парк машин скорой помощи.
Мы, как говорил Президент, будем решать не только текущие проблемы отрасли, но и формировать долгосрочный вектор технологических изменений, что позволит нам обеспечить рынок необходимым предложением. Это то, чего все сейчас ждут.
Что касается подготовки требований к уровню локализации производства автомобилей такси и каршеринга, регулирование данной темы требует очень аккуратного подхода. Нам нужно прежде всего найти баланс интересов перевозчиков и пассажиров. Учесть возможности автомобильной промышленности выполнить такой заказ.
Сейчас идёт достаточно тщательная проработка представленного сенаторами законопроекта в профильных министерствах. Я об этом говорил с Денисом Валентиновичем Мантуровым. Предлагаю коллегам принять в этом активное участие. Услышал и вопросы по утилю. Всё это будет в ближайшее время рассмотрено на Правительстве.
Хотел бы ещё раз, уважаемая Валентина Ивановна, Вас и членов Совета Федерации поблагодарить за эффективное взаимодействие. Вы сказали сегодня, что в этом смысле Совет Федерации – опора. Именно так мы и воспринимаем Совет Федерации, куда в том числе члены Правительства обращаются по любым вопросам: социального развития страны, экономическим вопросам, промышленного, технологического суверенитета – всё это вопросы, которые на повестке дня стоят у Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства.
Спасибо вам. Если есть вопросы, с удовольствием на них отвечу.
А.Турчак (первый заместитель Председателя Совета Федерации): Уважаемые Михаил Владимирович, Валентина Ивановна!
Прежде всего хотел бы поблагодарить Правительство за тесное взаимодействие с нашей рабочей группой по вопросам специальной военной операции, которая была создана в конце прошлого года распоряжением Президента.
С момента образования группы 12 наших инициатив уже обрели статус федеральных законов, и все они разрабатывались совместно с министерствами и ведомствами. Это в том числе признание ополченцев Донбасса ветеранами боевых действий, бесплатная юридическая помощь для участников и ветеранов специальной военной операции, а также упрощённый порядок признания без вести пропавшими и умершими. Донастройка кредитных каникул, внеочередное зачисление в садики, школы детей добровольцев и погибших участников СВО, льготное поступление в вузы, колледжи. Все они на этапе подготовки, повторю, отрабатывались с министерствами, с Правительством. Хотел бы ещё раз вице-премьеров, министров поблагодарить за оперативную реакцию и поддержку.
Несколько наших законопроектов сейчас находятся на рассмотрении в Государственной Думе. По каждому из них мы также в тесном контакте с Правительством. На прошлой неделе согласовали с Минтрудом окончательную редакцию поправок, направленных на приостановление срочных трудовых контрактов на период специальной военной операции для мобилизованных и добровольцев. Также с Правительством подготовили поправки о переводе в денежную форму части социальной помощи, которая предоставляется ветеранам боевых действий в виде набора социальных услуг. Уверен, что до конца этой весенней сессии мы эти изменения примем.
Несколько крайне важных инициатив рабочей группы направлены на заключение Правительства. Уважаемый Михаил Владимирович, хотел бы сейчас озвучить одну из них.
В ноябре прошлого года Государственная Дума предусмотрела обязательное государственное страхование добровольцев, принимающих участие в специальной военной операции, вместе с тем при принятии закона механизм реализации этой нормы депутаты не прописали. То есть появился такой пробел. В результате добровольцы оказались в неравных условиях с контрактниками и мобилизованными. Таким образом, сейчас они получают только выплаты, предусмотренные указом Президента, при этом лишены выплат, положенных по 52-му закону об обязательном страховании жизни и здоровья военнослужащих.
Мы подготовили соответствующий законопроект, устраняющий эту несправедливость, он устанавливает основания, условия, суммы, порядок страхования добровольцев. Всё это аналогично тем мерам, которые действуют для военнослужащих. Как неоднократно подчёркивал наш Президент, в окопе все равны. Поэтому, Михаил Владимирович, просим поддержать наш законопроект и дать соответствующее поручение Правительству о подготовке положительного заключения.
М.Мишустин: Спасибо, Андрей Анатольевич. Вы с первых дней очень активно подключились к тому, чтобы сформировать нормативную базу для обеспечения участников специальной военной операции всем необходимым, а также членов их семей. Здесь и справедливость восстанавливаем. Потому что некоторое время потребовалось для того, чтобы получить обратную связь от добровольцев, кто принимает участие в специальной военной операции, чтобы обеспечить их всем необходимым.
Абсолютно поддерживаем ваше предложение. Наши защитники и их близкие должны получать всю возможную помощь, в том числе в части государственного личного страхования добровольцев. Эти ребята плечом к плечу, как и действующие подразделения, сегодня защищают Родину. И значит, нужно, чтобы на них распространялись все социальные гарантии, среди которых и выплаты по страховым случаям.
Все знают, что до 1 июля добровольческие формирования должны были подписать контракты с Министерством обороны для придания им соответствующего юридического правового статуса. И они будут защищены таким же пакетом страховых гарантий, как и военнослужащие.
Такое поручение будет дано, Дмитрий Юрьевич (Григоренко) уже записал. Мы подготовим отзыв Правительства в ближайшее время.
А.Двойных (председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию): Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Заметную роль в АПК страны у нас играют фермеры, которые сегодня производят более 50% всего валового сельскохозяйственного продукта. Это более 160 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств, 17 тыс. предприятий, самое главное – более 16 млн личных подсобных хозяйств.
В отличие от крупных предприятий агрохолдингов, которые уже во многом достигли пороговых значений своего развития за счёт в том числе и мощной государственной поддержки, у малых форм хозяйствования остаётся колоссальный потенциал роста и высокий потенциал решения двух очень важных социально-экономических задач. Первое – это помощь в реализации Доктрины продовольственной безопасности. А второе – это занятость, сохранение сельского населения и борьба с бедностью на селе.
Главный фактор, который сдерживает развитие малых форм хозяйствования, – это отсутствие гарантий стабильного сбыта. Ранее существовавшие каналы сильно изменились. До 2007 года количество рынков сократилось в 6,5 раза, при этом количество сетевых магазинов сегодня у нас достигло 65 тыс.
Именно поэтому с сентября прошлого года по поручению Валентины Ивановны наш комитет вместе с Минсельхозом и Минпромторгом очень успешно реализуют пилотные проекты по сбыту фермерской продукции в Липецкой и Тульской областях совместно с крупнейшими федеральными сетями.
На базе этого эксперимента мы разработали модели взаимодействия фермеров и торговых сетей, смогли упростить договоры для фермеров, выработали предложения по внесению изменений в законодательство, для того чтобы продукция фермеров могла попадать на полки больших супермаркетов.
21 июня этого года сенаторами и депутатами Государственной Думы внесён проект федерального закона, в котором вводится понятие «фермерская продукция» и устанавливается новое направление государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства – это поддержка и развитие инфраструктуры реализации регионального фермерского продукта.
Мы видим колоссальный запрос от жителей именно на местную фермерскую продукцию. В качестве одного из основных инструментов поддержки предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом создания центров региональной фермерской продукции, то есть агроагрегаторов. Мы проработали различные модели агроагрегаторов – регион может выбрать любую из них.
Прошу Вас, уважаемый Михаил Владимирович, поддержать проект данного федерального закона, который позволит тиражировать положительный опыт во всех регионах Российской Федерации.
М.Мишустин: Уважаемый Александр Владимирович, в первую очередь полностью это поддерживаю. Более того, мы начали с вами этот пилот в Липецкой области, в Тульской. Без сомнения, прямые поставки на прилавки – это то, чего ожидают граждане нашей страны. Фермерскую продукцию с удовольствием покупают, и, чтобы она попадала в магазины возле дома, необходимо создавать определённые условия.
И сегодня эти результаты могут быть масштабированы. 15 регионов готовы у себя этот проект осуществлять. Это и специальные формы договоров с такими сельхозпроизводителями, которые были отработаны в рамках эксперимента.
Мы продолжим формировать условия, которые позволят в первую очередь увеличивать объёмы производства для ЛПХ (личных подсобных хозяйств), фермерских, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Этот подход не только даст возможность поставлять в нашу торговлю больше качественных, свежих продуктов, но и приведёт к увеличению количества рабочих мест на селе.
Инициатива может дополнить соответствующие формы поддержки малого и среднего агробизнеса. Мы выделяем субсидии, которые помогают предпринимателям организовать сбыт своей продукции. Вы абсолютно точно сказали: основа – это сбыт. Формирование сбыта – это, конечно, в том числе основа для увеличения производства. Но чтобы был сбыт, надо делать цифровые платформы, соединять тех, кто хочет стать заказчиком качественного продукта, с тем, кто его способен произвести и продать. И здесь все те меры, субсидии, которые есть, включая расходы на хранение, предпродажную упаковку, транспортировку, приобретение соответствующих торговых объектов, другие направления, – это всё будет поддерживать.
Также для представителей малого агробизнеса важны льготные кредиты на срок от двух до пяти лет, чтобы они могли купить, построить торговую точку, организовать всё это дело.
Ещё раз повторю, мы поддерживаем ваши начинания и рассмотрим эти инициативы.
В.Тимченко (председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности): Спасибо.
Уважаемый Михаил Владимирович, большое спасибо за системную работу по совершенствованию законодательства в сфере контроля и надзора. Безусловно, эта работа под Вашим руководством и при непосредственном участии Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Юрьевича Григоренко даёт свои позитивные результаты. Бизнес реально почувствовал поддержку. Однако есть ещё один вопрос, требующий дополнительного регулирования. Он касается безопасности массового отдыха людей на развлекательных аттракционах.
Как бы смешно это ни звучало, но аттракционы относятся к самоходным машинам и наряду с тракторами и сеялками находятся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. При этом законодательно вопрос безопасности граждан на аттракционах не урегулирован.
Такая законодательная инициатива подготовлена и рассматривалась в Совете Федерации. Законодательное собрание Санкт-Петербурга разработало отдельный законопроект, посвящённый вопросу урегулирования безопасной работы аттракционов. Законопроект в целом неплохой, есть небольшие замечания, и я думаю, что с учётом этих замечаний он может быть принят.
Более того, в ноябре 2022 года данный законопроект рассматривался Советом законодателей, был поддержан и рекомендован к внесению в Государственную Думу. Просим поддержать принятие этого важного законопроекта, который позволит решить многие проблемы с точки зрения безопасности наших граждан.
М.Мишустин: Спасибо за вопрос, Вячеслав Степанович.
Полностью разделяю с Вами озабоченность безопасностью, в первую очередь детей, которые катаются на аттракционах. Люди не должны бояться за своего ребёнка. И крайне важно здесь быть очень внимательными.
Насколько мне известно, контроль за состоянием соответствующих аттракционов – это сегодня полномочия российских субъектов. И многие из них уже включились в эту работу, приняли соответствующие законодательные, нормативные акты и решения по правовому регулированию этих вопросов. Но мы посмотрим, что можем сделать на федеральном уровне. Если у вас будут сформулированы соответствующие предложения, охотно рассмотрим и поддержим, если будет необходимо дополнительное регулирование.
Прошу Вас соответствующую справку или информационную картинку представить.
А.Яцкин (первый заместитель Председателя Совета Федерации): Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Владимирович! Спасибо за те решения, которые уже вами приняты относительно поддержки мясного овцеводства в Российской Федерации.
Вместе с тем Совет Федерации и российские регионы – лидеры по развитию шерстяного овцеводства усматривают, что эта отрасль могла бы быть перспективной.
За 2022 год произведено около 50 тыс. т отечественной шерстяной продукции. Однако вся эта продукция поставляется за рубеж – в Индию, Турцию, Китай. В то же время отечественные предприятия текстильной промышленности закупают уже переработанную продукцию из этих стран. То есть де-факто мы субсидируем экспорт отечественной шерсти и импорт пряжи из иностранных государств. Считаем необходимым пересмотреть этот подход.
Возрождение шерстяного кластера в России требует комплексных управленческих решений. Это модернизация опорных предприятий первичной обработки шерсти, создание современной цифровой системы сопровождения переработки шерсти и донастройка системы таможенно-тарифного регулирования.
Регионы-лидеры – Дагестан, Калмыкия, Ставропольский край – обращаются с пилотными проектами по поддержке развития соответствующих производств на своих территориях. Просим Вашего поручения рассмотреть предложения Совета Федерации, заинтересованных регионов, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоза, Минпромторга. Возможно, в режиме рабочей группы в короткий срок – в течение трёх месяцев – представить комплекс управленческих решений по перезагрузке и возрождению отечественной шерстяной промышленности.
М.Мишустин: Андрей Владимирович, спасибо.
Один регион, мне кажется, Вы забыли назвать – это Карачаево-Черкесия. Я совсем недавно там был и, кстати, знакомился с одним из заводов по глубокой переработке шерсти. Скажу честно, на меня произвела уникальное впечатление работа коллег. Чисто, аккуратно. Очень чётко коллеги рассказали о проблемах. Но, что поразило, это действительно практическая ориентация на экспорт.
Я, честно говоря, не совсем был знаком с нюансами этой отрасли. Например, по покраске. Страна, которая производит очень большое количество изделий из нефти, могла бы организовать свою покраску. Мы обсудили это очень подробно, в том числе на специальной стратегической сессии. Потому что возят красить шерсть, например, в Белоруссию. Там остались ещё специальные покрасочные цеха, которые со времён Советского Союза специализировались на этом. Но полный цикл переработки – это задачи, которые перед всеми производителями стоят, о чём сказал Андрей Владимирович.
Отмечу, что производимая в России шерсть – это очень важно – практически вся экспортируется, а уже шерстяные ткани в основном мы импортируем. И качественное сырьё для отечественной лёгкой промышленности, к сожалению, в недостатке.
Для Правительства это приоритет – создание собственного производства для глубокой переработки шерсти на территории России. Чтобы заинтересовать инвесторов вкладываться в такие предприятия, был сформирован целый спектр мер поддержки. Мы, кстати, его обсудили как раз в одном из таких регионов – в Карачаево-Черкесии.
Это субсидирование лизинговых программ, возмещение затрат на оборотные средства, предоставление льготных кредитов, взаимодействие с Фондом развития промышленности, который специально ориентирован в том числе на эту отрасль. И целый ряд других предложений, как наладить выпуск пряжи и тканей в нашей стране.
И такого именно подхода мы придерживались осенью, когда утверждали комплекс мер по созданию благоприятных условий для предприятий лёгкой промышленности в целом. Там среди приоритетов было создание объектов инфраструктуры и промышленных площадок.
То, что Вы сказали про настройку тарифно-таможенной политики, тоже очень важно, то есть не допустить, чтобы производители остались отрезаны от сырья, а фермеры – от возможности заработать на шерстяных породах овец.
Мы готовы сотрудничать со всеми регионами и предпринимателями. С этими четырьмя ключевыми регионами надо всё обсуждать.
И попрошу также с коллегами из Минпромторга посмотреть ваши предложения.
Источник: http://government.ru/news/48930/