Заседание Правительства

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Антона Силуанова об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2022 года

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем мы перейдём к вопросам повестки заседания, скажу несколько слов о рынке труда.

Прошлой весной по поручению Президента для поддержки занятости Правительство запустило программу стимулирования найма. Она доказала свою эффективность, поэтому принято решение продлить её на следующий год.

Продолжим возмещать компаниям расходы на частичную оплату труда новых работников в случае, если они возьмут в штат молодых людей до 30 лет, в том числе без опыта и выпускников, либо устроят безработных граждан, потерявших место или находящихся под риском увольнения.

На всех таких сотрудников организациям и индивидуальным предпринимателям и дальше будут поэтапно предоставляться субсидии в объёме трёх минимальных размеров оплаты труда. Первый платёж поступит через месяц после трудоустройства нового работника, второй – через три месяца и третий – через полгода.

Федеральная поддержка позволит многим людям быстрее найти работу.

Сегодня в повестке вопрос об исполнении федерального бюджета за девять месяцев текущего года. Несмотря на вызовы, его основные показатели остаются сбалансированными. Санкции не нарушили устойчивость финансовой системы России и не повлияли на макроэкономическую стабильность.

Благодаря решениям Президента удалось предотвратить развитие событий по негативным сценариям. Принятые системные меры позволили стабилизировать ситуацию в экономике, поддержать деятельность предприятий и целых отраслей, сохранить рабочие места в регионах.

Доходы бюджета за январь – сентябрь выше ожидаемых. Они выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и приблизились к 20 трлн рублей. Расходы также увеличились – на 5,5%, примерно до 19,5 трлн рублей, в том числе за счёт роста выплат в рамках социальных обязательств государства перед гражданами. При этом предоставление материальной помощи, услуг и различных льгот стало ещё более адресным.

Отдельно отмечу, что объём государственного внешнего долга за отчётный период был сокращён более чем на четверть, что снижает зависимость от иностранного капитала, обеспечивает сбалансированность бюджетной системы.

Подробнее об итогах за девять месяцев доложит Министр финансов Антон Германович Силуанов.

Ещё один вопрос в повестке – о поддержке аграриев, работающих на Дальнем Востоке.

Климат там непростой, и сельхозпроизводители постоянно сталкиваются с существенными рисками, в том числе паводками, пожарами, другими природными явлениями, которые происходят в этом федеральном округе чаще, чем в среднем по стране. Правительство оперативно помогает пострадавшим и реагирует на любые нештатные ситуации. Но более эффективно в подобных случаях использовать механизм агрострахования, особенно для фермеров, кооперативов и других малых форм хозяйствования. По поручению Президента совершенствуем законодательство, чтобы помочь такому агробизнесу на Дальнем Востоке снизить возможные издержки от потерь при объявлении режима чрезвычайной ситуации, и увеличиваем размер субсидирования стоимости полиса страхования с 50 до 80%.

Предусмотрено и упрощение расчёта суммы субсидии в тех случаях, если объект будет застрахован от нескольких бедствий. Также уточняются условия заключения такого договора в отношении многолетних насаждений, в том числе садов, технических и плодово-ягодных культур.

Рассчитываем, что эти меры помогут стимулировать малые предприятия в округе активнее заключать договоры агрострахования с государственной поддержкой и защитить свой бизнес от чрезвычайных ситуаций.

И ещё о развитии инвестиционных проектов в сельском хозяйстве. На прошлой неделе Президент подчеркнул, что они имеют крайне важное значение для экономики в целом, для повышения нашего суверенитета в такой важнейшей области, как агропромышленный комплекс.

Предусмотрели на эти цели более 7,5 млрд рублей. Средства направим на реализацию свыше 150 инвестпроектов в 43 регионах, в том числе на создание молочных и мясных ферм, хранилищ сельхозпродукции, а также центров семеноводства и племенного дела.

Такое решение позволит на системной основе предоставлять аграриям необходимые им мощности для наращивания производства и в полном объёме обеспечивать потребности наших граждан в качественных, доступных продуктах питания.

По поручению Президента продолжаем совершенствовать и природоохранное законодательство. В рамках реализации федерального проекта «Генеральная уборка» уже идёт подъём затонувших судов в ряде российских субъектов. Выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в регионах также продолжается. На сегодняшний день в России таких более 1,9 тыс.

Подготовлены корректировки в закон, которые позволят ускорить работы по их ликвидации по всей стране. Среди них в следующем году – расчистка несанкционированной свалки в Астраханской области и мусорного полигона в Краснодарском крае.

Законопроектом уточняется порядок выявления таких объектов, их исследования и оценки, а также проверка сметной стоимости этих проектов.

Министерство природных ресурсов ведёт государственный реестр опасных для жизни и здоровья людей объектов. В их числе будут определены и те, которые необходимо устранить в первую очередь.

Следующий вопрос касается строительства дорог. Президент подчеркивал важность укрепления автодорожной сети, которая создаёт прочную основу для роста экономики и успешного решения задач в социальной сфере.

Правительство направит около 2 млрд рублей 10 российским субъектам. Средства пойдут на продолжение строительства и реконструкции автомобильных трасс, а также восстановление дорожной инфраструктуры, повреждённой в текущем году в результате стихийных бедствий.

Это позволит улучшить транспортную связанность нашей страны, ускорит доставку товаров и материалов и даст людям возможность комфортно и безопасно передвигаться по автомобильным дорогам.

Коллеги, давайте перейдём к обсуждению. Слово для доклада по первому вопросу предоставляется Министру финансов Антону Германовичу Силуанову.

А.Силуанов: Спасибо.

Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Действительно, санкции и ограничения не повлияли на ход исполнения федерального бюджета. Все обязательства выполняются в полном объёме и бесперебойно.

По итогам отчётного периода федеральный бюджет исполнен с профицитом 0,2% ВВП, или более 200 млрд рублей. Доходы также выше, чем поступления в прошлом году. Мы видим, что в этом году доходы составили 19,7 трлн рублей за девять месяцев, или более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост доходов в основном произошёл за счёт нефтегазовых доходов – они увеличились более чем на 37%. Это и понятно: нам в этом году благоприятствовала конъюнктура цен на нефть и газ, а также ряд изменений, которые мы приняли в налоговом законодательстве.

Ненефтегазовые доходы несколько сократились, что в первую очередь связано с изменением импортных поставок и налоговой базы. Сокращение ненефтегазовых доходов составило около 4%.

В нынешнем году мы улучшаем ход исполнения бюджета, исполнительская дисциплина растёт. Мы исполнили расходы на уровне 70%, что выше уровня исполнения прошлого года почти на 6%. Есть отдельные позиции, по которым требуется ускорение исполнения наших обязательств.

За оставшийся месяц нам предстоит исполнить значительный объём расходов – это более чем 5,5 трлн рублей, или почти 19% объёма расходов. Это меньше, чем за соответствующий период прошлого года, но тем не менее это значительный объём бюджетных трат.

Для того чтобы нам вовремя исполнить бюджетные назначения, требуется внести необходимые изменения в нормативные акты. Мы работаем с министерствами и ведомствами по корректировке бюджетных ассигнований, вносим необходимые изменения в роспись, в лимиты бюджетных обязательств, с тем чтобы в полном объёме исполнить бюджетные назначения.

В текущем году мы видим значительный объём средств, которые перераспределяются через резервный фонд, – порядка 6 трлн рублей. Нам необходимы эти ресурсы, для того чтобы в полном объёме исполнить обязательства как текущего года, так и профинансировать ряд обязательств в опережающем порядке, которые предусмотрены на 2023 год.

Теперь о задачах, которые необходимо решить по исполнению бюджета на предстоящую трёхлетку.

Недавно Государственной Думой принят бюджет на 2023–2025 годы. Мы на этой неделе рассмотрим бюджет в Совете Федерации и на следующей неделе доведём уже лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. Можно будет уже заключать соответствующие контракты, соглашения, подписывать обязательства в соответствии с теми объёмами ассигнований, которые предусмотрены на предстоящую трёхлетку.

Для того чтобы быстро довести лимиты, нам необходимо утвердить все необходимые нормативно-правовые акты. Часть из них уже принята Правительством Российской Федерации, и часть нам предстоит ещё принять до конца текущего года. Необходимо внести изменения в паспорта национальных проектов в соответствии с законом, который принят на предстоящую трёхлетку, утвердить необходимые нормативные акты Правительства, определить планы-графики закупок, а также заключить соглашения с субъектами Российской Федерации.

Сроки жёсткие, прошу, уважаемые коллеги, взять под контроль соблюдение всех регламентов и процедур, необходимых как для завершения исполнения бюджета текущего года, так и для начала исполнения бюджета в 2023 году.

М.Мишустин: Спасибо, Антон Германович.

Сейчас Правительство продолжает реализацию всех действующих национальных проектов, программ, а также задач, которые поставлены главой государства. Важно как можно быстрее перейти к возобновлению устойчивого развития экономики, что потребует максимальной концентрации и сплочённости наших действий, а также неукоснительного соблюдения финансовой и налоговой дисциплины. Прошу обратить на это особое внимание всех коллег.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/47173/