Оперативное совещание с вице-премьерами

Вступительное слово Михаила Мишустина

Доклад Юрия Борисова о планах реализации программы по  авиастроению

М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Начнём с важного вопроса, который касается обеспечения людей жильём. По поручению Президента Правительство расширяет программу «Дальневосточная ипотека», для того чтобы больше жителей Дальнего Востока смогли на льготных условиях купить квартиру или построить свой дом.

Проект, действующий уже более двух лет, доступен для молодых семей, а также участников «Дальневосточного гектара» и региональных программ трудовой мобильности. Им уже воспользовались свыше 40 тысяч граждан. Теперь «Дальневосточная ипотека» будет распространяться и на специалистов медицинских и образовательных организаций, при условии, если они проработали по соответствующим специальностям на Дальнем Востоке не менее пяти лет. Что важно – требования по возрасту и семейному положению при оформлении кредита к ним применяться не будут.

Благодаря этой мере несколько тысяч педагогов и медицинских работников смогут улучшить свои жилищные условия.

Ещё одно изменение касается жителей Магаданской области и Чукотского автономного округа. Во время рабочей поездки на Дальний Восток было принято решение распространить в этих регионах льготную ипотеку на вторичный рынок жилья. И сегодня продлеваем такую меру ещё на ближайшие три года. Всего на эти цели в трёхлетнем бюджете предусмотрено свыше 40 млрд рублей, из которых 9 млрд выделим уже в текущем году.

У людей должна быть возможность улучшить свои жилищные условия. Это ещё один шаг к достижению цели, поставленной Президентом, – в ближайшие годы в каждом дальневосточном субъекте значительно повысить качество жизни.

По поручению Президента Правительство продолжает развивать транспортную инфраструктуру туристических кластеров.

В нашей стране много уникальных природных и исторических памятников, очень красивых мест. К сожалению, не до всех из них можно достаточно быстро и с комфортом добраться. Поэтому дополнительно строим дороги, по которым будут ездить и местные жители, и туристы.

Сегодня направим более 3,5 млрд рублей на создание удобных современных дорог в туристическом кластере в Нижегородской области. На эти средства построят новую автотрассу от железнодорожной станции, реконструируют шоссе из Арзамаса во Владимир и возведут автомобильный мост.

Рассчитываем, что созданная инфраструктура позволит ещё большему числу людей посещать расположенные в этом российском субъекте города-музеи, православные святыни, поможет региону стать крупным туристическим и рекреационным центром.

Ещё одна важная составляющая транспортной связанности российских регионов – это наша авиация. Президент обращал особое внимание на то, что у нас есть все возможности, чтобы авиационная отрасль России не только преодолела текущие сложности, но и получила новый импульс для развития.

По поручению главы государства Правительством подготовлена Комплексная программа развития авиатранспорта на ближайшие семь лет. Соответствующее распоряжение подписано.

Предстоит большая работа по созданию необходимой эффективной инфраструктуры в отрасли. На реализацию программы за этот период планируем направить более 770 млрд рублей. Причём свыше 150 млрд из них поступят в отрасль уже до конца текущего года на обеспечение авиаперевозок.

Курировать выполнение комплексной программы будет Андрей Рэмович Белоусов, а в части авиастроения – Юрий Иванович Борисов.

Юрий Иванович, доложите, как планируете реализовывать программу в части авиастроения.

Ю.Борисов: Уважаемый Михаил Владимирович! Два ключевых направления работы авиастроителей совместно с авиатранспортниками при поддержке государства – это обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации действующего парка самолётов, а также ускоренное создание и запуск в серию русифицированных версий отечественных лайнеров.

Основа для полётов по России в отечественном парке – российские ближнемагистральные «Суперджеты». Напомню, их в эксплуатации порядка 150 штук. Будем наращивать парк импортозамещённой версией «Суперджет Нью», серийное производство которой планируется начать в 2023 году. К этому времени будут завершены все работы по оснащению самолёта российским двигателем ПД-8, отечественным бортовым радиоэлектронным оборудованием и системами, получен сертификат типа.

На средние и дальние расстояния россияне пока летают в основном «Боингами» и «Эйрбасами». Наша задача – постепенно заменить парк отечественными аналогами МС-21 и Ту-214. Программа создания самолётов МС-21 предусматривает поставку 72 самолётов в год начиная с 2029 года – с началом поставок первых серийных машин (это 6 машин) в 2024 году. До 2030 года планируем выпустить ещё 70 самолётов Ту-214, они полностью российские, последние годы выпускались малой серией.

Парк региональной авиации нам предстоит создать фактически заново, поставив на крыло Ил-114-300 (70 единиц к 2030 году), ТВРС-44 «Ладога» (до 140 единиц) и «Байкал» (154 единицы).

Доля самолётов отечественного производства в парке российских авиакомпаний к 2030 году должна вырасти до 81%. Кроме того, за этот период планируется поставить нашим авиаперевозчикам около 800 вертолётов.

М.Мишустин: Прошу Вас держать реализацию этих задач на личном контроле. Президент подчеркивал, что необходимо нарастить выпуск широкой линейки отечественных самолётов, надо учитывать это в текущей работе.

Ещё один важный вопрос – состояние предприятий авиационной промышленности. В ходе рабочих поездок по стране неоднократно их посещал, многие вместе с Вами. Там есть интересные решения, опытные кадры, но производственная база зачастую нуждается в  обновлении. Сейчас из-за санкций многие из них столкнулись с нехваткой комплектующих, материалов, критических технологий.

Какие конкретные меры предусмотрены в рамках программы, о которой Вы докладываете, для системной поддержки предприятий авиастроения?

Ю.Борисов: Уважаемый Михаил Владимирович! Импортозамещение систем и агрегатов двух флагманских моделей – МС-21 и «Суперджет Нью» – уже завершается. Системы не должны уступать импортным аналогам ни по качественным, ни по техническим характеристикам. При этом планируется, что цена на самолёты ежегодно с 2026 по 2030 год по мере наращивания серийного выпуска будет снижаться на 2%. Выход на уровень затрат на поддержание лётной годности воздушных судов, соответствующий мировым аналогам, ожидается в 2030–2035 годах.

В программе зафиксирована необходимость применения госгарантий и погашения процентов по кредитам, полученным для расширения производства воздушных судов и формирования пула запчастей.

Кроме того, сохраняются меры господдержки, направленные на повышение финансовой привлекательности отечественных воздушных судов, в частности:

— снижение затрат российских лизинговых компаний на погашение процентов по кредитам, полученным на закупку самолётов и вертолётов;

— снижение затрат авиакомпаний на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, а также затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов;

— создание развитой сети послепродажного обслуживания отечественных самолётов, вертолётов и двигателей;

— развитие внутренних региональных и местных воздушных перевозок за счёт отечественных воздушных судов.

Мониторинг реализации программы будет идти в рамках обязательных ежегодных докладов в Правительство Российской Федерации. Такие доклады должны направляться ежегодно до 1 июля, вплоть до 2030 года.

М.Мишустин: Спасибо, Юрий Иванович. Рассчитываем, что все заявленные планы будут реализованы в срок. Пожалуйста, держите это на личном контроле, как и Андрей Рэмович Белоусов и наши коллеги, которые ответственны в отраслях за данную программу.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/45832/