Оперативное совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Марата Хуснулина о рассмотрении заявок на инфраструктурные кредиты
Доклад Министра транспорта Виталия Савельева о контейнерных перевозках на Дальнем Востоке
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На прошлой неделе в Кемеровской области произошла трагедия – взрыв в шахте «Листвяжная». Пострадали горняки и спасатели, погибли люди. Мы все вместе переживаем это большое горе.
Для помощи пострадавшим, семьям погибших и для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия была создана Правительственная комиссия, которую возглавил Александр Валентинович Новак. На заседании Правительства ему было дано поручение незамедлительно провести первое заседание. И в пятницу оно уже состоялось.
Материальную помощь людям, столкнувшимся с бедой, окажут власти Кузбасса, муниципалитеты и компания – владелец аварийной шахты. Будут выплаты и из Фонда социального страхования.
Правительство со своей стороны также направит средства, чтобы поддержать каждого пострадавшего и каждую семью погибшего. Подписано распоряжение о выделении на эти цели около 80 млн рублей. Семьи погибших получат от федерального центра по 1 млн рублей, пострадавшие в этой аварии, которым нанесён тяжкий и средней тяжести вред здоровью, ‒ по 400 тыс. рублей, в случае лёгкой степени повреждений выплата составит 200 тыс.
Все средства должны быть незамедлительно доведены до людей. Важно избежать даже малейшей бюрократической волокиты.
Александр Валентинович (обращаясь к А.Новаку), прошу Вас и дальше контролировать ситуацию и в ближайшее время провести ещё одно заседание Правительственной комиссии. Никто не должен быть обделён вниманием и заботой. Сделайте для этого всё возможное.
Ещё один важный вопрос, он касается здоровья детей с таким тяжёлым заболеванием, как эпилепсия. Маленьким пациентам необходимы лекарства, которые помогают преодолеть серьёзный недуг. Но лечение должно быть непрерывным, даже если понадобятся препараты, не зарегистрированные в России.
Правительство поручило Московскому эндокринному заводу обеспечить в этом году ввоз 5 тыс. упаковок препарата «Петнидан» и доставку его в медицинские учреждения страны. Дети должны получить лекарство в максимально короткие сроки, поэтому заводу необходимо оперативно подать в Министерство здравоохранения соответствующую заявку.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), прошу Вас проконтролировать, чтобы после этого ведомство подготовило все разрешительные документы на ввоз этих препаратов для лечения детей с эпилепсией.
Также Правительство продолжает развивать систему помощи по принципу социального казначейства. Это важно для предоставления людям необходимых мер поддержки проактивно, когда не нужно ходить по инстанциям, собирать справки, ждать в очередях, совершать другие малоприятные действия, которые отнимают много сил и времени.
С 1 января следующего года вступит в силу ещё одно решение. Граждане смогут автоматически, без заявления получать выплаты по временной нетрудоспособности либо по беременности и родам на основании только электронного больничного листа. Все медицинские организации должны будут их размещать в федеральной информационной системе «Соцстрах».
Кроме того, проактивно станет предоставляться и единовременное пособие при рождении ребёнка, но уже на основании сведений из Единого государственного реестра ЗАГС.
Перечислять выплаты гражданам Фонд социального страхования будет напрямую.
Внедрение социального казначейства позволит сделать так, чтобы люди получали всю необходимую помощь, которая положена по закону, без каких-либо трудностей. Это тем более важно для людей, только что перенёсших болезнь, или молодых мам, совсем недавно родивших малыша. Они не могут и, главное, не должны ходить по инстанциям и оформлять пособие. Им нужно заботиться о ребёнке.
Теперь к другой теме. Сегодня подведём итоги рассмотрения заявок субъектов Российской Федерации на получение инфраструктурных бюджетных кредитов. Это новый механизм поддержки регионов, который Правительство реализует по поручению Президента. На эти цели уже выделено полтриллиона рублей. Субъекты Российской Федерации получат средства на привлекательных льготных условиях. Нужно их максимально эффективно использовать для создания комфортных условий для жизни людей. Это одна из национальных целей развития, которые поставил глава государства.
Впереди много работы. Будем строить дороги, новую инженерную инфраструктуру для жилых домов, а также детские сады, школы, поликлиники, больницы, культурные и спортивные объекты, модернизировать общественный транспорт, системы водоснабжения, очистные сооружения. Важно, чтобы средства инфраструктурных кредитов стали стимулом для дальнейшего развития территорий, привлечения дополнительных инвестиций в строительство.
Марат Шакирзянович (обращаясь к М.Хуснуллину), пожалуйста, расскажите подробнее о рассмотрении заявок на инфраструктурные кредиты.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Правительственная комиссия по региональному развитию совместно с Минстроем, Минфином, Минэком закончила рассмотрение первых 500 млрд на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов.
Общий лимит, как Вы уже сказали, был 500 млрд. Заявки, которые утверждены по соответствующей форме, подал 81 регион. Два региона свои заявки перенесли в следующие 500 млрд, с учётом того, что это длинные капиталоёмкие вложения, связанные с метро. Два региона не смогли на территории подобрать пока проекты, которые подходят под эти условия.
Обязательным условием предоставления данных кредитов является то, что на рубль вложенный должно быть не менее рубля привлечённых внебюджетных источников. И второе: созданная налоговая база от вложений в инфраструктуру благодаря кредитам должна в течение 15 лет окупиться и вернуться через налоги.
Все заявки, которые были, соответствовали этим условиям.
Всего от регионов поступило заявок почти в три раза больше. Это 1,35 трлн. Это говорит о том, что проект очень востребованный регионами, очень активно губернаторы этим занимаются. И Вы, Михаил Владимирович, рассматривая вопросы развития регионов, видели, сколько и какие проекты сегодня есть и насколько активно губернаторы обращаются с просьбой вложить средства в те или иные проекты.
Всего у нас 221 проект был одобрен, в котором 613 объектов. Причём из них подавляющее большинство – это инженерная инфраструктура, которая позволит как обновить существующую инфраструктуру, что влияет на тарифную составляющую, так и построить новые инженерные сети и дать возможность подключиться к жилым микрорайонам и местам приложения труда.
Второй объём – это транспортная инфраструктура. Причём очень интересная ситуация: часть регионов предложили построить новые дороги к жилым микрорайонам, рабочим местам, туристической инфраструктуре, путепроводы, где есть большое напряжение и пробки. Часть регионов вложилась в старые проекты, много лет (по 10–15 лет) не реализуемые. Это достройка метро в крупнейших городах, о чём мы неоднократно докладывали Президенту страны и Вам на совещаниях. Это сегодня и Нижний Новгород, и Челябинск, и Красноярск.
Также большие средства предусмотрены на обновление подвижного состава. Ряд регионов эти средства использует на покупку вагонов трамваев. Такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, – в основном на метро. Другие регионы используют на покупку трамваев, автобусов.
Кроме того, данные кредиты были использованы на 76 объектов социальной инфраструктуры, 5 объектов – для развития особых экономических зон и промышленных парков, 2 объекта относятся к объектам туристической инфраструктуры. У нас осталось 16 млрд, которые мы сейчас по правилам должны распределить среди регионов, у которых наиболее высокие показатели, наибольший коэффициент привлечения на рубль бюджетный внебюджетных средств.
Также, Михаил Владимирович, мы по Вашему поручению с Министерством финансов разрабатываем вторую часть этих кредитов и представим Вам на доклад.
М.Мишустин: Спасибо, Марат Шакирзянович.
Ещё один вопрос – о контейнерных перевозках на Дальнем Востоке. Недавно Сахалин, Чукотка, Камчатка, Магаданская область и другие регионы округа столкнулись с серьёзными задержками доставки грузов через морские порты, в том числе с получением продовольствия, медикаментов и других социально значимых товаров, строительных материалов. Эту ситуацию подробно обсуждали на совещании у Президента. Глава государства поставил задачу как можно быстрее навести порядок в портах Дальнего Востока.
Виталий Геннадьевич (обращаясь к В.Савельеву), какие меры были приняты Министерством транспорта для нормализации ситуации с доставкой грузов в регионы и остаются ли на сегодняшний день проблемы или какие-то нерешённые вопросы?
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
За последний месяц Минтрансом совместно с руководством дальневосточных регионов проведена масштабная и последовательная работа по разрешению проблемы каботажных контейнерных перевозок. На данный момент можно констатировать, что ситуация близка к нормализации. Подчеркну, что провозной способности грузов по железной дороге силами ОАО «РЖД» достаточно. Мощности портов позволяют обрабатывать все грузы каботажных направлений.
Благодаря совместной работе в оперативные сроки нам удалось вывезти все накопившиеся социально значимые грузы. Отмечу, что все вновь прибывающие социально значимые грузы незамедлительно отправляются в порты. Все находившиеся в терминалах Приморского края генеральные грузы также вывезены.
Проблема, с которой мы столкнулись, носила глобальный характер. Международный логистический кризис, возникший в пандемию, и последовавший за этим отложенный спрос на грузоперевозки привели к тому, что в морских портах Дальнего Востока резко возросла нагрузка.
Повысившийся спрос на суда-контейнеровозы привёл к значительному удорожанию фрахта: цены поднялись в 2,5 раза. Судоходные компании потеряли возможность оперативно привлекать дополнительные суда для снятия пиковых нагрузок в работе линий, что и привело к задержкам в доставке грузов.
Ещё одной причиной возникшего кризиса стала некачественная работа частных экспедиторских компаний по планированию и организации перевозок. Нарекания также вызывала работа стивидорных компаний в портах субъектов Дальневосточного округа, которые не смогли обеспечить оперативную обработку поступающих грузов.
Мы организовали доставку социально значимых грузов в приоритетном порядке. Отправка начала производиться ближайшими судами. Решив проблему социально значимых грузов, мы обратили внимание перевозчиков на доставку генеральных грузов. Регионы начали оперативно получать строительные материалы для реализации запланированных проектов.
Была сформирована группировка дополнительного флота для снятия пиковых нагрузок. В режиме реального времени осуществлялся поиск дополнительных кораблей. Всего на каботажных морских линиях зарегистрировано 25 морских судов суммарной контейнерной вместимостью 7702 контейнера в ДФЭ. Для снятия пиковых нагрузок дополнительно привлечено ещё 8 судов суммарной вместимостью 3808 контейнеров в ДФЭ. Провозная способность флота тем самым была увеличена на 50%.
В общей сложности с 1 по 28 ноября текущего года судами совершено 50 рейсов, которыми вывезено более 15 тыс. контейнеров в ДФЭ и 53 370 т генеральных грузов. C 28 по 30 ноября планируется загрузка и отход из портов Приморского края ещё 9 судов. Они обеспечат вывоз 3060 контейнеров в ДФЭ.
В конце текущего месяца мы планируем выйти на минимальную норму хранения грузов в портах Владивосток и Восточный в объёме одной судовой партии на одну каботажную линию. Это примерно 2200–2600 контейнеров в ДФЭ.
При отсутствии в дальнейшем обстоятельств непреодолимой силы и среднестатистическом поступлении контейнеров в морские порты ситуацию с накоплением грузов можно характеризовать как стабилизировавшуюся.
Мы продолжаем внедрение единой системы мониторинга в морских портах Российской Федерации. Она отражает движение грузов, их наличие и готовность к отправке. Система позволяет отслеживать динамику движения каботажных грузов и помогает нам делать выводы о необходимости манёвра флотом. Автоматизированная система продемонстрировала эффективность в решении обсуждаемого вопроса. Она будет поэтапно вводиться в эксплуатацию на базе ФГУП «Росморпорт». Первый этап намечен на февраль 2022 года.
Хочу обратить ваше внимание, что работа экспедиторских и стивидорных компаний – это рынок, который находится вне зоны контроля и ответственности морских властей Российской Федерации. И во избежание подобных ситуаций в будущем сегодня нами направлены в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство. При этом их внедрение будет происходить в диалоге с бизнесом и экспертным сообществом.
В федеральный закон о морских портах мы предлагаем внести поправку (в статью 31), согласно которой операторы морских терминалов будут обязаны в приоритетном порядке обрабатывать социально значимые грузы. Также администрации морских портов будут наделены функциями мониторинга нахождения и движения грузов, а операторы будут обязаны информировать их о поступлении и убытии таких грузов.
В целях обеспечения бесперебойных поставок грузов в труднодоступные регионы Дальнего Востока и Арктической зоны будут внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания. Мы обяжем линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов Российской Федерации.
Уважаемые коллеги! Хочу поблагодарить за совместную конструктивную работу всех специалистов – на федеральном уровне и на Дальнем Востоке, государственных служащих и представителей частных компаний. Благодаря совместной работе нам удалось в короткие сроки нормализовать ситуацию с доставкой грузов на Дальнем Востоке.
М.Мишустин: Спасибо, Виталий Геннадьевич.
Нужно продолжить работу до полной стабилизации ситуации. И особое внимание следует обратить на недопущение повторения подобных сбоев в логистике на Дальнем Востоке, да и вообще везде. Детально необходимо проанализировать все причины случившегося и принять, Вы сказали об этом, системные решения, чтобы нам снова не пришлось в авральном режиме «тушить пожар».
Прошу держать этот вопрос под личным контролем.
Источник: http://government.ru/news/43935/