Михаил Мишустин посетил Иркутский авиационный завод

ПАО «Научно-производственная корпорация “Иркут”» (ПАО «Корпорация “Иркут”») – интегрированная компания, обеспечивающая полный цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. Входит в состав ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» госкорпорации «Ростех».

Корпорация создана в 2002 году на базе ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение».

Основная продукция ПАО «Корпорация “Иркут”» – это многоцелевые истребители Су-30СМ и Су-30МК, учебно-боевые самолёты Як-130, самолёты первоначального обучения Як-152. Также в качестве головного исполнителя ПАО «Корпорация “Иркут”» разрабатывает и производит ближнесреднемагистральные пассажирские самолёты семейства МС-21, ведёт испытания лайнеров МС-21-300/310 и разворачивает их серийное производство.

Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация “Иркут”», выполняет контракты на поставку авиационной техники как по государственному оборонному заказу, так и иностранным заказчикам. Численность работников ИАЗа – около 12 тысяч человек.

На ИАЗе реализована масштабная программа технического перевооружения. В результате реконструкции завод стал одним из самых современных и высокопроизводительных предприятий самолётостроительной отрасли России. Внедрены современные технологии механообработки, заготовительно-штамповочного производства, нанесения покрытий и термообработки. Завод перешёл на цифровые технологии производства авиатехники. Развёрнуты современные автоматизированные линии агрегатной и окончательной сборки самолётов МС-21. Производство сертифицировано по международным стандартам. Введён в строй логистический центр, ангар для аэродромной отработки и кастомизации лайнеров.

На предприятии ведётся плановая подготовка кадров. Завод сотрудничает с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом по подготовке инженерных кадров, а также в исследованиях и разработках новых технологий.

МС-21-300/310 – среднемагистральный самолёт нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Самолёт создаётся на базе новейших разработок в области авиастроения. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие лётно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с аналогами, эксплуатационные расходы.

В состав кооперации по программе МС-21 входят ведущие производители авиационных систем. География российских поставщиков включает компании из Ульяновска (крыло, хвостовое оперение, панели фюзеляжа, композиты), Воронежа (пилоны двигателя, обтекатели), Казани (механизация крыла), Нижнего Новгорода (шасси) и ряда других городов России. Интеграторы бортового оборудования и разработчики программного обеспечения – отечественные компании.

Одно из ключевых конструкторских решений проекта МС-21 – самая большая в своём классе ширина фюзеляжа – 4,06 м. Для пассажиров это обеспечивает ряд преимуществ, в том числе расширение личного пространства и увеличение свободы передвижения. В интересах комфорта пассажиров увеличен размер иллюминаторов. Давление в салоне соответствует высоте 1830 м, против 2400 м у существующих узкофюзеляжных самолётов.

Применение жёстких и лёгких композиционных материалов позволило разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолёта. Доля композитов в конструкции превышает 30%. Крыло из полимерных композиционных материалов впервые устанавливается на самолёты такого класса. Технология производства крупногабаритных изделий кессона крыла на базе инфузионных технологий разработана и запатентована в России. С 2020 года завод «АэроКомпозит-Ульяновск» при производстве крыла самолёта МС-21-300 использует отечественные материалы. Изготовленное из них первое крыло установлено на самолёт МС-21-300 в июле 2021 года.

Программа МС-21 находится на стадии сертификационных испытаний и производства самолётов для первых заказчиков.

В лётных сертификационных испытаниях по российским и европейским нормам участвует четыре самолёта МС-21-300. Ещё два самолёта проходят статические и ресурсные испытания в ЦАГИ. В декабре 2020 года начались лётные испытания опытного самолёта МС-21-310, который оснащён новыми российскими двигателями ПД-14.

Получение российского сертификата МС-21-300 запланировано на конец 2021 года. Поставки первым авиакомпаниям планируется начать в 2022 году.

Из стенограммы:

М.Мишустин: Александр Алексеевич (обращаясь к А.Вепреву, генеральному директору Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут», заместителю генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут»), коллеги, хочу вас поблагодарить за то, что нам показали производство. Всё здесь по самому последнему слову науки и техники, инновационно, продуманно. Очень понравились ваши ребята, все молодые люди, возраст у них, как Вы сказали, меньше 40 лет. Многие со средним техническим образованием, но делают очень сложный набор работ, технологических процессов, которые иногда и людям с высшим образованием даются с трудом. Это образование рядом с практикой, с производством новейшего современного самолёта, который необходим нашей стране.

Что касается проекта МС-21, мы все видели 15 декабря 2020 года, как он поднялся в воздух. Абсолютно по-новому сделанный, даже несмотря на санкции, которые применялись, и попытку ряда стран ограничить возможности нашего производства. У нас были достаточно хорошие производственные кооперационные связи с другими странами. Наша промышленность в кратчайшие сроки смогла создать аналоги, произвести композит. Сегодня мы наблюдали вторую станцию, последующие, они фактически комплектуются из композитного крыла, которое было произведено из композита из «Алабуги», особой экономической зоны, где «Росатом» в кратчайшее время развернул завод. Мы его тоже посещали. Уже в Ульяновске собрано само крыло и доставлено сюда. Этот вопрос на сегодняшний день закрыт. Это очень большое событие для инженеров, учёных, технологов, потому что даёт уникальные преимущества и возможности этой машине. Профессионалы, которые занимаются авиатехникой, понимают, что конструктив, новые технологии, инновации позволят ей быть конкурентоспособной с аналогами – аэробусами, боингами. Я имею в виду, что конкурировать можно в том числе за международное место.

Что касается возможностей, это универсальная система формирования заказа. Под заказ возможны любые варианты, двигатели. ПД-14 – наш двигатель, который произвели, или двигатели зарубежные, которые ставятся на эти машины. Это всё в руках заказчика.

Но в том, что государство поддерживает этот проект и мы будем продолжать его поддерживать, ни у кого не должно быть никаких сомнений.

На прошлой неделе Президент проводил совещание, посвящённое всем вопросам авиастроения. Мы очень подробно потом обсуждали все подходы, которые должны быть сделаны. Самое главное, что сейчас делают все федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, – мы смотрим всю линейку самолётов, которые должны выпускаться нашей промышленностью и обеспечивать наши авиакомпании, в десятилетней перспективе. Буквально недавно мы в Комсомольске-на-Амуре и Южно-Сахалинске вместе с руководителем компании «Аврора» говорили о новом парке, который так необходим. Это все линейки, которые необходимы: и «Байкал», и Л-410, и «Суперджет» (мы буквально вчера посещали завод по производству «Суперджетов»), и МС-21, который будет и региональным, и, конечно, сможет уже осуществлять дальние рейсы. На сегодняшний день важнейший элемент в том, чтобы всю линейку отечественных самолётов привести в порядок и обеспечить финансовую сбалансированность производства десятилетнего цикла для всех авиакомпаний, федеральных органов исполнительной власти, которые так нуждаются в этих наших надёжных, качественных машинах.

Хочу в этом смысле поблагодарить коллектив, который работает, – коллектив «Ростеха», ОАК, «Иркута» и других коллег. Это большое достижение. Хочется, чтобы люди об этом знали. И конечно, привлечь сюда как можно больше молодёжи. Тех, кто будет продолжать создавать новые отечественные лайнеры. И хочу поблагодарить нашего уважаемого директора Александра Алексеевича. Спасибо.

А.Вепрев: Вы посмотрели программу выхода на 36 самолётов. Если говорить о задаче, в 2026 году нам необходимо выйти на 72 машины.

М.Мишустин: В 2025-м. Планы у Дениса Валентиновича были – в 2025-м.

А.Вепрев: Мы готовы. К 2026 году выйдем. Поэтому необходимо в дальнейшем реализовать программу модернизации производственных мощностей. Это строительство новых корпусов под сборку. Это строительство корпусов для механообработки. Одним словом, нужны инвестиции. Нужна поддержка. Что касается всех смежников, в совокупности это порядка 80 млрд рублей

М.Мишустин: Александр Алексеевич, мы работаем сейчас над этим. Президент нам дал поручение во время совещания по всем вопросам авиастроения. И на сегодняшний день и Минпромторг, и Правительство Российской Федерации вместе с Минфином «сбивает» эту модель. В ближайшее время это решение будет принято. Мы обязательно должны будем до конца обеспечить понятную и ясную картину как с заказчиком, кто будет это делать, так и с подрядчиком, заводом. То есть цикл планирования – 10 лет. Точно нужно будет сказать, на что государство предоставит соответствующие ресурсы, чтобы вы понимали и объём заказа, и своего будущего потребителя.

Поэтому в ближайшее время вопрос будет закрыт. Думаю, что мы пойдём на то, чтобы увеличить максимальное количество произведённых самолётов. Вы сказали об их количестве. Сейчас нужно будет посмотреть наши финансовые возможности. В ближайшее время примем решение. Мы это сделаем.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/42904/