Встреча Михаила Мишустина со студентами – молодыми предпринимателями
Форум U-NOVUS проводится в Томске с 2014 года. Представители научно-образовательной сферы, технологического бизнеса, предприниматели-инноваторы и разработчики обсуждают актуальные вопросы научно-технологического развития в ходе дискуссий, круглых столов и бизнес-семинаров. Темы форума в 2021 году – новые технологии обеспечения безопасности, в том числе биологической и кибербезопасности, новые решения по развитию электронной промышленности и отечественной электронной компонентной базы, перспективы освоения трудноизвлекаемых запасов нефти с использованием цифровых инструментов, климатические изменения и их влияние на все сферы человеческой жизни.
Из стенограммы:
Э.Галажинский (ректор Томского государственного университета): Уважаемый Михаил Владимирович! Мы очень признательны Вам за то, что Вы нашли возможность и время встретиться со студентами. И мы понимаем и для нас очень важно, что Вы лично и Правительство поддерживает тему развития технологического предпринимательства.
Мы понимаем, что сегодня перед университетами стоит тяжелейшая задача, на которую и направлен ключевой проект развития системы высшего образования «Приоритет-2030»: задача инсталляции в вузах, по сути, нового базового процесса – процесса перевода знаний в технологические продукты, в технологии, в полезные знания, в социальный результат. И это, конечно, большой вызов.
Ведущая группа университетов в этом направлении движется давно, но в целом система, конечно, будет трансформироваться ещё определённое время. И здесь нам требуется нелинейный рост, и мы берём на новом витке ответственность за технологическое развитие страны на себя. В рамках форума U-NOVUS – это традиционный форум, седьмой раз он проводится в Томске, – мы пытаемся найти такие форматы, ищем форматы. Наши технологически одарённые молодые люди, готовые свою жизнь посвятить развитию стартапов, развитию малого бизнеса, предпринимательства в сфере высоких технологий, вместе с компаниями ставят новые задачи, находят решения.
М.Мишустин: Дорогие друзья, Эдуард Владимирович! Я вас всех приветствую. Хочу начать с очень хорошей новости. Мы общались с вашими ректорами. И на встрече было решено, что новому межвузовскому кампусу мирового уровня – быть. Уверен, что вы об этом слышали, но сегодня хотел бы это официально подтвердить.
Это очень красивый, современный проект, с хорошей заявкой на лидерство. Это будет целая экосистема, где вы все сможете жить, общаться, воплощать ваши идеи. Очень важно развивать то научное наследие, которое создавалось в Томске много лет. Важно готовить высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы и в Сибири, и во всей России, и в мире.
На вашем форуме уже сложилось уникальное творческое пространство, где есть возможность реализовать потенциал «тройной спирали инноваций», я имею в виду форматы взаимодействия государства, бизнеса и университета. Отработать смелые решения во всех сферах, от умного города и точного земледелия до банкинга и образования, экопроектов. В этом замечательном новом кампусе можно будет представить ваши разработки, которые найдут практическое применение, чтобы принести пользу людям. Здорово, что ваши дипломные работы стали не просто теоретическим решением задач, это и коммерчески выгодный продукт. Вы превращаете результаты науки и образования в инновационные проекты. Мы об этом подробно сегодня говорили с ректорами и другими коллегами.
Технологическое предпринимательство – это особенный вид бизнеса. Как экстремальный вид спорта. Вы знаете о рисках уже на старте и всё равно идёте на них, чтобы реализовать свой проект. Видите рыночный шанс, верите в него, ищите инвестиции, поддержку, вовлекаете в разработку таких же смелых, если не сказать отчаянных, как вы, инженеров и исследователей. И вместе работаете на результат.
Я могу сказать о своём личном опыте. В своё время, когда я учился в Московском станкоинструментальном институте, я тоже подрабатывал со второго курса. Нам разрешили на полставки работать в техникуме, а с третьего курса – инженерами на полставки в научно-исследовательской части. Это было первое инновационное предпринимательство. Очень много ребят, которые учились в технических вузах, подрабатывали. Это было абсолютно нормально.
Сегодня, я говорил, в нашей стране только 3% стартапов рождается в университетах. Это очень мало. В мире примерно эта цифра – 25%. Существуют специальные формы поддержки – и бизнес-ангелы, и венчурные фонды – подхватывают эти стартапы. И все в принципе заинтересованы, чтобы стартап дорос – дорос, я имею в виду, в том числе до коммерческой реализации. И здесь у вас есть большое поле для манёвра.
Мы работаем над тем, чтобы сформировать единую экосистему студенческого технологического предпринимательства. Наш министр, Валерий Николаевич Фальков, занимается этим очень серьёзно, и мы уже имеем первые результаты. Мы хотим, чтобы молодые специалисты, учёные имели возможность уже сейчас внедрять свои разработки и реальные бизнес-проекты.
В первую очередь национальный проект «Наука и университеты» будет дополнен соответствующей инициативой. Мы это всё подробно обсуждали, когда летели сюда из Екатеринбурга, в том числе с Министром финансов. Это платформа университетского технологического предпринимательства. И программа «Стартап как диплом» будет запускаться и в других регионах, это очень хороший продукт. Конечно, он должен развиваться, чтобы как можно больше талантливых ребят вовлекались в развитие экосистемы технологического предпринимательства, поддержку стартапов на начальной стадии их развития и в будущем.
А теперь я с удовольствием отвечу на вопросы, которые есть.
Э.Галажинский: Михаил Владимирович, открыть нашу сессию я прошу Алину Жумагулову. Алина – дважды победитель межвузовского чемпионата WorldSkills в номинации «Предпринимательство» и активно занимается развитием предпринимательских тренингов для школьников. Более тысячи школьников прошли через её проект, так что пожалуйста.
А.Жумагулова: Здравствуйте, Михаил Владимирович! Я студентка института экономики и менеджмента Томского государственного университета. Вместе с командой мы реализуем образовательный стартап: международная образовательная программа для школьников Startup School. Этот проект направлен на формирование предпринимательской культуры и вовлечение школьников в предпринимательскую деятельность. Можно сказать, воспитываем малый и средний бизнес будущего. В следующем году мы планируем масштабирование его на все регионы России и страны СНГ за счёт подключения сообщества студентов образовательной программы «Капитаны». Михаил Владимирович, как Вы считаете, можно ли сделать такую работу не просто отдельной инициативой, а системой в масштабах высшего образования страны?
М.Мишустин: Конечно, Алина. Вот я сейчас сказал об инициативе, которая называется «Платформа университетского технологического предпринимательства». Мы так и хотим сделать. Но здесь очень важно, что самих идей-то в принципе не так много, которые могут привести к успеху. Когда используются венчурные фонды, стартапы, то, как правило, вы знаете, раньше это была цифра 1 из 10 – давал, скажем так, результат, которого все ожидают на старте. Это нормально, это «песочницы», это когда вы все идеи можете обкатать вначале, а потом те из них, которые будут самыми лучшими, реализуются. Но всё равно это даёт возможность вам и получить образование, навык, и в первую очередь научиться доводить проект от идеи до её коммерческой реализации.
Что касается поддержки, то она у нас уже есть. 20 млрд рублей до 2024 года мы запланировали именно на поддержку такой технологической платформы. Чтобы активнее привлекать студентов, мы будем создавать именно инфраструктуру и приглашать в том числе государственные компании, компании, которые поддерживают технологическое предпринимательство, венчурные фонды.
К сожалению, это не сильно развито пока в стране, чтобы сделать это повсеместно доступным, но мы абсолютно точно с помощью таких, как ты, ребят и идей, которые у вас есть, будем к этому идти. Абсолютно уверен, что таланты, которые есть в России, которые придумывают технологии, новые материалы, инновационные проекты, могут добиваться успеха, если будет соответствующая инфраструктура и возможности для реализации их проектов, в том числе для крупных государственных компаний и для бизнеса.
Э.Галажинский: Спасибо, уважаемый Михаил Владимирович. Здесь присутствуют сегодня студенты разных вузов Томска, и я прошу задать вопрос студента Политехнического университета. Дмитрий Бирюк участник студенческого трека, конкурса «Лидеры России» этого года.
Д.Бирюк: Добрый день, Михаил Владимирович! Я студент Томского политехнического университета, член учёного совета Школы инженерного предпринимательства Томского политеха и сотрудник Центра инновационного развития Томской области. Мы в Центре инновационного развития тесно работаем совместно с университетами, крупным бизнесом, с госкорпорациями, и у этих компаний есть большой запрос на технологические решения Томской области, но у госкорпораций нет механизмов для работы со стартапами, то есть корпоративных акселераторов не хватает, и госкорпорации не могут инвестировать и пилотировать стартапы на своих площадках. В связи с этим у меня вопрос: предполагает ли государственная политика введение каких-то новых механизмов стимулирования крупного бизнеса и госкорпораций для работы с такими стартапами и их пилотирования?
М.Мишустин: Дмитрий, я не совсем соглашусь, потому что во многих государственных компаниях есть такие бизнес-акселераторы и ведётся работа со стартапами. Я могу тебе назвать их: «РЖД», «Газпром», «Лукойл», «ВТБ», «Сбер», «Ростех», «Северсталь», КамАЗ, где я недавно был. То есть большое количество компаний с государственным участием работают в этом направлении. Притом что такие государственные компании знают, как поддержать стартапы, сами идеи, заложенные в них, – это довольно тонкая вещь, и многие, ты абсолютно прав, не совсем заинтересованы на ранней стадии поддержать стартапы. Им выгоднее просто человека, грубо говоря, пригласить в свою компанию, и таким образом эта среда теряется. Именно поэтому, Дмитрий, мы пытаемся создать такие условия, чтобы уже на стадии стартапа в университете ты был защищён, в хорошем смысле этого слова. Я глубоко убеждён, что зрелость, если хотите, стартапа – это тоже важнейший элемент развития, который позволит потом реализовать этот проект, да и, собственно говоря, оставить в альма-матер, в университете, методологию, предметную часть, знание того, каким образом вы его создали. Поэтому мы постараемся, чтобы государственные компании были более заинтересованы в такой работе. И ответом является на это – в национальном проекте, как я уже сказал, университетская платформа, которая, я очень надеюсь, поможет вам реализовывать свои проекты с участием в том числе государственных компаний.
Э.Галажинский: Спасибо. Следующий вопрос как раз, Михаил Владимирович, от студента, который прошёл этот путь и защитил диплом как стартап. Руслан, пожалуйста.
Р.Иштуганов: Здравствуйте, Михаил Владимирович, коллеги! Меня зовут Руслан Иштуганов, я студент Томского политеха и в настоящее время занимаюсь реализацией своего стартапа, разработку которого я начинал в рамках программы ВКР как диплом. Цели стартапа – это помочь частным инвесторам, которых в России на сегодняшний день около 8 миллионов человек, принимать взвешенные инвестиционные решения с учётом не только доходности инвестиций, но, что не менее важно, риска инвестиций, и для решения этой задачи мы используем большие данные, технологии машинного глубокого обучения.
В связи с этим у меня вопрос: какие меры поддержки государство готово оказать для запуска таких студенческих стартапов, разрабатывающих цифровые высокотехнологичные продукты?
М.Мишустин: Руслан, в первую очередь сразу порекомендую Фонд содействия инновациям, ещё мы его знаем как фонд Бортника. Там достаточно серьёзная поддержка идёт именно такого рода программам. Самые известные из видов поддержки – это программа «Умник» и программа «Старт». Вы уже сегодня можете подать заявку на грант. Это одна из самых эффективных форм поддержки такого рода стартапов.
Мы понимаем, что важно создать предпринимательское движение и сформировать экосистему. Это не просто. Потому что создание новой технологии или выход её на рынок – это всё-таки процесс творческий, тонкий и конкурентный. Здесь, без сомнения, надо увеличивать грантовую поддержку. В частности, у нас есть новый проект «Студенческий стартап», в рамках которого предполагается создание не менее 50 стартап-студий по стране. Там студенческие предпринимательские команды смогут получать полную поддержку на ранних стадиях своих проектов.
Даже если вам не удастся получить такую поддержку, есть немало других предпринимательских структур, которые ищут перспективные инициативы. Я попрошу наших коллег, Максима Геннадьевича (Решетникова) и Валерия Николаевича (Фалькова), чтобы на сайте Министерства науки и высшего образования сделать доступными для студентов ссылки на сайты Фонда перспективных исследований, Фонда развития интернет-инициатив, фонда «Сколково» – всех фондов, которые поддерживают такого рода проекты. Когда я бываю в вузах, ребята спрашивают об этом, поскольку иногда не сориентируешься в поиске. Вам Google или «Яндекс» выдадут совершенно разные, а может быть, рекламные варианты поддержки. А здесь очень важно, чтобы такая платформа была доступна для всех студентов. Валерий Николаевич, давайте сделаем, в том числе с описанием по формам поддержки.
А вам – удачи. Я уверен, что вы найдёте своих клиентов. Удачи вам, Руслан. Поздравляю с победой.
Э.Галажинский: Спасибо, Михаил Владимирович.
Справедливости ради надо отметить, что у нас несколько десятков победителей конкурса «Умник» есть, даже в этой аудитории. У меня просьба: поднимите руки, кто является победителем «Умника».
М.Мишустин: Вы пользовались, да? Фонд Бортника все знают. Расскажите своему товарищу Руслану.
Э.Галажинский: Хочу предоставить микрофон Константину Калинтьеву. Константин – студент и одновременно руководитель команды студентов-разработчиков, которые делают программное обеспечение для геоинформационных технологий.
К.Калинтьев: Здравствуйте, Михаил Владимирович!
Я, как уже сказали, руководитель проекта по разработке ГИС-платформы для промышленных предприятий, студент Томского университета систем управления и радиоэлектроники.
Инженерная школа Томска является одной из самых сильных в мире и славится своими традициями. Мы все и правда очень гордимся, что учимся именно там, где формировались кадры, обучались специалисты, которые решали сложнейшие вопросы в своей области.
Но сейчас другое время. В IT-сфере, как и вообще в инженерной области, всё время появляются новые технологии, новые материалы, новые инструменты. А для этого нужны новые инженеры. Соответственно, нужно новое инженерное образование. Это дело очень сложное и дорогое. Это новые лаборатории, новое оборудование, новое программное обеспечение. И соответственно, такой вопрос: есть ли какое-то видение системных мер у Правительства по развитию инженерного образования в стране?
М.Мишустин: Да, есть. Мы на сегодняшний день – я говорил о целом ряде инициатив – в национальных проектах совершенствуем свои подходы в том, чтобы поддерживать различного вида проекты, связанные с образованием, и, конечно, инженерную школу.
Константин, ты с такой гордостью сказал о томской инженерной школе. И неудивительно, она во всей стране известна. Я сам работал с ребятами, которые учились в томских вузах.
Вообще, российская инженерная школа всегда славилась, мы все знаем наших знаменитых инженеров, которые дали миру большое количество и технологических решений, и инженерных. И сегодня именно инженерные школы будут являться фокусом Правительства для того, чтобы их поддержать.
Сразу скажу: предусмотрено порядка 36 млрд рублей на четыре года на развитие таких проектов. Это будет 30 инженерных школ, мы их хотим до мирового уровня поднимать, чтобы это были конкурентные инженерные школы на базах, конечно, таких вузов, как ваш. И около 100 лабораторий экспериментальных будет создано для того, чтобы ребята могли там продолжать работать. И конечно, будет поддержка технологиями. Это сегодня одно из направлений нашей работы в национальном проекте. Валерий Николаевич (Фальков) этим занимается.
Очень важно также, чтобы мы взаимодействовали с компаниями, которые уже реализовали большие, крупные проекты. Мы предусмотрели в этой программе стажировки и возможности работы с бизнесом. Это соединение, синергия бизнеса с ребятами из институтов и университетов очень важна. Сделаем для этого всё возможное. Как я уже сказал, этот проект на сегодня – один из приоритетов работы Правительства и Министерства науки и высшего образования.
Константин, тебе удачи!
Э.Галажинский: Следующий вопрос от Егора Воробьёва, студента биологического института Томского госуниверситета.
Е.Воробьёв: Добрый день, Михаил Владимирович! Мой вопрос сегодня не относится к теме предпринимательства, тем не менее он очень важен для благополучия студентов.
С приходом коронавирусной ситуации в стране огромное количество студентов потеряли подработку. По данным исследований, в Томской области это около 60% студентов. В 2020 году Министерство науки и высшего образования одобрило предложение пяти университетов России, в их числе и ТГУ, о внедрении биржи труда в вузы России. Такая биржа есть и у нас в ТГУ, называется Uniprofi. Она себя хорошо зарекомендовала, дав отличную возможность студентам получить заработок и первичные профессиональные навыки. Следовательно, вопрос: будет ли продлена программа поддержки занятости студентов?
М.Мишустин: Это очень хороший пример, Егор. На самом деле пандемия при всех её тяжких последствиях является катализатором инновационных решений в сфере онлайн-образования, телекоммуникационных решений, IT-решений, заставляет иначе посмотреть на проблемы, которые возникают в случае потери работы или других возможностей. То самое письмо пяти вузов, которое поддержал Валерий Николаевич, стало катализатором создания такой платформы, а Томский университет был первопроходцем в этом. Валерий Николаевич знает больше, каким образом мы будем этим заниматься. Я бы его попросил прокомментировать.
В.Фальков: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые студенты! Эта программа себя хорошо зарекомендовала. Наряду с пятью вузами, которые в прошлом году получили поддержку, её поддержали 149 вузов за свой счёт. В этом году мы с учётом опыта прошлого года хотим вновь придать ей динамику и помочь части вузов на конкурсной основе, чтобы они смогли эту программу вновь реализовать. Важно, что все другие вузы, которые хотели бы помочь студентам, такие механизмы создают. Ядро, 150 вузов из 750, это достаточно много, такую поддержку по всей стране оказывают. Михаил Владимирович, мы отдельно потом доложим.
Источник: http://government.ru/news/42696/