Михаил Мишустин посетил Московский авиационный институт
В Московском авиационном институте (НИУ) Михаил Мишустин возложил цветы к мемориальным доскам в честь выдающихся конструкторов, которые учились или работали в МАИ.
Председатель Правительства осмотрел экспозицию Центра космонавтики имени академика В.П.Мишина, где представлены образцы аэрокосмической техники: корабль Л3 для посадки на Луну, корабль «Союз» , марсианская станция «Марс 96». Также Михаил Мишустин посетил новую учебную лабораторию и ознакомился с учебной орбитальной пилотируемой станцией «Алмаз».
Встреча Михаила Мишустина со студентами авиакосмических вузов
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые студенты!
Прежде всего хочу от всей души поздравить вас с замечательным праздником – Днём космонавтики. Сегодня юбилей исторического полёта Юрия Гагарина. И здесь, в стенах Московского авиационного института, мы отмечаем выдающиеся заслуги учёных, с именами которых связано освоение космоса. Это Василий Павлович Мишин, в чьём центре мы сейчас были, Иван Тимофеевич Беляков, Николай Николаевич Поликарпов – люди, благодаря которым наша аэрокосмическая отрасль достигла огромных успехов, о которых знают во всём мире.
Лидерство России в космосе – безусловное. Первый полёт человека в космос – это не просто крупнейшее историческое событие, а предмет особой гордости в России. Гордости за страну, её учёных, инженеров – всех, чей труд и талант сделал такие достижения возможными.
Выпускники МАИ работали в команде великого конструктора Сергея Павловича Королёва. Это, например, Михаил Янгель, о котором все знают. Здесь учились и те, кто разрабатывал новые модели самолётов, вертолётов и космических аппаратов. Дипломы МАИ получили 23 лётчика-космонавта. По сути, каждый пятый, побывавший на орбите, – выпускник Московского авиационного института. Эти люди известны всей стране. Валерий Кубасов – мы сегодня как раз смотрели космические аппараты, на которых в том числе и Валерий Кубасов летал. Это Муса Манаров, Светлана Савицкая и многие другие. Вы продолжаете их дело, и я уверен, что они могли бы гордиться вами – молодыми ребятами, которые решили связать свою судьбу с космосом и авиацией, чтобы двинуть вперёд эти отрасли, потому что для России космос всегда будет иметь особое значение.
Сегодня здесь присутствуют также студенты МГТУ имени Баумана, МГУ, Сибирского университета науки и технологий, Самарского национального исследовательского университета. Это основные вузы, которые готовят кадры для нашей аэрокосмической отрасли. Конечно, надо сказать и об учёных, инженерах, выпускниках этих вузов, которые также работали над космической программой. Есть в стране и другие технические высшие учебные заведения, которые готовят инженеров. Вообще традиционно российская инженерная школа считается одной из самых сильных в мире.
Мы сейчас посмотрели музей МАИ. Отличная экспозиция. Здесь бережно хранят память о великих учёных, инженерах, космонавтах и их открытиях. Гордостью нашей страны всегда называли космос. И могу сказать точно, что наша космическая отрасль по-прежнему остаётся на передовых позициях. Мы и сегодня гордимся нашими успехами в этой сфере.
Я хотел бы с вами сегодня поговорить о том, какой вы видите свою будущую профессию, с которой вы решили связать свою жизнь.
Мы живём в эпоху цифровых технологий, новых материалов. И чтобы побеждать в мировой конкуренции, надо поддерживать первенство в этих инженерных направлениях, которые требуют особой компетенции. Успех зависит в первую очередь не от техники, хотя, конечно, и от неё многое зависит, а от людей, которые с ней работают, их таланта. От учёных, изобретателей и инженеров.
И конечно, нужно учиться и работать так, чтобы мы могли бы гордиться и вами, теми, кто сегодня будет продолжать дело отцов и дедов, которые стояли у истоков отрасли и создавали её традиции.
Вы люди увлечённые, талантливые. Хочу пожелать вам успеха в вашей деятельности, поздравить ещё раз с праздником. И поговорить о том, как вы видите будущее развитие аэрокосмической отрасли. Отвечу с удовольствием на ваши вопросы.
А.Шемяков (проректор Московского авиационного института по стратегическому развитию): Уважаемый Михаил Владимирович, добрый день! Меня зовут Шемяков Александр Олегович. Я проректор по стратегическому развитию Московского авиационного института. Окончил МАИ, кандидат технических наук. Участвую в разработке стратегических программ университета и в координации мероприятий по их реализации.
Разрешите мне сегодня помочь провести это очень важное для нас всех мероприятие. Эта встреча приурочена к 60-летию со дня первого полёта человека в космос. Это колоссальный прорыв для человечества. Колоссальное событие, ставшее возможным благодаря работе отечественных учёных и конструкторов.
Но не только инженерный потенциал важен при таких исторических событиях. Важны умение мечтать и творческая энергия – качества, которые присущи молодёжи. И сегодня на этой встрече как раз представители ведущих, как Вы сказали, аэрокосмических вузов, студенты, аспиранты, молодёжь.
Хотел бы передать им слово, для того чтобы они рассказали о своих проектах и задали вопросы, которые их интересуют.
Хотелось бы отметить символичность того, что это мероприятие проходит в стенах МАИ. Сейчас мало уже кто помнит, но после возвращения из космического полёта Юрий Алексеевич первым среди всех университетов посетил именно МАИ, где встретился со студентами.
Сегодня аэрокосмические вузы – это партнёры, которые совместно реализуют программу, совместно отвечают на стоящие перед нами большие вызовы.
Функционирует консорциум аэрокосмических университетов, в который входят 11 вузов. Одним из важных членов этого консорциума является Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнёва, и я хотел бы передать слово нашему гостю из Красноярска – Зуеву Дмитрию.
Д.Зуев (аспирант 4 курса Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнёва): Добрый день, Михаил Владимирович. Я аспирант выпускного года, а также сотрудник лаборатории малых космических аппаратов в университете имени Решетнёва, который находится в Красноярске. Со студенческих лет занимаюсь малыми космическими аппаратами, которые имеют очень высокую популярность в мире, потому что с малыми затратами позволяют решать научные, образовательные, прикладные задачи – такие на все руки мастера.
Наш университет и несколько других университетов с Фондом Бортника совместно в ноябре будут запускать спутники CubeSAT, которые направлены на вовлечение школьников в космическую деятельность, то есть они будут с аппаратом работать, получать данные, обрабатывать. Также наш аппарат будет много экспериментов делать. И мы ещё решили сделать полезную нагрузку на отечественных перспективных процессорах, которые в космос ещё не летали. Я считаю очень важной задачей для нашей промышленности – апробировать это всё в космосе. С каждым годом малых аппаратов в мире запускают всё больше и больше. Статистика пусков – они как грибы после летнего дождя. Вопрос: планируется ли какая-то государственная поддержка таких университетских программ малых космических аппаратов, их разработки, создания, запуска?
М.Мишустин: Спасибо, Дмитрий. Вопрос очень важный. При развитии технологий фактически возможности создать небольшой, малый аппарат растут, и эти технологии, которые на сегодняшний день в университетах активно используются, позволяют ребятам, студентам уже на ранних порах проектирования создавать такие аппараты. Это абсолютная правда. Программа такая существует. Она называется «УниверСат», и эта программа позволяет, студентам различных вузов в том числе, запускать малые спутники на орбиту, управлять ими. В частности, в прошедшем году с аэродрома Плесецк был запущен такой маленький спутник «Декарт». Не знаю, слышал ли ты об этом. «Декарт» – это спутник Московского государственного университета. Также были запущены ещё два спутника маленьких – МГТУ имени Баумана и Новосибирского университета. В общем и в целом эта программа существует и работает. Но руководству ваших институтов нужно обсуждать с «Роскосмосом» участие в этой программе, потому что Федеральная космическая программа, которая существует на сегодняшний день, предполагает полезность этих вещей. Мне кажется, это очень важный вопрос. Попрошу руководство «Роскосмоса» (у нас здесь присутствует заместитель руководителя «Роскосмоса») поговорить с аспирантом Дмитрием, посмотреть по программе, чтобы институты, в том числе МАИ, участвовали в этой работе, если есть такие направления.
А.Шемяков: Михаил Владимирович, сегодня Вы побывали в лабораториях Аэрокосмического института МАИ. Вы отметили, что из стен МАИ вышли 23 лётчика-космонавта – МАИ является лидером среди всех гражданских университетов по этому показателю. И сейчас реализуется комплексная программа взаимодействия между Московским авиационным институтом и Центром подготовки космонавтов. Есть аспиранты из ЦПК, которые обучаются в МАИ, и в отряде космонавтов сейчас три выпускника МАИ.
Хотел бы передать слово студенту Аэрокосмического института МАИ Василию Петрову.
В.Петров (студент 5 курса Московского авиационного института): Добрый день, Михаил Владимирович! Я студент Московского авиационного института, учусь на пятом курсе института №6 «Аэрокосмический» по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». После окончания обучения планирую работать по специальности в РКК «Энергия».
Сейчас идёт активное развитие наземной космической инфраструктуры. Так, для подготовки кадров на базе космодрома Байконур был создан филиал МАИ «Восход». Там обучается около 300 студентов. Планируется ли активное привлечение МАИ для подготовки кадров на космодром Восточный?
М.Мишустин: Спасибо за твой вопрос.
Восточный вообще уникальный космодром. Когда он заработает в полную силу, без сомнения, квалифицированные кадры будут нужны по всем направлениям деятельности. Я знаю, что сейчас есть совместная программа Московского авиационного института и Амурского государственного университета, которые уже работают на Восточном. Более 120 выпускников в целом работают на Восточном. Практически все они готовились для Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры космодрома Восточный.
Я думаю, этот вопрос важный. Поручу Минобрнауки и «Роскосмосу», чтобы они также отработали специализацию подготовки. Это, наверное, очень важная вещь. Ты абсолютно прав. Новые технологии и объекты, которые сегодня строятся на космодроме Восточный, будут предполагать соответствующую специальную программу подготовки, поэтому я попрошу коллег подготовить такую программу. И, без сомнения, это здорово, что уже сегодня вы, ребята, задумываетесь над тем, где работать в будущем.
А.Шемяков: Во всех наших университетах есть различные конструкторские бюро, где ведутся студенческие разработки, и молодые специалисты активно привлекаются к научно-исследовательским задачам. Сегодня уже упоминали, что в 2020 году была запущена группировка из двух наноспутников, разработанных студентами, молодыми специалистами МГТУ имени Баумана. Безусловно, этот вуз – один из лидеров подготовки кадров для ракетно-космической индустрии.
Хотел бы передать слово аспирантке МГТУ имени Баумана Мельниковой Валерии.
В.Мельникова (аспирантка 3 курса МГТУ имени Н.Э.Баумана): Добрый день! Я аспирантка третьего курса кафедры «Аэрокосмические системы» МГТУ имени Баумана.
Как основная моя работа, так и будущая научная, диссертационная, связана с матмоделированием. У нас в университете ведётся создание целого центра по искусственному интеллекту. Развиваются направления, связанные с VR- и АR-технологиями, цифровыми двойниками.
Наша страна давно лидирует в ракетно-космической отрасли в мире – во многом благодаря тому, что у нас сильная инженерная школа, много квалифицированных специалистов, хорошая производственная база. Но понятно, что со временем промышленность меняется. Сейчас основной тренд – это цифровизация.
Как Вы считаете, сильно ли цифровизация изменит аэрокосмическую отрасль?
М.Мишустин: Конечно, сильно изменит. Уже меняет, и мы всё это видим.
Без сомнения, на сегодняшний день цифровизация – это инструментарий, который позволит сделать традиционно сложные инженерные процессы проектирования, моделирования более простыми, более технологичными, более эффективными.
Ты сама в своём вопросе назвала основные подходы, которые сегодня есть. Это, в частности, создание цифровых двойников в математическом моделировании. Ведь возможности математического моделирования на сегодняшний день позволяют виртуализировать испытания, а это уже новый подход: меньше риска, меньше проблем, которые связаны с подготовкой в том числе космических полётов.
И, без сомнения, везде там «цифра». Но «цифра» – это не просто слово, на сегодняшний день это мощнейший инструментарий, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Даже проектирование любой модели с использованием искусственного интеллекта не позволит человеку сделать так же. Я имею в виду, что это снижение затрат, уникальные формы, баллистика, сложные расчёты. Всё это, конечно, даёт возможность нам поставить «цифру» во главу угла, чтобы новые, прорывные технологии создавались нами более качественно и эффективно.
МГТУ имени Баумана – один из лидеров в мире в создании таких расчётов. Блестящий коллектив, учёные, ребята, которые у вас учатся, всё это демонстрируют на деле. Поэтому хочу пожелать удачи и сказать, что высокая квалификация специалистов, которые потребуются инженерной науке, космической отрасли, предполагает самое активное использование современных цифровых технологий.
А.Шемяков: Продолжая тему цифровизации: безусловно, рост конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей во многом определяется темпами и уровнем внедрения цифровых технологий. В Московском государственном университете имени Ломоносова работает самый мощный в академической среде суперкомпьютер, который применяется в различных научных задачах.
Я бы хотел предоставить слово студенту МГУ Ахмату Крымшамхалову.
А.Крымшамхалов (студент 3 курса факультета космических исследований Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова): Добрый день, Михаил Владимирович! Я студент третьего курса факультета космических исследований Московского государственного университета. Наш факультет является самым молодым в университете – только исполнилось четыре года. Сейчас мы активно развиваемся. На базе нашего факультета ведётся большое количество научно-технических проектов. Я сам принимаю участие в работе баллистического центра факультета.
В последнее время был оснащён ряд лабораторий по перспективным технологическим направлениям. Мы тоже получили новое оборудование, в связи с чем у меня возник вопрос: планируется ли продолжение программ по развитию инфраструктуры вузов в части модернизации лабораторий?
М.Мишустин: Ахмат, спасибо за вопрос. Очень важное направление. У нас вообще одна из национальных целей предполагает войти в десятку стран с самой развитой наукой. Мы на сегодняшний день целый ряд программ реализуем, для того чтобы обеспечить вас в том числе соответствующим уровнем инфраструктуры, лабораториями. Если мы, как я уже сказал, к 2030 году планируем войти в число десяти ведущих государств мира по объёму научных исследований и разработок, то инфраструктура и лабораторная база нужны самые современные. Примерно в течение года мы будем иметь 450 новых лабораторий, в которые инвестируем очень серьёзные средства. В течение ближайших трёх лет только на них предусмотрено около 36 млрд рублей. Уже к 2024 году количество таких лабораторий удвоится, их будет 900. Программа создания инженерных центров в Год науки и технологий предполагает уже на сегодня оснащение лабораториями 219 вузов, которые примерно 1700 программ уже представили на экспертизу. Поэтому идёт активнейшая работа, я абсолютно уверен, что мы поможем и организуем создание всей необходимой инфраструктуры научных исследований.
А.Шемяков: Задача освоения космоса – это постоянное движение вперёд, к изучению новых загадок и дальних объектов. И для этого необходимы новые способы исследований, новые средства, новые высокотехнологичные решения. Знаю, что в МГТУ имени Баумана есть научная группа, которая занимается разработкой новых концепций полётов на Луну. Хотел бы предоставить слово представителю этой команды – Яне Якубенко.
Я.Якубенко (студентка 4 курса МГТУ имени Н.Э.Баумана): Добрый день, Михаил Владимирович, я из МГТУ имени Баумана, учусь на четвёртом курсе на кафедре «Стартовые ракетные комплексы». В процессе обучения мы получаем достаточно широкое представление о технической сфере деятельности благодаря многообразию наших предметов и общению со сверстниками разных специальностей. Но традиционно все наши вузы выпускают большое количество студентов по инженерным специальностям. В то же время все мы наблюдаем быстрый рост и смену технологий, что иногда нас беспокоит. В связи с этим и вопрос. Михаил Владимирович, считаете ли Вы, что у инженерных специальностей в целом нет риска перестать быть актуальными? То есть будут ли они оставаться востребованными в создаваемой цифровой экономике в будущем?
М.Мишустин: Яна, я в этом абсолютно уверен. Я человек пристрастный. Имея сам инженерное образование, я говорю об этом, встречаясь со студентами: конечно же, все специальности нужны, но инженерная профессия, инженерная специальность даёт возможности для серьёзного расширения кругозора, и ты можешь работать где угодно, получив хорошее инженерное базовое образование. Я часто привожу такую шутку, что видел очень много очень хороших финансистов, экономистов и других специалистов, которые получились из, может, не самых лучших инженеров, но не видел ни одного даже не лучшего инженера, который получился бы из финансистов и экономистов. Это шутка, конечно, как я уже сказал, все специальности важны и нужны, но точно абсолютно: инженерное образование, подходы инженерные, то, как вас учат решать задачи самые сложные, – помогут в будущем сформировать свой кругозор и выбрать любую специальность, которая тебе понравится.
Какое-то время назад инженерные специальности действительно не очень ценились, поскольку в Советском Союзе было много инженеров выпущено, профессия ИТР или инженера перестала быть популярной, тем более что заработная плата была небольшая, около 120 рублей, если я правильно помню. Но, без сомнения, престиж инженерной науки сегодня совершенно другой, высокий. Поэтому хочу тебя заверить: я лично глубоко уверен, что инженерный уровень образования только поможет сформировать, как я уже сказал, правильный кругозор и выбрать нужную профессию.
А.Шемяков: Я бы хотел передать слово ещё одному представителю Сибирского государственного университета науки и технологий имени Решетнёва – Ярославу Соколову.
Я.Соколов (магистр 2 курса кафедры информационно-управляющих систем Института информатики Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнёва): Добрый день, Михаил Владимирович! Я магистрант второго курса красноярского Университета имени Решетнёва.
После магистратуры планировал поступить в аспирантуру, чтобы продолжить исследования. Но, к сожалению, сегодня молодым людям, которые ищут себя в науке, фактически приходится делать выбор между занятием наукой – с низкими доходами – и достойным заработком, материальным благополучием, но оставляя занятия наукой. На мой взгляд, необходимы решительные меры по поддержке молодых учёных на первых шагах в науке. Это может быть и льготное жилье, и денежная сторона вопроса. Планируются ли здесь какие-то действия?
М.Мишустин: Ярослав, спасибо тебе за вопрос – важнейший вопрос. Ребята-учёные, ребята, которые собираются выбрать профессию учёного в аспирантуре или на старших курсах института, конечно, хотят получать соответствующее жалованье, соответствующие доходы. И многие, к сожалению, делают выбор не всегда в пользу учёного, если этого недостаточно.
Хочу тебе сказать, что мы очень серьёзно занимаемся определением статуса учёного. Президент поддержал нашу инициативу, чтобы мы в законе определили и закрепили статус молодого учёного. Это и права, и обязанности, и возможности. Причём этот правовой статус будет даваться молодым людям до 35 лет. И все положительно зарекомендовавшие себя подходы к тому, чтобы стимулировать молодых учёных, будут в этой линейке после определения статуса сохраняться. В частности, это грантовая поддержка, и грантовая поддержка серьёзная. Это жилищные сертификаты и получение льготной ипотеки, в том числе льготной ипотеки для молодых учёных.
Попрошу потом Валерия Николаевича Фалькова подробнее рассказать об этой программе. Есть что сейчас добавить, Валерий Николаевич?
В.Фальков: Уважаемые студенты! Уважаемый Михаил Владимирович!
В соответствии с Вашим поручением мы заканчиваем разработку программы, чтобы снизить барьеры для молодых учёных, чтобы у них была возможность получать жильё и их количество росло. Это первое. Второе. Мы увеличиваем количество грантовой поддержки. Наряду со стипендиями, которые получают аспиранты, мы дополнительно вводим грантовую поддержку для молодых учёных, для наиболее талантливых. В этом году более 2,5 млрд рублей будет направлено. Так что, когда вы поступите, вы вполне сможете этим воспользоваться. Это самое очевидное.
А.Шемяков: Самарский университет – один из ведущих космических вузов, он готовит специалистов по направлениям, охватывающим все этапы жизненного цикла ракетно-космической техники. Хотел бы дать слово студенту этого университета, лидеру одной из научных групп Гуренкову Артёму.
А.Гуренков (студент 5 курса Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Я являюсь студентом пятого курса Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королёва, также участником международной студенческой группы по созданию малого межпланетного космического аппарата. Меня беспокоит следующий момент. На сегодняшний день недостаточно совершить какую-то разработку, получить патент, открытие совершить. Необходимо, чтобы в будущем это приносило какой-то доход, то есть создать для этого предприятие, производство. Как минимум принести пользу обществу, получить моральное удовлетворение от проделанной работы. Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть перспектива развития предпринимательской деятельности на площадках университетов?
М.Мишустин: Спасибо, Артём, за вопрос. Сейчас цифровые платформы, возможности посредством интернета практически стирают границы. Любому изобретателю, учёному, талантливому молодому человеку позволяют создать стартап или компанию и распространить возможности услуг этой компании или продажу товаров на весь мир. Нет языкового барьера. Сегодня посредством информационно-коммуникационных технологий и вашего мобильного аппарата можно пользоваться чем угодно. Без сомнения, востребованность технологий, новых идей, в том числе тех, которые реализуют молодые люди, это сложный процесс формирования отраслевых требований. Частная компания, государственная компания, которая занимается какой-то разработкой, такие требования имеют. Им нужны новые идеи и технологии. Соединить эти отраслевые требования с тем, что ребята делают, – важная задача. Такая задача перед нами стоит. Считаю, что стартапы, подход технологический к стартапам должен быть серьёзно инкорпорирован в систему нашего высшего образования. Стартап в этом смысле может быть темой дипломной работы. Стартапы и акселераторы должны быть рядом со студентами. Я понимаю, что вы хотите быть полезными, учиться и делать то, что принесёт пользу обществу, чтобы это потом реализовать в товаре или услуге, которую вы предложите населению. Поэтому буду просить Валерия Николаевича, чтобы мы проработали возможности, я бы так сказал, создания школ стартапов и подходов, которые могли бы быть инкорпорированы в университеты.
Знаю, что очень многие ребята сильно этим интересуются. Я работал некоторое время в инвестиционной компании. Инвестиционная компания, любая технологическая компания, – она смотрит проекты в своём инвестиционном комитете, где собраны люди, эксперты, кто так или иначе беспристрастно и объективно должен оценивать. И этот подход оценки – как выбирают, почему выбирают – очень важный методологический элемент того, что должно быть инкорпорировано в программу образования. Вы должны понимать, что нужно, но это и самое сложное. Наверное, люди, кто выбирает правильно стартапы (а в мире не так много таких, которые приносят огромные доходы), являются в этом смысле самыми талантливыми, самыми успешными. Поэтому сделаем всё необходимое, для того чтобы стартапы как школа были инкорпорированы в университеты. Я Валерия Николаевича попрошу, чтобы мы об этом поговорили ещё на Правительстве.
А.Шемяков: Для того чтобы готовить успешных специалистов сегодня, университетам необходимо занимать лидирующие позиции в формировании и реализации научно-исследовательских программ и проектов и совместно с индустрией решать передовые технологические задачи. В МАИ специально с этой целью организована работа лаборатории. Открываются новые центры компетенций по перспективным и актуальным технологическим направлениям, например, конструирование из композиционных материалов. При этом студенты участвуют в различных конкурсах международного уровня, российских. Хотел бы передать слово представительнице как раз такой команды – Марии Егоровой, которая работает над научно-исследовательскими проектами в области механики и экспериментальной отработки летательных аппаратов и является призёром различных конкурсов.
М.Егорова (студентка 1 курса Московского авиационного института): Добрый день! Я студентка МАИ, сейчас учусь в магистратуре по направлению «Экспериментальная отработка летательных аппаратов». В дальнейшем планирую связать жизнь не только с наукой, преподаванием и инженерной деятельностью, но и развиваться в различных проектах. И поэтому мой вопрос – личного характера.
Вы уже упоминали инженерное образование и его важность. И я знаю, что Вы окончили «Станкин». Помогло ли инженерное образование в Вашей деятельности? И рассматривали ли Вы возможность сделать карьеру в аэрокосмической отрасли?
М.Мишустин: Ты даже не представляешь, как помогло. Да, я рассматривал. Мы жили в своё время в лётном городке, отец моего друга был лётчиком и работал руководителем комплекса тренажёров Ил-62 и Ту-154. Как вы понимаете, в свободное время мы приходили, учились и мечтали о том, чтобы, может быть, стать лётчиками. И я помню, что мы все, мальчишки, мечтали заниматься так или иначе аэрокосмической отраслью.
Но твой вопрос был об образовании. Мы уже об этом много говорили сегодня. Я хочу тебе сказать, что помогло сильно. Нас готовили как инженеров, специалистов в системах проектирования и эксплуатации систем автоматизированного проектирования. Что это такое? Это не рекурсия. Надо было спроектировать систему так, чтобы эта система создавала и проектировала, эксплуатировала новый продукт. То есть не изделие, а систему, которая будет производить эти изделия. Тяжёлая специальность. Шесть с половиной лет мы учились. Тогда у нас был, по-нынешнему, специалитет – шесть с половиной лет, потом ещё три года аспирантуры. Это достаточно серьёзная школа – около девяти с половиной лет, которая была пройдена мной и моими коллегами. И она дала очень серьёзную базовую подготовку, для того чтобы в первую очередь осваивать новые направления – в науке ли, в инженерной специальности.
Готовят в первую очередь думающих людей, инженеров в таких институтах, университетах, как ваш, Бауманка, МГУ, Физтех. Всех не назову, но у нас огромное количество замечательных вузов, с замечательными традициями. Поэтому точно тебе могу сказать, что это здорово пригодится в жизни и поможет. Я абсолютно в этом уверен.
Хочу, ребята, пользуясь случаем, пожелать вам удачи, успеха и хорошо сдать сессию.
А.Шемяков: Михаил Владимирович, хотел от имени всех наших замечательных университетов поблагодарить Вас за эту встречу, за Ваше внимание к вопросам развития высшей школы, задачам подготовки кадров для аэрокосмической промышленности.
Примите и наши самые сердечные поздравления с сегодняшним праздником. Большое спасибо, что нашли время в своём графике для встречи с нами.
М.Мишустин: Спасибо большое вам, спасибо преподавателям, тем, кто готовил эту встречу.
Хочу ещё раз от всей души вас поздравить с Днём космонавтики. Для России это великий день. Это был не просто полёт в космос. Ведь сколько вокруг этого было сделано! И подготовка новых материалов, развитие инженерных наук, направлений для того, чтобы ведущие университеты обучали ребят. Сколько произошло всего вокруг одного этого события – того, что дало стране такой мощный запал, мощный, если хотите, посыл работы на будущее. А сколько ещё было сделано в культуре, сколько песен было написано. Это была романтика того времени.
Хочу пожелать всем вам удачи, успеха. И – к новым вершинам, к новым космическим аппаратам, к новым технологиям. Дай бог, чтобы всё у вас получилось.
Спасибо, ребята. Всего доброго.
Источник: http://government.ru/news/41943/