Михаил Мишустин провёл совещание о транспортном обеспечении вывоза угля из Кемеровской области
Вступительное слово Михаила Мишустина
Заключительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
На этой неделе Президент провёл совещание по развитию угольной отрасли, где поднимались различные вопросы, в том числе вопросы транспортного обеспечения поставок из вашего региона. Тема важнейшая. Ряд задач давно требуют решения. Не откладывая это, мы прямо здесь и прямо сейчас сможем обсудить все проблемы, услышать все предложения и все идеи и без посредников сверить наши подходы. Надо выработать решения и доложить об этом Президенту.
Кузбасс производит почти 60% всей российской угольной продукции. И жизнь во многих городах и посёлках здесь фактически зависит от стабильной работы шахт.
Для обеспечения устойчивого развития угольной промышленности Правительство приняло новую программу на ближайшие 15 лет. Мы недавно подробно обсуждали положение дел в отрасли и доложили об этом Президенту. Глава государства дал ряд поручений на этот счёт. Давайте сегодня подробно обсудим наши действия по их конкретной реализации.
Одна из основных задач – развитие транспортной инфраструктуры для нашего экспорта. Прежде всего – Восточного полигона железных дорог. Это не только позволит расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счёт международного транзита по маршруту Восток – Запад.
В течение ближайших четырёх лет пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 млн т, то есть примерно на четверть относительно 2020 года. С существенным – на 30% – ростом объёма вывоза угольной продукции из Кемеровской области.
Для этого предстоит расширить две железнодорожные магистрали – Байкало-Амурскую магистраль и Транссиб. Их пропускная способность, особенно на отдельных участках, пока оставляет желать лучшего. Необходимо проложить новые пути, провести реконструкцию станций и усилить энергоснабжение. Помимо доставки угля и других товаров на Восток, мы планируем сократить до семи дней время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до нашей западной границы.
Первый этап модернизации этих двух веток планируется завершить уже в текущем году. Суммарно будет построено около 670 км путей. На втором этапе – более 1300 км. В целом до 2024 года объём финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит около 780 млрд рублей.
Нам нужно максимально оперативно разработать поквартальный график реализации этапов строительства этих двух магистралей. С показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам. Тогда мы сможем получить абсолютно чёткий план, на который смогут ориентироваться не только сами железнодорожники, но и бизнес, и регионы – все, кто заинтересован в развитии своих проектов вокруг или благодаря расширению БАМа и Транссиба.
Коллеги, прошу ускорить эту работу, чтобы в максимально сжатые сроки мы подготовили все решения и доложили об этом Президенту. Это должен быть предельно конкретный документ с жёсткими сроками по каждому участку.
Важно решить ещё одну задачу – повысить предсказуемость поставок. Для этого необходимо обеспечить долгосрочные, до трёх лет, договоры между «Российскими железными дорогами» и основными грузоотправителями – угольными компаниями. Чтобы появилось представление, абсолютно ясное и чёткое, о том, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно. Рассчитываю, что и представители Кузбасса примут в этом самое активное участие.
Обращаю ваше внимание, что по поручению Президента это необходимо сделать до 1 июля, а лучше гораздо быстрее. Очевидно, что не только Кузбасс, но и другие регионы, где добывается уголь, проявят интерес к расширению экспорта в восточном направлении. Об этом тоже много говорили. Надо оперативно сформировать дополнительные предложения по усилению восточного участка БАМа, а также проработать механизмы финансирования проекта по увеличению вывоза угля из Якутии, о чём также говорил Президент.
Давайте начнём нашу работу. Слово предоставляется Министру транспорта Российской Федерации Виталию Геннадьевичу Савельеву.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
В соответствии с Вашим, Михаил Владимирович, поручением мной совместно с Министром экономического развития Максимом Решетниковым была проведена работа в рамках «Инцидента-21», где мы с участием причастных федеральных органов исполнительной власти подробно рассмотрели все вопросы, связанные с вывозом угольной продукции с Восточного полигона.
В 2020 году в направлении Восточного полигона было перевезено 144 млн т, в том числе 100,9 млн т на экспорт, что соответствует параметрам проводной способности, предусмотренным КПМИ на 2020 год.
Дальнейшее развитие Восточного полигона будет осуществляться в рамках достижения целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204, а именно: 180 млн т в 2024 году всех видов грузов.
С учётом состоявшегося 2 марта текущего года совещания под руководством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о развитии угольной отрасли необходимо обеспечить перевозку угольной продукции из Кузбасса в восточном направлении в 2024 году в объёме 68 млн т.
Подробно остановлюсь на поручениях, данных 2 марта Президентом Российской Федерации, которые относятся к железнодорожному транспорту, в том числе с учётом текущей ситуации и их выполнения.
В части выполнения первого поручения – об утверждении Правительством Российской Федерации этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба в поквартальной разбивке до 2024 года включительно с указанием пропускной и провозной способности, с детализацией по отдельным участкам, а также указанием предельного веса грузового поезда до и после реализации проекта. Нами уже 3 марта текущего года совместно с «РЖД» подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба в поквартальной разбивке до 2024 года включительно. Сейчас формируется приложение к данному распоряжению, включающее в себя параметры пропускной и провозной способности, предельной и средней массы грузового поезда до и после реализации проекта. Завершить эту работу планируется 11 марта, то есть в этом месяце, после чего мы его направим на согласование в причастные федеральные органы для внесения в Правительство на утверждение.
Второе поручение – о проведении координации выполнения планов по развитию БАМа и Транссиба, а также обязательств сторон, занятых в этой работе. Для выполнения планов по развитию БАМа и Транссиба в Минтрансе создана рабочая группа совместно с «РЖД», где я лично буду рассматривать этот вопрос два раза в месяц, а мой первый заместитель Андрей Костюк – на еженедельной основе. И на основании предложения Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Рэмовича Белоусова, которое прозвучало на совещании с Президентом, Марат Шакирзянович Хуснуллин лично раз в месяц будет рассматривать ход реализации мероприятий по развитию Восточного полигона, а Андрей Рэмович – один раз в квартал.
Мы предлагаем в качестве рассмотрения хода реализации строительства использовать три возможные площадки. Можно использовать заседания проектного комитета транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры под председательством Хуснуллина Марата Шакирзяновича один раз в месяц, а под председательством первого заместителя Белоусова Андрея Рэмовича – заседания правительственной комиссии по транспорту или совет директоров ООО «РЖД» один раз в квартал.
Отдельно подчеркну необходимость концентрации усилий по работам на водных объектах в отчётном квартале с занесением информации в систему «Эталон» Минтранса России с последующей передачей информации в аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.
Третье поручение – об обеспечении заключения соглашений на принципах взаимной ответственности между угольными компаниями и ООО «РЖД», рассчитанных до 2024 года, включая точные объёмы угля и определение пунктов загрузки и назначения. Заключение таких соглашений с угольными компаниями необходимо завершить не позднее 15 июня текущего года. Договоры должны содержать поквартальный объём вывоза груза с указанием станции погрузки и станции выгрузки. В рамках действующего законодательства возможно заключение только долгосрочных договоров, и ответственность сторон устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом. В части заключения договоров на принципах «вези или плати», который также обсуждался, планируется сформировать нормативную правовую базу заключения таких договоров и опробовать её на вывозе 10 млн т из 68 млн т угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока, для чего необходимо внести изменения в 10-ю статью 18-го федерального закона «Устав железнодорожного транспорта». Это требует серьёзной проработки с учётом мнений участников рынка, и думаю, что к осени текущего года мы смогли бы внести законопроект с поправками в Государственную Думу. Кроме этого предлагается поручить Роснедрам не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объёмов перевозки вывозимой на экспорт продукции и без согласования с Минтрансом и перевозчиком. Данный вопрос нашёл положительный отклик при рассмотрении во время работы в «Инциденте-21».
Четвёртое поручение – об обеспечении перевозки угольной продукции из Кузбасса в восточном направлении с ростом к 2024 году по сравнению с 2020 годом не менее 30%, то есть 68 млн т, в увязке с объёмами поставок на Запад и на внутренний рынок, а также исходя из наличия портовых мощностей. В рамках исполнения совместно с «РЖД» до 17 мая текущего года будет актуализирован проект прогноза грузовой базы Восточного полигона, а также проведена оценка, какие грузы мы не сможем провезти в восточном направлении и как это отразится на доходах компании.
Пятое поручение – о формировании предложений по расширению восточного участка БАМ для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении, в том числе включая возможности Фонда национального благосостояния. Совместно с «РЖД» в части предложений по расширению восточного участка БАМ для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении формируется отдельный инвестиционный проект, для которого необходимо определить параметры грузовой базы, стоимость проекта, а также источники финансирования с учётом средств Фонда национального благосостояния.
М.Мишустин: Спасибо. Я пояснение дам для наших участников, кто, может быть, не знаком с «Инцидентом-21». Это специальная система управления проектами, которая развёрнута на базе координационного центра Правительства, ею занимаются Решетников Максим Геннадьевич и Виталий Геннадьевич Савельев. И просил бы Вас, уважаемые сопредседатели, посмотреть вопросы по поводу привлечения в том числе в эту работу представителей бизнеса, региональных властей, чтобы всё это было доступно для тех, кто будет вносить вклад в реализацию данного проекта.
Пожалуйста, Хуснуллин Марат Шакирзянович.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги! Для реализации данной задачи мы предлагаем следующую схему. Мы создаём специальную рабочую группу для координации всех участников этого процесса. Потому что кроме строительства здесь есть вопросы, связанные с энергоснабжением, важнейший вопрос. Есть серьёзный вопрос, связанный с работой с регионами, с обеспечением транспортом, с мобилизацией трудовых ресурсов, в том числе с привлечением из-за рубежа.
Поэтому первое решение – мы предлагаем создать рабочую группу, в которую войдут все заинтересованные органы госвласти, госвласти регионов, все структуры, которые в этом задействованы – «РЖД», «Россети», энергоснабжающие организации в регионах, потому что большое количество межведомственной коммуникации. Также эта рабочая группа должна определить непосредственных интересантов, которые будут от них. Я имею в виду угледобывающие компании, потому что на сегодняшний день кроме основной железнодорожной инфраструктуры очень важна инфраструктура подъездная. В каком она находится состоянии, как обеспечена энергетикой, смогут ли они по своим дорожным веткам вывести на основную магистраль этот объём работы.
Составляем план-график, мы уже с Олегом Валентиновичем подробно это обсудили, провели ряд совещаний. В этом план-графике, как сказал Виталий Геннадьевич, мы конкретно по каждому участку уже раскладываем, когда мы будем проектировать, строить, мобилизовать ресурсы, какое будет освоение. Всё это мы подгрузим в программу «Инцидент» – то, о чём Вы говорите. Дадим доступ всем заинтересованным коллегам.
Для работы с регионами у нас уже больше года действует президиум регионального штаба, на котором мы каждую неделю собираемся со всеми регионами. Прошу этот инструмент использовать. Я еженедельно провожу этот штаб со всеми регионами. Ирек Файзуллин занимается всеми возникающими между штабами вопросами. Ключевой вопрос будет – своевременное получение экспертизы, проектно-сметной документации. Мы договорились, что в экспертизу мы будем заходить по мере готовности документов. Не будем ждать полного комплекта. Готова какая-то часть документов – экспертиза её будет брать, прорабатывать и выдавать в работу.
Укрупнённый ОПР, это общий план производства работ, «РЖД» уже подготовило. Это большой прорыв, что они за год сделали эту работу. Работу мы разделим также на два блока – это окончание первого этапа и работа по второму этапу. В этом году задача – закончить полностью первый этап и максимально развернуться на второй этап. Также при необходимости я буду проводить проектный комитет, здесь срок у нас нерегламентированный. Я всем интересантам говорю, если есть решение проектного комитета, которое у нас в рамках КПМИ… Если небольшое решение, то я его заочно провожу, хоть каждый день. Надо собираться в ручном режиме. Готов в очном, хоть раз в неделю, хоть раз в месяц собирать и эту работу организовывать. Сейчас ключевая задача – мобилизовать силы и не упустить строительный сезон 2021 года. Через месяц в основном холода закончатся. Сейчас это ключевая задача, над которой надо работать.
Мы договорились и о том, что сегодняшнюю программу социально-экономического развития также будем прорабатывать в штабном режиме. Мы каждую неделю заслушиваем у меня на планёрке ход исполнения, финансирования всех программ наших органов госвласти, ГРБС (главные распорядители бюджетных средств) и всех программ социально-экономического развития. Здесь мы также будем в еженедельном режиме работать, чтобы все решения принять. Регулярно буду Вам, Михаил Владимирович, докладывать с той периодичностью, которую Вы определите.
О.Белозёров: В 2020 году мы выполнили поставленные перед нами задачи, обеспечили стабильность и вывезли в первую очередь из Кузбасса в соответствии с поручением Президента Российской Федерации порученный нам объём грузов. В целом в 2020 году перевезено более 350 млн т угля – это снижение к 2019 году на 5%. Основные потери были отмечены на северо-западных рынках – более 22%. При этом перевозки из Кузбасса в общем объёме составили 215 млн т, по сравнению с 2019 годом объёмы снизились, но доля Кузбасса, как Вы и сказали, в погрузке угля составляет 61%.
Мы достигли результатов в строительном комплексе, в первую очередь на Восточном полигоне. Введены в эксплуатацию 120 объектов в объёме более 53 млрд рублей. Завершили работы на масштабных объектах, в том числе и на таком, как второй Байкальский тоннель. Практически все объекты задействованы для перевозок, в том числе и угля из Кузбасса.
Как уже было доложено, мы выполнили ключевые показатели комплексного плана по обеспечению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также выполнены установленные Правительством целевые показатели перевозки, обращу внимание, первого этапа проекта развития Восточного полигона. Там были зафиксированы конкретные цифры грузов, которые нужно было перевезти. Мы перевезли уголь и руду с основных месторождений Сибири и Дальнего Востока в объёме почти 126 млн т. При этом хочу подчеркнуть, что в отношении угольной продукции Кузбасса обеспечен прирост объёмов перевозок относительно параметров первоначального бизнес-плана проекта развития Восточного полигона на 35%.
Одновременно с реализацией инвестиционной программы в компании на системной основе решаются вопросы совершенствования технологии перевозок и текущего содержания инфраструктуры. Акцент делается на маршрутизации, сокращении интервалов движения поездов, повышении веса поезда и организации вождения соединённых поездов. С этой целью для Восточного полигона закуплено 318 локомотивов, в том числе такие, которые позволяют водить поезда весом 7100 т.
Работа «Российских железных дорог» сейчас осуществляется в условиях существенного отклонения от плановых параметров, предусмотренных долгосрочной программой развития ООО «РЖД». Эта программа была принята в 2018 году, на неё идут ссылки, соответственно, существенное отклонение от неё на сегодняшний момент мы видим. Только за 2020–2021 годы собственные инвестиционные возможности компании снизились на 550 млрд рублей. Потери до 2025 года, по предварительным расчётам, оцениваются в размере 1 трлн 100 млрд рублей. Кроме того, долгосрочная программа по объёмным показателям, и в первую очередь по перевозкам угля, сформирована на иных условиях, чем те, в которых мы оказались уже буквально через год.
В 2020 году Правительством принята программа развития угольной промышленности, и мы сейчас приводим нашу программу в соответствие с теми решениями по объёму, которые приняло Правительство. С учётом поручения Правительства в мае мы подготовим как раз уточнённый объём.
Хотел поблагодарить, Михаил Владимирович, Вас, Правительство за поддержку в прошлом году. Были приняты уникальные инвестиционные решения для поддержки размещения наших облигаций, гарантии точные по утверждению нашего финплана и инвестиционной программы до 2023 года. Все цифры согласованы и неукоснительно будут выполнены.
Коллеги, мы выполняем задачи, поставленные Президентом Российской Федерации на совещании 2 марта, и в первую очередь это поручение обеспечить рост перевозок угля из Кузбасса не менее 30%. Цифры Министром транспорта уже были названы. Хочу заверить, что с нашей стороны всё будет сделано для безусловного выполнения поставленной задачи.
Компания активизировала работу по разработке и утверждению паспорта второго этапа проекта развития БАМ и Транссиба. Сейчас мы с конкретными датами в кратчайшее время представим поквартальный план для организации регулярного мониторинга в соответствии с Вашим поручением.
При этом, Михаил Владимирович, был задан вопрос нашими коллегами, и мы абсолютно разделяем это мнение, что и в угольной отрасли, и в транспортной отрасли инвестиционные процессы носят достаточно длительный промежуток времени. Соответственно, мы приступаем к формированию долгосрочной программы развития Восточного полигона как минимум до 2030 года. Это будут ориентиры практически для всех участников.
Ещё раз хочу подтвердить, что в этом году мы закончим строительную часть первого этапа развития Восточного полигона. Особое внимание уделяется развитию участка Междуреченск – Тайшет, строительство которого тоже будет закончено в этом году. И приступаем к развороту подготовительных работ на первоочередных объектах второго этапа развития Восточного полигона. Работы сейчас ведутся. На сегодняшний момент на Восточном полигоне работает почти 3,5 тысячи специалистов, несмотря на непростые погодные условия, и более 1200 единиц строительной техники. При этом в этом году на Восточный полигон будет привлечено около 20 тысяч человек. Бо́льшую часть потребностей планируется закрыть силами подрядных организаций. В соответствии с поручениями Правительства уже сформирован адресный запрос на 3700 человек, которые должны быть подготовлены в межрегиональном центре строительных компетенцией по Дальневосточному и Сибирскому федеральным округам. На этот счёт есть договорённость с Сергеем Евгеньевичем Цивилёвым, спасибо ему большое.
Ключевым решением, Михаил Владимирович, задачи по вывозу угля из Кузбасса является реализация поддержанного Президентом предложения о заключении взаимообязывающих договоров. Мы в рамках договоров можем сформировать на чётко определённых обязательствах угольных компаний и «Российских железных дорог» объём угля, пункты загрузки и назначения, сделать это с поквартальным графиком и дать точную гарантию вывоза этого объёма продукции.
Уважаемые коллеги, Михаил Владимирович, хочу вас заверить, что все планы по перевозке угля из Кузбасса и строительству Восточного полигона будут своевременно выполнены.
М.Мишустин: Спасибо, Олег Валентинович. Там действительно были вопросы, связанные с дефицитом средств. Мы все решения приняли, в том числе для того, чтобы до 2024 года сформировать. Правильно ли я Вас понимаю – я хотел бы ещё раз услышать, – что на сегодняшний день по тем цифрам, которые у нас есть, в том числе росту вывоза, по дополнительным средствам все вопросы решены и инвестпрограмма сформирована?
О.Белозёров: Михаил Владимирович, у нас инвестпрограмма и финансовый план утверждены до 2023 года. Так была поставлена задача на трёхлетку. У нас по 2024 году есть определённый дефицит. Вы нам дали на Правительстве поручение до апреля-мая проработать нашу программу и прийти с предложением в Правительство по сбалансированности по 2024 году.
М.Мишустин: Почему я об этом говорю? Потому что у нас цифры контрольные стоят 2024 годом, а есть год в инвестпрограмме. Если есть ещё неясности, просьба зафиксировать поручение Андрею Рэмовичу Белоусову с коллегами рассмотреть и доложить все предложения по 2024 году, чтобы они были понятны и прозрачны. Первое.
Второе – это то, что касается подключения Министерства обороны к строительству. Такие поручения у нас были. Собираетесь ли вы их привлекать?
О.Белозёров: Михаил Владимирович, спасибо большое, мы этот вопрос с Министерством обороны проработали, у нас есть совместный протокол между моим первым заместителем и первым заместителем Министра обороны. Мы готовы разместить военных на ряде объектов, мы знаем, на каких объектах. Там необходимо выработать систему взаимоотношений, поскольку военные могут работать только по специальным договорным условиям. Я уверен, что мы этот вопрос решим.
М.Мишустин: Надо, чтобы мы этот вопрос под контролем держали.
Заключительное слово Михаила Мишустина:
Я согласен с тем, что практически постановка задач, в том числе на комиссии по ТЭК, была сделана детальная. Объёмы и соответствующие показатели были чётко указаны. На сегодняшний день нам надо по цифрам сбить инвестпрограмму, в том числе относительно «РЖД», это очень важно, разобраться с 2024– 2025 годами и утвердить у Президента эти цифры, если что-то ещё надо будет доработать. Мы говорили с Игорем Евгеньевичем Левитиным о том, чтобы многосортица в подходах в плане цифр отсутствовала. После этого останется только одно – жёстко скоординироваться по работе и контролировать.
Я не очень люблю, чтобы было много контролёров, лучше, чтобы было больше людей, которые работают. Но в этой ситуации контроль в Правительстве за соответствующим проектом будет установлен серьёзный. Поэтому у меня большая просьба: чтобы мы все подготовились, всё высказали. И когда пойдём по проекту, который напишем, по вопросам финансирования, – контроль будет жёсткий. И в «Инциденте», и Хуснуллин будет контролировать строительство, которое идёт. Попрошу всех, чтобы мы это время до финализирования всех параметров провели эффективно.
Всё, что необходимо, давайте ещё раз обсудим. Александр Валентинович (Новак), Вы по финальному решению старайтесь действовать жёстко и быстро. А с Андреем Рэмовичем Белоусовым я поговорю по поводу окончательного обсуждения всех параметров инвестиционной программы «РЖД».
Источник: http://government.ru/news/41679/