Михаил Мишустин посетил Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Новосибирский государственный университет создан 1 сентября 1959 года. За более чем 60 лет из стен НГУ вышло около 50 тысяч специалистов, свыше 7,5 тысячи из них защитили кандидатские диссертации, более 2,3 тысячи стали докторами наук. В Российскую академию наук избраны 77 выпускников НГУ.

В структуре НГУ шесть факультетов, три института, Высший колледж информатики, физико-математическая школа (СУНЦ НГУ), 117 кафедр, 13 научно-образовательных центров, 138 научных подразделений, 31 учебно-научный центр и лаборатории, медицинский центр, институт переподготовки и повышения квалификации, научная библиотека, издательско-полиграфический центр, два музея, два спортивных корпуса, бассейн, студенческий кампус, база учебных практик «Шира» (Республика Хакасия), база отдыха «Университетская».

Численность научно-педагогических работников – 3793 человека, в том числе профессорско-преподавательского состава – 2740 человек, научных работников – 1053. Среди научно-педагогических работников 79 академиков и членов-корреспондентов РАН, 1701 кандидат наук, 987 докторов наук.

Сегодня в университете учатся 9860 студентов, в том числе более 2,1 тысячи – из 55 зарубежных стран.

Математический центр в Академгородке – один из четырёх научных математических центров мирового уровня, созданных в рамках национального проекта «Наука». Принципиальным отличием этого центра, созданного в виде консорциума Новосибирского государственного университета и Института математики СО РАН, является его тесное сотрудничество и интегрирующая роль с другими отраслями науки и высокотехнологичного бизнеса, что в том числе обусловлено его расположением в Новосибирском научном центре.

В октябре 2020 года Наблюдательным советом вуза была утверждена Стратегия развития НГУ на период до 2030 года. В настоящее время завершена разработка комплексного мастер-плана развития территории университетского кампуса. Цель проекта – создание и развитие комфортной среды для образовательной и исследовательской деятельности, проживания и досуга, превращение территории кампуса НГУ в центр экосистемы новосибирского Академгородка. Важная часть концепции – благоустройство залесенной части кампуса, которая может быть включена в жизнь университета за счёт оздоровления и восстановления леса, благоустройства ключевых пешеходных маршрутов и создания прогулочного кольца со спортивными площадками и местами для отдыха с использованием экологических решений. В благоустройство территории и лесосбережение НГУ планирует вложить около 1 млрд рублей.

Из стенограммы:

Л.Некрасова (директор специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) НГУ): Михаил Владимирович, сейчас у нас в школе обучается примерно 500 учеников. Это ученики 9–11-х классов. Они оказались здесь не случайно. Эти дети прошли серьёзные испытания. Сначала заочные, а потом очные в летней школе. Это не было легко. География наша очень широка – от Урала до Дальнего Востока, чуть шире. Школа у нас очень хорошая, нас даже называют сибирским Хогвартсом, потому что мы получаем приглашения в летнюю школу – по аналогии с приглашением в школу волшебства. У нас тоже есть своё волшебство. У нас и трудности есть. Главная: срок интернатного содержания, которое сейчас бесплатное для всех, никто не платит ничего, – заканчивается к концу этого года.

М.Мишустин: Не заканчивается. Это просто так нормативно. Но он не закончится, это точно. Будет продлено, ребята, даже не думайте об этом.

Л.Некрасова: Что касается инфраструктуры, Вы видели, что у нас хорошая школа. Но мы переросли её. Это здание 1968 года постройки. Оно служит верой и правдой, но мы готовы увеличивать набор, готовы расти и развиваться.

М.Мишустин: Почему Людмила Андреевна так улыбается, ребята? Во-первых, она тоже когда-то выиграла олимпиаду в Кемеровской области – я-то знаю её биографию – и тоже сюда поступила. Тогда это называлось ФМШ – физматшкола. На самом деле таких школ пять: в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирская ФМШ, или СУНЦ (специализированный учебно-научный центр), так её называют. Но будет восемь.

Л.Некрасова: Всё правильно. Мы очень гордимся, что у нас в школе работают научные сотрудники и преподаватели вузов. Мы гордимся, что входим в вузовскую систему раньше. Это прямой вход, или лифт в науку. Нам очень важно, чтобы нормативный статус сети СУНЦ был закреплён, Михаил Владимирович. Это вопрос, я бы даже сказала, политический, это позволит нам стать опорой в развитии.

М.Мишустин: Уже законопроект готов, мы занимаемся этим вопросом, скоро он будет внесён в Думу. Я попрошу Валерия Николаевича Фалькова и коллег из Правительства держать это на контроле. У нас есть все соответствующие проработки, связанные с тем, чтобы вы именно этот статус имели и всё по-человечески чтобы было. Чтобы молодой человек или девушка, которые поступили и достойно сдали все экзамены, могли учиться. И чтобы все необходимые нормативы были, чтобы вы думали об учёбе, науке, свершениях, а не о каких-то совсем базовых вещах, которые, уверен абсолютно, мы решим.

Л.Некрасова: Спасибо большое. Михаил Владимирович, мы не случайно пригласили детей на встречу.

М.Мишустин: Я хотел вам сказать, ребята, у нас есть конкурс – «Лидеры России». И Людмила Андреевна была одной из победительниц этого конкурса.

И я, абсолютно откровенно говорю, случайно – а там всё по-честному, в этом конкурсе, – её выбрал в качестве наставника. Этот конкурс (его инициатором является Президент Российской Федерации) дал возможность ребятам, молодым людям – хотя там принимают участие совершенно разные и по возрасту, и по знаниям люди – для такого совершенно уникальнго социального лифта. И таким социальным лифтом, случайно совершенно, воспользовалась Людмила Андреева. Она была в своих желаниях очень скромна, но оказалось, что есть такая вакансия, и она была кандидатом, даже ничего делать не надо было, её с радостью выбрали. Я сейчас говорил с Павлом Владимировичем, директором Института ядерной физики, и они все очень были довольны. Я очень надеюсь, что Людмила Андреевна вместе с вами сделает большую работу, чтобы всё самое лучшее, самое современное было в вашем замечательном учебном заведении.

Л.Некрасова: Спасибо большое.

Михаил Владимирович, хочу представить Вам Льва Куращенко и хотела бы право первого вопроса ему передать.

Л.Куращенко (учащийся 11-го класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиад по математике и конкурса по математическому моделированию, член совета научной молодёжи): Михаил Владимирович, какие факторы, по Вашему мнению, являются определяющими в карьере человека? И особенно интересно, какое место занимает образование? Ведь Вы прошли богатый путь – от инженера до главы исполнительной власти.

М.Мишустин: Первое, Лев: образование – это основа. Все инвестиции человека в образование окупятся многократно, это то, что всегда будет самым ценным в жизни любого человека. Я в этом глубоко уверен. И в этом смысле базовое образование, фундаментальное образование, физматшкола или специализированные знания, которые вы сегодня постигаете, дадут вам возможность сделать мощный фундамент, опору, для того чтобы потом на этот фундамент или опору возвести всё, что вы хотите. Я имею в виду, что когда у вас будет фундаментальное, базовое образование, то вы сможете очень многое сделать. Знаете, иногда спрашивают, что важнее – инженер или, допустим, гуманитарий. Все, конечно, важны, но говорят в шутку: мы видели очень большое количество абсолютно уникальных и профессиональных финансистов и экономистов, которые получились из не очень хороших инженеров, но не видели ни одного, даже не очень хорошего, инженера, который бы получился из хорошего финансиста. Обратный переход невозможен. Поэтому, отвечая на твой вопрос, Лев, хочу сказать, что фундаментальные знания, которые сегодня вы закладываете, будут основой для всех ваших дальнейших успехов и свершений.

Л.Некрасова: Михаил Владимирович, познакомьтесь, пожалуйста: Екатерина Кулятина, тоже наша ученица.

М.Мишустин: Привет, Катя.

Е.Кулятина (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, член совета культоргов, организатор школьных мероприятий, победитель олимпиад по обществознанию): Здравствуйте, Михаил Владимирович! В продолжение Вашего ответа про профессии, хочу Вас спросить, какие образовательные направления Вы считаете самыми перспективными для абитуриентов в 2021 году? Будут ли это привычные для нас математика, физика, химия, или их смесь, или, может быть, гуманитарные и социальные науки?

М.Мишустин: Ну конечно, важнейшим, наверное, из направлений являются те базовые предметы, по которым вы сдаёте единый государственный экзамен, но для меня лично самыми важными являются математика, физика, химия и, конечно, русский язык. Мы не должны забывать о том, что, живя в России, мы должны, для того чтобы в принципе правильно описать любую задачу, любую проблему, хорошо говорить на родном языке. Поэтому это самое важное. Но никто не отменял и других, не менее значимых предметов. Но для фундаментальных, как я сказал, знаний хороши были бы вот такие правильные предметы.

Л.Некрасова: Спасибо. Михаил Владимирович, вопрос от Милы Третьяковой.

М.Третьякова (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиады по биологии, член совета командиров):  Михаил Владимирович, скажите, пожалуйста, был ли у Вас в школьные или студенческие годы опыт участия в предметных олимпиадах? И если да, то как Вы оцениваете пользу от участия в них для Вашего будущего, то есть учёбы в университете, работы, сторонних проектов?

М.Мишустин: Был. Нас в этом смысле поощряли, поэтому мы на все олимпиады ходили в своём городе, и городскую олимпиаду по математике я выиграл. Опыт этот нужен хотя бы для того, чтобы увлечься. У меня была учительница по математике, Лидия Никановна Бошаренкова, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. Она увлекала нас, что только ни делала, чтобы ребята любили математику, и практически все мои одноклассники любили математику. Хотя и было непросто получать пятёрки у неё. Но этот опыт, как я уже сказал, в первую очередь даёт интерес. Должно же быть интересно. У вас всех глаза горят. Я не знаю, кто из вас получится математик, физик или химик, но точно этот интерес рождают в том числе соревнования, когда вы участвуете в них и все условия честные. Там нельзя обмануть, что-то подстроить, и эти условия позволяют в честной борьбе выиграть, или стать призёром, или быть в десятке лучших – неважно. Это рождает желание работать больше и выиграть. А это желание, как правило, помогает вам иметь мотивацию для дальнейшего образования.

Л.Некрасова: Михаил Владимирович, познакомьтесь, пожалуйста, Леонид Подзоров. Он у нас в 10 классе учится.

Л.Подзоров (учащийся 10-го класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиад по математике и физике, член совета командиров)У меня скорее философский вопрос. Мне интересно узнать ваше мнение о том, что важнее – постоянно стремиться к каким-то высоким целям, преодолевать себя или для Вас важнее душевное спокойствие и наслаждение жизнью. И где граница между двумя этими вещами?

М.Мишустин: Хороший вопрос. А для тебя что важнее? Душевное спокойствие или какие-то важные цели?

Л.Подзоров: Сейчас для меня важнее цели. Ради этого я и поступил сюда.

М.Мишустин: Сам ответил. Ребята, самое важно  и сложное, мне кажется, вообще определить свою цель – целеполагание. Сформулировать, что ты хочешь в этой жизни. Это важный элемент, как ты сказал, философствования человека. То есть, если говорить о целеполагании, это очень важно. Когда ты сможешь сформулировать свою цель, то потом соответствующие стратегии, тактика, образование, которое необходимо получить, будут из этого следовать.

И мне кажется, что для любого человека, особенно для молодого человека, целеполагание, такое нормальное человеческое – это очень важный элемент. Может быть, кому-то и нравится почивать на лаврах, душевное спокойствие. Есть и такие люди. Главное, чтобы человек мог сам себе об этом сказать. Признаться себе в том, что, например, не хочет много работать, много учиться, постигать новые науки и знания. Но таких людей, я уверен, абсолютное меньшинство.

Е.Губина (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, член команды Турнира юных биологов, лауреат Международного научного студенческого конгресса, член совета командиров): Михаил Владимирович, ежегодно одиннадцатиклассники помимо ЕГЭ сдают выпускные научные экзамены СУНЦ, за успешную сдачу которых присуждается дополнительные 10 баллов, но в этом году из-за изменения в списке личных достижений, данные баллы отменили. Мы считаем, что это очень важный критерий для НГУ, как для исследовательского центра, поскольку он помогает отобрать наиболее перспективных выпускников, которые смогут построить блестящую карьеру в сфере науки.

Как Вы считаете, есть ли возможность на данном этапе вернуть каким-либо образом данные льготы?

М.Мишустин: Катя, я обязательно в этом разберусь. Поговорю с Валерием Николаевичем Фальковым, нашим министром по науке и образованию. И посмотрим, разберёмся. Их отменили в этом году только?

Е.Губина: Да.

М.Мишустин: Мы обязательно разберёмся и я тебе отвечу.

Л.Некрасова: Михаил Владимирович, познакомьтесь, пожалуйста, с Ильёй Овсянниковым. Передаю слово тебе, Илья.

И.Овсянников (учащийся 11-го класса СУНЦ НГУ, член совета командиров)Михаил Владимирович, мы в СУНЦ НГУ активно занимаемся научным исследованием. И многие ребята уже сейчас в школьные годы могут работать в роли лаборантов в различных организациях. Как Вы считаете, лучше уже сейчас вливаться в современные исследования или получить высшее образование и выходить в научную отрасль уже квалифицированным специалистом?

М.Мишустин: Лучше уже сейчас. Это абсолютно очевидно, потому что чем раньше ты придёшь и поймёшь, какие требования в научной организации или в учебной организации, в промышленности, здесь зависит от того, какую ты сферу выберешь, тем легче будет соответствующим образом и свои знания применять. Это очень важно иметь практическое понимание того, кем ты будешь работать. Это же сложно для молодых людей сегодня сформулировать. Я с ребятами вашего примерно возраста разговариваю на эти темы, встречаюсь и спрашиваю: «А ты куда хочешь»? – «Не знаю». Очень часто такой ответ. Вроде очень много направлений на сегодняшний день открыто, но вот это разъяснение очень важно. А именно на производстве или непосредственно там, где происходит процесс научного открытия, учебный ли процесс, ты сможешь понять, что тебе нужно.

И я бы рекомендовал обязательно не забывать и о том, чтобы, если есть такая возможность, проходить практику с самого раннего возраста, когда это возможно и когда это по закону можно.

Модератор: Михаил Владимирович, напротив Вас сидит Анастасия Сергеева.

М.Мишустин: Настя, привет.

А.Сергеева (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиады по химии, член совета научной молодёжи): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Сейчас в ежедневнике успешных людей всё расписано по минутам. Но в то же время мы можем увидеть их полными жизненных сил, и явно это достигается за счёт каких-то увлечений, хобби, которые придают им силы, вдохновляют на дальнейшие достижения. Скажите, есть ли у Вас такие увлечения? И какие именно?

М.Мишустин: У меня их несколько. В принципе я немного пытаюсь играть в хоккей, настольный теннис. Ещё есть ряд хобби, но сейчас, к сожалению, работа не позволяет серьёзно культивировать другие хобби. Мне кажется, спорт, книги – это основные хобби для людей очень занятых.

Ребята, я хотел бы, когда вы задаёте свои вопросы, чтобы вы говорили, откуда вы и какие олимпиады выиграли. Мне Людмила Андреевна сказала, что вы все – победители олимпиад, или во всяком случае большинство. Можно, те, кто задавал вопросы, в таком же порядке скажут, из каких они городов и весей? Лев?

Л.Куращенко: Я из Кемерова. Получил приглашение на участие во Всесибирской олимпиаде по физике, но больше занимаюсь конференциями, то есть у меня научные проекты инженерные.

М.Мишустин: Здорово.

Е.Кулятина: Я из Тюмени. Поступала по заочной школе ФМШ.

М.Мишустин: Ты окончила заочную физматшколу?

Е.Кулятина: Да, я училась в годовом курсе и потом получила приглашение в летнюю школу.

М.Третьякова: Я олимпиадница по биологии. Из Новосибирской области, из села. Меня пригласили по олимпиаде, и потом уже, учась в ФМШ, я тоже занимала призовые места на различных олимпиадах, участвовала в конференции по биологии.

М.Мишустин: Здорово.

Л.Подзоров: Я из Иркутска, поступил через летнюю школу, у меня есть диплом первой степени по физике… Участник регионального этапа всероссийской и заключительного Всесибирской олимпиады, но пока результат неизвестный.

Е.Губина: Я из Академгородка, участвовала в различных олимпиадах, турнирах. Но, наверное, большую часть моей жизни занимают научные исследования. Сначала это было изучение полиморфизма генов TRPM8 у коренных народов Севера.

М.Мишустин: Непросто ты сформулировала.

Е.Губина: А в этом году так получилось, что мы с моим научным руководителем, возможно, открыли новые маркеры рака желудка, исследовав ген у больных различными стадиями.

М.Мишустин: Онкомаркер, да?

Е.Губина: Да. И будем подтверждать эту гипотезу.

М.Мишустин: Удачи тебе.

И.Овсянников: Я из Новосибирска. Если говорить об олимпиадах, которые помогли мне попасть сюда, то позвали меня изначально по результатам Всесибирской олимпиады, а поехал я в итоге по олимпиаде Ломоносова.

М.Мишустин: Понятно. Настя?

А.Сергеева: Я из Йошкар-Олы. Это рядом с Татарстаном. Участвовала во многих олимпиадах, но сейчас переключилась на деятельность по турнирам.

М.Мишустин: По физике больше участвовала? По химии?

А.Сергеева: По химии. Я химик больше.

Н.Шаров (учащийся 11-го класса СУНЦ НГУ, член совета командиров)Я из Новосибирска. В физматшколу я попал по Всесибирской олимпиаде по физике. Но вообще больше в жизни я занимаюсь турнирной деятельностью. Турнирный активист, скажем так, участвую в турнире юных физиков. У меня отчасти с этим связанный вопрос. В России многие школьники участвуют в разного уровня олимпиадах, суть которых заключается в решении задач. И за это они получают большие льготы при поступлении. Однако многие школьники, которые участвуют в научных конференциях и турнирах, что требует много времени, сил и подготовки, не получают таких же льгот. Как Вы смотрите на эту ситуацию? Мне кажется, это в каком-то смысле неправильно …

М.Мишустин: Ты что предлагаешь? Убрать все льготы? Это то, о чём только что просила Катя (Е.Губина), – чтобы 10 баллов, которые присваивались, были. Вы с Катей договорились?

Н.Шаров: Мы с Катей вполне можем договориться.

Скажем так, до 2014 года участие, например, в турнире юных физиков, которым занимаюсь я, не просто участие – призёрство…

Л.Некрасова: Он победитель, он просто стесняется сказать. Это команда победителей турнира юных физиков.

Н.Шаров: В 2020 году в составе международной сборной России мы получили бронзовую медаль.

М.Мишустин: Мысль была, нужно ли иметь льготы всем ребятам, которые много занимаются, а не только олимпиадникам. Или не такая мысль была?

Н.Шаров: В том, чтобы такие же льготы вернуть.

М.Мишустин: Какие? Назови.

Н.Шаров: До 2014 года призёрство в личном зачёте на ежегодном Всероссийском турнире юных физиков давало возможность поступления без вступительных испытаний. После этого оно ещё два года давало 100 баллов за физику, соответственно. А после этого, поскольку в законодательстве изменилось определение понятия «перечневая олимпиада» (там добавилось несколько условий, которые не позволяют турниры юных физиков относить к перечневым олимпиадам), все льготы исчезли. Это резко снизило поток учащихся, которые замотивированы участвовать в турнирах. И для меня как турнирного активиста это важно. Помимо участия сейчас я планирую заниматься турниром после выпуска, тренировать свою команду, участвовать и так далее.

М.Мишустин: Вопрос сложный. Вопрос справедливости всегда сложный. Я не отвечу сразу. Надо посоветоваться. Я поговорю обязательно с Министром науки и высшего образования, чтобы посмотреть, как можно (ты абсолютно прав) поощрить ребят, которые намного больше времени тратят на то, чтобы не только предметом заниматься, который придётся сдавать потом при поступлении в колледж, высшее учебное заведение, в специальную физматшколу, но и создать команду, заниматься этим, чтобы прославить свой город, свой регион, Российскую Федерацию (особенно международников).

Мы обязательно такое поручение дадим и подумаем, что можно сделать. А ты, если можно, свои предложения, как и Катя, передай, пожалуйста, Людмиле Андреевне. Мы вместе с ней это обсудим.

Н.Шаров: Спасибо.

Д.Тищенко (учащийся 11-го класса СУНЦ НГУ, член совета научной молодёжи): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Тищенко Даниил, приехал из Челябинска. Я являюсь победителем и призёром множества предметных олимпиад.

М.Мишустин: Каких? Математика? Физика?

Д.Тищенко: Химия, физика, математика. Также участником, призёром и победителем таких соревнований, турниров и конференций, как МНСК и ТММ, а также автором станка поточного маркирования цинковых слитков.

М.Мишустин: ТММ – это теория механизмов и машин?

Д.Тищенко: Это турнир математического моделирования.

М.Мишустин: Ты сказал про станок, а ТММ была одна из наук про станки.

Д.Тищенко: Изобретателем станка для маркировки цинковых слитков на Челябинском цинковом заводе и автором технологии поточного маркирования для металлургии. Что помогло мне также стать победителем и призёром таких научных конференций, как, например, Балтийская научно-инженерная конференция. Я также являюсь, можно сказать, начинающим научным сотрудником – в институте ядерной физики я занимаюсь обслуживанием и модифицированием установки электронно-лучевой сварки. Теперь вопрос.

М.Мишустин: Ты серьёзный человек.

Д.Тищенко: Находясь в научной среде и общаясь с разными научными деятелями, мы с ребятами знаем, что многие молодые специалисты, перспективные научные кадры идут в бизнес и коммерцию во многом из-за того, что считают это более выгодным, не видят своего будущего в науке. Как Вы к этому относитесь?

М.Мишустин: Плохо. Я очень хочу, чтобы ребята, которые имеют потенциал, достаточный уровень образования и желание работать в науке, там оставались. Поэтому на сегодняшний день мы много чего делаем для того, чтобы заинтересовать ребят, молодёжь, выпускников оставаться в научных учреждениях. Для этого существует много различных видов поддержки. Может быть, не всё пока так хорошо, это непростая история. Но те самые гранты. Если ты знаешь, есть такой майский указ Президента, по которому соответствующий уровень оплаты труда должен быть как минимум, в зависимости от специальности и отраслей, выше, чем средняя заработная плата в регионах. Мы пытаемся сделать всё возможное, для того чтобы стимулировать работу молодых ребят, выпускников вузов в науке.

У тебя вариантов очень много. Ты уже и на заводе работал, и в институте ядерной физики. Уверен абсолютно, что ты выберешь правильное направление, и достойная оплата труда там тоже будет. Спасибо тебе за вопрос.

П.Пройденко (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиады по биологии и медицине, член совета научной молодёжи): Здравствуйте, Михаил Владимирович. Меня зовут Полина, я из Хабаровска, с Дальнего Востока. Поступила я сюда из заочной школы по химии. Потом ушла с головой в биологию, она меня увлекла очень сильно. Осваивалась в лаборатории в институте цитологии и генетики, потом написала парочку олимпиад. Вот в этом году на заключительной прошла тоже по биологии и медицине.

М.Мишустин: Парочку олимпиад. Это что означает? Выиграла?

П.Пройденко: Нет, заключительные ещё будут в конце марта.

М.Мишустин: Тебе удачи.

П.Пройденко: Спасибо большое. У меня такой вопрос. Вы обладаете большим жизненным опытом, в том числе управленческим. Как Вы считаете, каким образом стоит выстраивать отношения с людьми, чтобы взаимодействие с ними переросло в дружную команду? И нужно ли это в современных реалиях с учётом тенденции к индивидуализму?

М.Мишустин: Есть такие фундаментальные работы, как Карнеги, как заводить друзей и общаться. Но я тебе скажу, что в первую очередь к человеку надо относиться с любовью и уважением. Именно человеческое начало, или доброе отношение, – залог как товарищества, так и дружбы и создания хорошей команды. Наверняка ребята, которые в командах участвуют, знают, что это такое – настоящий друг. Это ровно то, почему Людмила Андреевна вернулась сюда. Ведь тот командный дух, который в физматшколе или СУНЦе, который сегодня здесь существует в таком виде, ей передался, он сюда её и вернул. Поэтому создание коллектива – вообще какая-то особая такая наука или искусство, но синергия между людьми, которая возникает, когда ты относишься с уважением, с любовью, – это замечательно. Но ещё, мне кажется, очень важно любить свою Родину, Отечество, свои истоки, и в этом смысле, ребята, вы сами представители этой команды – команды россиян, которые формируют её будущее. Спасибо тебе.

Т.Дугарнимаев (учащийся 11-го класса СУНЦ НГУ, член совета физоргов, организатор спортивных мероприятий): Меня зовут Тушин, я из Республики Бурятия. Я поступил сюда по всесибирской олимпиаде по физике, меня пригласили, я приехал и выучился в летней школе. Мне очень интересно узнать, чем Вы занимаетесь в свободное от работы время и какое место спорт занимает или занимал в Вашей жизни?

М.Мишустин: Спасибо тебе за этот вопрос. Времени не так много, но я стараюсь по утрам плавать практически каждый день, играть в хоккей, когда есть возможность, и в настольный теннис. К сожалению, времени не так много, но, мне кажется, спортом заниматься очень важно и нужно. Я сейчас специально, когда мы зашли с Людмилой Андреевной в вашу школу, дошёл до спортзала, открыл дверь, а там ребята играют в волейбол, причём классно играют. Вообще, наверное, думают, что в физматшколах ребята не очень спортивные, но судя по тому, как здорово играли в волейбол ваши ученики, мне кажется, что это не совсем так. А ты чем сам, Тушин, занимаешься?

Т.Дугарнимаев: Я на волейбол хожу. В субботу или воскресенье будут соревнования.

М.Мишустин: Удачи вам. И ребята, занимайтесь спортом обязательно, потому что спорт поможет вам в том числе решать задачи профессиональные и в учёбе, и потом в будущей работе.

Ю.Несговорова (учащаяся 11-го класса СУНЦ НГУ, организатор команды Всероссийского химического турнира школьников, член совета командиров и совета научной молодёжи): Здравствуйте, Михаил Владимирович.

М.Мишустин: Привет, Юля.

Ю.Несговорова: Меня зовут Юля Несговорова, я из Екатеринбурга. В летнюю школу я поступила по олимпиаде по химии и после этого писала тоже много достаточно олимпиад по химии. Мы стали победителями регионального этапа, и вот 13 марта пройдёт заключительный этап, всероссийский уже. Теперь перейдём к вопросу. Вы в своей жизни очень многого достигли. Как Вы считаете, ошибки на пути – это то, чего стоит избегать, или то, что, наоборот, помогает? И были ли в Вашей жизни ошибки, которые подталкивали Вас к развитию?

М.Мишустин: Глубокий вопрос. В жизни любого человека ошибки, если он развивается, подталкивают его к развитию, потому что обратная связь и осмысление того, что ты, может быть, не так сделал, позволяют тебе сделать выводы и пойти дальше. Вопросы у вас, ребята, непростые, философские, но я хочу сказать, что на ошибках учатся. Это известная банальная фраза, но она имеет большое значение. И тот человек, который сможет избежать ошибок для себя, используя знание, опыт других людей, он может гораздо быстрее и эффективнее добиться результатов. Мне кажется, не надо бояться ошибок, нужно точно делать выводы и идти вперёд.

Юля: Спасибо.

М.Мишустин: Спасибо тебе за вопрос.

Т.Шевцов (учащийся 11 класса СУНЦ НГУ, победитель олимпиады по химии): Здравствуйте. Меня зовут Шевцов Тимур, я приехал сюда с юга Красноярского края. Я поступил в летнюю школу вольнослушателем.

В данное время молодые перспективные кадры зачастую стараются уехать из страны и начинать работать за границей. Я думаю, что они себе ставят такую цель, как заработок, но они не понимают, что здесь, возможно, есть какие-то институты, которые позволят продвинуться в карьерном плане или в ведении научной деятельности. И вот вопрос: почему так происходит и, как Вы думаете, нужно ли пытаться сокращать количество таких случаев?

М.Мишустин: Первое. Тимур, ну в первую очередь я считаю, что человек должен быть свободен в своём выборе. У нас же нет каких-то специальных искусственных ограничений для того, чтобы ребята, которые захотят попробовать свои силы в том числе и за рубежом, не могли туда уехать. Но то, что абсолютно точно нужно формировать в этом смысле повестку у себя, в России, – это точно. У нас есть огромное количество замечательных мест, научных заведений, предприятий, где можно работать, найти свою работу. А вот социальные лифты, которые для этого необходимы, иногда, наверное, не очень хорошо работают. Потому что ребята задавали вопрос: если ты выиграл олимпиаду, создал свою команду и знаешь, что делать, какие могут быть в этом смысле подвижки, чтобы ты получил хорошую работу, получил хорошее место? Информация об этом – это важный элемент того, чтобы у тебя была свобода выбора. Я за свободу выбора, за то, чтобы ты мог выбрать. Но поверь мне, есть огромное количество мест, где можно не просто найти интересную работу, хорошо оплачиваемую, но и работать с самыми современными открытиями, самыми интересными технологиями. В этом смысле я уверен абсолютно, что Россия – уникальная страна, и желаю тебе, чтобы ты тоже нашёл здесь своё место, где тебе будет интересно и достойно.

Л.Некрасова: Михаил Владимирович, я позволю себе от имени всех поблагодарить Вас. Это на самом деле даже больше, чем мы ожидали.

М.Мишустин: Я, ребята, вам скажу, что я с огромным удовольствием и ожиданием ехал сюда. В своё время у меня была возможность учиться в физматшколе в Москве, в Колмогоровской, но так случилось, что я этим не воспользовался. Хочу вам всем пожелать удачи. Вы абсолютно точно одни из лучших, я скажу так. И абсолютно точно у вас всё получится, если будете работать, если сформулируете своё целеполагание. У вас замечательный директор – Людмила Андреевна. Я абсолютно уверен, что с ней у вас ещё лучше всё получится.

Ребята, я хочу ещё вас обрадовать. Мы с Людмилой Андреевной коротко пока в течение месяца общались по поводу всех условий, в которых вы живёте. И принято решение, что будет построен для вас новый учебный корпус, где будет общежитие, где будет лаборатория. И всё это мы в ближайшее время начнём реализовывать. Более того, я обещаю, что возьму это на личный контроль. Я об этом ещё доложу Президенту Российской Федерации, который поддерживает все абсолютно начинания, связанные в том числе с социальными лифтами.

И конкурс «Лидеры России» – это как раз такая цепочка, по которой мы сможем точно помочь всем ребятам, во всяком случае будем стараться помочь большинству тех, кто учится в таких специальных школах. Их будет восемь, сейчас их пять. И ваш новый кампус физматшколы с досуговым центром будет построен.

Я думаю, это хорошая новость. Вы, наверное, уже не успеете этим воспользоваться, но вы ребят будете готовить и агитировать поступать сюда. И честный конкурс, которым отличаются все физматшколы, будет также здесь.

Реплика: Эта школа стала для нас родным местом, и мы очень рады, что у школы будут такие возможности и многие перспективные ученики смогут реализовываться.

М.Мишустин: Может быть, вы потом вернётесь сюда преподавать и помогать. Ребята, удачи. Вот это то, что я хотел сказать.

Материал доступен по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0
Источник: http://government.ru/news/41671/