Оперативное совещание с вице-премьерами
Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Коллеги, добрый день! Начался четвёртый год Десятилетия детства, которое проводится по инициативе Президента. Утверждён план мероприятий в рамках Десятилетия детства на ближайшие семь лет, всего их около 130. Они охватывают все вопросы, которые касаются наших маленьких граждан, начиная от их здоровья и заканчивая безопасностью. Продолжим поддерживать родителей и опекунов, расширять существующие меры, чтобы больше семей могли улучшить своё материальное положение и жилищные условия.
Будем также повышать доступность современного образования, совершенствовать систему оказания медицинской помощи детям и питания учеников в образовательных организациях. В каждом регионе должны быть комфортные школы и детские сады, возможности для занятий творчеством и спортом, посещения секций и кружков.
Отдельное внимание – ребятам с ограничениями по здоровью, а также тем, кто остался без попечения родителей. Будет усовершенствована система опеки и попечительства, автоматизирован учёт нуждающихся в жилье, расширены формы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.
Предстоит большая работа, требующая слаженных и скоординированных действий министерств и ведомств, всех уровней власти, участия общественных организаций и, конечно, родителей. Ведь эти вопросы касаются наших детей, а значит, того, как будет развиваться страна.
Теперь – о поддержке предпринимателей. Правительство продлит ещё на 12 месяцев действие ряда лицензий и разрешений, которые истекают в этом году. Соответствующее постановление подготовлено. Такая мера поддержки во время распространения коронавируса показала свою эффективность. Были перенесены сроки действия в отношении более чем 41 тыс. лицензий и свыше миллиона иных разрешений. Это позволило прежде всего защитить здоровье людей, а бизнесу – снизить издержки по переоформлению документов и продолжить работу. В этот раз мера «лицензии автоматом» коснётся порядка 10 сфер, что позволит не только продолжить работу в рамках прежних разрешительных документов, но и более плавно распределить нагрузку, связанную с необходимостью их переоформления.
Ещё одна тема, которую считаю важной. Правительство ведёт работу над новой редакцией Стратегии развития лесного комплекса на ближайшие девять лет с учётом задач и поручений, которые перед нами поставил Президент. В течение этого года предстоит в пилотном режиме выстроить взвешенную и сбалансированную систему полномочий в сфере лесного надзора между органами власти всех уровней. При этом необходимо стимулировать предпринимателей к созданию мощностей по глубокой переработке древесины. Правительство предусмотрело для малого и среднего бизнеса, который работает в сфере заготовки леса, возможность получения льготного кредита на модернизацию производства.
Важно, чтобы предприниматели уже в этом году могли начать работу по обновлению основных фондов и созданию мощностей по глубокой переработке. И на экспорт из России шло не сырьё и продукция низкого передела, а мебель, фанера, картон и другая продукция с высокой добавленной стоимостью. А бизнес был заинтересован вкладываться в том числе в деревянное домостроение или производство альтернативных видов биотоплива.
Виктория Валериевна (обращаясь к В.Абрамченко), доложите, пожалуйста, как идёт работа над новой редакцией стратегии.
В.Абрамченко: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Правительством подготовлена обновлённая Стратегия развития лесного комплекса до 2030 года. Это часть большой системной работы, которую мы проводим во исполнение поручений Президента по декриминализации и по развитию лесного комплекса.
Стратегия впервые объединила две составляющие – экономическую, которая связана с переработкой леса, и природоохранную, экологическую, связанную с воспроизводством лесных ресурсов. Удалось сбалансировать интересы лесного хозяйства и лесной промышленности. Наша цель – сформировать экономически эффективную отрасль. Остановлюсь на основных направлениях этого документа.
Первое. Это повышение прозрачности отрасли за счёт цифровизации, внедрения отраслевых информационных систем. В единой государственной информационной системе мы связываем все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке и складирования до переработки или вывоза за пределы Российской Федерации.
При выявлении нестыковок в сведениях об объёме заготовки или в других характеристиках сделки с древесиной будут невозможны. На первом этапе мы уже модернизировали существующую информационную систему – ЛесЕГАИС. С 1 января этого года проводится эксперимент по внедрению системы прослеживаемости за движением древесины, и к этому эксперименту уже подключились крупнейшие участники рынка.
На втором этапе мы планируем создать единый электронный лесной реестр, который объединит сведения о качественных, количественных характеристиках как лесов, так и лесных земель. Таким образом, цифровизация отрасли позволит навести порядок в данных об использовании лесов и лесных ресурсов, обеспечит прозрачность оборота лесоматериалов, поможет эффективно пресекать серые схемы торговли лесоматериалами и древесиной.
Второе. Внедрение федерального лесного надзора для предотвращения лесонарушений. Мы планируем наделить Рослесхоз надзорной функцией в отношении лесов. В субъектах Российской Федерации появятся главные федеральные государственные лесные инспекторы. Мы усилим материально-техническое оснащение сотрудников лесной охраны, они смогут использовать беспилотные летательные аппараты, материалы дистанционного зондирования Земли, фото- и видеофиксации, анализировать информацию о лесопользовании с помощью доступа к данным различных государственных информационных систем. Это позволит значительно снизить ущерб от незаконных рубок и других лесонарушений, которые достигают в год несколько десятков миллиардов рублей.
Третье. Стратегия закрепляет переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. Это означает, что мы повышаем экономику заготовки древесины не за счёт вовлечения в рубку новых лесных земель, а благодаря эффективной организации выборочных рубок и уходу за лесами. Прогрессивные технологии ухода за лесом позволят получить в два раза больше древесины с единицы площади при одновременном достижении заданных параметров воспроизводства лесов.
Четвёртое. Стратегия нацелена на изменение ситуации в лесном планировании и лесоустройстве. Планируется передать функции по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральный уровень, повысить интенсивность лесоустроительных работ, установить требования к исполнителям и их ответственность за проделанную работу. Таким образом, к 2030 году обеспечим актуальными материалами лесоустройства всю территорию экономически доступных лесов России, это порядка 300 млн гектаров. Это позволит эффективно управлять лесами, повысить доходность от использования лесных ресурсов и обеспечить планирование лесохозяйственных мероприятий.
Пятое. Одно из важнейших направлений новой стратегии – пересмотр подходов к восстановлению лесов. Мы уже накопили более 35 млн гектаров, на которых не проведено лесовосстановление, и ежегодно опаздываем на 450 тыс. гектаров. Данную ситуацию необходимо переломить. Поэтому в стратегии предусматриваем усиление роли региональных государственных лесохозяйственных учреждений, которые должны стать профессиональными исполнителями лесохозяйственных работ, в том числе работ по компенсационному лесовосстановлению. Это позволит уже к 2024 году качественно восстанавливать 100% вырубленных или погибших лесных насаждений.
Шестое. Мы должны обеспечить эффективный контроль за лесопользованием и обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе. Лесопромышленники уже сегодня жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект. Поэтому мы предусматриваем поэтапную централизацию полномочий по предоставлению лесных участков, в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов. Кроме того, пересмотрим правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверим ранее заключённые договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, которые имеют мощности по переработке древесины.
Седьмое. Новые меры стимулирования для развития инфраструктуры. При реализации крупных инвестиционных проектов предусматриваем меры поддержки для строительства инфраструктуры, например лесных дорог. Это позволит повысить доступность лесов, в том числе для борьбы с лесными пожарами на удалённых территориях.
Восьмое. Стимулирование спроса на продукцию из древесины внутри страны. При переориентации промышленности на создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, а не на вывоз круглых лесоматериалов необходимо заложить меры стимулирования спроса на продукцию из древесины. Одной из мер станет развитие деревянного домостроения, о чём Вы сказали, Михаил Владимирович, за счёт строительства жилых домов и объектов социально-культурного назначения с использованием деревянных конструкций в объёме не менее 20%. Ещё один пример – это развитие альтернативной энергетики и зелёной экономики в части использования отходов лесной промышленности в качестве биоэнергетического сырья. В отдалённых регионах это будет способствовать переводу муниципальных котельных с мазута и угля на альтернативные древесные виды биотоплива, такие как пеллеты.
Девятое. В увязке с федеральным проектом «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» предусматриваем мероприятия по научно-технической модернизации лесного комплекса. Научная составляющая крайне важна для объективной оценки роли российских лесов и их вклада в поглощение углерода, регулирование климатических процессов и достижение глобальных целей Парижского соглашения.
Реализация стратегии позволит существенно изменить ландшафт лесного комплекса. Благодаря системе комплексных мер произойдёт увеличение доходности отрасли за счёт создания наиболее благоприятных условий для внутренней переработки лесных ресурсов и потребления продукции, как следствие – увеличение вклада лесного сектора в ВВП страны вдвое от сегодняшнего уровня. В целом добавленная стоимость, создаваемая лесным комплексом, должна возрасти более чем на 70%.
Предлагаемые подходы в совокупности с мерами по ограничению экспорта круглых лесоматериалов и продукции низкого передела должны сформировать новый облик отечественного рынка товаров и услуг лесного комплекса. Мы сможем увеличить объёмы производства пиломатериалов на 55%, древесно-стружечных плит – на 30%, фанеры – на 40%, бумаги и картона – на 30% и деревянных домокомплектов – на 60%. При этом мы сохраним и восстановим лесные ресурсы – достояние и гордость нашей страны. Лесистость территории Российской Федерации возрастёт на 3%.
Предлагаемая редакция стратегии, в отличие от действующей, содержит ежегодные показатели, о достижении которых ответственные федеральные органы будут регулярно докладывать в Правительство. На основании этих данных мы сможем оперативно принимать решения и корректировать государственные меры поддержки для выполнения всех показателей.
Михаил Владимирович, для проработки стратегии мы привлекали все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, нашу науку. Дополнительно запросили мнение коллег из ФСБ России, Счётной палаты, Федерального Собрания и из субъектов Российской Федерации.
После рассмотрения стратегии на заседании Правительства подготовим детальный план по её реализации.
М.Мишустин: Спасибо, Виктория Валериевна. Надо, конечно, оперативно доработать документ, чтобы мы могли его рассмотреть уже в четверг на заседании Правительства.
Перейдём к обсуждению сегодняшней повестки.
Источник: http://government.ru/news/41382/